Технологическая карта тематического занятия «Сказка в музыке» (для детей 6–7 лет)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 с. Койгородок.
Технологическая карта тематического занятия
«Сказка в музыке».
В группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет.
(Образовательные области «Познание», «Коммуникация»,
«Художественно – эстетическое развитие» (музыка), «Социализация»).
Автор – составитель:
Музыкальный руководитель: Туркина Ирина Ивановна.
2017 г.
Дата проведения: март 2017 года.
Место проведения: Музыкальный зал.
Время проведения: 15.03.2017 г.
Количество детей: 25 человек.
Характеристика группы: В группе 25 человек (8 девочек и 17 мальчиков). Детям группы характерна высокая двигательная активность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность, музыкальность, творческий позитив и эмоциональность. Большая часть группы обладает устойчивым вниманием, хорошей памятью, высокой познавательной активностью, хорошо развитым кругозором. Справляются с поставленными задачами, рассуждают, анализируют. Уровень развития группы средний. Что позволяет ставить перед детьми задачи в разных сферах познавательных областях и закреплять полученный результат. Отношения между ребятами дружелюбные, умеют помогать друг другу.
Пояснительная записка.
Занятие проводила музыкальный руководитель. Тематическое занятие разработано в соответствии с примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой для детей группы общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет.
Занятие было направлено на закрепление знаний и представлений о наступившем времени года (весна), о музыкальном репертуаре, которое изучали дети и о сказках, которые дети уже знают, и изучали на музыкальных занятиях.
Достижение поставленных задач осуществлялось в основных видах детской деятельности: познавательной, коммуникативной, двигательной музыкально – художественной и продуктивной.
При организации совместной деятельности педагогов и детей использовался принцип интеграции образовательных областей (ОО «Познание», ОО «Коммуникация», ОО «Художественное творчество», ОО «Социализация», ОО «Художественно – эстетическое творчество»).
Используемые методы (метод проблемного вопроса, мотивирование детской деятельности, образное слово, наглядно – слуховой, наглядно – зрительный, словестный метод, практический метод, объяснительно – иллюстративный) и приемы (беседа, пояснение, объяснение, рассказ муз. руководителя, рассказ детей) были направлены на повышение познавательной активности, развития коммуникативных навыков, творческих способностей, самостоятельности.
Подобранный материал и техническое сопровождение позволяло поддерживать интерес детей к теме на протяжении всей деятельности.
- Дети познакомились с понятием «Ритм».
- Дети рассуждали и говорили свои мнения по сказкам.
- Придумывали свою сказку.
- Научились наглядно читать ритмы, играя их на детских музыкальных инструментах.
Цель: Формировать у детей музыкальную культуру, как часть общей духовной культуры.
Задачи:
1) Образовательные.
1. Создать условия для развития музыкальных способностей детей.
2. Вызвать эмоционально – эстетический отзыв на музыку во время прослушивания произведения, пения песен и игре на детских музыкальных инструментах.
3. Расширять словарный запас, характеризующий настроение музыки, ввести понятие «ритм».
2) Развивающие.
1. Развивать у детей умение соотносить наглядный материал с музыкой.
2. Развивать у детей вокально – хоровые навыки: чистоту интонирования, ритмического и динамического ансамбля, правильного звуковедения, четкой дикции.
3. Побуждать детей к отображению полученной информации и впечатлений в творческой продуктивной деятельности.
3) Воспитательные.
1. Воспитывать чувство коллективизма и дружеских, уважительных отношений между детьми.
2. Воспитывать любовь к музыке.
Предварительная работа: Разучивание песни на весеннюю тематику, разучивание распевки, подготовить для детей детские музыкальные инструменты, прослушивание произведения «В пещере горного короля» Э. Грига, выполнение упражнений по теме «Ритм».
Используемый материал: Детские музыкальные инструменты, ритмические карточки «Белочки» и «Птички».
Музыкальный репертуар: Галоп (поскоки и сильный шаг). Музыка М. Глинки, Приставной шаг. Музыка Е. Макарова, Контрданс (боковой галоп), Музыка Ф. Шуберта «В пещере горного короля» Э. Грига (слушание музыки), «Солнечная капель» Музыка С. Соснина. Слова И. Вахрушевой (пение), Полька. Музыка Ю. Чичкова, детский оркестр «Теремок».
Этап, его продолжительность. |
Задачи этапа. |
Деятельность педагога. |
Деятельность воспитанников. |
Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности. |
Результат. |
Вводно – организационный. 3 -4 мин. |
Организовать правильно внимание детей, подготовить их к музыкальной деятельности. |
Приветствие (за дверями музыкального зала), установление контакта педагога с детьми. Муз. руководитель дает установку детям о том, что нужно заходить четко под музыку. |
Приветствие (за дверями музыкального зала), дети выстраиваются друг за другом, внимательно слушают установку и начало музыки, заходят поскоком, когда меняется музыка, дети шагают бодро и высоко поднимая ноги. |
Дети выстраиваются в круг. М.р.: Ребята, скажите, вы любите сказки? (Дети: Да). Наше занятие сегодня будет посвящено сказке, но прежде чем мы отправимся путешествовать туда, нам нужно подготовиться к дороге давайте вспомним, как выполняется приставной шаг и боковой галоп, и выполним их. (Выполнение приставного шага и бокового галопа). |
Привлечение направленного внимания. Внутренняя мотивация на деятельность. |
Актуализация. 4 -5 минут |
Актуализация имеющихся знаний и представлений о музыке. |
Демонстрация слайдов с изображением картинок и иллюстраций. Муз. руководитель задает детям вопросы. |
Рассматривание слайдов с изображениями картинок и иллюстраций. Дети отвечают на заданные вопросы, участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющиеся представления, на увиденное, вспоминают раннее усвоенное. |
(Беседа музыкального руководителя с детьми). Муз. руководитель: (1 слайд – пустой, 2 слайд – ковер самолет). Ну, что готовы отправиться в путешествие? Дети (да). На чем можно отправиться в путешествие? Дети (отвечают). Давайте, мы с вами отправимся на волшебном ковре (ковер – самолет – показ слайда). Давайте закроем газа и представим, как мы летим на нем высоко в небе, а под нами села, города и даже целые страны. (дети закрывают глаза, звучит сказочная музыка). Муз. рук. Что вы видите перед собой ребята? Куда нас привел ковер – самолет? (Дети отвечают – сказочная дверь). - Это дверь непростая, видите какой на нем висит плотный замок, его невозможно открыть. Давайте мы попробуем его открыть вдруг у нас получится. Прямо замок – чудак какой – то. (Проводится пальчиковая гимнастика «Замок – чудак»). (Слайд 3 - Дверь открывается в сказку). Посмотрите ребята, куда мы с вами попали? (Дети: в сказку). Правильно, мы в стране, где живут сказки и различные интересные рассказы. Но наши сказки будут непростыми сегодня, а музыкальными. Давайте, мы попутешествуем в этой чудной стране. (Дети: Да). |
Пробуждение в детях чувства радости, сказочности, волшебства, чуда, желания путешествовать, интересоваться музыкальной деятельностью. Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения. |
Расширение имеющихся представлений. 8-10 мин. |
Расширение представления сказочности в музыкальных произведениях. Актуализация воображения детей, понимания выразительности музыки. Закрепление понятий «мажор и минор». |
Объяснение сказочности в музыке, характер и средства музыкальной выразительности. Вспомнить и рассказать легенду «Пер Гюнт» Эдварда Грига. Закрепить название произведение и из какой драмы она прозвучала, кто ее композитор. Организация и исполнение песни «Солнечная капель» Музыка С. Соснина. Слова И. Вахрушевой |
Прослушивают музыкальное произведение «В пещере горного короля» (Фрагмент) Э.Грига, Участвуют в обсуждениях о произведении, отвечают на вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы. Выполняют дыхательные и артикуляционные упражнения: - «Нюхают цветочек». - «Откусываем яблочко». - «Ручеек» - упражнение для языка. - «Делаем на щечках румянец». - Распевка: «Ехали медведи» (на развитие музыкального настроения - мажора и минора). Исполняют песню «Солнечная капель» Музыка С. Соснина. Слова И. Вахрушевой |
Музыкальный руководитель предлагает детям отправиться в «сказочное путешествие». (Слайд 4 – страна Норвегия.). (Звучит отрывок произведения «В пещере горного короля» Э. Грига. - Что вы знаете о стране – Норвегия (там есть горы, зеленые леса, снега, там живут сказочные герои: тролли, эльфы, гномы, феи…). (Слайд 5) - Какой характер музыки? (страшный, злой, подкрадывающийся…) - Что вы услышали в музыке? (Ответы детеей). - Из какой драмы это фрагмент музыки? (Драма «Пер Гюнт). - Кто такой Пер Гюнт? Расскажите его легенду… (Пер Гюнт норвежский крестьянин, который отправился в путешествие искать счасть…. Через много лет он понимает что счастье у него на Родине дома). - Кто написал произведение? Что вы о нем знаете? (Композитор Эдвард Григ). (Слайд 6). - Удалось ли в музыке передать композитору танцующих злых троллей? М.р.: Давайте попробуем под музыку их изобразить. (Дети выходят в центр зала и изображают под музыку танцующих злых троллей). Садимся на места и закрываем глаза, отправляемся дальше….(Звучит сказочная музыка, дети закрывают глаза) (Слайд 7 – ковёр самолет) - Посмотрите, что нам встретилось на пути? (Подснежники – слайд 8). Давайте понюхаем их. – «Нюхаем цветок» (Дыхательная гимнастика). - «Откусываем яблочко» (Артикуляционная гимнастика). (Слайд 9). - «Ручеёк» (упражнение для языка). (Слайд 10). - «Румянец» (терем ладошками щечки). Ребята, посмотрите, кто живет еще в стране музыкальной сказки? (Слайд 11 – «Мажор и минор»). Послушайте сказку про Мажора и Минора. Хотите послушать? (Муз. рук. рассказывает сказку). - Распевка: «Ехали медведи». (развитие ладового чувства). (Слайд 12). М.р.: Ребята, угадайте по мелодии песенку. (Играется мелодия песни). Дети: «Солнечная капель». М.р.: Правильно. О чем в песне поется? Расскажите эту песенку, как сказку. (Во дворе жили – были сосульки, однажды солнышко начало сильно их греть и сосульки от его ярких лучей начали плакать. Туда, куда капали их голубые слезки – капельки, начали появляться проталинки, и вдруг на проталинке начал расти маленький голубой цветочек, он начал расти быстро и протягивал свои маленькие ладошки к солнышку, и тут сосульки обрадовались и начали танцевать, петь и весело звенеть). - Давайте мы споем эту песенку, а потом вы скажете это песенка мажора или минора. Пусть девочки нам звонко споют куплеты – стоя, а мальчики сидя на месте будут петь припев. Согласны? (Пение песни). (Слайд 13). Дети: Мажор. Да, правильно, вы угадали. |
Сформированность представления о действиях и чувствах героев в произведении «В пещере горного короля» Э.Грига.; об образе весны, весенней поры, музыкального настроения (мажора и минора) в песне «Солнечная капель» Музыка С. Соснина. Слова И. Вахрушевой. Осознание усвоенных понятий «музыкальная сказка», «мажор и минор». Любознательность и активность. |
Динамическая пауза. 3-4 мин. |
Смена вида деятельности. Активизация детей от утомляемости сидячего положения. |
Музыкальный руководитель проводит музыкально – ритмические движения – пляска «Полька» Музыка Ю. Чичкова, расставляет детей в круг парами (мальчик и девочка) и помогает, показывает смену движения под музыку. |
Выполняют музыкально – ритмические движения. Пляска «Полька» Музыка Ю. Чичкова. Дети встают парами в круг. Мальчики внутри круга девочки во внешнем круге. В конце пляски мальчики другие встают к тем же девочкам (т.к. мальчиков в группе больше чем девочек и пляшут заново). |
М.р.: Ребята, посмотрите, какая красивая полянка в этой стране, предлагаю вам немного передохнуть в дороге и потанцевать. Давайте, выйдем на веселую полянку и потанцуем полечку. (Слайд 14). Дети встают в круг и выстраиваются парами. (Пляска парами - «Полька» Музыка Ю. Чичкова). |
Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. |
Практическая работа. 8 – 10 мин. |
Овладение чтения по ритму не только с помощью движений и речи, но и на детских музыкальных инструментах. Усвоение понятия «Ритм». |
Объяснение музыкальным руководителем, что такое ритм, какие в нём находятся звуки (короткие и длинные), показать, что короткие звуки читаются на слог «-ти», а длинные – «та». Выполнение ритмических упражнений «белочки» и «птички». Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия детей друг с другом в достижении результата. |
Выполняют практическую работу. С помощью карточек ребята составляют ритмические рисунки. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (придумывают сказку к своим упражнениям и задают вопросы). С помощью детских музыкальных инструментов и указанию педагога играют под музыку - народную сказку «Теремок» (детский оркестр – видео на слайде). |
М.р. Ребята, закройте глаза мы отправляемся дальше. (слайд 15 – ковер – самолет). - Посмотрите? Как вы думаете, кто этот маленький интересный человечек? Дети: Ритм. М.р.: Правильно. А вы знаете, что такое ритм? Я вам дам подсказку слушайте, чем отличаются эти два звука? (играется сначала длинный звук, потом короткий). Дети: Ритм - последовательность длинных и коротких звуков. М.р.: Да, сейчас мы с вами сами будем придумывать музыкальную сказку с помощью длинных и коротких звуков. Каким слогом мы называем длинные звуки («та»), а короткие («ти»). Вот у меня есть карточки на одних нарисованы белочки, на других птички. Большие карточки – это звуки «та», маленькие «ти». Я вам предлагаю составить ритмический рисунок и прохлопать его. (Дети выстраиваются по два человека на карточки и делают задание, потом все вместе хлопают). - Куда отправились белочки? - Что случилось с птичками? Придумайте начало маленькой сказки. Ребята, посмотрите на слайд, вы узнали эту сказку? Дети: «Теремок». Правильно, мы с вами теперь будем показывать эту сказку, но необычно. Эту известную сказку мы превратим в музыкальную. Внимательно смотрите на слайды, герои этой сказки будут играть на различных инструментах, я вам тоже раздам инструменты. (Дети сами себе выбирают инструмент). Если вы увидите именно свой инструмент на слайде, значит пришел черед вам играть. (Показ музыкальной сказки «Теремок» - детский оркестр). Пора нам ребята обратно возвращаться в детский сад, садитесь на стульчики и закройте глаза (Звучит сказочная музыка). |
Овладение умениями и навыками чтения ритма и смене детских музыкальных инструментов. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
Рефлексия. 3 мин. |
Подведение итогов НОД, обобщение полученных детьми знаний, умений и навыков. |
Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы. |
Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния. |
Обсуждение всей музыкальной деятельности и подведение итогов НОД: - Что можно повстречать в музыке, придумать, инсценировать…? (сказку). - Что получилось, что нет? (ответы детей). - Что нового, вы сегодня узнали на нашей встрече? (ответы детей). - Что вам больше всего понравилось и запомнилось сегодня на музыкальной деятельности? (ответы детей). |
Осознание себя, как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных знаний, умений, навыков. |
Заключительный этап. Закрепление полученных и имеющихся знаний. |
Формирование умений слушать и слышать. Направление внимания детей. Формирование интереса к содержанию НОД. |
Поощрение детей. Медальками «Лучший музыкальный сказочник». |
Получение эмоционально – позитивного настроения. |
М.р.: Мне было с вами ребята, сегодня очень интересно и весело, поэтому хочу вас поощрить медальками, как лучших музыкальных сказочников (раздача медалек). Установка музыкального руководителя на выход детей из музыкального зала в группу: - Ребята, построились друг за другом и под музыку поскоками идем в группу за воспитателем. |
Сформированность представления о музыкальных сказках, о том, что сказку в музыке можно придумать самим с помощью инструментов, ритма, настроения (мажор и минор) и собственного творческого воображения. |
Уразова Наталья Сергеевна
Иванова Анна Юрьевна
Туркина Ирина Ивановна