Технологическая карта урока «Информационный объект и смысл» (Информатика и ИКТ, 3 класс)
Тема урока |
Информационный объект и смысл |
|||
Цель урока |
Формирование понятия о том, что реальный объект и соответствующий ему информационный объект связаны по смыслу |
|||
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД |
Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания. Регулятивные УУД: формировать умение планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться , находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта. Личностные УУД: развивать эмпатию и сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессию эмоций. |
|||
Основные понятия |
Объект, информационный объект, смысл |
|||
Межпредметные связи |
Окружающий мир |
|||
Ресурсы |
Учебник «Информатика и ИКТ» для 3 класса (с.128-131), Рабочая тетрадь ч.2 (с.67-71), ПК, проектор, учебная презентация, карточки с информационными объектами, карточки для компьютерного практикума, ЭОР (beta-версия). 3 класс, авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/er.php) |
|||
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
|
Орг. момент |
Долгожданный дан звонок, начинается урок. |
Эмоциональный настрой |
||
Целеполагание и мотивация |
Коммуникативные УУД |
Мы познакомились с таким понятием как «объект», которым обозначаем предметы, живые существа, явления природы, какие-то события. Кроме этих объектов существуют еще информационные объекты – тексты, рисунки, схемы, числа и т.д. Об особенностях и свойствах информационных объектов и пойдет речь дальше. И сегодня мы с вами рассмотрим, как связаны между собой информационный объект и смысл. |
Работа со шкалой готовности к уроку |
|
Актуализация знаний |
Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
Игра «Угадай объект» Разделимся на две команды и построимся в две шеренги лицом к лицу: задача первой команды как можно точно описать по рисунку объект, при этом имя объекта не называть, задача второй команды – по описанию изобразить объект на бумаге и назвать его |
Первая команда: составляют устное описание каждого объекта, изображенного на рисунке Вторая команда: по описанию рисуют объект на бумаге |
|
«Открытие» нового знания детьми. |
Познавательные УУД Коммуникативные УУД |
Игра-эксперимент На столе лежат перемешанные карточки с изображением информационных объектов. Ни на одной карточке нет имени того объекта, который на ней представлен. Каждый загаданный объект представлен информационными объектами четырех видов (каждый на отдельной карточке): формальное словесное описание, изображение, схема и таблица (элементный состав). Ваша задача – распределить карточки по группам так, чтобы они все были информационной моделью одного объекта. Его имя нужно будет назвать. |
Дети распределяют карточки по группам |
|
Познавательные УУД |
Обсуждение, подведение итогов игры-эксперимента Как вам удалось выполнить задание? Что связывало между собой сгруппированные четверки карточек?
То есть реальный объект и соответствующий информационный объект связаны смыслом. Каким бы информационным объектом мы ни воспользовались, чтобы передать существенные свойства объекта согласно нужной нам цели, смысл всегда остается прежним. При создании информационных объектов одна и та же информация демонстрируется то одной стороной, то другой. Поэтому по информационному объекту мы всегда угадаем оригинал – объект, который в нем отражен. |
Ответ: Карточки были связаны между собой по смыслу Информационные объекты на этих карточках раскрывали существенные свойства одного и того же объекта. |
||
Первичное закрепление |
Коммуникативные УУД Познавательные УУД |
Откройте учебник информатики на с.128. Посмотрите на схемы, изображенные в учебнике. На схеме изображена … Для чего нам нужна компьютерная мышь? Мы читаем текст «компьютерная мышь» и сразу вспоминаем внешний вид и свойства этого объекта. Эту схему можно изобразить по-другому (с.129). А как работает с информационными объектами компьютер? Человек обладает способностью воспринимать информацию об объекте с помощью органов чувств. Пример с лимоном с.123-130. Вывод. Человек всегда понимает смысл, которым связаны информационные объекты и сам реальный объект. Даже когда человек выполняет действия с компьютерными моделями реальных объектов, он воспринимает их как настоящие. Для компьютера информационные объекты - это закодированные описания, и понять их смысл компьютер не может. Ему все равно, с каким реальным объектом связан по смыслу обрабатываемый информационный объект.. компьютер формально исполняет программу, написанную на понятном ему языке человеком |
Компьютерная мышь Для ввода информации Чтение и обсуждение вместе с учителем примера |
|
Включение в систему знаний и повторений |
Решение информационных задач |
Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД |
Откройте тетради на с.67, запишите число Упражнение 2 (тренировка в раскрытии смысла понятия «информационный объект»): дополни схему… Упражнение 5 (тренировка навыков составления описания имеющегося объекта) Упражнение 7 (решение логической задачи табличным способом) |
Комар Дети составляют краткое описание доброй собачке. Ответ: Женя занимается футболом, Слава играет на скрипке |
Компьютерный практикум |
Познавательные УУД Личностные УУД |
Садимся за свои рабочие места. Работаем за компьютером, рабочая тетрадь - урок 21, 22, 23 |
Дети работают с ЭОРом – урок 21, рабочая тетрадь, урок 22 задания 1,2,4, урок 23 задания 1и 2 |
|
Подведение итогов. |
Личностные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД |
Закончите предложения. Объект и описывающий его информационный объект связаны между собой… Компьютер обрабатывает информационные объекты, но… связанного с объектом смысла |
Дети говорят концовку предложений. смыслом не понимает |
|
Рефлексия (Пирамида полезности) |
Регулятивные УУД Личностные УУД |
На слайде нарисована пирамида с этажами. У каждого из вас на партах лежат разноцветные квадраты. Прикрепите один из квадратов на соответствующий этаж пирамиды |
Дети выходят к доске и крепят соответствующие квадраты по уровню усвоения материала урока |
|
Домашнее задание |
Учебник стр.128-131, рабочая тетрадь 2 часть №№1,3,4,6 с.67 |
Дети записывают задание в дневник |
Приложения
1.Быстрая рефлексия на готовность к уроку (проводится в начале урока)
Учащимся предлагается оценить свою готовность к уроку по данной теме
Шкала:
4-готов
3-скорее готов, чем не готов
2-трудно сказать
1 – скорее не готов, чем готов
0-совершенно не готов
2.Пирамида полезности
На слайде изображена пирамида с этажами
Детям выдаются квадраты и предлагается прикрепить на слайд один из квадратов на соответствующий этаж пирамиды.
На уроке получил много новой и полезной информации и многому научился
На уроке получил новую и полезную информацию и кое-чему научился.
На уроке не получил новой и полезной информации и ничему не научился
3.Дидактическая игра «Угадай объект»
Карточки с изображениями
4.Игра-эксперимент
1 команда
Изображение
Описание: фрукт оранжевого цвета, родственник лимона, большой, сочный, вкусный.
Таблица
Элементный состав |
Количество |
Дольки |
9 |
Кожица |
1 |
Зерна |
5 |
Схема
2 команда
Персональный компьютер
Изображение
Описание: универсальное техническое устройство для работы с информацией
Таблица
Элементный состав |
Количество |
Монитор |
1 |
Клавиатура |
1 |
Системный блок |
1 |
Мышь |
1 |
Колонки |
2 |
С
Персональный компьютер
хема
Аппаратная часть
Монитор, системный блок, клавиатура, мышь, принтер
Программная часть
Текстовый редактор, графический редактор, калькулятор