Методические рекомендации «Игра-конструктор (для детей 6–7 лет) "Мезенская сказка"»
Методические рекомендации
Игра - конструктор для детей 6 – 7 лет
«Мезенская сказка»
(часть I, часть II, часть III) – техника росписи.
Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие.
Функциональный тип: Конструкторские электронные образовательные ресурсы.
Автор: Смагина М.И. – воспитатель МАДОУ «Детский сад № 104» (высшая квалификационная категория).
Образовательный ресурс создан на основе шаблона с макросом и использует расширение на "перетаскивание", требующего код VBA написано hw@lemitec.de.
Автор макроса – Ханс Вернер Хофман.
Введение.
-
Цели и задачи.
Основная часть. Игра - конструктор «Мезенская сказка».
2.1. Предполагаемая модель использования.
2.2. Описание образовательного ресурса.
Заключение.
Приложение. Методическая разработка педагогического мероприятия по изобразительной деятельности.
Источники.
Введение.
Одним из приоритетов современного дошкольного образования, в настоящее время, является использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ). Согласно новым требованиям федерального государственного образовательного стандарта, внедрение ИКТ призвано улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний.
На сегодняшний день педагоги и специалисты дошкольных учреждений, при организации образовательного процесса всё чаще используют следующие инновационные направления: компьютерные и мультимедийные технологии. Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и в изобразительную деятельность, открывает новые возможности.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе становится всё более актуальным, так как позволяет средствами компьютерного, мультимедийного и интерактивного оборудования развить логическое мышление и творческие способности детей, в наиболее адекватной и привлекательной для дошкольников деятельности – игре. В этом случае, информационно – коммуникационные технологии становятся новым средством художественно – творческого развития детей.
В арсенале педагогов находится много приёмов и методов обучения и воспитания, обладающих образовательной, воспитательной и развивающей функциями, один из методов – это интерактивная дидактическая игра.
Образовательный ресурс интерактивная игра – конструктор «Мезенская сказка», создан на основе шаблона с макросом «Drag and Drop», и представляет собой конструкторскую среду, позволяющую организовать продуктивную творческую деятельность. Другими словами образовательный ресурс «Мезенская сказка» – это интерактивная творческая мастерская.
Данный ресурс поможет педагогам, специалистам дошкольных учреждений и родителям повысить эффективность процесса обучения детей изобразительному искусству, а так же может использоваться детьми старшего дошкольного возраста при организации самостоятельной творческой деятельности, в качестве тренажёра по составлению узоров в стиле мезенского народного промысла и оформления им различных изделий.
-
Цели и задачи:
Тематика данного ресурса направлена на формирование практических навыков в освоении техники мезенской росписи, а так же способствует формированию интереса детей к изобразительному искусству, к промыслу народа проживающего на высоком берегу Мезени.
С помощью образовательного ресурса «Мезенская сказка» решаются следующие задачи:
- Расширение представлений детей о знаках – символах в Мезенской росписи.
- Развитие навыка составления узоров из различных элементов росписи.
- Развитие воображения, творчества.
- Развитие образного и конструктивного мышления.
- Развитие интереса к искусству северного народа.
Основная часть.
-
Интерактивная игра – конструктор «Мезенская сказка» (часть I, часть II, часть III) предназначена для творческой работы по созданию собственного рисунка с росписью в стиле Мезенских мастеров. Каждая из трёх частей образовательного ресурса используется последовательно: сначала игра «Роспись доски» (часть I) , затем игра «Роспись поставка» (часть II) и далее игра «Роспись блюда» (часть III).
Часть I – техника росписи. |
Часть II – техника росписи. |
Часть III – техника росписи. |
Используя материал ресурса, каждый ребенок может создать свою уникальную работу.
Методика организации образовательной деятельности с использованием данного ресурса должна быть идентична методике проведения традиционных педагогических мероприятий по основным видам детской деятельности. Непосредственно компьютерной деятельности должен предшествовать подготовительный этап, который длится 5-10 минут (создается эмоциональное отношение к работе, уточняется пройденный ранее материал (промысел, его история, выразительные средства росписи), рассматриваются образцы, выполненные народными мастерами или их изображения, дети вовлекаются в игровую ситуацию). Далее дети приступают к собственной творческой деятельности на компьютере (не более 10-ти минут). На заключительном этапе деятельности рекомендуется распечатать работу ребенка.
Ресурс может использоваться в домашних условиях на персональном компьютере, в совместной деятельности в детском саду – работа с подгруппой детей (если есть ПК на каждого ребёнка), для организации самостоятельной творческой продуктивной деятельности ребенка.
-
Краткое описание образовательного ресурса.
Электронный образовательный ресурс представляет собой интерактивную мастерскую, в которой можно конструировать поделки из элементов Мезенской росписи. Игра состоит из четырёх слайдов: 1слайд - титульный лист, с наименованием игры и именем автора, второй слайд – рабочий стол (для работы с детьми), третий слайд – рабочий стол (для педагога), четвёртый слайд - источники.
Прослушать задание можно, нажав на соответствующую управляющую кнопочку «Звук».
Часть I: Игра « Роспись доски»: В центре стола расположена рабочая поверхность в виде белого листа с изображением доски.
Возле неё расположены различные элементы Мезенской росписи: основные, наиболее характерные символы росписи в стиле Мезенских мастеров, и дополнительные элементы, определенные сочетания которых могут помочь сделать интересные работы по мотивам Мезенской росписи.
Задание I: Издавна на Севере были распространены ремёсла, связанные с обработкой дерева: изготовление посуды, бытовой утвари, украшенными росписью. Можно было сразу определить, из каких мест попала на ярмарку та, или иная вещь. Распишите посуду (разделочную доску, поставок, блюдо) мезенской росписью, чтобы украсить ярмарку.
Часть II: Игра « Роспись поставка»: В центре стола расположена рабочая поверхность в виде белого листа с изображением поставка.
Возле него расположены различные элементы Мезенской росписи: основные, наиболее характерные символы росписи в стиле Мезенских мастеров, и дополнительные элементы, определенные сочетания которых могут помочь сделать интересные работы по мотивам Мезенской росписи.
Задание II: Использовать игровую форму с мотивацией украсить посуду для волшебного гостя из сказок и легенд коми народа – Ош (медведь): Расскажите с помощью орнамента сказку леса, ветра, земли и неба. Украсьте деревянный поставок для Оша, чтобы он мог собирать в него ягоды.
Часть III: Игра « Роспись блюда»: В центре стола расположена рабочая поверхность в виде белого листа с изображением блюда.
Возле него расположены различные элементы Мезенской росписи: основные, наиболее характерные символы росписи в стиле Мезенских мастеров, и дополнительные элементы, определенные сочетания которых могут помочь сделать интересные работы по мотивам Мезенской росписи.
Задание III: Каждая деталь орнамента мезенской росписи, каждый квадратик, ромбик, веточка, животное или птица, что-то обозначает. Изображение коня, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там. Украсьте деревянную посуду (блюдо) для красавицы Райды – дочери Солнца.
Необходимо щелкнуть выбранный предмет левой кнопкой мыши и перетащить его на поле экрана. Поворот предметов можно совершать нажатием клавиши Shift на клавиатуре и кликая на предмет левой кнопкой мышки, что открывает широкие возможности для создания разнообразных композиционных решений художественных творений:
Выйти из режима показа можно с помощью управляющей кнопки «Домой».
На третьем слайде расположен рабочий стол для педагога.
Этот слайд можно дублировать и работать с другим ребёнком, так создаётся галерея работ.
Работы можно сохранить и распечатать. Затем подписать и расположить на демонстрационной доске или предоставить детям возможность использовать их, например, в качестве декораций для игровой деятельности. Или продукт можно использовать в качестве декоративного элемента для аппликации или коллажа.
Ресурс может успешно использоваться и в домашних условиях. Родители могут организовать самостоятельную творческую работу ребёнка с образовательным ресурсом «Мезенская сказка», используя при этом персональный компьютер.
Заключение.
В результате работы с конструкторским электронным образовательным ресурсом «Мезенская сказка» у детей формируются навыки составления декоративной композиции. Развиваются творческие способности.
Кроме того дети узнают, что характерной особенностью Мезенской росписи, является наличие полос и ярусов. И что основными образами Мезенской росписи являются птицы, кони и олени, которые хорошо знакомы детям по волшебным сказкам.
Составление сюжетов по мотивам Мезенской росписи – это захватывающее и увлекательное занятие, которое позволит детям непосредственно прикоснуться к живой истории северного народа.
Приобщая детей к образцам народных промыслов, мы воспитываем в них бережное отношение к народному творчеству прошлого, даём основу для творческого развития в будущем.
Таким образом, образовательный ресурс, интерактивная игра – конструктор «Мезенская сказка» имеет практическую значимость для педагогов, специалистов детских садов и родителей детей дошкольного возраста.
Приложение.
Прилагается методическая разработка педагогического мероприятия по изобразительной деятельности с использованием образовательного ресурса «Мезенская сказка», видео "Мезенская сказка", проведённого в рамках апробации конструкторских электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в детском саду.
Источники.
Ю.Г. Дрожин «Мезенская роспись» (рабочая тетрадь по основам народного искусства) – М.: Мозаика – Синтез, 2009 г.
Шаблон с макросом – http://didaktor.ru/novyj-shablon-s-makrosom-draganddrop-dlya-powerpoint-2010/
Картинки с Мезенской росписью - file:///H:/%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B8/%D0%BC%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20PNG/depositphotos_92057898-stock-illustration-mezensky-ornament-with-two-red%20(1).jpg
Элементы росписи обработаны в программе Adobe Photoshop CS6, сделаны на основе картинок с Мезенской росписью.
Перминова Елена Федоровна
Смагина Марина Ивановна
Афанасьева Светлана Николаевна
Смагина Марина Ивановна
Ватолина Светлана Анатольевна
Смагина Марина Ивановна
Ватолина Светлана Анатольевна
Смоленцева Татьяна Григорьевна
Смагина Марина Ивановна