Технологическая карта открытого урока окружающего мира «Полезные ископаемые» (3 класс)

3
1
Материал опубликован 2 April 2017

МБОУ Мальчевская СОШ

Технологическая карта открытого урока

по теме:

«Полезные ископаемые»

3 класс

Учитель: Пилипенко Ирина Ивановна

2017год

Предмет: Окружающий мир

Класс:3 класс

Тип урока: ОНЗ

Учитель: Пилипенко Ирина Ивановна

Технологическая карта открытого урока по теме « Полезные ископаемые»

Тема

«Полезные ископаемые»

Цели

Образовательные: Сформировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых.

Развивающие: Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природным богатствам Формировать УУД:

- Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Познакомятся с группами полезных ископаемых и их представителями, научатся определять свойства полезных ископаемых, узнают способы добычи и применение полезных ископаемых.

Личностные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, презентацию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные).

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

УМК «Школа России». Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс, 2 часть, с.46 - 50

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. 2 часть, с. 28 - 31

Презентация на тему: «Полезные ископаемые»

Образцы полезных ископаемых, ручки, маркеры, предметы для практической работы(керосин в бутылке, глиняный горшок, металлическая тёрка, цветные мелки); воздушные шарики, палочки для шаров.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

План урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Постановка учебной задачи

4. «Открытие» нового знания

5. Физ. минутка

6. Усвоение новых знаний

7. Практическая работа

8. Итог

9. Закрепление

10. Рефлексия

11. Домашнее задание

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд

УУД

1. Организационный момент(1 мин)

Цель:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

- Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории по изучению полезных ископаемых, поэтому вы разделились на группы. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.

Но, сначала, каждая группа выберите и надуйте свой воздушный шарик.

- Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.

Внимательно слушают, рассаживаются по группам. Выбирают шарик и надувают его. Дарят улыбки друг другу.

 

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД).

2. Актуализация знаний(3 мин)

Цель:

- актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала :наблюдения, сравнения, аналогии;

- Уважаемые сотрудники, давайте вспомним, какие природные богатства мы изучали на прошлом уроке?

- Сейчас вы покажите работоспособность своей группы, я каждой группе дам одинаковые карточки с вопросами.

- Проверяем ответы.(Животные, воздух, растения, почва, вода)

Отвечают на вопросы (воздух, почва, вода, растения, животные, полезные ископаемые)

Работа по карточкам

Сравнивают со своими ответами.

 

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

3. Постановка учебной задачи

(2 мин)

Цель:

- постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

- уточнение и согласование темы урока;

- определение средства (алгоритм);

- формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

-Скажите, пожалуйста, какое природное богатство мы не назвали?

- Итак, коллеги, переходим к теме урока. На этом уроке вы узнаете, что мы называем полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают, какие полезные ископаемые добывают в нашей местности.

- Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на проблемный вопрос.

Проблема: «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»

Предметы исследования: полезные ископаемые.

Предположения 1) да, можно; 2) нет, нельзя.

Полезные ископаемые

Слушают.

На доске открывается тема урока

Организация постановки цели урока детьми.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

4. «Открытие» нового знания

(15 мин)

Цель:

- реализация построенного проекта в соответствии с планом;

- фиксация нового способа действия в речи;

- фиксация преодоления затруднения;

- уточнение общего характера нового знания; заполнение таблицы.

Фронтальная беседа:

- А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

- А из чего делают автомобили, самолёты?

- Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка;

чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий.

- Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них?

- Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

- А почему они полезные?

- Откройте учебники на с.46, прочитаем, что такое полезные ископаемые.

- Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

- Правильно, это горючие полезные ископаемые, потому что они горят и дают тепло. Всё это разные виды ископаемого топлива.

- Откройте рабочую тетрадь на с.29 и отметьте в таблице, природные ископаемые, которые служат топливом.

- Проверяем, какие полезные ископаемые служат топливом?

-Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

- Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды – чугун, сталь, из медной– медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

- Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

- Отметьте в таблице полезные ископаемые, которые применяются для получения металлов.

- Что вы отметили?

- Молодцы.

- Какие полезные ископаемые из таблицы у нас остались?

- Как вы думаете, как они называются?

- Почему?

- Отметьте это в таблице.

- Все полезные ископаемые добывают из – под, земли, но сначала геологи отыскивают месторождения полезных ископаемых.

- Давайте прочитаем в учебнике на с.48, как добывают полезные ископаемые.

- Посмотрите, это карьер.

- Как вы думаете, что там добывают?

- Посмотрите, это шахта.

- Как вы думаете, что там добывают?

-Посмотрите, это буровые установки, которые бурят скважины.

- Как вы думаете, что там добывают?

- Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности.

- Теперь пора отдохнуть.

Кирпич, глина, песок, цемент, доска и т. д.

Железо, чугун, медь и т.д.

Горючее (керосин, бензин и т.д.)

Нужны для экономики страны.

Работа по учебнику.

Уголь, торф, нефть, природный газ.

Работа с таблицей по рабочей тетради

Нефть, природный газ, каменный уголь.

Один ученик одевает другого

Отвечают.

Работа с таблицей по рабочей тетради

Железная руда

Глина, известняк, песок.

Строительными

Применяются в строительстве

Работа по учебнику

Глина, песок, известняк

Гранит, каменный уголь, железная руда

Нефть и природный газ

Песок, глина, известняк

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Уметь добывать новые знания находить ответы на вопросы, используя учебник, презентацию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

(Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в речи;

Слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД)

Уметь работать по коллективно составленному плану

(Регулятивные)

5. Физ. минутка.

(1 мин)

- Как идёте? – Вот так!

- Как бежите? – Вот так!

- Как вы спите? – Вот так!

- Как даёте? – Вот так!

- Как берёте? – Вот так!

- Как шалите? – Вот так!

- Как грозите? – Вот так!

- Повторите!

- Как идёте? – Вот так!

- Как бежите? – Вот так!

- Как вы спите? – Вот так!

- Как даёте? – Вот так!

- Как берёте? – Вот так!

- Как шалите? – Вот так!

- Как грозите? – Вот так!

- Как сидите? – Вот так!

 

Слайд8-15

 

6. Усвоение новых знаний

(5 мин)

Цель:

- организовать закрепление знаний о полезных ископаемых

Загадки:

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

- Найдите её, рассмотрите, опишите .

- Где её применяют?

- Как её добывают?

Он, очень нужен, детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

- Найдите его, рассмотрите, опишите .

- Где его применяют?

- Как его добывают?

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль.

- Найдите его, рассмотрите, опишите .

- Где его применяют?

- Как его добывают?

Если встретить на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу.

- Найдите её, рассмотрите, опишите .

- Где её применяют?

- Как её добывают?

Она варилась долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи.

- Найдите её, рассмотрите, опишите .

- Где её применяют?

- Как её добывают?

Этот мастер белый- белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

- Найдите его, рассмотрите, опишите .

- Где его применяют?

- Как его добывают?

Нефть

Жидкая, чёрная

Служит топливом

При помощи буровой установки

Песок

Сыпучий, жёлтый

В строительстве

В карьере

Каменный уголь

Прочный, чёрный

Служит топливом

В шахте

Глина

Рыхлая, коричневая

В строительстве

В карьере

Железная руда

Твёрдая , прочная

Применяется при получении металлов

В шахте

Известняк

Белый, хрупкий

В строительстве

В карьере

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Уметь оформлять свои мысли в устной речи; слушать и понимать речь других.

(Коммуникативные УУД)

Способствовать к самооценке

(Личностные УУД)

7.Практическая работа

(10 мин)

Цель:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

- организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;

Работа в тетради с.28 №2

(стр.15 №1)

- А сейчас мы проведём практическую работу по группам .В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования.

Но вы должны, пользуясь своими знаниями, определить это полезное ископаемое. Для этого я вам дам предмет, а вы должны сказать из какого, полезного ископаемого сделан этот предмет.

Керосин

Глиняный горшок

Металлическая тёрка

Цветные мелки

Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в рабочую тетрадь на с.28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. Даю время на исследование и запись результатов

ПЛАН

1.Название природного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое.

3. Прочное или хрупкое.

4. Цвет.

5. Месторождение

6. Применение.

- Делаем вывод: Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему?

Работа в группах

Изучают предметы

Нефть

Глина

Железная руда

Известняк

Группы работают по плану.

Выступление каждой группы

Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно

Слайд 22

Слайд 23

Уметь выполнять работу по предложенному плану

(Регулятивные)

Способствовать к самооценке на основе успешности учебной деятельности

(Личностные)

8. Итог

(2 мин)

Цель:

- умение обобщать свои знания и делать выводы

- Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без полезных ископаемых

- Вы все, ребята, правы: наша экономика не может обойтись без полезных ископаемых.

Ответы детей

Нет, нельзя, потому что полезные ископаемые нужны для строительства; служат топливом; применяются для получения металлов.

Слайд 24

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

(Регулятивные)

9. Закрепление

(3 мин)

Цель: - фиксация нового содержания, изученного на уроке

- Вы хорошо работали на уроке. А сейчас ответьте мне на вопросы.

- Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

- Какие из полезных ископаемых служат топливом?

- Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

- Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

- Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности.

Внимательно слушают, отвечают.

 

Уметь оценивать правильность выполнения действий на уроке.

(Регулятивные)

10. Рефлексия

(2 мин)

Цель: - оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;


 

- А теперь каждый из вас оцените свою активность (работу в группе) и изобразите своё настроение смайликом – нарисуйте его на вашем шарике . Понравилось ли тебе работать в группе, вместе?

Рисуют на шарике своё настроение

 

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

(Личностные УУД)

11. Домашнее задание

(1 мин)

- Прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые» с.46 – 50; в рабочих тетрадях выполнить № 4,5 с.30

Записывают в дневники

Слайд 25

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хороший урок.

2 April 2017