Технологическая карта урока «Информационный объект и смысл» (Информатика и ИКТ, 3 класс)

4
0
Материал опубликован 13 June 2017 в группе
Технологическая карта урока

Тема урока

Информационный объект и смысл

Цель урока

Формирование понятия о том, что реальный объект и соответствующий ему информационный объект связаны по смыслу

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД

Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Регулятивные УУД: формировать умение планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться , находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.

Личностные УУД: развивать эмпатию и сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессию эмоций.

Основные понятия

Объект, информационный объект, смысл

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы

Учебник «Информатика и ИКТ» для 3 класса (с.128-131), Рабочая тетрадь ч.2 (с.67-71), ПК, проектор, учебная презентация, карточки с информационными объектами, карточки для компьютерного практикума, ЭОР (beta-версия). 3 класс, авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/er.php)

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Орг. момент

 

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Эмоциональный настрой

Целеполагание и мотивация

Коммуникативные

УУД

Мы познакомились с таким понятием как «объект», которым обозначаем предметы, живые существа, явления природы, какие-то события.

Кроме этих объектов существуют еще информационные объекты – тексты, рисунки, схемы, числа и т.д.

Об особенностях и свойствах информационных объектов и пойдет речь дальше.

И сегодня мы с вами рассмотрим, как связаны между собой информационный объект и смысл.

Работа со шкалой готовности к уроку

Актуализация знаний

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Игра «Угадай объект» Разделимся на две команды и построимся в две шеренги лицом к лицу:

задача первой команды как можно точно описать по рисунку объект, при этом имя объекта не называть,

задача второй команды – по описанию изобразить объект на бумаге и назвать его

Первая команда: составляют устное описание каждого объекта, изображенного на рисунке

Вторая команда: по описанию рисуют объект на бумаге

«Открытие» нового знания детьми.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Игра-эксперимент

На столе лежат перемешанные карточки с изображением информационных объектов. Ни на одной карточке нет имени того объекта, который на ней представлен. Каждый загаданный объект представлен информационными объектами четырех видов (каждый на отдельной карточке): формальное словесное описание, изображение, схема и таблица (элементный состав).

Ваша задача – распределить карточки по группам так, чтобы они все были информационной моделью одного объекта. Его имя нужно будет назвать.

 

Дети распределяют карточки по группам

Познавательные УУД

Обсуждение, подведение итогов игры-эксперимента Как вам удалось выполнить задание?

Что связывало между собой сгруппированные четверки карточек?


 


 


 

То есть реальный объект и соответствующий информационный объект связаны смыслом.

Каким бы информационным объектом мы ни воспользовались, чтобы передать существенные свойства объекта согласно нужной нам цели, смысл всегда остается прежним.

При создании информационных объектов одна и та же информация демонстрируется то одной стороной, то другой. Поэтому по информационному объекту мы всегда угадаем оригинал – объект, который в нем отражен.

Ответ:

Карточки были связаны между собой по смыслу

Информационные объекты на этих карточках раскрывали существенные свойства одного и того же объекта.
 

Первичное закрепление

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Откройте учебник информатики на с.128. Посмотрите на схемы, изображенные в учебнике.

На схеме изображена …

Для чего нам нужна компьютерная мышь?

Мы читаем текст «компьютерная мышь» и сразу вспоминаем внешний вид и свойства этого объекта.

Эту схему можно изобразить по-другому (с.129).

А как работает с информационными объектами компьютер?

Человек обладает способностью воспринимать информацию об объекте с помощью органов чувств.

Пример с лимоном с.123-130.

Вывод.

Человек всегда понимает смысл, которым связаны информационные объекты и сам реальный объект. Даже когда человек выполняет действия с компьютерными моделями реальных объектов, он воспринимает их как настоящие.

Для компьютера информационные объекты - это закодированные описания, и понять их смысл компьютер не может. Ему все равно, с каким реальным объектом связан по смыслу обрабатываемый информационный объект.. компьютер формально исполняет программу, написанную на понятном ему языке человеком

Компьютерная мышь

Для ввода информации

Чтение и обсуждение вместе с учителем примера

Включение в систему знаний и повторений

Решение информационных задач

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Откройте тетради на с.67, запишите число

Упражнение 2 (тренировка в раскрытии смысла понятия «информационный объект»): дополни схему…

Упражнение 5 (тренировка навыков составления описания имеющегося объекта)

Упражнение 7 (решение логической задачи табличным способом)

Комар

Дети составляют краткое описание доброй собачке.

Ответ: Женя занимается футболом, Слава играет на скрипке

Компьютерный практикум

Познавательные УУД

Личностные УУД

Садимся за свои рабочие места.

Работаем за компьютером, рабочая тетрадь - урок 21, 22, 23

Дети работают с ЭОРом – урок 21, рабочая тетрадь, урок 22 задания 1,2,4, урок 23 задания 1и 2

Подведение итогов.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Закончите предложения.

Объект и описывающий его информационный объект связаны между собой…

Компьютер обрабатывает информационные объекты, но… связанного с объектом смысла

Дети говорят концовку предложений.

смыслом

не понимает

Рефлексия (Пирамида полезности)

Регулятивные УУД

Личностные УУД

На слайде нарисована пирамида с этажами. У каждого из вас на партах лежат разноцветные квадраты.

Прикрепите один из квадратов на соответствующий этаж пирамиды

Дети выходят к доске и крепят соответствующие квадраты по уровню усвоения материала урока

Домашнее задание

 

Учебник стр.128-131, рабочая тетрадь 2 часть №№1,3,4,6 с.67

Дети записывают задание в дневник

Приложения

1.Быстрая рефлексия на готовность к уроку (проводится в начале урока)

Учащимся предлагается оценить свою готовность к уроку по данной теме

Шкала:

4-готов

3-скорее готов, чем не готов

2-трудно сказать

1 – скорее не готов, чем готов

0-совершенно не готов

2.Пирамида полезности

На слайде изображена пирамида с этажами

Детям выдаются квадраты и предлагается прикрепить на слайд один из квадратов на соответствующий этаж пирамиды.

На уроке получил много новой и полезной информации и многому научился

На уроке получил новую и полезную информацию и кое-чему научился.

На уроке не получил новой и полезной информации и ничему не научился

3.Дидактическая игра «Угадай объект»

Карточки с изображениями

4.Игра-эксперимент

1 команда

Изображение

Описание: фрукт оранжевого цвета, родственник лимона, большой, сочный, вкусный.

Таблица

Элементный состав

Количество

Дольки

9

Кожица

1

Зерна

5

Схема

2 команда

Персональный компьютер

Изображение

Описание: универсальное техническое устройство для работы с информацией

Таблица

Элементный состав

Количество

Монитор

1

Клавиатура

1

Системный блок

1

Мышь

1

Колонки

2

С

Персональный компьютер

хема

 

 

Аппаратная часть

Монитор, системный блок, клавиатура, мышь, принтер

Программная часть

Текстовый редактор, графический редактор, калькулятор

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации