Технологическая карта по уроку "Музыка" на тему " О подвигах, о доблести, о славе …" (5 класс)
Технологическая карта по музыке на тему " О подвигах, о доблести, о славе …"
Учитель: Лобода Ольга Андреевна
Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе …»
Базовый учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка. 5 класс».
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы и приемы, используемые на уроке: словесный, наглядный, активный диалог с учащимися, слушание, беседа, работа в группах, распевка, пение.
Цель урока: Создание условий для формирования образа защитника Отечества посредством музыки.
Задачи урока:
Образовательные:
· проанализировать образ защитника Отечества разных эпох с помощью музыки, изобразительного искусства, литературы.
· создать музыкальную летопись по основным периодам истории русского музыкального искусства;
. вспомнить и закрепить понятия музыкальных жанров – былина, кант, симфония, реквием.
· познакомить с музыкальными произведениями - «Реквием» (Д.Б. Кабалевский), «Симфония №2. Богатырская» (А.П. Бородин), кант «Орле Российский», былина «О трёх богатырях в заставе».
Развивающие:
· развить навыки анализа произведения и характера героев, художественного образа, музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости.
Воспитательные:
· воспитать любовь к классическому искусству, русской культуре, народным традициям.
Планируемые результаты:
Предметные:
· понимание терминов: былина, кант, симфония, реквием
· умение оценивать произведения разных видов искусства.
· восприятие музыки с помощью анализа и слушания.
Личностные:
· укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями народа;
· продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
· развитие духовно-нравственных качеств.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
· владение словарем эмоциональных терминов;
· развитие умения постановки и формулирования проблемы, делать выводы, строить суждения.
Регулятивные УУД:
· постановка совместно с учителем конкретной учебной задачи;
· формирование умения целеполагания, планирование собственной деятельности;
· построение речевых высказываний о музыке в устной форме.
Коммуникативные УУД:
· сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных задач;
· развитие навыков развернутого речевого высказывания в процессе групповой деятельности.
Музыкальный репертуар:
1. Часть произведения «Реквием» Д.Б. Кабалевского «Помните!» (на сл. Р. Рождественского),
2. Кант «Орле Российский»,
3. Былина «О трёх богатырях в заставе»,
4. А.П. Бородин – Симфония №2 (Богатырская),
5. Песня «Отмените войну» (муз. Т. Ветровой, сл. Амалии Майер).
Основные понятия: былина, кант, симфония, реквием, a capella, песня.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, презентация к уроку, колонка.
Зрительный ряд
Цели, задачи Образа воина как защитника Отечества - Узнать каким видели защитника Отечества композиторы разных эпох - Создать музыкальную летопись | КАКОЙ ОН? ЛЕТОПИСЬ БЫЛИНА КАНТ СИМФОНИЯ РЕКВИЕМ
| РЕФЛЕКСИЯ Нотный стан |
№
Этап урока | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД | |
1. | Организационный момент. | Снятие эмоционального напряжения, настрой на работу. Добрый день, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Ольга Андреевна, и сегодня я предлагаю вам погрузиться в волшебный мир истории музыки и открыть для себя новые горизонты. Не будем же затягивать и начнём наш урок. | Подготовиться к уроку, | |
2. | Постановка цели урока | (слушание фрагмента из Симфонии №2 А.П. Бородина) Ребята, что вы почувствовали? Какие эмоции возникли внутри вас при прослушивании фрагмента? (ответы ребят) Суровая, тяжёлая, страшная, пугающая музыка наполнена силой. Кто стал главным героем этого произведения? (ответ ребят – богатырь, воин) Верно! Теперь нам стало ясно, почему музыка звучала так грозно. Может ли сильный могучий воин-защитник звучать по-другому? Конечно, нет. Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? Мы узнаем каким должен быть воин/герой через призму музыки). Темой урока станет «О подвигах, о доблести, о славе …». Мы попробуем проследить, как менялся образ защитника в музыке и создадим военную летопись. | Ставят цели урока. Актуализируют знания о музыкальных жанрах | Познавательные: - ставят и формулируют цель урока. - отвечают на вопросы учителя. |
3. | Изучение нового материала: | Во все времена Великая Россия славилась своими ЗАЩИТНИКАМИ, которые, не взирая ни на что, шли в бой, защищать свою Родину. А вы можете назвать их имена, о ком вы можете рассказать из истории и сегодняшних дней. (Диагностика и актуализация опыта) (ответы детей) Зачем на доске я разместила этот свиток? (ответ детей – на нём мы разместим летопись) Что такое летопись? (ответы детей – Летопись – запись исторических событий) | Слушают, отвечают на вопросы, анализируют, формулируют понятия. Находят общие черты содержания между произведениями. | Коммуникативные: - строят развернутые монологичные высказывания, учитывают настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. |
4 | Работа в группах | Мы сегодня попробуем создать музыкальную летопись, в которой проследим как менялся образ воина-защитника. Во все времена бравые солдаты шли защищать нашу страну от врагов. Их подвиги и доблесть навсегда остались в истории Отечества, и мы с гордостью должны о них помнить. За основу мы возьмём самые значимые периоды нашей истории - Древнюю Русь, Эпоху Петра I, Отечественную войну 1812 и Великую Отечественную войну (1941-1945). Я предлагаю вам заняться исследовательской деятельностью. Задача - изучить создание образа воина и его подвига в определенную историческую эпоху. Сейчас я прошу обратить ваше внимание на кейсы, которые лежат на ваших столах. В каждом кейсе вы увидите инструкцию и материалы для работы в группе. Ваша задача: 1. Выделить нужную информацию из текста, подходящего к вашей эпохе. 2. Выбрать нужные наклейки, 3. Оформить ваш лист летописи. В группе вы должны распределить обязанности и найти ответы на каждый вопрос в инструкции. Во время работы подумайте, кто станет докладчиком, который презентует работу целой группы. В кейсе вы увидите план защиты, который поможет грамотно выстроить свой ответ у доски. Время на работу в группе – 5 минут. Время пошло. | Работа в группах: анализ и обсуждение раздаточного материала Работа в группах: 1. художественная (подбор формы солдат разных времён, музыкальных инструментов/коллективов), 2. аналитическая (определение тематики музыкальных произведений, основных жанров эпохи) | Поиск и выделение необходимой информации. Смысловое чтение. Умение сотрудничать и избегать конфликтов при работе в группах. Нравственно-эстетическое оценивание. |
РАБОТА В ГРУППАХ (5 минут) | ||||
| | Работа в группах закончилась. Сейчас я буду приглашать по одному представителю от группы к доске, чтобы повесить вашу страницу летописи на свиток. Ребята, прошу очень внимательно слушать выступающий. С помощью аплодисментов мы оценим их работу. Внимание! Сейчас зазвучит музыка, и вы должны определить к какой эпохе она подходит. Звучит былина «О трёх богатырях в засаде» Я приглашаю представителя группы с эпохой Древней Руси. | Защита образа предлагаемой эпохи. | Умение точно и полно выражать свои мысли. |
ОТВЕТ У ДОСКИ (1 минута) | ||||
| | Слушание музыкального фрагмента – кант «Орле Российский» Что за эпоха только что прозвучала? Эпоха Петра I. Приглашаем к доске представителя этой группы. | | |
ОТВЕТ У ДОСКИ (1 минута) | ||||
| | Кант – жанр духовной музыки, который изначально звучал в церкви. Почему жанр духовной музыки перешёл в светскую среду? Раньше царя отожествляли с посланником бога. Слушание музыкального фрагмента – А.П. Бородин – Симфония №2 (Богатырская)» | | |
ОТВЕТ У ДОСКИ (1 минута) | ||||
| | Никого не смутило, что симфония о богатырях? Только что мы говорили о гусарах. (ответы детей) Как уже прочитала группа, которая готовила материал об Отечественной войне, в XIX века начинает зарождаться классическая академическая музыка. XIX век подарил нам М.И. Глинку с его оперой «Иван Сусанин», П.И. Чайковского с увертюрой «1812», Н.А. Римского-Корсакова с оперой «Сказание о невидимом граде Китеже», А.П. Бородина и других знаменитейших композиторов. Все они творили в разных стилях и жанрах. Каждый из композиторов вдохновлялся подвигами солдат разных лет, и эпическая тема постоянно присутствовала в их арсенале. Слушание музыкального фрагмента – Д.Б. Кабалевский – Реквием (Помните!) » Что вы почувствовали во время прослушивания? (ответы детей) Музыка нас одновременно манит и пугает. Интонации стона в аккомпанементе и вокальной мелодии противостоят словам Рождественского: «Сдержите стоны, горькие стоны». Музыка как будто говорит нам: «Будьте сильными, а горечь и печаль я попытаюсь выразить сама». Мы приглашаем группу, подготовившую информацию о Великой Отечественной войне. | Соотнесение авторских и личных характеристик главных героев. | Анализ и контроль проделанной работы |
ОТВЕТ У ДОСКИ (1 минута) | ||||
| | 26 миллионов погибших принесла Великая Отечественная война – самая кровопролитная за всю человеческую историю. На защиту страны встали и стар и млад, и женщины и мужчины. Всё было брошено на победу! Оркестр, гармонь и реквием. Вам не кажется это странным? (ответы детей) Музыка с каждым веком всё больше развивалась. В XX веке она включала в себя и сочинения простого народа, и классических композиторов, и эстрадные песни. Гармонь была верной спутницей на фронтовых дорогах. Кто играл на ней? (ответы детей - солдаты) Давайте вспомним весёлые фронтовые песни. (ребята называют названия военных песен) Но и были музыкальные произведения посвященные погибшим с доблестью солдатам, и матерям, не дождавшимся своих мужей и сыновей. В сердцах людей навсегда останется музыка Ленинградской симфонии Д.Д. Шостаковича, которую он написал в блокадном Ленинграде в 1942 году. Несмотря на голод, отсутствие всех удобств люди находили в себе силы для творчества. После окончания войны Р.И. Рождественский в 1960 году написал поэму «Реквием», посвященную подвигам советского народа, призывая помнить об их доблести. Что такое реквием? (ответы детей – Реквием – заупокойная месса в католической церкви) Обратите внимание на 1 и 12 части. Как вы думаете, почему они повторяются? (ответы детей) Эта закольцованность дает нам ощущение безостановочного проигрывания произведения. Мы должны помнить о доблести и подвигах солдат, которые уже никогда не вернуться домой. | | |
5. | Рефлексия процесса учебной деятельности | Что же объединяет всех наших героев? Давайте попробуем подобрать прилагательные, которые выражают характер защитника Родины. (ответы детей) Записываю на доске слова, характеризующие защитника. Спасибо вам большое! Посмотрите, какая красивая, наполненная информацией летопись у нас получилась. Теперь мы без сложностей можем сказать, как развивалась эпическая тема в музыке с самых древних времён до сегодняшнего дня. Сначала мы слышали небольшие наигрыши на гуслях с пением мелодии, после появилось многоголосное стройное пение, далее развилась классическая музыка, которая достигла апогея в XX веке. | Уровни индивидуального освоения материала каждым учеником | Регулятивные: Осмысляют учебный материал. Рефлексия |
6. | Разучивание песни | А сейчас что происходит в музыке? Когда мы говорим о XXI веке, то у меня перед глазами встает образ чистого листа, ведь сейчас мы пишем свою историю. В новом веке XXI мы видим развитие электронной музыки, новые приёмы сочинения. И, наверное, одной из главных тем нашего века стала тема мира во всё мире. И сейчас я хочу спеть вам песню под названием «Остановите войну». | Разучивание мелодии песни, анализ поэтического текста. | Распевка, разучивание музыкального фрагмента. |
СЛУШАНИЕ ПЕСНИ | ||||
7. | Рефлексия результата и эмоционального состояния | Дорогие ребята, теперь я хочу, чтобы вы оценили сегодняшнюю работу и полученные знания. Обратите внимание на экран. Перед вами три ноты разных цветов: зелёная нота обозначает, что вы Много узнали на уроке о музыкальные жанры разных эпох и формах музыки. Фиолетовая нота обозначает, что вы поняли особенности жанров музыки и можете определить характер музыки без подсказки учителя. Голубая нота обозначает, что вы можете воспользоваться знаниями о музыке разных эпох и применить их на уроках истории, ИЗО, литературы. Решите, на каком уровне вы оцените полученные знания на сегодняшнем уроке. (рефлексия) | Подведение итогов урока. Высказывают личное мнение об освоении учебного материала и духовных ценностях. | Рефлексия |
| | Спасибо вам большое за чудесно проведенное время за прекрасный урок! До свидания! | | |