Технологическая карта к уроку по окружающему миру «Живой уголок»
II Всероссийский конкурс для учителей начальных классов «Технологическая карта урока»
Тема «Живой уголок» (десятое заседание клуба)
(окружающий мир, 2 класс)
Проект занятия (урока) по ОС «Перспективная начальная школа»
Учитель: Егорова Елена Николаевна, МОУ «Лентьевская основная общеобразовательная школа»
Устюженского муниципального района
2016-2017 г
Класс: 2
Предмет: Окружающий мир
Тема учебного занятия: Живой уголок (десятое заседание клуба)
Место урока в теме: заключительный урок (№44) в изучении темы «Разнообразие животных» содержательного блока «Человек и природа»
Тип урока: комбинированный
Цель: учить осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение (на примере возможных обитателей живого уголка)
Планируемый результат: в области предметных планируемых результатов обучающиеся получат возможность научиться: осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение (на примере возможных обитателей живого уголка).
Задачи урока:
- знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними;
- составление плана доклада об одном из возможных обитателей живого уголка;
- индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба;
- формирование:
личностных УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
познавательных УУД: - умение работать с текстом; - сравнение; - установление причинно-следственных связей.
коммуникативных УУД: - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
регулятивных УУД: - умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; - умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Оборудование к уроку: учебники «Окружающий мир», ч.2, учебники «Русский язык», ч.2, цветные сигнальные карточки (зелёная, красная, жёлтая), карточки с дополнительным материалом об обитателях живого уголка, ссылки для выхода в интернет, ноутбуки.
Ход урока:
Этап урока, задачи в деятельности обучающихся |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент |
Приветствует присутствующих + Дорогие друзья, добро пожаловать на десятое заседание клуба «Мы и окружающий мир». + Для проведения заседания необходимо выбрать председателя. Какие будут предложения? Организует выбор председателя заседания + Кто согласен с данными кандидатурами? Голосуйте сигнальными карточками. Напоминает правила заседания клуба (плакат на доске): Работать должны все. Каждый может высказать своё мнение. Один говорит, остальные внимательно слушают и мысленно анализируют то, что будут говорить. |
Предлагают кандидатуры председателя. Голосуют цветными сигналами: «зелёный» -согласен; «красный» - не согласен. |
коммуникативные УУД: - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
коммуникативные УУД: - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Определение темы и задач занятия Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба |
Предлагает председателю занять своё место и объявить тему заседания + Председателем заседания выбран Анисимов Артём. Прошу председателя занять своё место и объявить тему заседания, её можно найти на странице 32 учебника «Окружающий мир». + Какое задание необходимо выполнить всем присутствующим? + Что можно сделать, чтобы задание всегда было перед глазами? Вывешивает карточки с заданием на доске. (Приложение 1) + Ребята, все ли слова в задании понятны? + Итак, задание стало понятным, приступим к его выполнению. |
Артём занимает место председателя за столом у доски, объявляет тему заседания клуба. Председатель читает задание по учебнику Второклассники предлагают записать задание на доске Обращают внимание на слово со звёздочкой: доклад*, предлагают узнать его значение в Толковом словаре (учебник «Русский язык», ч.2, стр.104), читают «вслух» значение данного слова. |
коммуникативные УУД: - умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности регулятивные УУД: - умение соотносить правильность планирования с требованиями конкретной задачи
познавательные УУД: - умение работать с текстом; |
Актуализация темы занятия Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба |
+ Прочитайте 1 абзац на стр.32. и скажите, какие животные содержатся в живом уголке школы села Мирного? Живут ли они в нашей местности? + Внимательно прочитайте текст на странице 32 до конца и подготовьтесь ответить на вопросы председателя. |
Читают «про себя», отвечают на вопросы Читают «про себя» 2 и 3 абзацы; Председатель с помощью карточки-подсказки задаёт вопросы: -Почему ребята содержат своих животных в помещении? -Почему члены клуба не могут выполнить просьбу маленького Коленьки выпустить всех животных из клеток? Ребята отвечают на вопросы председателя |
познавательные УУД: - умение работать с текстом; регулятивные УУД: - умение соотносить правильность планирования с требованиями конкретной задачи познавательные УУД: - умение работать с текстом; - сравнение; - установление причинно-следственных связей личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения |
Выступление гостя, постановка проблемного вопроса Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними |
Представляет гостя, предоставляет ему слово + Дети, я хочу представить вам нашего гостя – Сердцелюбова Ольга Евгеньевна, ветеринар Устюженской ветеринарной клиники. Задаёт проблемный вопрос + Как вы думаете, ребята, отчего возникают различные проблемы при содержании экзотических (не местных, живущих в других странах) животных? + Как не допустить неприятностей при содержании животных дома? + Где можно узнать всё о содержании экзотических животных? |
Слушают рассказ ветеринара (Приложение 2) Высказывают свои предположения, отвечают на вопросы: - От незнания, чем кормить животное - От того, что хозяин не купил домик для животного - От того, что не знают, как правильно ухаживать за животными - От того, что в доме есть разные опасности для животных - Нужно узнать, как правильно о них заботиться -В энциклопедиях, в интернете, у ветеринарного врача, в учебнике и т.д |
коммуникативные УУД: - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; познавательные УУД: установление причинно-следственных связей личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения |
Получение новых знаний Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба |
Организует работу в группах + Предлагаю найти ответ на некоторые вопросы о содержании экзотических животных. Для этого определитесь в группах, кто будет работать с учебником, а кто – с карточкой или по ссылке в сети Интернет. Наблюдает за работой, при необходимости оказывает индивидуальную помощь в выборе основных моментов выступления. + Много интересного рассказала о возможных обитателях живого уголка каждая группа. Пожалуйста, оцените выступления товарищей цветными сигналами: «зелёный» - это знать необходимо «жёлтый» - не обязательные сведения «красный» - можно и не знать |
Распределяют работу в группах. Председатель даёт задание каждой группе (Приложение 3) Самостоятельное чтение¸ подготовка к рассказу о прочитанном Председатель предоставляет слово каждой группе. Ребята рассказывают о том, что узнали об обитателях живого уголка После выступления каждой группы с помощью сигнальных карточек оценивают выступления товарищей цветными сигналами:
|
коммуникативные УУД: - умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности регулятивные УУД: - умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи
познавательные УУД: - умение работать с текстом; регулятивные УУД: - умение соотносить правильность планирования с требованиями конкретной задачи
|
Закрепление полученных знаний Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними |
При необходимости помогает правильно сформулировать ответ на вопрос Обобщает знания детей + Ребята, что такое, по-вашему, живой уголок? +Только ли домашних животных в нём содержат? Подводит промежуточный итог урока + Какие задания для членов клуба выполнили? Что осталось выполнить? |
Председатель с помощью карточки-помощницы задаёт вопросы ребятам: - Сравните клетки хомяков и попугаев. Почему у птиц в клетках есть жёрдочки? - Зачем в аквариум помещают зелёные растения? - Что такое террариум*? Второклассники отвечают на вопросы |
личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения коммуникативные УУД: - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; |
Подготовка к составлению доклада Задача: составление плана доклада об одном из возможных обитателей живого уголка; Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними |
+ Для того, чтобы составление доклада не вызвало у вас затруднений, я предлагаю составить его план. Открывает на доске перепутанные пункты плана (Приложение 4) + С чего нужно начать выступление? О чём рассказать потом? + Ребята, у некоторых из вас дома есть экзотические животные. Кто хочет рассказать о своём подопечном, используя данный план? |
Предлагают порядок, закрепляя на доске каждый пункт 1-2 ученика рассказывают о своих животных, остальные – слушают и анализируют выступления. |
регулятивные УУД: - умение соотносить правильность планирования с требованиями конкретной задачи личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения коммуникативные УУД: - умение определять способы взаимодействия; |
Домашнее задание Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними |
+ Ребята, я предлагаю желающим подготовить доклад о своём домашнем питомце к следующему уроку. Какое ещё задание вам захотелось выполнить дома? |
Предлагают и записывают варианты домашнего задания: - нарисовать своего домашнего питомца; -подготовить сообщения о других обитателях живых уголков; -сделать плакат с фотографиями домашних любимцев; -найти интересные сведения о животных живого уголка - выполнить задания в Тетради для самостоятельной работы |
коммуникативные УУД: умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
Итог урока, рефлексия
Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба |
+ Ребята, какие задания клуба нам удалось сегодня выполнить? + Оцените пользу нашей работы с помощью сигнальной карточки: «зелёной» - эти знания мне нужны «жёлтый» - возможно, когда-нибудь, эти знания мне пригодятся «красный» - эти знания мне не нужны + Как оценит работу клуба председатель заседания? + Спасибо за работу всем членам нашего заседания. + Всегда были и есть люди, которые любят животных. Многие заводят домашних питомцев по своему желанию или по просьбе детей. Хочется, чтобы, приняв сегодня такое решение, не пришлось завтра об этом жалеть и тяготиться. Слушайте свое сердце и не забывайте известную, но очень важную истину: «Мы в ответе за тех, кого мы приручили» |
Называют выполненные задания Оценивают пользу полученных знаний Слушают оценку председателя Слушают |
регулятивные УУД: - умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; - умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи коммуникативные УУД: - умение определять способы взаимодействия; личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения |
Приложение 1 (задание для членов клуба)
Познакомиться с возможными обитателями живого уголка.
Составить план доклад об одном из возможных обитателей живого уголка;
Приложение 2 (примерное выступление ветеринара)
+ Каждый день на работе я встречаюсь с разными домашними питомцами, которых приводят к нам их хозяева. Почти в каждом доме есть кошки или собаки. Кроме них, в нашем районе есть морские свинки, черепахи, хомячки, попугаи. Встречаются и шиншиллы - сходные по виду с белкой животные из отряда грызунов с ценным мягким густым и длинным мехом.
Не могу сказать, что хозяева этих животных очень часто обращаются к нам с возникающими проблемами, но такие обращения есть. Обычно это – нарушение пищеварения или результат неправильного содержания экзотических животных.
Приложение 3 (задания для работы в группах)
Задание для группы №1:
Прочитать и подготовить рассказ о содержании морских свинок и хомячков (стр. 33 в учебнике), дополнительно – на карточках, при возможности, с использованием сети Интернет (по ссылкам)*.
О хомячках: Хомяки – настоящие артисты. И в мультфильмах они главные герои, и в рекламе снимаются. Они очень любят двигаться. Эти малыши, весом всего лишь в 100 граммов, обожают карабкаться по туннелям, крутиться в колесе или просто смешно бегать. Они запросто за раз могут пробежать шесть километров в том же колесе. А может они просто надеются куда-нибудь добежать? Ведь время от времени они останавливаются, выпрыгивают из колеса, осматриваются… и бегут дальше.
Домашние хомяки очень отличаются от тех, кто живет в дикой природе. Те целый день заняты, чем бы набить свое брюшко. Они очень любят зернышки пшеницы и тем самым наносят серьезный вред сельскому хозяйству. Даже само слово «хомяк» - означает «враг, который нагибает стебли к земле».
О морских свинках: Морская свинка была привезена в Россию из-за моря, из-за чего первоначально и называлась "заморская". Впоследствии же слово "заморская" изменилось в "морская".
Морская свинка не имеет никакого отношения и к свиньям. Мнения, почему животные получили такое название, расходятся. Одни источники утверждают, что свинки были так названы из-за строения головы зверьков. Другие объясняют это тем, что звуки, издаваемые свинками, похожи на похрюкивание и повизгивание свиней.
Морские свинки - самые большие домашние грызуны. Морским свинкам необходима большая клетка. Животных необходимо регулярно выпускать на волю, чтобы они могли размяться и порезвиться. Этим животным нужно уделять как можно больше внимания.
О хомячках: http://www.filipoc.ru/interesting/homyaki-v-prirode
О морских свинках: http://www.zooclub.ru/faq/show.php?id=3235
Задание для группы №2:
Прочитать и подготовить рассказ о содержании канареек и попугайчиков (стр. 33-34 в учебнике), дополнительно – на карточке, при возможности, с использованием сети Интернет (по ссылкам)*.
О канарейках: Как нам уже подсказывает название «канарейка» — её родиной являются Канарские острова. Маленькими группами летают канарейки на поиски каждодневного корма.
В кустарниках и деревьях строят они свои гнёзда, в которых выводят и выращивают своих птенцов. Чаще всего у них появляются 4-5 птенцов и важной задачей для родителей является добыча корма для всей семьи.
Как попали предки наших пернатых друзей в наши края? Причина — в их прекрасном пении. Испанские мореплаватели сразу обратили своё внимание на красивое пение канареек и уже в 1450 году начали привозить их с собой в Испанию, где и продавали их.
О попугаях: На самом деле попугаев очень много, более 350 видов. Самый большой попугай – амазонский. Его рост – метр. Самый маленький попугайчик в мире - размером всего 9 см (это меньше 2 спичечных коробков), а уж масса его и вовсе 11 с половиной граммов.
Теперь расскажем про клюв. Самый гигантский клюв в мире десяти сантиметров в длину! И принадлежит он черному какаду. Своим клювом, словно кусачками, какаду может переламывать многие твердые предметы. И не всегда это палки. Поэтому теперь задумайтесь, а нужно ли совать палец в клетку к незнакомому попугаю?
О канарейках: http://canaria.msk.ru/detyam/o-kanarejkax-detyam.html
О попугаях: http://popugai.info/13-interesnyx-faktov-pro-popugaev/
Задание для группы №3:
Прочитать и подготовить рассказ о содержании черепах и рыбок (стр. 34 в учебнике), дополнительно – на карточке, при возможности, с использованием сети Интернет (по ссылкам)*.
О черепахах: Черепахи – долгожители: могут жить более 100 лет. О возрасте черепах могут рассказать кольца, которые появляются ежегодно на щитках, из которых состоит панцирь. Черепах можно встретить на всех материках, кроме Антарктиды.
Общаясь с людьми, черепахи запоминают их лица. Вытягивание шеи, внимательное слушание – реакция черепахи на ласковую речь. На грубую речь реакция другая – черепаха прячется в панцирь.
Об аквариумных рыбках: Где живут рыбы? В морях, озёрах, реках. Но есть рыбы, которые живут у нас дома - в аквариуме. Поэтому их так и называют - аквариумные рыбы. И видов этих рыб сегодня насчитывается очень много.
Самые обычные аквариумные рыбки - гуппи - бывают различной окраски, от серебристо - серой до золотисто - оранжевой, голубой, зеленой, разноцветной.
О черепахах: http://dikiymir.ru/interesniefaktiozivotnix/165-interesno-o-cherepaxax.html
Об аквариумных рыбках: http://www.chudesnayastrana.ru/domashnie-jivotnie-ribki.htm
Приложение 4 (План доклада)
- Название животного, его кличка
- Содержание животного и уход за ним
- Особенности животного
- Для чего вы держите это животное*