Урок «Счастье и смысл жизни», 4 класс

0
0
Материал опубликован 28 September 2017

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема: «Счастье и смысл жизни»

1.ФИО: Янкова Ирина Викторовна
2. Место работы: МАОУ «Лицей № 62» г Саратова

3.Должность: учитель начальных классов
4.Предмет: ОРКСЭ. Модуль «Основы светской этики»

5.Класс: 4
6.Тема и номер урока: 4

7.Базовый учебник: учебник  Основы духовно-нравственной культуры народов России  (4класс). Авторы: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И.,
8.Цель: Объяснять, что такое счастье и смысл жизни.

Учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементах, нравственных понятиях)

9.Задачи урока

Образовательные: познакомить с новыми понятиями, создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье.

Развивающие: формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне,

Воспитательные: умение анализировать свои поступки и слова, способствовать воспитанию нравственных качеств, выявлению правильного представления о счастье и смысле жизни

Формировать УУД:

Личностные:

1. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

2. Сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей.

Регулятивные:

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

5. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные:

1. Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные, информационные).

2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица).

3. Cтроить речевое высказывание в устной форме.

4. Понимать информацию, представленную в неявном виде.

5. Интерпретировать и обобщать информацию.

Планируемые результаты
Предметные: расширение представлений детей о слове «счастье», уточнение понятия «смысл жизни»

Личностные: формирование культурной эрудиции учащихся.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; работать по предложенному плану, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

10.Тип урока: открытие новых знаний

11.Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальная работа

12.Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование, учебники, листы с заданиями, словари, презентация

13.Структура и ход урока .

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

I. Мотивация к учению.

Добрый день, ребята!

 

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

- Посмотрите друг на друга, подарите улыбки, мысленно пожелайте удачи и с хорошим настроением начнём урок.

- проверяют готовность к уроку

Личностные УУД: смыслообразование (какое значение, смысл имеет для меня учение)

Регулятивные УУД:

определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

овладение навыком работы по
предложенному учителем плану;

умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и
текстами учебного пособия;

II. Актуализация знаний
 

- Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня на уроке нам предстоит отвечать на вопросы, рассуждать, анализировать, выражать свою точку зрения, искать решения, делать выводы. Пожелаем друг другу успешной работы.


Наш урок я хотела начать с притчи.
-Давайте вспомним, что такое притча?

-Закройте глаза, слушайте внимательно, постарайтесь определить, о чем эта притча?

Притча о Счастье

Однажды, прогуливаясь по лесу, три брата увидели глубокую яму. В ней сидело Счастье.

Один, из братьев подошел, наклонился к яме и сказал: — Если бы у меня было много денег, я был бы счастлив

Счастье подарило ему много денег, брат ушел счастливым.

Другой брат, наклонившись к яме и попросил: — Красивая женщина, если бы она украсила мою жизнь, тем, чтоб была рядом, вот тогда бы я был счастлив.

Счастье выполнило и его желание, брат убежал с женщиной, вне себя от счастья.

Третий брат подойдя к яме наклонился:

А Тебе, что нужно? — спросило Счастье.

Что нужно Тебе? — переспросил брат.

Я бы хотела, чтоб меня вытащили из этой ямы, — сказало Счастье.

Брат, протянув руку, вытащил из ямы Счастье и пошел прочь своей дорогой.

А Счастье довольное побежало за ним...

-Так о чём же эта притча?

-Что получил от Счастья первый брат?
-Что для него было счастьем?


-Что получил от счастья второй брат?
-Что для него было счастьем?


-Что получил от счастья третий брат?

-Что для него было счастьем ?

-
Над каким вопросом мы сегодня будем работать?
 

-Какова же тема нашего урока?

 

- Притча-это маленький поучительный рассказ заключающий в себе моральные или религиозные поучения

-О счастье.

- Деньги
-Получение денег


-Красивую жену
- Желание иметь красивую жену

-Ничего
-Бескорыстная помощь

 

-Что такое счастье для каждого человека

-Что такое счастье?

Регулятивные УУД:

корректирование своей деятельности;

в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

Использование
словарей, справочников.

III. Создание проблемной ситуации

-Ребята, а как вы понимаете смысл слова счастье?



 


-Как вы думаете, кто может быть счастливым?

-Кто вас может сделать счастливыми?

-Послушайте, как о счастье говорит поэт Эдуард Асадов в своём стихотворении «Что такое счастье»
 

Одни говорят, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, вниманье
И общность переживания.
Ещё есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлёта!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.

-Как вы поняли строчки этого стихотворения?
О чём оно?
Какова главная мысль?


 


Работа с текстом «Счастье – это когда...»

Как вы думаете, почему авторы так странно озаглавили этот текст?

А что об этом сказано в тексте?

Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово “счастье”?

-Когда происходит что-то хорошее. Когда все здоровы и никто не болеет. Когда сбывается то, о чём так долго мечтал.
-И дети, и взрослые.

-Мама, папа, дедушка, бабушка, подруга, сестра ….

- У каждого человека своё счастье- у маленького человека оно одно, у взрослого – оно другое.

-Для каждого человека представления о счастье свои, автор хочет, чтобы мы задумались, поразмышляли.

Коммуникативные УУД:

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД:

умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

1.Работа со словарём С.И.Ожегова.
-А как же нам объяснит это слово Сергей Иванович Ожегов, давайте обратимся к его толковому словарю.


 


 


 

2. Работа с пословицами (в группах)

-Чтобы ответить на вопрос: Что такое счастье, давайте обратимся к нашим корням, к мудрости русского народа, Мудрые люди давно открыли тайны счастья и донесли их до наших дней

-Где сохранилась мудрость русского народа?


 

- На ваших столах лежат листочки со словами. Соберите из них пословицы. Расположите их в правильной последовательности.

Любовь и труд счастье дают.

Счастье в воздухе не вьётся, оно трудом достаётся

-Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- В чём же видел счастье русский народ?

3.Работа с изречениями (в группах)

- В чём же ещё видел счастье русский народ? Нам подскажут изречения или краткие мысли мудрых людей.
-Найдите эти изречения на столах, прочитайте, подчеркните ключевые слова в этих изречениях.
- Давайте их прочитаем, посмотрим, совпали ли наши мнения

1. Помоги нам пробуждаться каждый день с улыбкой; помоги нам улыбаться в наших трудах; и, подобно солнцу, освещающему весь мир, пусть доброта и любовь освещают наше жилище. (Р. Стивенсон)

2. Величайшее в мире счастье – это, когда есть семья, есть уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или, несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.(В. Гюго)

3. Я спал и видел сон о том, что жизнь – это счастье. Я пробудился и увидел, что жизнь – это служение. Я стал служить и понял, что в служении обретается счастье. (Р. Тагор)

- Какой вывод из этих изречений мы сделаем?

Поиск и чтение детьми в словарях объяснения слова – счастье

1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
2. Успех, удача.

-В русских народных сказках, поговорках, пословицах, песнях.

- Любимая работа приносит радость и счастье.
-
Счастье в труде, дружбе, любви


 


 

- Счастье – это жизнь, солнце, улыбка, доброта, наш дом, семья

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Познавательные УУД:

нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица);

V. Закрепление

1. Просмотр отрывка из мультфильма «Цветик семицветик»

- Отрывок из какого произведения мы просмотрели?

Кто его автор?


 

-В чём его волшебство?


 

-Как звали главную героиню сказки?

-Может быть, он поможет нам узнать, что такое счастье?

-Какое последнее желание загадала Женя?


 

- Почему это желание оказалось полезным?


 

- Стал ли мальчик счастлив после этого?
-Что для мальчика счастье?


 

-Какой же вывод можно сделать?

- А стала ли счастлива девочка Женя, ведь она использовала свой последний лепесток? Почему?


 

- Может ли помощь другим людям, добрые дела сделать человека счастливым?

2.Чтение стихотворения
Послушайте стихотворение Агнии Барто. Может оно нам подскажет: Что такое счастье?


 

Было утром тихо в доме,
Я писала на ладони
Имя мамино.
Не в тетрадке, на листке,
Не на стенке каменной,
Я писала на руке
Имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня.
- Что ты спрятала в ладони? -
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала:

Счастье я держала.

- Что является счастьем для девочки?


 

-Мама – самое священное слово на земле. Человек рождается и умирает с этим словом. Это самый светлый, самый лучший, дорогой и близкий для каждого из нас человек.

-А какие ласковые обращения к маме вы знаете?


 


 


 


 

- Все самые дорогие Святыни названы и озарены именем Матери.

- Одним из лучших образов живописи является икона «Владимирская Богоматерь»

- Посмотрите на мать и младенца и скажите, что льётся и идёт от их образов?


 

-Да, действительно какой свет, какое счастье льётся от матери и младенца, который обвил рукой мамину шею и нежно прижался личиком к материнской щеке.

-Мать - у каждого из нас она одна. В пословице так и говорится: «Одна у человека мать, одна у него и Родина».

- Нашу Родину называют матушкой, прочитав отрывок из текста К. Д. Ушинского о Родине, вы узнаете, почему её так называют. (Чтение детьми текста)


 


 


 

-Как вы думаете, ребята, считает ли себя счастливым тот человек, у которого есть Родина?


 

- Хлебороб с благодарностью и любовью произносит:

«Спасибо, кормилица – мать Земля, я счастлив, что ты есть у меня»

-Счастье ли это ребята, иметь Землю, на которой выращивают хлеб?

(Показ плаката «Родина Мать зовёт»)

-«Родина – Мать зовёт!» - знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в 1941 году.

- Какие слова вы бы подобрали к образу Матери?


 

- Сколько русских солдат погибло за Родину- мать! За счастливое будущее на Земле! За Победу!»

- Не счастье ли это, отдать свою жизнь за Счастливое будущее своих детей, своего народа, за Мир на земле, как вы думаете?

- Как вы думаете, кто должен сделать человека счастливым?

3.Притча

- Может вам поможет ответить на этот вопрос древняя притча, которая так и называется "Счастье". Послушайте его.

Счастье

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок, что еще слепить тебе? - спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Теперь ответьте на вопросы:

- Как вы думаете, Бог выполнил просьбу человека?

- Кто же должен сделать человека счастливым?

4. Творческая работа

-Ну, а сейчас, ребята, каждый из вас, должен составить своё предложение о счастье.

-Можете начать со слов: Счастье это – …

-Как вы считаете, что же является настоящим счастьем для человека?

5. Игра «Вопросы о счастье"

Вопросы и задания:

1.Расскажите о тех моментах своей жизни, когда вы чувствовали себя счастливым.

2.Расскажите о каком-либо своем поступке, который принес счастье окружающим.

3.Как вы понимаете мудрое изречение: "Счастье на деньги не купишь".

4.Представьте, что вы попали на планету счастья. Опишите свои ощущения.

5.Как вы думаете, почему от счастья и радости часто плачут? Плакали ли вы от сча­стья и радости?

6.Как вы думаете, какую роль играет улыбка в жизни людей?

7.Как вы думаете, если бы люди совсем не улыбались, какой бы стала жизнь?

6. Просмотр мультфильма «Смысл жизни»

-А счастье, ребята, неразрывно связано со смыслом жизни,

- Что вы поняли просмотрев мультфильм?

-Смысл жизни каждый для себя определяет сам, в соответствии с типом своей личности в соответствии со своими ценностями, в меру своей фантазии и интеллекта.

Например, потребительский смысл приумножения собственного благосостояния - «построить дом». Или идея защиты окружающей среды - «посадить дерево». А кого-то больше вдохновляет затея выживания - «вырастить сына».

7.Презентация. Слайд № 6 «В чем смысл жизни»

-Может быть цель нашей жизни в удовлетворении пищей?

-Возможно цель нашей жизни в работе или в полном покое?

-Может цель нашей жизни в богатстве?

-Власть и слава?

-Жизнь ради детей?

-Жить ради знаний? Так ли это?

-Это цветик-семицветик

-Валентин Катаев

«Цветик-Семицветик»

-Он исполнял желание девочки


 

-Женя


- Женя пожелала, чтобы выздоровел больной мальчик

- Женя помогла мальчику, он выздоровел, смог ходить

- Мальчик стал счастлив. -Для него счастье – это здоровье

-Счастье – это здоровье

-Женя стала счастливой от того, что помогла мальчику.

- Счастье – это здоровье, помощь другим людям, добрые дела

-Счастьем для девочки является мамино имя, и её мама

-Мамочка, любимая моя, самая нежная, добрая, ласковая, матушка, маменька, голубушка, мамулечка, мамусенька, лучшая, ненаглядная моя, прекрасная

-Льётся счастье, свет, нежность, любовь

-Счастье, когда мама не только ласкает, но и защищает, оберегает своё дитя в минуты опасности?


-Нашу Родину называют матушкой. Потому что она нас вскормила своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас русскому языку, как мать защитит и сбережёт нас от всяких врагов


 

- Человек, у которого есть Родина, считает себя счастливым


 


 


 


 


 


 


- Мужественная, смелая, защитница, храбрая, решительная



 

- Счастье отдать свою жизнь, зная, что другие люди будут жить в мире


 

- Человек должен это сделать сам. Человек - творец своего счастья


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Дети думают

-Человек сам себя делает счастливым


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 



 

- Что смыл жизни не надо искать где –то, оно рядом всегда, надо научиться видеть его.

- Мы принимаем пищу для того чтобы жить, а не живем для того чтобы есть.

- Стремление к славе мы не можем считать целью жизни.

-Цель жизни должна быть для всех достижимой, знаниями может овладеть не каждый. Всеми науками не овладеть

Личностные УУД:

самопознание и самоопределение (формирование идентичности личности).

Нравственно-этическая ориентация (построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора)

Познавательные УУД : осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста;

установление причинно-следственных связей.УД)

VI. Итог урока

- Дорогие ребята! О чём мы говорили сегодня?


 


 

- У кого же находится ключ к счастью?


 

-Да действительно, ключ к счастью в наших сердцах. Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы вы смеялись, лучились и радовались, чтобы другие, глядя на вас, становились счастливыми

- Каждый Человек — Великий Мастер, способный создать своё хрустальное, золотое, или любое другое, чудесное счастье, сокрытое в собственной Душе.

- Сегодня мы говорили о том, что такое счастье.

-У самого человека. Человек сам строит своё счастье и выбирает к нему путь

Регулятивные УУД

-отвечают одним, двумя словами

-делают выводы

VII. Рефлексия

-Выразите своё отношение к уроку.

-Посмотрите на красивое сердце из цветочков?

- Давайте заполним его счастьем и любовью с помощью ваших сердечек, лежащих на парте.

- Если вам было комфортно на уроке, вы усвоили материал, вы довольны своей работой, вставьте в него красное сердечко,

-если у вас есть какая-то неудовлетворенность – розовое,

-если вы с нетерпением ждали, когда же закончится урок, и вы ничего не поняли – оранжевое.

 

Коммуникативные УУД: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД:

умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

VIII. Домашнее задание:

(по выбору) Текст – рассуждение

-«Что такое счастье?» или, «Как стать счастливым?»

-Мы сегодня высказывали свои мысли о счастье словами, может кто –то из вас ребята, захочет выразить свои чувства красками, нарисуйте рисунок «СЧАСТЬЕ», как вы его представляете.

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.