12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Егорова Елена Николаевна85
Учитель начальных классов сельской малокомплектной школы
Россия, Вологодская обл., Лентьево

II Всероссийский конкурс для учителей начальных классов «Технологическая карта урока»

 

Тема «Живой уголок» (десятое заседание клуба)

(окружающий мир, 2 класс)

Проект занятия (урока) по ОС «Перспективная начальная школа»


 

Учитель: Егорова Елена Николаевна, МОУ «Лентьевская основная общеобразовательная школа»

Устюженского муниципального района


 

2016-2017 г

Класс: 2

Предмет: Окружающий мир

Тема учебного занятия: Живой уголок (десятое заседание клуба)

Место урока в теме: заключительный урок (№44) в изучении темы «Разнообразие животных» содержательного блока «Человек и природа»

Тип урока: комбинированный

Цель: учить осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение (на примере возможных обитателей живого уголка)

Планируемый результат: в области предметных планируемых результатов обучающиеся получат возможность научиться: осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение (на примере возможных обитателей живого уголка).

Задачи урока:

- знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними;

- составление плана доклада об одном из возможных обитателей живого уголка;

- индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба;

- формирование:

личностных УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

познавательных УУД: - умение работать с текстом; - сравнение; - установление причинно-следственных связей.

коммуникативных УУД: - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

регулятивных УУД: - умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; - умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Оборудование к уроку: учебники «Окружающий мир», ч.2, учебники «Русский язык», ч.2, цветные сигнальные карточки (зелёная, красная, жёлтая), карточки с дополнительным материалом об обитателях живого уголка, ссылки для выхода в интернет, ноутбуки.

Ход урока:

Этап урока, задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствует присутствующих

+ Дорогие друзья, добро пожаловать на десятое заседание клуба «Мы и окружающий мир».

+ Для проведения заседания необходимо выбрать председателя. Какие будут предложения?

Организует выбор председателя заседания

+ Кто согласен с данными кандидатурами? Голосуйте сигнальными карточками.

Напоминает правила заседания клуба (плакат на доске):

Работать должны все.

Каждый может высказать своё мнение.

Один говорит, остальные внимательно слушают и мысленно анализируют то, что будут говорить.

Предлагают кандидатуры председателя.

Голосуют цветными сигналами:

«зелёный» -согласен; «красный» - не согласен.

коммуникативные УУД: - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности


 


 


 

коммуникативные УУД: - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Определение темы и задач занятия

Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба

Предлагает председателю занять своё место и объявить тему заседания

+ Председателем заседания выбран Анисимов Артём. Прошу председателя занять своё место и объявить тему заседания, её можно найти на странице 32 учебника «Окружающий мир».

+ Какое задание необходимо выполнить всем присутствующим?

+ Что можно сделать, чтобы задание всегда было перед глазами?

Вывешивает карточки с заданием на доске. (Приложение 1)

+ Ребята, все ли слова в задании понятны?

+ Итак, задание стало понятным, приступим к его выполнению.

Артём занимает место председателя за столом у доски, объявляет тему заседания клуба.

Председатель читает задание по учебнику

Второклассники предлагают записать задание на доске

Обращают внимание на слово со звёздочкой: доклад*, предлагают узнать его значение в Толковом словаре (учебник «Русский язык», ч.2, стр.104), читают «вслух» значение данного слова.


 


 

коммуникативные УУД: - умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

регулятивные УУД: - умение соотносить правильность планирования с требованиями конкретной задачи


 


 


 

познавательные УУД: - умение работать с текстом;

Актуализация темы занятия

Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними

Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба

+ Прочитайте 1 абзац на стр.32. и скажите, какие животные содержатся в живом уголке школы села Мирного? Живут ли они в нашей местности?

+ Внимательно прочитайте текст на странице 32 до конца и подготовьтесь ответить на вопросы председателя.

Читают «про себя», отвечают на вопросы

Читают «про себя» 2 и 3 абзацы;

Председатель с помощью карточки-подсказки задаёт вопросы:

-Почему ребята содержат своих животных в помещении?

-Почему члены клуба не могут выполнить просьбу маленького Коленьки выпустить всех животных из клеток?

Ребята отвечают на вопросы председателя

познавательные УУД: - умение работать с текстом;

регулятивные УУД: - умение соотносить правильность планирования с требованиями конкретной задачи

познавательные УУД: - умение работать с текстом; - сравнение; - установление причинно-следственных связей

личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

Выступление гостя, постановка проблемного вопроса

Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними

Представляет гостя, предоставляет ему слово

+ Дети, я хочу представить вам нашего гостя – Сердцелюбова Ольга Евгеньевна, ветеринар Устюженской ветеринарной клиники.

Задаёт проблемный вопрос

+ Как вы думаете, ребята, отчего возникают различные проблемы при содержании экзотических (не местных, живущих в других странах) животных?

+ Как не допустить неприятностей при содержании животных дома?

+ Где можно узнать всё о содержании экзотических животных?

Слушают рассказ ветеринара (Приложение 2)

Высказывают свои предположения, отвечают на вопросы:

- От незнания, чем кормить животное

- От того, что хозяин не купил домик для животного

- От того, что не знают, как правильно ухаживать за животными

- От того, что в доме есть разные опасности для животных

- Нужно узнать, как правильно о них заботиться

-В энциклопедиях, в интернете, у ветеринарного врача, в учебнике и т.д

коммуникативные УУД: - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

познавательные УУД: установление причинно-следственных связей

личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

Получение новых знаний

Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними

Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба

Организует работу в группах

+ Предлагаю найти ответ на некоторые вопросы о содержании экзотических животных. Для этого определитесь в группах, кто будет работать с учебником, а кто – с карточкой или по ссылке в сети Интернет.

Наблюдает за работой, при необходимости оказывает индивидуальную помощь в выборе основных моментов выступления.

+ Много интересного рассказала о возможных обитателях живого уголка каждая группа. Пожалуйста, оцените выступления товарищей цветными сигналами:

«зелёный» - это знать необходимо

«жёлтый» - не обязательные сведения

«красный» - можно и не знать

Распределяют работу в группах.

Председатель даёт задание каждой группе

(Приложение 3)

Самостоятельное чтение¸ подготовка к рассказу о прочитанном

Председатель предоставляет слово каждой группе.

Ребята рассказывают о том, что узнали об обитателях живого уголка

После выступления каждой группы с помощью сигнальных карточек оценивают выступления товарищей цветными сигналами:

 

коммуникативные УУД: - умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

регулятивные УУД: - умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи


 


 

познавательные УУД: - умение работать с текстом;

регулятивные УУД: - умение соотносить правильность планирования с требованиями конкретной задачи


 

Закрепление полученных знаний

Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба

Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними

При необходимости помогает правильно сформулировать ответ на вопрос

Обобщает знания детей

+ Ребята, что такое, по-вашему, живой уголок?

+Только ли домашних животных в нём содержат?

Подводит промежуточный итог урока

+ Какие задания для членов клуба выполнили? Что осталось выполнить?

Председатель с помощью карточки-помощницы задаёт вопросы ребятам:

- Сравните клетки хомяков и попугаев. Почему у птиц в клетках есть жёрдочки?

- Зачем в аквариум помещают зелёные растения?

- Что такое террариум*?

Второклассники отвечают на вопросы

личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

коммуникативные УУД: - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Подготовка к составлению доклада

Задача: составление плана доклада об одном из возможных обитателей живого уголка;

Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними

+ Для того, чтобы составление доклада не вызвало у вас затруднений, я предлагаю составить его план.

Открывает на доске перепутанные пункты плана

(Приложение 4)

+ С чего нужно начать выступление? О чём рассказать потом?

+ Ребята, у некоторых из вас дома есть экзотические животные. Кто хочет рассказать о своём подопечном, используя данный план?

Предлагают порядок, закрепляя на доске каждый пункт

1-2 ученика рассказывают о своих животных, остальные – слушают и анализируют выступления.

регулятивные УУД: - умение соотносить правильность планирования с требованиями конкретной задачи

личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

коммуникативные УУД: - умение определять способы взаимодействия;

Домашнее задание

Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними

+ Ребята, я предлагаю желающим подготовить доклад о своём домашнем питомце к следующему уроку. Какое ещё задание вам захотелось выполнить дома?

Предлагают и записывают варианты домашнего задания:

- нарисовать своего домашнего питомца;

-подготовить сообщения о других обитателях живых уголков;

-сделать плакат с фотографиями домашних любимцев;

-найти интересные сведения о животных живого уголка

- выполнить задания в Тетради для самостоятельной работы

коммуникативные УУД: умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Итог урока, рефлексия


 


 


 


 


 


 


 

Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба

+ Ребята, какие задания клуба нам удалось сегодня выполнить?

+ Оцените пользу нашей работы с помощью сигнальной карточки:

«зелёной» - эти знания мне нужны

«жёлтый» - возможно, когда-нибудь, эти знания мне пригодятся

«красный» - эти знания мне не нужны

+ Как оценит работу клуба председатель заседания?

+ Спасибо за работу всем членам нашего заседания.

+ Всегда были и есть люди, которые любят животных.  Многие заводят домашних питомцев по своему желанию или по просьбе детей. Хочется, чтобы, приняв сегодня такое решение, не пришлось завтра об этом жалеть и тяготиться. Слушайте свое сердце и не забывайте известную, но очень важную истину:

 «Мы в ответе за тех, кого мы приручили»

Называют выполненные задания

Оценивают пользу полученных знаний

Слушают оценку председателя

Слушают

регулятивные УУД: - умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; - умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи

коммуникативные УУД: - умение определять способы взаимодействия;

личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

Приложение 1 (задание для членов клуба)

Познакомиться с возможными обитателями живого уголка.

Составить план доклад об одном из возможных обитателей живого уголка;

Приложение 2 (примерное выступление ветеринара)

+ Каждый день на работе я встречаюсь с разными домашними питомцами, которых приводят к нам их хозяева. Почти в каждом доме есть кошки или собаки. Кроме них, в нашем районе есть морские свинки, черепахи, хомячки, попугаи. Встречаются и шиншиллы - сходные по виду с белкой животные из отряда грызунов с ценным мягким густым и длинным мехом.

Не могу сказать, что хозяева этих животных очень часто обращаются к нам с возникающими проблемами, но такие обращения есть. Обычно это – нарушение пищеварения или результат неправильного содержания экзотических животных.

Приложение 3 (задания для работы в группах)

Задание для группы №1:

Прочитать и подготовить рассказ о содержании морских свинок и хомячков (стр. 33 в учебнике), дополнительно – на карточках, при возможности, с использованием сети Интернет (по ссылкам)*.

О хомячках: Хомяки – настоящие артисты. И в мультфильмах они главные герои, и в рекламе  снимаются. Они очень любят двигаться. Эти малыши, весом всего лишь в 100 граммов, обожают карабкаться по туннелям, крутиться в колесе или просто смешно бегать. Они запросто за раз могут пробежать шесть километров в том же колесе. А может они просто надеются куда-нибудь добежать? Ведь время от времени  они останавливаются, выпрыгивают из колеса, осматриваются… и бегут дальше.

Домашние хомяки очень отличаются от тех,  кто живет в дикой природе. Те целый день заняты, чем бы набить свое брюшко. Они  очень любят зернышки пшеницы и тем самым наносят серьезный вред сельскому хозяйству. Даже само слово «хомяк» - означает «враг, который нагибает стебли к земле».

О морских свинках: Морская свинка была привезена в Россию из-за моря, из-за чего первоначально и называлась "заморская". Впоследствии же слово "заморская" изменилось в "морская".
Морская свинка не имеет никакого отношения и к свиньям. Мнения, почему животные получили такое название, расходятся. Одни источники утверждают, что свинки были так названы из-за строения головы зверьков. Другие объясняют это тем, что звуки, издаваемые свинками, похожи на похрюкивание и повизгивание свиней.

Морские свинки - самые большие домашние грызуны. Морским свинкам необходима большая клетка. Животных необходимо регулярно выпускать на волю, чтобы они могли размяться и порезвиться. Этим животным нужно уделять как можно больше внимания.

О хомячках: http://www.filipoc.ru/interesting/homyaki-v-prirode

О морских свинках: http://www.zooclub.ru/faq/show.php ?id=3235

Задание для группы №2:

Прочитать и подготовить рассказ о содержании канареек и попугайчиков (стр. 33-34 в учебнике), дополнительно – на карточке, при возможности, с использованием сети Интернет (по ссылкам)*.

О канарейках: Как нам уже подсказывает название «канарейка» — её родиной являются Канарские острова. Маленькими группами летают канарейки на поиски каждодневного корма.

В кустарниках и деревьях строят они свои гнёзда, в которых выводят и выращивают своих птенцов. Чаще всего у них появляются 4-5 птенцов и важной задачей для родителей является добыча корма для всей семьи.

Как попали предки наших пернатых друзей в наши края? Причина — в их прекрасном пении. Испанские мореплаватели сразу обратили своё внимание на красивое пение канареек и уже в 1450 году начали привозить их с собой в Испанию, где и продавали их.

О попугаях: На самом деле попугаев очень много, более 350 видов. Самый большой попугай – амазонский. Его рост – метр. Самый маленький попугайчик в мире - размером всего 9 см (это меньше 2 спичечных коробков), а уж масса его и вовсе 11 с половиной граммов. 

Теперь расскажем про клюв. Самый гигантский клюв в мире десяти сантиметров в длину! И принадлежит он черному какаду. Своим клювом, словно кусачками, какаду может переламывать многие твердые предметы. И не всегда это палки. Поэтому теперь задумайтесь, а нужно ли совать палец в клетку к незнакомому попугаю? 

О канарейках: http://canaria.msk.ru/detyam/o-kanarejkax-detyam.html

О попугаях: http://popugai.info/13-interesnyx-faktov-pro-popugaev /


 

Задание для группы №3:

Прочитать и подготовить рассказ о содержании черепах и рыбок (стр. 34 в учебнике), дополнительно – на карточке, при возможности, с использованием сети Интернет (по ссылкам)*.

О черепахах: Черепахи – долгожители: могут жить более 100 лет. О возрасте черепах могут рассказать кольца, которые появляются ежегодно на щитках, из которых состоит панцирь. Черепах можно встретить на всех материках, кроме Антарктиды.

Общаясь с людьми, черепахи запоминают их лица. Вытягивание шеи, внимательное слушание – реакция черепахи на ласковую речь. На грубую речь реакция другая – черепаха прячется в панцирь.


 

Об аквариумных рыбках: Где живут рыбы? В морях, озёрах, реках. Но есть рыбы, которые живут у нас дома - в аквариуме. Поэтому их так и называют - аквариумные рыбы. И видов этих рыб сегодня насчитывается очень много.

Самые обычные аквариумные рыбки - гуппи - бывают различной окраски, от серебристо - серой до золотисто - оранжевой, голубой, зеленой, разноцветной.


 

О черепахах: http://dikiymir.ru/interesniefaktiozivotnix/165-interesno-o-cherepaxax.html

Об аквариумных рыбках: http://www.chudesnayastrana.ru/domashnie-jivotnie-ribki.htm


 

Приложение 4 (План доклада)

- Название животного, его кличка

- Содержание животного и уход за ним

- Особенности животного

- Для чего вы держите это животное*

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.