Технологическая карта по биологии в 9 классе на тему «Изменчивость»
Конспект урока по биологии в 9 классе по ФГОС
Изменчивость
Технологическая карта урока
Предмет: биология
Класс 9
Базовый учебник: Данилов С.Б. «Биология» М.: ООО Русское слово – учебник, 2015. – 344 с
Тема урока: Изменчивость
Цель урока: формирование представлений о модификационной и наследственной изменчивости их значении для организмов
Задачи:
Обеспечить достижение предметных результатов обучения: давать определение понятий: изменчивость: ненаследственная (модификационная), наследственная (комбинативная и мутационная). Норма реакции. Мутагены
Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между терминами и их определениями, развитие навыков самых исследовательской деятельности.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий по готовому плану, самостоятельно оценивать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные УУД: воспринимать информацию на слух, грамотно строить речевые высказывания и формулировать вопросы.
Обеспечить достижение личностных результатов обучения: познавательный интерес к биологии. Осознание важности научных исследований для развития науки. Представления о наследственности и изменчивости как неразрывно связанных процессов. Понимание причин высшего некоторых признаков и свойств организма. Принятие гибридологического метода изучения наследственности как главного методы генетики, дающего возможность анализировать наследование отдельных признаков и свойств. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим. Определение жизненных ценностей. Ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности учащихся
Формы, методы: наглядные, словесные, практические, проблемные методы.
Технология: проблемного обучения
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, тетрадь.
Система понятий: изменчивость: ненаследственная (модификационная), наследственная (комбинативная и мутационная). Норма реакции. Мутагены
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Контроль | |||||||||||||||||||||||
1 | Организационно-мотивационный | | |||||||||||||||||||||||||
1.1 | Организационный момент | Приветствует учащихся, побуждает учащихся проверить готовность учебных принадлежностей к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей на парте. | | |||||||||||||||||||||||
1.2 | Проверка знаний пройденного материала | Ребята, какой большой раздел учебного материала вы изучаете? (Наследственность и изменчивость). 1) А какая наука занимается изучением этих явлений? (генетика). 2) Давайте вспомним, как звучит определение этой науки. Генетика – это наука, которая изучает закономерности наследственности и изменчивости организмов. | Отвечают на первый и второй вопрос | Индивидуально дают ответы и определения | |||||||||||||||||||||||
1.3 | Постановка цели урока | Перечислите, основные свойства живого организма? (дыхание, питание, выделение, обмен в-в и энергии, ….. наследственность, изменчивость, эволюция …) Что такое наследственность? (способность организма передавать признаки из поколения в поколение) Что такое изменчивость? ( Способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства) Сегодня мы будем изучать изменчивость 3) схема изменчивости на слайде | 1) перечисляют основные свойства живого Формулируют задачи урока | Беседа | |||||||||||||||||||||||
2. | Операционно - технологический | | |||||||||||||||||||||||||
2.1 | Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала (правил, понятий, алгоритмов…) | Изменчивость – это общее свойство живых организмов приобретать новые признаки и свойства в процессе индивидуального развития. Различают ненаследственную ( модификационную) и наследственную ( генотипическую) изменчивость. Ненаследственная изменчивость Модификационная (фенотипическая) изменчивость — изменения в организме, связанные с изменением фенотипа вследствие влияния окружающей среды и носящие в большинстве случаев адаптивный характер. Примеры (загар под влиянием ультрафиолетовых лучей) смена окраски шерсти у некоторых млекопитающих при изменении погодных условий (например, у зайца). Различное строение подводных и надводных листьев у водяного лютика, стрелолиста. Разбор задач Наследственная изменчивость Наследственная изменчивость (генотипи́ческая изменчивость) обусловлена возникновением разных типов мутаций и их комбинаций, которые передаются по наследству и впоследствии проявляются у потомства. Бывает мутационной и комбинативной Комбинативная изменчивость – в основе которой лежит образование рекомбинаций, то есть таких комбинаций генов, которых не было у родителей. В ее основе лежит половое размножение. ( пример комбинативная изменчивость рогов у косули) Мутационная изменчивость – выражается в появлении новых свойств и признаков организма в результате возникновения мутаций. Мутации — это наследуемые изменения генетического материала, приводящие к изменению тех или иных признаков организма. ( примеры коротконогая овца, отсутствие оперения на шее у петуха, полидактилия у человека) Бывают мутации: Генные мутации - результат изменения нуклеотидной последовательности в молекуле ДНК ( примеры серповидноклеточная анемия, фенилкетонурия) Хромосомные мутации - изменение строения хромосом: выпадение участка, удвоение участка, поворот участка на 180 градусов. ( заболевания острого лейкоза у детей) Геномные мутации - это изменение числа хромосом в геноме клетки. Полиплоидия – кратные изменения (в несколько раз, например, 12 → 24). У животных не встречается, у растений приводит к увеличению размера. Анеуплоидия – изменения на одну-две хромосомы. Например, одна лишняя двадцать первая хромосома приводит к синдрому Дауна Генеративные мутации – возникают в половых клетках и не оказывают влияния на признаки данного организма, а проявляются только в следующем поколении. Соматические мутации - возникают в клетках тела и проявляются у данного организма, а потомству при половом размножении не передаются. Пример соматических мутаций у млекопитающих – изредка встречающееся черное пятно на фоне коричневой окраски шерсти у каракулевых овец. | Записывают определения | Устно, фронтальный опрос, записывают в тетрадь Слушают учителя Пишут в тетрадь обозначения | |||||||||||||||||||||||
2.2 | Усвоение ЗУНов и УУД | Заполнить сравнительную таблицу
| Заполняют таблицу самостоятельно | Индивидуально | |||||||||||||||||||||||
3 | Рефлексивно - оценочный | | |||||||||||||||||||||||||
3.1 | Рефлексия деятельности | Какие задачи были сегодня поставлены на уроке? Выполнили ли мы эти задачи? Какие основные понятия были изучены? | Обучающиеся проводят рефлексию | Беседа | |||||||||||||||||||||||
3.2 | Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников | Задает работу на дом (Параграф 25, вопросы устно в конце параграфа) | Записывают домашнее задание | |