Технологическая карта урока биологии в 9 классе на тему «Режим дня»
Технологическая карта урока на основе формирования БУД
Тема урока: «Режим дня»
Цели урока:
образовательные: формирование у обучающихся представления о режиме дня и необходимости его соблюдения;
коррекционно-развивающие: формирование зрительного внимания, развитие памяти и мыслительных операций;
воспитательные: воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование: учебник, фильм, мультимедийная презентация.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
организационный момент;
актуализация знаний;
постановка учебной задачи;
изучение нового материала;
физкультминутка;
первичное закрепление;
самостоятельная работа с самопроверкой;
рефлексия;
домашнее задание.
Педагогические технологии, используемые на уроке :
здоровьесберегающие,
личностно – ориентированное обучение,
технология деятельностного подхода в обучении.
Этап формирования |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
БУД |
1. Организация начала урока |
Включает в деловой ритм. Долгожданный дан звонок- |
Подготовка класса к уроку |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности |
Выявляет уровень знаний. -Какую роль в организме человека играет НС? -Почему для отдыха НС необходима смена видов деятельности? -Что такое утомление организма? Отчего оно возникает? Определяет типичные затруднения |
Выполняют функции восприятия, обработки, передачи и хранения следующей информации: нервные клетки состоят из тела, отростков и нервных окончаний. Возбуждение в одних центрах сопровождается торможением в других, и наоборот. Торможение выполняет защитную роль: оно предохраняет нервные клетки от перенапряжения и разрушения. В здоровом организме эти процессы чётко согласованы и обеспечивают оптимальное функционирование организма. Однако даже у здоровых людей любая форма деятельности через определённое время неизбежно приводит к утомлению. Первый признак утомления — общее двигательное беспокойство, которое со временем переходит в вялость и сонливость. Что нужно соблюдать, чтобы не допускать этого? Ставят цели, формулируют тему урока |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
3.Постановка учебной задачи |
Активизирует знания. Создает проблемные ситуации. -Давайте представим свой организм маленьким человечком, который живёт у тебя внутри и постоянно следит за временем по своим собственным часам. Он привык в одно и то же время ложиться спать, в одно и то же время вставать, в одно и то же время кушать. А что это значит, как ты думаешь? -Правильно, у человечка свой режим дня, и он его соблюдает. И тебе надо соблюдать такой же режим. А если ты этого не делаешь, то начинаются проблемы. Например, пора ложиться спать, а ты засиделся у телевизора. Наутро тебе пора вставать, а твой человечек не хочет просыпаться. Он не выспался, жалуется. И потом, ему же не надо идти в школу, поэтому он, выключает свет (и, между прочим, не где-нибудь, а у тебя в голове) и опять ложится спать. В результате на уроках ты, что называется, спишь на ходу
|
Отвечают на вопросы, воспринимают информацию, добавляют, уточняют |
Регулятивные: целеполагание. Познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение , формулирование познавательной цели. Логические: формулирование проблемы |
4.Изучение нового материала |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Рассказ по учебнику с.154-155. Демонстрация фильма, презентации. Организует обсуждение полученной информации. -Ребята, назовите четыре времени суток. -Правильно. А сейчас какое время суток? -Как вы поняли, с чего же начинается день каждого человека? Подводит к следующим умозаключениям: -Если ребенок ежедневно в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры, опорожняет кишечник, то у него вырабатывается рефлекс на время. К определенному часу, когда происходит прием пищи, выделяются пищеварительные соки, организм готов к еде, ребенок хочет есть. Усвоение питательных веществ в данном случае максимальное, что так важно для растущего организма. Готовность организма к определенному действию в определенное время и является общей важной физиологической основой режима дня |
Составляют план достижения цели и определяют средства исходя из информации: каждый новый режимный компонент должен принципиально отличаться от предыдущего по характеру своего воздействия на организм. В этом случае он превращается в своеобразный отдых, снимающий утомление, вызванное предшествующей работой. Врачи часто говорят: "смена деятельности - есть отдых". Составляют алгоритм режима дня. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование. Логические: решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. Физкльтминутка |
Организует физкультминутку Движения глазами вверх-вниз, влево-вправо (коррекция зрения, устранение «эффекта усталых глаз». Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. |
Выполняют упражнения |
|
6.Первичное закрепление |
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение -Что такое режим дня?
-Какое значение имеет соблюдение режима дня?
-Почему необходимо чередовать физический и умственный труд?
|
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. -Режим дня- это точный распорядок труда, отдыха, приема пищи, отхода ко сну. -Человек, который соблюдает режим дня, не страдает от нехватки времени. Все успевает сделать. Не тратит время зря. -Чередование труда и отдыха, умственной и физической работы -непременное условие правильного режима дня. |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Организует деятельность по применению новых знаний Задания: -самостоятельно прочитать текст учебника -выделить главную мысль -ответить на заданные вопросы |
Выполняют самостоятельную работу по учебнику. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивания с эталоном |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Личностные: смыслообразование |
8.Рефлексия деятельности |
Организует рефлексию Возвращает к целям урока, предлагает ответить на вопрос: « Достигнута ли цель?» Подводит обучающихся к выводу о взаимосвязи режима дня и здоровья человека. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке, практических умениях, которые они получили на уроке |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
9.Домашнее задание |
Объясняет суть домашнего задания по составлению собственного режима дня |
Фиксируют домашнее задание в дневниках |