Технологическая карта по окружающему миру "В центре Европы"
Технологическая карта урока
Дисциплина: окружающий мир
Тема: «В центре Европы»
Класс: 3
Цель: формирование представлений учащихся, о странах, располагающихся в центральной части Европы.
Задачи урока:
Дидактические:
формирование эмоционально-положительного отношения к зарубежным странам;
Развивающие:
развитие познавательной активности учащихся, умения выражать свои мысли, рассуждать;
развитие умений анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения, умения применять накопленные знания.
Воспитывающие:
воспитание умения слушать и слышать других, научиться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Характеристика этапов урока
Этап фрагмента урока | Образовательная задача фрагмента урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организаций (Ф,И,П,Г) | Дидактические средства , интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П;Р;К) | Личностные | |||||||
Мотивационно-целевой | Мотивирование обучающихся к получению знаний о странах центральной части Европы. | Словесный | Здравствуйте, ребята! Меня зовут …и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я! -Я желаю вам всем хорошо потрудиться на уроке, приложить все усилия к новым знаниям. Давайте, посмотрим вокруг. И рядом, и вдали находится удивительный мир, полный радости и света, загадок и тайн. Но много нового и интересного мы можем узнать и о том, чего не видели наши глаза. - Один миг - и мы можем очутиться в Европе. -Сегодня мы с вами вспомним путешествие на прошлом уроке по странам Бенилюкса. Кто может ответить, что такое Бенилюкс? Назовите столицы этих стран? -Какая из этих стран самая маленькая по площади? -Ребята, расскажите о достопримечательностях Нидерландов? -Молодцы, ребята! Правильно ответили на все вопросы. А сейчас давайте посмотрим на доску. Что вы видите? -Правильно, мы видим карту центральной части Европы. -Ребята, а какие страны находятся в центральной части Европы? -Хотите узнать? -Тема нашего урока-путешествия: «Центр Европы» -Давайте поставим цель нашего урока-путешествия: | -Приветствуют учителя. -Слушают учителя. -Слушают учителя Ответы учащихся (Бенилюкс-это союз трёх европейских государств Бельгия, Нидерланды, Люксембург) Ответы учащихся (Бельгия-Брюссель, Нидерланды-Амстердам, Люксембург-Люксембург) Ответы детей (Люксембург) Главная достопримечательность-это красивые каналы с каменными берегами. Город кажется стоящим на воде. Нидерланды- равнинная страна, и по ней очень удобно передвигаться на велосипедах…) Смотрят на доску. Высказывают предположения: (Карта центральной части Европы) Ответы учащихся (мы не знаем) Ответы детей: (Да) Ставят цель урока: «Познакомиться со странами центральной части Европы и научиться применять полученные знания на практике». | Ф Ф Ф Ф Ф Ф | Презентация. | Личностные: формировать положительное настроение на урок Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников. Личностные: формировать положительное настроение на урок Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников. Личностные: формировать положительное настроение на урок Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников. Личностные: формировать положительное настроение на урок Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников. Метапредметные: Регулятивные: определять тему и формулировать цель на уроке. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников Познавательные: самостоятельно формулировать тему урока и познавательной цели. Метапредметные: Регулятивные: определять тему и формулировать цель на уроке. Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников Познавательные: самостоятельно формулировать тему урока и познавательной цели. | ||
Проектировочный | Планирование деятельности т для достижения цели. | Словесный, наглядный . | Для достижения цели, нужно составить план урока(путешествия): Узнать, какие страны находятся в центральной части Европы. Познакомиться с каждой страной отдельно. Применить полученные задания, при решении заданий. | Совместно с учителем составляем план. | Ф | Презентация | Регулятивные: уметь планировать свою деятельность для достижения цели. | ||
Процессуальный | Реализация плана изучения темы, корректировка учебной деятельности обучающихся | Словесный, наглядный, практический | -Ребята, давайте начнём наше путешествие по странам центральной части Европы, с Германии. -Столицей этого государства является город Берлин. Германия расположена в центральной части Европы и омывается двумя морями: Балтийским и Северным. (Показывает на карте) -Флаг Германии представляет собой- прямоугольное полотнище, состоящее из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — чёрного, средней — красного и нижней — золотистого цвета. (Показывает на слайде презентации) -Ребята, сейчас вы будете работать в группах. -Давайте вспомним, правила работы в группах. -Молодцы! -В Германии множество достопримечательностей. -У каждой группы лежит конверт, с фотографией и кратким описанием достопримечательности. -Ваше задание, посмотреть фотографию, запомнить интересную информацию о достопримечательности и рассказать. -Просим ответить первую группу. (Фотографии достопримечательностей, вы можете увидеть на слайде презентации). -Молодцы! Садитесь на свои места. -Просим ответить, вторую группу. (Фотографии достопримечательностей, вы можете увидеть на слайде презентации). -Молодцы, присаживайтесь на свои места. -3 группа. -Молодцы, все группы выбрали самую важную и интересную информацию. -Я предлагаю Вам отправиться, в виртуальную экскурсию. В удивительный Кёльнский собор. -В западной части страны располагается город Кёльн. Главная его достопримечательность красивый Кёльнский собор. Его строили целых 600 лет. Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира. По каменной лестнице, в которой 500 ступенек, можно подняться на башню собора. Оттуда виден весь город. Кёльн стоит на Рейне- самой большой реке Германии. -Понравилась Вам экскурсия? -А сейчас я расскажу вам немного о интересных фактах в Германии. -Интересные факты о Германии: -Жевательную резинку изобрели именно в Германии. Это сделал Ханс Ригел. -Самым популярным видом спорта в Германии является футбол. А сборная Германии по футболу –является одной из самых сильных сборных футбольных команд на Земле. -Наибольшее число полицейских машин в Германии фирмы «Мерседес» -В Германии принято женщинам пожимать руки. -Следующая страна с которой мы познакомимся, Вы должны отгадать сами. (Можете совещаться в парах) Шарада. Союз и два предлога - первый слог, -Правильно, это Австрия, столицей является город Вена. -Австрия- небольшое по площади государство, расположенное в центре Европы. С Востока на запад его пересекают горные хребты- Альпы. -Флаг Австрии представляет собой полотнище, состоящее из двух цветов: -Красный цвет призван символизировать кровь патриотов, пролитую в борьбе за свободу и независимость Австрийской Республики. -Белый цвет — символ свободы, завоёванной народом Австрии. -В Австрии много заповедников и национальных парков. -У каждой группы лежит конверт зелёного цвета, откройте его. -Ваше задание, собрать пазлы и узнать какие животные обитают в заповеднике. -Какое животное получилось у первой группы? Пещерный медведь является предком современных медведей. Он получил свое название потому, что останки этих мощных животных обнаруживаются преимущественно в пещерах. Например, в Румынии была обнаружена медвежья пещера, где находились кости более чем 140 медведей. Считается, что в глубокие пещеры животные приходили умирать, когда начинали чувствовать приближение конца своей жизни. -Какое животное получилось у второй группы. Саламандра – земноводное, которого в древности люди очень боялись, сочиняли о ней легенды, почитали, а также приписывали магические способности. Это было связано с внешним видом саламандры и ее поведением. Долгое время люди считали, что животное не горит в огне, поскольку само состоит из огня. Ведь в переводе с языка древних персов саламандра значит «горящая изнутри». -Интересно, какое же животное получилось у 3 группы. Болотная сова – это хищная птица, принадлежащая к отряду совообразных. Испокон веков сова считалась символом мудрости и тайных знаний. Нередко её изображают в качестве непременной спутницы славянских волхвов или бога животных Велеса. На сегодняшний день болотная сова одна из самых распространенных хищных птиц на территории евразийского континента, а ареал её обитания поистине колоссален. -Но это не все обитатели заповедника, их намного больше. -Если вы захотите узнать, какие ещё животные обитают в том заповеднике, Вы можете посетить школьную библиотеку, где есть отдельная книга. -Ещё одно горное богатство Австрии – это река Дунай, протекающая по ней на протяжении 350 км. (Показывает на карте) -Австрия- это родина таких великих композиторов как Амадей Моцарт, Иоганн Штраус. Жители Вены гордятся тем, что в их городе жил великий композитор Иоганн Штраус, сочинявший чудесные вальсы. Интересные факты об Австрии: -Австрийцы самые гостеприимные в Европе. Это признали все европейские нации. -Австрия – самая музыкальная страна Европы. До сих пор ни один театр или концертный зал в мире не сравнится с Венской филармонией, Венским хором мальчиков, Государственной оперой и Государственным концертным залом. -В Австрии очень любят кофе. В таких кафе вам предложат множество различных сортов кофе, в Вене их насчитывается более пятисот. К кофе обязательно подается стакан воды и печенье или что-то сладкое. -У каждой группы, на столе стоят три баночки с разными сортами кофе, вы можете понюхать и потрогать зёрна. - Ребята, давайте немного отдохнём, а потом продолжим. Встаём из-за парт и повторяем движения за мной. Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, 2, 3! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. -Отправляемся в страну банков, часов и шоколада. -Швейцария. Столицей Швейцарии является город Берн. Швейцарцы смотрят на всю Европу свысока. Не потому что они горделивы, а благодаря расположению страны: Швейцария- самая возвышенная страна Европы. Её украшают белые вершины Альп и спускающиеся с гор в лесистые долины и ледники. В предгорьях Альп располагаются большие озёра. Крупнейшее из них Женевское или Неман, вытянулось на 72 км. (Показывает на карте) -Флаг Швейцарии представляет собой красное квадратное полотнище с белым прямым крестом в центре, концы крестовин которого не достигают краёв полотнища. В прекрасном городе Цюрих находится Собор Гроссмюнстер- мужской монастырь, возводился на протяжении двух столетий. В наши дни со смотровой площадки собора открывается чудесный вид на Старый город и Цюрихское озеро. Каждую среду, вечером, в Гроссмюнстере проходят концерты органной музыки. -Давайте посмотрим видеоролик, который расскажет нам как проходят концерты, и послушаем небольшой отрывок органной музыкальной композиции. -Знали ли вы, что… -В Швейцарии озер около 600. -В Швейцарии в школу дети идут, начиная с 4 лет. -В Швейцарии делают лучшие и дорогие в мире часы. - Итак, ребята мы познакомились с тремя новыми Европейскими странами. -Какая страна вам больше всего понравилась и почему? -Давайте проверим, как вы усвоили тему. -Достаньте из зелёного конверта. Самую большую карточку. Ваше задание, решить тест. -Как только вы будете готовы, поднимайте руки. 1. Отметьте страны находящиеся в центре Европы. А). Финляндия, Германия, Австрия. Б). Австрия, Германия, Швейцария. В). Германия, Швеция, Австрия. 2. Как называется страна, столицей которой является Берлин? А). Польша. Б). Австрия. В). Германия. 3. Отметьте столицу Австрии. А). Вена. Б). Берлин. В). Прага. 4. Отметьте столицу Швейцарии. А). Варшава. Б). Берлин. В). Берн. 5. Какая страна имеет самую большую площадь? А). Германия. Б). Австрия. В). Швейцария. 6. Отметь города Германии. А). Берлин, Австрия, Бонн. Б). Гамбург, Цюрих, Кёльн. В). Бремен, Мюнхен, Берлин. 7. Отметьте достопримечательности Германии. А). Бранденбургские ворота. Б). Собор Святого Стефана. В). Горные курорты. 8. Отметь достопримечательности Австрии. А). Памятник бременским музыкантам. Б) Памятник Иоганну Штраусу. В). Кёльнский собор. 9. Отметь достопримечательности Швейцарии. А). Телевизионная башня. Б) Горные курорты. В). Фиакры. 10. В какой стране находится Кёльнский собор? А). В Германии. Б). В Швейцарии. В). В Австрии. 11. В какой стране находится памятник бременским музыкантам? А). В Австрии. Б). В Швейцарии. В). В Германии. 12. В какой стране находится памятник Иоганну Штраусу? А). В Германии. Б). В Австрии В). В Швейцарии. -Готовы? -Обменяйтесь карточками (1 группа отдаёт карточку-второй группе, вторая группа-отдаёт свою карточку 3 группе, 3 группа –первой). -Давайте проверим! -Проверяем. Над каждым правильным словом, Вы ставите знак «+», если слово написано с ошибкой знак «-». (Каждый вопрос разбираем отдельно) Ответы: 1. А)., 2. В)., 3. А)., 4. В)., 5. А)., 6. В)., 7. А)., 8. Б)., 9. Б)., 10. А)., 11. В)., 12. Б). -Поменяйтесь карточками. -Поднимите руку, у кого нет ни одного «-». -Поднимите руку, у кого есть один минус. -Поднимите руку у кого есть 2 минуса. -Поднимите руку, у кого три и более минусов. -У каждой группы, на столе лежит две карточки. -Поднимите карточку с весёлым смайликом, если у Вас не было не одной ошибки. -Поднимите карточку с грустным смайликом, если у Вас была одна и более ошибок. -Ребята, посмотрите у меня на доске перепутаны названия стран и их флаги. -Давайте попробуем, соединить страну и её флаг. -Молодцы! | -Слушают учителя. Слушают учителя, смотрят на карту и следят за указкой учителя. Смотрят на слайд презентации, слушают учителя Вспоминают и проговаривают правила работы в группах. Ответы учащихся (Берлинский зоопарк. Этот зоопарк считается одним из самых больших зоопарков во всём мире. Ни в одном зоопарке мире не представлено такое количество видов животных (приблизительно 15 000 животных). Ответы учащихся (В северной части страны находится город Бремен. Тут можно увидеть памятник знаменитым Бременским музыкантам- героям сказки немецких сказочников братьев Гримм). Ответы учащихся (Город Бонн – родина композитора Людвига Ван Бетховена. В центре ему установлен памятник, а в доме композитора находится музей. Произведения Бетховена популярны во всём мире). Смотрят на интерактивную доску, где представлена виртуальная экскурсия по собору, слушают учителя. Ответы учащихся (Да) Слушают учителя Слушают учителя Отгадывают название страны. Ответы учащихся (Австрия) Смотрят на карту, следят за указкой учителя. Слушают учителя. Слушают учителя Открывают конверт, достают пазлы Ответы учащихся (Пещерный медведь) Слушают учителя Ответы учащихся (Саламандра) Слушают учителя Ответы учащихся (Болотная сова) Слушают учителя Слушают учителя, смотрят на слайд презентации Слушают учителя Слушают учителя Рассматривают кофейные зёрна. Выполняют физминутку Слушают учителя, следят за указкой. Слушают учителя Просматривают видеоролик и слушают музыкальную композицию Слушают учителя Ответы учащихся (…) Учащиеся в группах достают карточку. Решают тест, совещаясь в группах Решают тест, совещаясь в группах Решают тест, совещаясь в группах Решают тест, совещаясь в группах Ответы учащихся (Да) Меняются карточками Проверяют совместно с учителем Меняются карточками Поднимаю руки Поднимают карточки На интерактивной доске , один из учащихся соединяет страну и флаг | Ф Ф Г Ф, Г Ф, Г Ф, Г Ф Ф Ф П, И, Ф Ф Ф Ф, Г Г Ф Ф Ф Ф Ф Г,Ф Ф Ф Ф Ф Г Г Г Ф,Г И, Г, Ф Ф, Г | Интерактивная доска, презентация. Карта Презентация Презентация Презентация Интерактивная доска Презентация Презентация Презентация Карта Презентация Презентация Дополнительный материал Презентация Презентация Презентация Наглядный материал Карта, презентация Презентация Дополнительный материал Дополнительный материал Презентация Интерактивная доска | Предметные: - познакомиться со странами центральной части Европы. Коммуникативные Выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта. Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и способами, обнаруживать изменения, происходящие с объектом. Уметь фиксировать проблему. Познавательные: Проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи) Личностные: формировать положительное настроение на урок. Предметные : - познакомиться со странами центральной части Европы. Коммуникативные Выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта. Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и способами, обнаруживать изменения, происходящие с объектом. Уметь фиксировать проблему. Познавательные- Проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи) Личностные: формировать положительное настроение на урок Предметные : - познакомиться со странами центральной части Европы. Коммуникативные Выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта. Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и способами, обнаруживать изменения, происходящие с объектом. Уметь фиксировать проблему. Познавательные- Проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи) Личностные: формировать положительное настроение на урок Предметные : - познакомиться со странами центральной части Европы. Коммуникативные Выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта. Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и способами, обнаруживать изменения, происходящие с объектом. Уметь фиксировать проблему. Познавательные- Проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи) Личностные: формировать положительное настроение на урок Предметные : - познакомиться со странами центральной части Европы. Коммуникативные Выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта. Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и способами, обнаруживать изменения, происходящие с объектом. Уметь фиксировать проблему. Познавательные- Проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи) Личностные: формировать положительное настроение на урок Предметные : - познакомиться со странами центральной части Европы. Коммуникативные Выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта. Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и способами, обнаруживать изменения, происходящие с объектом. Уметь фиксировать проблему. Познавательные- Проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи) Личностные: формировать положительное настроение на урок. Предметные : - познакомиться со странами центральной части Европы. Коммуникативные Выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта. Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и способами, обнаруживать изменения, происходящие с объектом. Уметь фиксировать проблему. Познавательные- Проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи) Личностные: формировать положительное настроение на урок Предметные : - познакомиться со странами центральной части Европы. Коммуникативные Выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта. Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и способами, обнаруживать изменения, происходящие с объектом. Уметь фиксировать проблему. Познавательные- Проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи) Личностные: формировать положительное настроение на урок Предметные : - познакомиться со странами центральной части Европы. Коммуникативные Выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта. Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и способами, обнаруживать изменения, происходящие с объектом. Уметь фиксировать проблему. Познавательные- Проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи) Личностные: формировать положительное настроение на урок Предметные : - познакомиться со странами центральной части Европы. Коммуникативные Выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта. Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и способами, обнаруживать изменения, происходящие с объектом. Уметь фиксировать проблему. Познавательные- Проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи) Личностные: формировать положительное настроение на урок Предметные : - познакомиться со странами центральной части Европы. Коммуникативные Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и способами, обнаруживать изменения, происходящие с объектом. Уметь фиксировать проблему. Познавательные- Проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи) Личностные: формировать положительное настроение на урок Предметные : - познакомиться со странами центральной части Европы. Коммуникативные Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с заданными целями и способами, обнаруживать изменения, происходящие с объектом. Познавательные- Проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи) Личностные: формировать положительное настроение на урок Познавательные- Проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи) Личностные: формировать положительное настроение на урок Познавательные- Проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи) Личностные: формировать положительное настроение на урок | ||
Рефлексивно-оценочный | Оценивание деятельности на уроке. | Словесный, наглядный | - Ребята, наш урок подходит к концу! -Давайте вспомним цель нашего урока? -Достигли ли мы её? -Посмотрите на слайд, презентации и ответьте на один понравившейся вопрос. -Я узнал на уроке… -Меня удивило… -Я осознал… -Для меня стало открытием… -Мне понравилось… -Для меня оказалось сложным… Молодцы! - Спасибо Вам за урок, вы сегодня активно работали. Урок окончен. | Вспоминают цель урока, делают вывод. Отвечают на вопросы | Ф | Презентация | Личностные: понимание причин успеха, готовность оценивать свой труд. Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Личностные: понимание причин успеха, готовность оценивать свой труд. Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. |