Урок «Счастье и смысл жизни», 4 класс
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема: «Счастье и смысл жизни»
1.ФИО: Янкова Ирина Викторовна
2. Место работы: МАОУ «Лицей № 62» г Саратова
3.Должность: учитель начальных классов
4.Предмет: ОРКСЭ. Модуль «Основы светской этики»
5.Класс: 4
6.Тема и номер урока: 4
7.Базовый учебник: учебник Основы духовно-нравственной культуры народов России (4класс). Авторы: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И.,
8.Цель: Объяснять, что такое счастье и смысл жизни.
Учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементах, нравственных понятиях)
9.Задачи урока
Образовательные: познакомить с новыми понятиями, создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье.
Развивающие: формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне,
Воспитательные: умение анализировать свои поступки и слова, способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного представления о счастье и смысле жизни
Формировать УУД:
Личностные:
1. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
2. Сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей.
Регулятивные:
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Принимать и сохранять учебную задачу.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
5. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные:
1. Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные, информационные).
2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).
3. Cтроить речевое высказывание в устной форме.
4. Понимать информацию, представленную в неявном виде.
5. Интерпретировать и обобщать информацию.
Планируемые результаты
Предметные: расширение представлений детей о слове «счастье», уточнение понятия «смысл жизни»
Личностные: формирование культурной эрудиции учащихся.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; работать по предложенному плану, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
10.Тип урока: открытие новых знаний
11.Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальная работа
12.Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование, учебники, листы с заданиями, словари, презентация
13.Структура и ход урока .
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
УУД |
I. Мотивация к учению. |
Добрый день, ребята!
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. - Посмотрите друг на друга, подарите улыбки, мысленно пожелайте удачи и с хорошим настроением начнём урок. |
- проверяют готовность к уроку |
Личностные УУД: смыслообразование (какое значение, смысл имеет для меня учение) Регулятивные УУД: определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; овладение навыком работы по умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и |
II. Актуализация знаний |
- Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня на уроке нам предстоит отвечать на вопросы, рассуждать, анализировать, выражать свою точку зрения, искать решения, делать выводы. Пожелаем друг другу успешной работы.
-Закройте глаза, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем эта притча? Притча о Счастье Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье. Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: — Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым. Другой брат, наклонившись к яме и попросил: — Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив. Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья. Третий брат подойдя к яме наклонился: — А Тебе, что нужно? — спросило Счастье. — Что нужно Тебе? — переспросил брат. — Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье. Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой. А Счастье довольное побежало за ним... -Так о чём же эта притча? -Что получил от Счастья первый брат?
-Что для него было счастьем ? -Какова же тема нашего урока? |
- Притча-это маленький поучительный рассказ заключающий в себе моральные или религиозные поучения -О счастье.
-Ничего -Что такое счастье для каждого человека -Что такое счастье? |
Регулятивные УУД: корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: Использование |
III. Создание проблемной ситуации |
-Ребята, а как вы понимаете смысл слова счастье?
-Кто вас может сделать счастливыми? -Послушайте, как о счастье говорит поэт Эдуард Асадов в своём стихотворении «Что такое счастье» Одни говорят, что счастье –
– Как вы думаете, почему авторы так странно озаглавили этот текст? – А что об этом сказано в тексте? – Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово “счастье”? |
-Когда происходит что-то хорошее. Когда все здоровы и никто не болеет. Когда сбывается то, о чём так долго мечтал. -Мама, папа, дедушка, бабушка, подруга, сестра …. - У каждого человека своё счастье- у маленького человека оно одно, у взрослого – оно другое. -Для каждого человека представления о счастье свои, автор хочет, чтобы мы задумались, поразмышляли. |
Коммуникативные УУД: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Познавательные УУД: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний. |
1.Работа со словарём С.И.Ожегова.
2. Работа с пословицами (в группах) -Чтобы ответить на вопрос: Что такое счастье, давайте обратимся к нашим корням, к мудрости русского народа, Мудрые люди давно открыли тайны счастья и донесли их до наших дней -Где сохранилась мудрость русского народа?
- На ваших столах лежат листочки со словами. Соберите из них пословицы. Расположите их в правильной последовательности. Любовь и труд счастье дают. Счастье в воздухе не вьётся, оно трудом достаётся -Как вы понимаете смысл этих пословиц? - В чём же видел счастье русский народ? 3.Работа с изречениями (в группах) - В чём же ещё видел счастье русский народ? Нам подскажут изречения или краткие мысли мудрых людей. 1. Помоги нам пробуждаться каждый день с улыбкой; помоги нам улыбаться в наших трудах; и, подобно солнцу, освещающему весь мир, пусть доброта и любовь освещают наше жилище. (Р. Стивенсон) 2. Величайшее в мире счастье – это, когда есть семья, есть уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или, несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.(В. Гюго) 3. Я спал и видел сон о том, что жизнь – это счастье. Я пробудился и увидел, что жизнь – это служение. Я стал служить и понял, что в служении обретается счастье. (Р. Тагор) - Какой вывод из этих изречений мы сделаем? |
Поиск и чтение детьми в словарях объяснения слова – счастье 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. -В русских народных сказках, поговорках, пословицах, песнях. - Любимая работа приносит радость и счастье.
- Счастье – это жизнь, солнце, улыбка, доброта, наш дом, семья |
Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. Познавательные УУД: нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица); |
V. Закрепление |
1. Просмотр отрывка из мультфильма «Цветик семицветик» - Отрывок из какого произведения мы просмотрели? Кто его автор?
-В чём его волшебство?
-Как звали главную героиню сказки? -Может быть, он поможет нам узнать, что такое счастье? -Какое последнее желание загадала Женя?
- Почему это желание оказалось полезным?
- Стал ли мальчик счастлив после этого?
-Какой же вывод можно сделать? - А стала ли счастлива девочка Женя, ведь она использовала свой последний лепесток? Почему?
- Может ли помощь другим людям, добрые дела сделать человека счастливым? 2.Чтение стихотворения
Было утром тихо в доме, - Что является счастьем для девочки?
-Мама – самое священное слово на земле. Человек рождается и умирает с этим словом. Это самый светлый, самый лучший, дорогой и близкий для каждого из нас человек. -А какие ласковые обращения к маме вы знаете?
- Все самые дорогие Святыни названы и озарены именем Матери. - Одним из лучших образов живописи является икона «Владимирская Богоматерь» - Посмотрите на мать и младенца и скажите, что льётся и идёт от их образов?
-Да, действительно какой свет, какое счастье льётся от матери и младенца, который обвил рукой мамину шею и нежно прижался личиком к материнской щеке. -Мать - у каждого из нас она одна. В пословице так и говорится: «Одна у человека мать, одна у него и Родина». - Нашу Родину называют матушкой, прочитав отрывок из текста К. Д. Ушинского о Родине, вы узнаете, почему её так называют. (Чтение детьми текста)
-Как вы думаете, ребята, считает ли себя счастливым тот человек, у которого есть Родина?
- Хлебороб с благодарностью и любовью произносит: «Спасибо, кормилица – мать Земля, я счастлив, что ты есть у меня» -Счастье ли это ребята, иметь Землю, на которой выращивают хлеб? (Показ плаката «Родина Мать зовёт») -«Родина – Мать зовёт!» - знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в 1941 году. - Какие слова вы бы подобрали к образу Матери?
- Сколько русских солдат погибло за Родину- мать! За счастливое будущее на Земле! За Победу!» - Не счастье ли это, отдать свою жизнь за Счастливое будущее своих детей, своего народа, за Мир на земле, как вы думаете? - Как вы думаете, кто должен сделать человека счастливым? 3.Притча - Может вам поможет ответить на этот вопрос древняя притча, которая так и называется "Счастье". Послушайте его. Счастье Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок, что еще слепить тебе? - спросил Бог. - Слепи мне счастье, - попросил человек. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. Теперь ответьте на вопросы: - Как вы думаете, Бог выполнил просьбу человека? - Кто же должен сделать человека счастливым? 4. Творческая работа -Ну, а сейчас, ребята, каждый из вас, должен составить своё предложение о счастье. -Можете начать со слов: Счастье это – … -Как вы считаете, что же является настоящим счастьем для человека? 5. Игра «Вопросы о счастье" Вопросы и задания: 1.Расскажите о тех моментах своей жизни, когда вы чувствовали себя счастливым. 2.Расскажите о каком-либо своем поступке, который принес счастье окружающим. 3.Как вы понимаете мудрое изречение: "Счастье на деньги не купишь". 4.Представьте, что вы попали на планету счастья. Опишите свои ощущения. 5.Как вы думаете, почему от счастья и радости часто плачут? Плакали ли вы от счастья и радости? 6.Как вы думаете, какую роль играет улыбка в жизни людей? 7.Как вы думаете, если бы люди совсем не улыбались, какой бы стала жизнь? 6. Просмотр мультфильма «Смысл жизни» -А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни, - Что вы поняли просмотрев мультфильм? -Смысл жизни каждый для себя определяет сам, в соответствии с типом своей личности в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта. Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния - «построить дом». Или идея защиты окружающей среды - «посадить дерево». А кого-то больше вдохновляет затея выживания - «вырастить сына». 7.Презентация. Слайд № 6 «В чем смысл жизни» -Может быть цель нашей жизни в удовлетворении пищей? -Возможно цель нашей жизни в работе или в полном покое? -Может цель нашей жизни в богатстве? -Власть и слава? -Жизнь ради детей? -Жить ради знаний? Так ли это? |
-Это цветик-семицветик -Валентин Катаев «Цветик-Семицветик» -Он исполнял желание девочки
-Женя
- Женя помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить - Мальчик стал счастлив. -Для него счастье – это здоровье -Счастье – это здоровье -Женя стала счастливой от того, что помогла мальчику. - Счастье – это здоровье, помощь другим людям, добрые дела -Счастьем для девочки является мамино имя, и её мама -Мамочка, любимая моя, самая нежная, добрая, ласковая, матушка, маменька, голубушка, мамулечка, мамусенька, лучшая, ненаглядная моя, прекрасная -Льётся счастье, свет, нежность, любовь -Счастье, когда мама не только ласкает, но и защищает, оберегает своё дитя в минуты опасности?
- Человек, у которого есть Родина, считает себя счастливым
- Счастье отдать свою жизнь, зная, что другие люди будут жить в мире
- Человек должен это сделать сам. Человек - творец своего счастья
-Человек сам себя делает счастливым
- Что смыл жизни не надо искать где –то, оно рядом всегда, надо научиться видеть его. - Мы принимаем пищу для того чтобы жить, а не живем для того чтобы есть. - Стремление к славе мы не можем считать целью жизни. -Цель жизни должна быть для всех достижимой, знаниями может овладеть не каждый. Всеми науками не овладеть |
Личностные УУД: самопознание и самоопределение (формирование идентичности личности). Нравственно-этическая ориентация (построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора) Познавательные УУД : осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста; установление причинно-следственных связей.УД) |
VI. Итог урока |
- Дорогие ребята! О чём мы говорили сегодня?
- У кого же находится ключ к счастью?
-Да действительно, ключ к счастью в наших сердцах. Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы вы смеялись, лучились и радовались, чтобы другие, глядя на вас, становились счастливыми - Каждый Человек — Великий Мастер, способный создать своё хрустальное, золотое, или любое другое, чудесное счастье, сокрытое в собственной Душе. |
- Сегодня мы говорили о том, что такое счастье. -У самого человека. Человек сам строит своё счастье и выбирает к нему путь |
Регулятивные УУД -отвечают одним, двумя словами -делают выводы |
VII. Рефлексия |
-Выразите своё отношение к уроку. -Посмотрите на красивое сердце из цветочков? - Давайте заполним его счастьем и любовью с помощью ваших сердечек, лежащих на парте. - Если вам было комфортно на уроке, вы усвоили материал, вы довольны своей работой, вставьте в него красное сердечко, -если у вас есть какая-то неудовлетворенность – розовое, -если вы с нетерпением ждали, когда же закончится урок, и вы ничего не поняли – оранжевое. |
Коммуникативные УУД: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Познавательные УУД: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; |
|
VIII. Домашнее задание: |
(по выбору) Текст – рассуждение -«Что такое счастье?» или, «Как стать счастливым?» -Мы сегодня высказывали свои мысли о счастье словами, может кто –то из вас ребята, захочет выразить свои чувства красками, нарисуйте рисунок «СЧАСТЬЕ», как вы его представляете. |