Технологическая карта и сценарий тренинга для педагогов дошкольного учреждения на развитие творческого воображения

1
0
Материал опубликован 6 June 2022


Технологическая карта тренинга для педагогов дошкольного учреждения на развитие воображения в работе с детьми.


Образовательная область: повышение психологических знаний педагогов

Тема занятия: развитие воображения педагогов

Группа: педагогический коллектив

Вид занятия: групповое

Цель занятия:

Развитие воображения педагогов в работе с детьми, повышение саморефлексии педагогов

Задачи занятия:

- активизация творческого потенциала педагогов ДОУ через рисование, сочитение, импровизацию, визуализацию;

- повышение саморефлексии педагогов;

- повышение знаний педагогов по теории и практике развития воображения детей.


Оборудование: канцтовары, музыка, набор мелких предметов (природные объекты, игрушки, канцтовары и др.) в мешочке.


Этап занятия

Задачи этапа

Взаимодействие воспитателя с детьми (виды работы)

Методы, приемы, формы работы с детьми

1

2

3

4

1. Вводная часть

1.1 Организационный момент

Формировать интерес и эмоционально-положительное отношение к работе на занятии

- приветствие;

 -озвучивание темы тренинга; - принятие правил группы.

методы:

- вводная беседа

 формы:

- группой.


1.2 Постановка перед педагогами цели занятия

Дать целевую установку на работу, мотивировать деятельность педагогов на занятии

- озвучивание задач тренинга

- установка на работу;

- мотивация на работу.

методы:

- вводная беседа

формы:

- группой.


2. Основная часть

2.1. Теоретическая часть

 Актуализировать знания педагогов о понятии воображения

- вопрос: «Как вы думаете, что такое воображение?»;

- знакомство педагогов с термином воображение и с направлениями развития воображения;



методы:

- вопросы;

- теоретический материал;

формы:

- группой.

2.2. Разминочное упражнение. Развитие воображения с помощью рисования.

Развитие воображения с помощью рисования;

Повышение саморефлексии педагогов.

- упражнение «Нарисуй себя в виде (цветка, животного, геометрической фигуры, растения и т.д.);

- каждый высказывается что нарисовал и почему.

методы:

- рисование;

- рассказы педагогов;

формы:

- группой.

2.3. Развитие воображения с помощью сочинения и импровизации.

Развитие воображения с помощью сочинения и импровизации;

Развитие навыков импровизации;

.

- упражнение «Творчество в деятельности».


методы:

- упражнение;

- зачитывание придуманных предложений;

- качественная оценка выполненного задания (критерий оригинальность).

формы:

- группой;


2.4. Развитие воображения с помощью импровизации.

Развитие воображения с помощью импровизации.

- упражнение «Творчество в деятельности». Педагогам предлагается достать из мешочка любой предмет и придумать как можно занять детей с этим предметом на 2 минуты.

методы:

- упражнение;

- обсуждение придуманных занятий с детьми.

формы:

- группой.

2.5. Развитие воображения с помощью импровизации.

Развитие воображения с помощью визуализации.

- упражнение на визуализацию «Судно, на котором я плыву». Педагогам предлагается под инструкцию психолога использовать технику визуализации.

методы:

- визуализация;

- обсуждение упражения.

формы:

- группой.

3. Заключительная часть

3.1. Подведение итогов занятия

Обобщить знания по теме занятия.

- обсуждение «Расскажите оваших ощущениях. Что будете использовать на практике?» Педагогам предлагается использовать полученные знания в планировании деятельности детей.

методы:

- обобщающая беседа;

формы:

- группой

Сценарий тренинга для педагогов дошкольного учреждения на развитие воображения в работе с детьми.

Цель: развитие воображения и саморефлексии педагогов.

Время: 60 минут.

Инструментарий: канцтовары, музыка, мешок, мелкие предметы по количеству участников (канцтовары, игрушки, природные предметы разной текстуры  и т.д.).

Участники: 6-12 человек.

Ходя занятия:

Приветствие. Тема нашей сегодняшней темы «Воображение» (2 мин).

Принятие правил группы (3 мин):

Говорить от своего имени;

Без оценок;

Говорит тот у кого мяч.

Теоретическая часть (время – 5 минут):

Первый наш вопрос: как думаете, что такое воображение? Спасибо за ответы. Воображение может быть применимо в разных сферах: в быту, в творчестве, в общении, в работе. Насколько важно воображение в работе педагога? Или же вображение не играет особой роди в организации деятельности детей? На сегодняшнем тренинге мы с вами постараемся ненадолго окунуться в пространство Воображения и познакомиться с ним поближе. Мы с вами проиграем несколько упражнений, кторые вы также сможете использовать в своей работе с детьми и заодно познать и раскрать свое воображение. Основные направления развития воображения: рисование (арт терапия), сочинение на скорость, импровизация, визуализация.

Упражнение «Нарисуй себя в виде» (здесь возможно несколько вариантов: Цветка, Предмета, Геометрической Фигуры, Животного».

Инструментарий: листы тетрадные или А4, карандаши.

Время: 10 минут.

Далее предлагается объяснить почему нарисовали именно этот рисунок.

Упражнения на развитие воображения посредством сочинения импровизации.

Время: до 10 минут.

Инструментарий: листы бумаги, ручки.

Я вам предлагаю три слова «Пень, День, Олень». Ваша задача за 2 минуты составить как можно больше предложений, где использовались эти слова. Далее происходит зачитывание предложений. По необходимости возможна обработка результатов (критерий – оригинальность сочинения).

Упражнение «Творчество в деятельности».

Время: до 10 минут. Инструментарий: мешок, мелкие предметы по количеству участников (канцтовары, игрушки, природные предметы разной текстуры  и т.д.).Посмотрите на этот мешочек. В нем спрятаны идеи. Сейчас по очереди каждый из вас будет вытаскивать оттуда по одному предмету и придумывать игру с этим предметом, которая может занять детей хотя бы на 2 минуты.  Либо расскажет кто на какой предмет похож и почему. 

Упражнение «Судно, на котором я плыву».

Время: до 20 минут.

Инструментарий: музыка.

Сейчас мы с вами немного отдохнем, расслабимся, послушаем музыку и постараемся представить вот что:  «Устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте их и не шевелитесь.Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуе­те, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произноси­мым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощу­щением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спо­койное. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично. Вы расслаблены и свободны. Вы можете оказаться там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо. Для кого-то, может быть, это его собственный дом, для кого-то - это уголок двора, где он любил прятаться в детстве. А для кого-то - просто по­лянка в летнем лесу, где можно валяться в траве и увидеть над собой ослепительную голубизну... Побудьте немного в этом мес­те. Напитайтесь позитивной энергией этого дорогого для вас ме­ста...

А теперь пойдем дальше... Вы не торопясь идете по дороге и вот уже слышите шум моря - волны накатываются на берег и снова отбегают. И этот звук нельзя спутать ни с чем. Еще пово­рот, и перед вами во всю ширь, в полмира - вечно подвижная поверхность моря. Звук прибоя здесь слышен гораздо отчетли­вей, вы чувствуете на губах соленый привкус брызг и видите порт, полный кораблей. Каких только судов здесь нет! Смеша­лись времена и страны в этом волшебном порту. Тут и огромные современные океанские лайнеры, и индейские челноки, вы­долбленные из ствола дерева, и древнегреческие пироги, и гале­оны испанских конкистадоров, и пиратские шхуны, и катера, и яхты, и рыбацкие баркасы, и изящные бригантины, и плоскодонки, и катамараны. Вплоть до атомоходов, авианосцев и "Нау­тилуса" капитана Немо...

Вы идете вдоль пирсов и любуетесь всем этим разнообразием форм, красок, оснасток. Знайте, что любое из этих судов может стать вашим. Выберите себе то, что наиболее подходит вам, что нравится вам, что отвечает вашим потребностям и представле­ниям о нужном именно вам судне... Осмотрите внимательно то, что вы выбрали. Это громадный фрегат или обычная парусная лодка? А может быть, легкий моторный катер? Какова форма этого судна? Обтекаемая, устремленная вперед, рассчитанная на скорость? Или это тяжеловесная, но прочная конструкция, спо­собная выдержать любой шторм? В какой цвет окрашены борта вашего судна? Есть ли у него якорь? А может быть, он вам сов­сем не нужен? Прочитайте надпись на борту корабля. Каково его название? Какими буквами написано это название?

Взойдите на ваше судно. Кто встречает вас там? Или на борту никого нет? Как выглядит встречающий? Прислушайтесь: он что-то говорит вам... Осмотрите судно изнутри. Если это достаточно большой корабль, не торопясь обойдите его. Загляните в каюты и в рубку... Подымитесь на капитанский мостик... Прогуляйтесь по палубам, спуститесь в трюм... Что вы увидели во всех этих час­тях своего судна? Зайдите в каюту, которую будете занимать вы. Или просто определите какое-то место для себя на своем судне. Посмотрите - здесь лежит сложенный в несколько раз лист бу­маги. Разверните его. Это карта. На ней обозначена цель вашего первого плавания. Что это за цель? Есть ли название пункта на­значения?

Отправляйтесь в свое плавание. Ваше судно покидает порт... Все дальше и дальше берег... Вот уже и скрылись за горизонтом верхушки самых высоких мачт кораблей, оставшихся в порту. Вы в море на своем судне, вы сами выбрали свой путь в этом безбрежном морском пространстве... Вы двигаетесь к своей це­ли... Далеко ли она? Что вас ждет на пути? Не знаю... Сейчас вы увидите продолжение своего фильма о собственном плавании. Смотрите...»

Ведущий замолкает. Пусть воображение участников поработает без всяких подсказок в течение одной - двух минут.

«Но пора возвращаться. Направьте свое судно обратно в гавань... Вот и завершается на сегодня ваше путешествие. Вы спускаетесь по трапу. Прежде чем уйти, оглянитесь, посмотрите еще раз на свое судно, запомните, каким вы оставляете его сегодня. Наверное, вы еще не раз будете возвращаться на него, чтобы продолжать и дальше свое плавание. По­мните, что оно будет всегда ждать вас у пирса... Вы уходите дальше и дальше от своего судна... И вновь переноситесь сюда, в эту комнату, начинаете ощущать свое тело...

Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следую­щей цифрой вы станете все больше выходить из состояния рас­слабленности - вплоть до того момента, когда я назову цифру «один» и вы встанете отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил и энергии.»

С этого момента голос ведущего должен также становиться бо­лее бодрым, звучным, эмоциональным. Однако спешить здесь не нужно.

Семь…Шесть…Пять…Четыре…Три…Два…Один. Открыли глаза. Встали. Не делайте это слишком быс­тро. А теперь в рисунке отразите свои впечатления о путешествии».

При обсуждении эффектов упражнения, помимо рефлексии состояния, хорошо получить ответы на такие вопросы:

Какое судно вы выбрали для своего плавания? Опишите его. В какой цвет оно оказалось окрашенным? Как оно называется? Встретил ли вас кто-либо на борту судна? Что сказал вам встречающий? Что любопытного обнаружили вы при осмотре судна? Какова цель вашего плавания, зафиксированная на карте? Увидели ли вы название конечного пункта? Какая стояла погода при вашем выходе из порта? Что произошло с вами во время плавания?

При ответы на вопросы ведущему лучше воздер­жаться от оценок и интерпретаций, посоветовав участникам са­мим поразмышлять о символике образов, подаренных им под­сознанием.

Рефлексия: Говорит тот, кому бросили воображаемый мяч. Расскажите о ваших ощущениях? Какая техника понравилась больше всего? Что будете использовать в работе?

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации