Технологическая карта к уроку по окружающему миру «Живой уголок»

5
0
Материал опубликован 12 March 2017 в группе

II Всероссийский конкурс для учителей начальных классов «Технологическая карта урока»

 

Тема «Живой уголок» (десятое заседание клуба)

(окружающий мир, 2 класс)

Проект занятия (урока) по ОС «Перспективная начальная школа»


 

Учитель: Егорова Елена Николаевна, МОУ «Лентьевская основная общеобразовательная школа»

Устюженского муниципального района


 

2016-2017 г

Класс: 2

Предмет: Окружающий мир

Тема учебного занятия: Живой уголок (десятое заседание клуба)

Место урока в теме: заключительный урок (№44) в изучении темы «Разнообразие животных» содержательного блока «Человек и природа»

Тип урока: комбинированный

Цель: учить осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение (на примере возможных обитателей живого уголка)

Планируемый результат: в области предметных планируемых результатов обучающиеся получат возможность научиться: осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение (на примере возможных обитателей живого уголка).

Задачи урока:

- знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними;

- составление плана доклада об одном из возможных обитателей живого уголка;

- индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба;

- формирование:

личностных УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

познавательных УУД: - умение работать с текстом; - сравнение; - установление причинно-следственных связей.

коммуникативных УУД: - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

регулятивных УУД: - умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; - умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Оборудование к уроку: учебники «Окружающий мир», ч.2, учебники «Русский язык», ч.2, цветные сигнальные карточки (зелёная, красная, жёлтая), карточки с дополнительным материалом об обитателях живого уголка, ссылки для выхода в интернет, ноутбуки.

Ход урока:

Этап урока, задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Приветствует присутствующих

+ Дорогие друзья, добро пожаловать на десятое заседание клуба «Мы и окружающий мир».

+ Для проведения заседания необходимо выбрать председателя. Какие будут предложения?

Организует выбор председателя заседания

+ Кто согласен с данными кандидатурами? Голосуйте сигнальными карточками.

Напоминает правила заседания клуба (плакат на доске):

Работать должны все.

Каждый может высказать своё мнение.

Один говорит, остальные внимательно слушают и мысленно анализируют то, что будут говорить.

Предлагают кандидатуры председателя.

Голосуют цветными сигналами:

«зелёный» -согласен; «красный» - не согласен.

коммуникативные УУД: - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности


 


 


 

коммуникативные УУД: - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Определение темы и задач занятия

Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба

Предлагает председателю занять своё место и объявить тему заседания

+ Председателем заседания выбран Анисимов Артём. Прошу председателя занять своё место и объявить тему заседания, её можно найти на странице 32 учебника «Окружающий мир».

+ Какое задание необходимо выполнить всем присутствующим?

+ Что можно сделать, чтобы задание всегда было перед глазами?

Вывешивает карточки с заданием на доске. (Приложение 1)

+ Ребята, все ли слова в задании понятны?

+ Итак, задание стало понятным, приступим к его выполнению.

Артём занимает место председателя за столом у доски, объявляет тему заседания клуба.

Председатель читает задание по учебнику

Второклассники предлагают записать задание на доске

Обращают внимание на слово со звёздочкой: доклад*, предлагают узнать его значение в Толковом словаре (учебник «Русский язык», ч.2, стр.104), читают «вслух» значение данного слова.


 


 

коммуникативные УУД: - умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

регулятивные УУД: - умение соотносить правильность планирования с требованиями конкретной задачи


 


 


 

познавательные УУД: - умение работать с текстом;

Актуализация темы занятия

Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними

Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба

+ Прочитайте 1 абзац на стр.32. и скажите, какие животные содержатся в живом уголке школы села Мирного? Живут ли они в нашей местности?

+ Внимательно прочитайте текст на странице 32 до конца и подготовьтесь ответить на вопросы председателя.

Читают «про себя», отвечают на вопросы

Читают «про себя» 2 и 3 абзацы;

Председатель с помощью карточки-подсказки задаёт вопросы:

-Почему ребята содержат своих животных в помещении?

-Почему члены клуба не могут выполнить просьбу маленького Коленьки выпустить всех животных из клеток?

Ребята отвечают на вопросы председателя

познавательные УУД: - умение работать с текстом;

регулятивные УУД: - умение соотносить правильность планирования с требованиями конкретной задачи

познавательные УУД: - умение работать с текстом; - сравнение; - установление причинно-следственных связей

личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

Выступление гостя, постановка проблемного вопроса

Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними

Представляет гостя, предоставляет ему слово

+ Дети, я хочу представить вам нашего гостя – Сердцелюбова Ольга Евгеньевна, ветеринар Устюженской ветеринарной клиники.

Задаёт проблемный вопрос

+ Как вы думаете, ребята, отчего возникают различные проблемы при содержании экзотических (не местных, живущих в других странах) животных?

+ Как не допустить неприятностей при содержании животных дома?

+ Где можно узнать всё о содержании экзотических животных?

Слушают рассказ ветеринара (Приложение 2)

Высказывают свои предположения, отвечают на вопросы:

- От незнания, чем кормить животное

- От того, что хозяин не купил домик для животного

- От того, что не знают, как правильно ухаживать за животными

- От того, что в доме есть разные опасности для животных

- Нужно узнать, как правильно о них заботиться

-В энциклопедиях, в интернете, у ветеринарного врача, в учебнике и т.д

коммуникативные УУД: - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

познавательные УУД: установление причинно-следственных связей

личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

Получение новых знаний

Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними

Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба

Организует работу в группах

+ Предлагаю найти ответ на некоторые вопросы о содержании экзотических животных. Для этого определитесь в группах, кто будет работать с учебником, а кто – с карточкой или по ссылке в сети Интернет.

Наблюдает за работой, при необходимости оказывает индивидуальную помощь в выборе основных моментов выступления.

+ Много интересного рассказала о возможных обитателях живого уголка каждая группа. Пожалуйста, оцените выступления товарищей цветными сигналами:

«зелёный» - это знать необходимо

«жёлтый» - не обязательные сведения

«красный» - можно и не знать

Распределяют работу в группах.

Председатель даёт задание каждой группе

(Приложение 3)

Самостоятельное чтение¸ подготовка к рассказу о прочитанном

Председатель предоставляет слово каждой группе.

Ребята рассказывают о том, что узнали об обитателях живого уголка

После выступления каждой группы с помощью сигнальных карточек оценивают выступления товарищей цветными сигналами:

 

коммуникативные УУД: - умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

регулятивные УУД: - умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи


 


 

познавательные УУД: - умение работать с текстом;

регулятивные УУД: - умение соотносить правильность планирования с требованиями конкретной задачи


 

Закрепление полученных знаний

Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба

Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними

При необходимости помогает правильно сформулировать ответ на вопрос

Обобщает знания детей

+ Ребята, что такое, по-вашему, живой уголок?

+Только ли домашних животных в нём содержат?

Подводит промежуточный итог урока

+ Какие задания для членов клуба выполнили? Что осталось выполнить?

Председатель с помощью карточки-помощницы задаёт вопросы ребятам:

- Сравните клетки хомяков и попугаев. Почему у птиц в клетках есть жёрдочки?

- Зачем в аквариум помещают зелёные растения?

- Что такое террариум*?

Второклассники отвечают на вопросы

личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

коммуникативные УУД: - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Подготовка к составлению доклада

Задача: составление плана доклада об одном из возможных обитателей живого уголка;

Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними

+ Для того, чтобы составление доклада не вызвало у вас затруднений, я предлагаю составить его план.

Открывает на доске перепутанные пункты плана

(Приложение 4)

+ С чего нужно начать выступление? О чём рассказать потом?

+ Ребята, у некоторых из вас дома есть экзотические животные. Кто хочет рассказать о своём подопечном, используя данный план?

Предлагают порядок, закрепляя на доске каждый пункт

1-2 ученика рассказывают о своих животных, остальные – слушают и анализируют выступления.

регулятивные УУД: - умение соотносить правильность планирования с требованиями конкретной задачи

личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

коммуникативные УУД: - умение определять способы взаимодействия;

Домашнее задание

Задача: знакомство учащихся с возможными обитателями живого уголка и правилами ухода за ними

+ Ребята, я предлагаю желающим подготовить доклад о своём домашнем питомце к следующему уроку. Какое ещё задание вам захотелось выполнить дома?

Предлагают и записывают варианты домашнего задания:

- нарисовать своего домашнего питомца;

-подготовить сообщения о других обитателях живых уголков;

-сделать плакат с фотографиями домашних любимцев;

-найти интересные сведения о животных живого уголка

- выполнить задания в Тетради для самостоятельной работы

коммуникативные УУД: умение определять способы взаимодействия; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Итог урока, рефлексия


 


 


 


 


 


 


 

Задача: индивидуальное обучение одного из членов клуба ведению заседания клуба

+ Ребята, какие задания клуба нам удалось сегодня выполнить?

+ Оцените пользу нашей работы с помощью сигнальной карточки:

«зелёной» - эти знания мне нужны

«жёлтый» - возможно, когда-нибудь, эти знания мне пригодятся

«красный» - эти знания мне не нужны

+ Как оценит работу клуба председатель заседания?

+ Спасибо за работу всем членам нашего заседания.

+ Всегда были и есть люди, которые любят животных.  Многие заводят домашних питомцев по своему желанию или по просьбе детей. Хочется, чтобы, приняв сегодня такое решение, не пришлось завтра об этом жалеть и тяготиться. Слушайте свое сердце и не забывайте известную, но очень важную истину:

 «Мы в ответе за тех, кого мы приручили»

Называют выполненные задания

Оценивают пользу полученных знаний

Слушают оценку председателя

Слушают

регулятивные УУД: - умение устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; - умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи

коммуникативные УУД: - умение определять способы взаимодействия;

личностные УУД: - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

Приложение 1 (задание для членов клуба)

Познакомиться с возможными обитателями живого уголка.

Составить план доклад об одном из возможных обитателей живого уголка;

Приложение 2 (примерное выступление ветеринара)

+ Каждый день на работе я встречаюсь с разными домашними питомцами, которых приводят к нам их хозяева. Почти в каждом доме есть кошки или собаки. Кроме них, в нашем районе есть морские свинки, черепахи, хомячки, попугаи. Встречаются и шиншиллы - сходные по виду с белкой животные из отряда грызунов с ценным мягким густым и длинным мехом.

Не могу сказать, что хозяева этих животных очень часто обращаются к нам с возникающими проблемами, но такие обращения есть. Обычно это – нарушение пищеварения или результат неправильного содержания экзотических животных.

Приложение 3 (задания для работы в группах)

Задание для группы №1:

Прочитать и подготовить рассказ о содержании морских свинок и хомячков (стр. 33 в учебнике), дополнительно – на карточках, при возможности, с использованием сети Интернет (по ссылкам)*.

О хомячках: Хомяки – настоящие артисты. И в мультфильмах они главные герои, и в рекламе  снимаются. Они очень любят двигаться. Эти малыши, весом всего лишь в 100 граммов, обожают карабкаться по туннелям, крутиться в колесе или просто смешно бегать. Они запросто за раз могут пробежать шесть километров в том же колесе. А может они просто надеются куда-нибудь добежать? Ведь время от времени  они останавливаются, выпрыгивают из колеса, осматриваются… и бегут дальше.

Домашние хомяки очень отличаются от тех,  кто живет в дикой природе. Те целый день заняты, чем бы набить свое брюшко. Они  очень любят зернышки пшеницы и тем самым наносят серьезный вред сельскому хозяйству. Даже само слово «хомяк» - означает «враг, который нагибает стебли к земле».

О морских свинках: Морская свинка была привезена в Россию из-за моря, из-за чего первоначально и называлась "заморская". Впоследствии же слово "заморская" изменилось в "морская".
Морская свинка не имеет никакого отношения и к свиньям. Мнения, почему животные получили такое название, расходятся. Одни источники утверждают, что свинки были так названы из-за строения головы зверьков. Другие объясняют это тем, что звуки, издаваемые свинками, похожи на похрюкивание и повизгивание свиней.

Морские свинки - самые большие домашние грызуны. Морским свинкам необходима большая клетка. Животных необходимо регулярно выпускать на волю, чтобы они могли размяться и порезвиться. Этим животным нужно уделять как можно больше внимания.

О хомячках: http://www.filipoc.ru/interesting/homyaki-v-prirode

О морских свинках: http://www.zooclub.ru/faq/show.php?id=3235

Задание для группы №2:

Прочитать и подготовить рассказ о содержании канареек и попугайчиков (стр. 33-34 в учебнике), дополнительно – на карточке, при возможности, с использованием сети Интернет (по ссылкам)*.

О канарейках: Как нам уже подсказывает название «канарейка» — её родиной являются Канарские острова. Маленькими группами летают канарейки на поиски каждодневного корма.

В кустарниках и деревьях строят они свои гнёзда, в которых выводят и выращивают своих птенцов. Чаще всего у них появляются 4-5 птенцов и важной задачей для родителей является добыча корма для всей семьи.

Как попали предки наших пернатых друзей в наши края? Причина — в их прекрасном пении. Испанские мореплаватели сразу обратили своё внимание на красивое пение канареек и уже в 1450 году начали привозить их с собой в Испанию, где и продавали их.

О попугаях: На самом деле попугаев очень много, более 350 видов. Самый большой попугай – амазонский. Его рост – метр. Самый маленький попугайчик в мире - размером всего 9 см (это меньше 2 спичечных коробков), а уж масса его и вовсе 11 с половиной граммов. 

Теперь расскажем про клюв. Самый гигантский клюв в мире десяти сантиметров в длину! И принадлежит он черному какаду. Своим клювом, словно кусачками, какаду может переламывать многие твердые предметы. И не всегда это палки. Поэтому теперь задумайтесь, а нужно ли совать палец в клетку к незнакомому попугаю? 

О канарейках: http://canaria.msk.ru/detyam/o-kanarejkax-detyam.html

О попугаях: http://popugai.info/13-interesnyx-faktov-pro-popugaev/


 

Задание для группы №3:

Прочитать и подготовить рассказ о содержании черепах и рыбок (стр. 34 в учебнике), дополнительно – на карточке, при возможности, с использованием сети Интернет (по ссылкам)*.

О черепахах: Черепахи – долгожители: могут жить более 100 лет. О возрасте черепах могут рассказать кольца, которые появляются ежегодно на щитках, из которых состоит панцирь. Черепах можно встретить на всех материках, кроме Антарктиды.

Общаясь с людьми, черепахи запоминают их лица. Вытягивание шеи, внимательное слушание – реакция черепахи на ласковую речь. На грубую речь реакция другая – черепаха прячется в панцирь.


 

Об аквариумных рыбках: Где живут рыбы? В морях, озёрах, реках. Но есть рыбы, которые живут у нас дома - в аквариуме. Поэтому их так и называют - аквариумные рыбы. И видов этих рыб сегодня насчитывается очень много.

Самые обычные аквариумные рыбки - гуппи - бывают различной окраски, от серебристо - серой до золотисто - оранжевой, голубой, зеленой, разноцветной.


 

О черепахах: http://dikiymir.ru/interesniefaktiozivotnix/165-interesno-o-cherepaxax.html

Об аквариумных рыбках: http://www.chudesnayastrana.ru/domashnie-jivotnie-ribki.htm


 

Приложение 4 (План доклада)

- Название животного, его кличка

- Содержание животного и уход за ним

- Особенности животного

- Для чего вы держите это животное*

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.