Технологическая карта по биологии в 9 классе на тему «Изменчивость»

1
0
Материал опубликован 2 December 2020 в группе

Конспект урока по биологии в 9 классе по ФГОС

Изменчивость

Технологическая карта урока



Предмет: биология

Класс 9

Базовый учебник: Данилов С.Б. «Биология» М.: ООО Русское слово – учебник, 2015. – 344 с

Тема урока: Изменчивость

Цель урока: формирование представлений о модификационной и наследственной изменчивости их значении для организмов

Задачи:

Обеспечить достижение предметных результатов обучения: давать определение понятий: изменчивость: ненаследственная (модификационная), наследственная (комбинативная и мутационная). Норма реакции. Мутагены

Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между терминами и их определениями, развитие навыков самых исследовательской деятельности.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий по готовому плану, самостоятельно оценивать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные УУД: воспринимать информацию на слух, грамотно строить речевые высказывания и формулировать вопросы.

Обеспечить достижение личностных результатов обучения: познавательный интерес к биологии. Осознание важности научных исследований для развития науки. Представления о наследственности и изменчивости как неразрывно связанных процессов. Понимание причин высшего некоторых признаков и свойств организма. Принятие гибридологического метода изучения наследственности как главного методы генетики, дающего возможность анализировать наследование отдельных признаков и свойств. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим. Определение жизненных ценностей. Ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся

Формы, методы: наглядные, словесные, практические, проблемные методы.

Технология: проблемного обучения

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, тетрадь.

Система понятий: изменчивость: ненаследственная (модификационная), наследственная (комбинативная и мутационная). Норма реакции. Мутагены

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Контроль

1

Организационно-мотивационный


1.1

Организационный момент

Приветствует учащихся, побуждает учащихся проверить готовность учебных принадлежностей к уроку.


Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей на парте.


1.2

Проверка знаний пройденного материала

Ребята, какой большой раздел учебного материала вы изучаете? (Наследственность и изменчивость).

1) А какая наука занимается изучением этих явлений? (генетика).

2) Давайте вспомним, как звучит определение этой науки.

Генетика – это наука, которая изучает закономерности наследственности и изменчивости организмов.


Отвечают на первый и второй вопрос

Индивидуально дают ответы и определения

1.3

Постановка цели урока

Перечислите, основные свойства живого организма? (дыхание, питание, выделение, обмен в-в и энергии, ….. наследственность, изменчивость, эволюция …)

Что такое наследственность? (способность организма передавать признаки из поколения в поколение)

Что такое изменчивость? ( Способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства)

Сегодня мы будем изучать изменчивость

3) схема изменчивости на слайде

1) перечисляют основные свойства живого


Формулируют задачи урока

Беседа

2.

Операционно - технологический


2.1

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала (правил, понятий, алгоритмов…)

Изменчивость – это общее свойство живых организмов приобретать новые признаки и свойства в процессе индивидуального развития.

Различают ненаследственную ( модификационную) и наследственную ( генотипическую) изменчивость.

Ненаследственная изменчивость

Модификационная (фенотипическая) изменчивость — изменения в организме, связанные с изменением фенотипа вследствие влияния окружающей среды и носящие в большинстве случаев адаптивный характер. Примеры (загар под влиянием ультрафиолетовых лучей) смена окраски шерсти у некоторых млекопитающих при изменении погодных условий (например, у зайца). Различное строение подводных и надводных листьев у водяного лютика, стрелолиста. Разбор задач

Наследственная изменчивость

Наследственная изменчивость (генотипи́ческая изменчивость) обусловлена возникновением разных типов мутаций и их комбинаций, которые передаются по наследству и впоследствии проявляются у потомства.

Бывает мутационной и комбинативной

Комбинативная изменчивость – в основе которой лежит образование рекомбинаций, то есть таких комбинаций генов, которых не было у родителей. В ее основе лежит половое размножение. ( пример комбинативная изменчивость рогов у косули)

Мутационная изменчивость – выражается в появлении новых свойств и признаков организма в результате возникновения мутаций.

Мутации — это наследуемые изменения генетического материала, приводящие к изменению тех или иных признаков организма. ( примеры коротконогая овца, отсутствие оперения на шее у петуха, полидактилия у человека) Бывают мутации:

t1606880127aa.jpg

Генные мутации - результат изменения нуклеотидной последовательности в молекуле ДНК ( примеры серповидноклеточная анемия, фенилкетонурия)

Хромосомные мутации - изменение строения хромосом: выпадение участка, удвоение участка, поворот участка на 180 градусов.

( заболевания острого лейкоза у детей)

Геномные мутации - это изменение числа хромосом в геноме клетки.

Полиплоидия – кратные изменения (в несколько раз, например, 12 → 24). У животных не встречается, у растений приводит к увеличению размера.

Анеуплоидия – изменения на одну-две хромосомы. Например, одна лишняя двадцать первая хромосома приводит к синдрому Дауна

Генеративные мутации – возникают в половых клетках и не оказывают влияния на признаки данного организма, а проявляются только в следующем поколении.

Соматические мутации - возникают в клетках тела и проявляются у данного организма, а потомству при половом размножении не передаются. Пример соматических мутаций у млекопитающих – изредка встречающееся черное пятно на фоне коричневой окраски шерсти у каракулевых овец.


Записывают определения










Устно, фронтальный опрос, записывают в тетрадь










Слушают учителя
















Пишут в тетрадь обозначения

2.2

Усвоение ЗУНов и УУД

Заполнить сравнительную таблицу

Название изменчивости

Характеристика

Примеры





















Заполняют таблицу самостоятельно

Индивидуально

3

Рефлексивно - оценочный


3.1

Рефлексия деятельности

Какие задачи были сегодня поставлены на уроке? Выполнили ли мы эти задачи? Какие основные понятия были изучены?

Обучающиеся проводят рефлексию

Беседа

3.2

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

Задает работу на дом

(Параграф 25, вопросы устно в конце параграфа)

Записывают домашнее задание







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.