Технологическая карта урока химии «Введение в химию» (7 класс)
МБОУ Вощиковская ОШ имени А.И.Королева
Технологическая карта урока
Курс по выбору |
«Введение в химию» |
Класс |
7 класс |
Тип урока |
Урок «открытия» нового знания |
Тема урока |
«Смеси. Способы разделения смесей» |
Цель урока
|
Формировать представление о смесях и их видах; Формировать умение разделять смеси различными способами; |
Задачи урока: 1) обучающие
2) развивающие
3) воспитательные
|
Образовательные: познакомить обучающихся с видами смесей, способами разделения смесей; Развивающие: развить умение проведения химического эксперимента с соблюдением правил техники безопасности, строить логические цепочки и выводы из наблюдений, прогнозировать решение некоторых проблем; Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, продолжать формировать убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.
|
Формы организации образовательного пространства на уроке |
Индивидуальная, групповая работа |
Средства обучения, в том числе ЭОР
|
Доска, раздаточный материал для работы в группах; реактивы: порошок серы, железные опилки, дистиллированная вода, песок, ; оборудование для опыта: лист бумаги, магнит, стеклянная палочка, лабораторный штатив с кольцом, воронка, фильтровальная бумага, стакан химический, ножницы, фарфоровая чашка (выпарительная), спиртовка, спички, тигельные щипцы, стеклянная палочка, плитка.
|
Планируемы образовательные результаты.
Предметные компоненты |
Метапредметные и личностные УУД |
освоить понятия: фильтрование, выпаривание, центрифугирование, просеивание, отстаивание повторить и обобщить следующие понятия: чистые вещества и смеси, однородные и неоднородные смеси |
Личностные: - формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию Регулятивные: - целеполагание - планирование опыта - прогнозирование результатов опыта - оценка качества и уровня усвоения - элементы волевой саморегуляции Познавательные: - построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей, - умение классифицировать объекты (способы разделения смесей) - освоение элементов поискового чтения - умение осознанно строить речевое высказывание - выбирать наиболее эффективные способы решения экспериментальных задач Коммуникативные: -умение задавать вопросы и выражать свои мысли - формулировка собственного мнения - контроль, коррекция и оценка действия партнера |
Организационная структура урока
Этап урока (время) |
Микроцель урока |
Методы и приёмы работы. Образовательные технологии (элементы технологий) |
Форма деятельности |
Деятельность учителя. Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты |
|
1) ПрУУД |
2) МетаПрУУД: ПУУД КУУД РУУД
|
||||||
3) ЛУУД |
|||||||
1. Организационный момент (1 минута) |
Создание положительного эмоционального настроя | Технология коллективно-познавательной деятельности |
|
В начале урока класс делится на 3 группы при помощи карточек, на которых записаны знаки химических элементов ПС Д.И. Менделеева 1-3 группы. Учитель организует беседу. |
Самоорганизация |
|
РУУД: умение организовывать свое рабочее место |
2. «Погружение» в тему урока (3 минуты) |
Заинтересовать обучающихся. Мотивирование на работу на уроке | Метод «погружения», метод наглядности (демонстраций), метод диалогичности |
Коллективная работа |
Демонстрирует обучающимся эксперимент (в двух сосудах нагревают до кипения дистиллированную и солёную (морскую) воду). Совместно с обучающимися определяет t кип дистиллированной воды и соленой (морской воды). Вопрос классу: - «Почему у соленой (морской) воды, по сравнению с дистиллированной, t кипения не одинаковая?
|
Смотрят эксперимент и участвуют в определении температуры кипения дистиллированной воды и соленой (морской) воды. Ученики обсуждают результаты эксперимента, делают вывод |
|
ЛУУД: самоопределение к деятельности. МетаПрУУД: РУУД: - формулировать и учебную задачу и быть готовым к её решению; КУУД: - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения |
3. Постановка проблемы урока. Формулировка темы урока (2 минута) |
Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы и темы урока
|
Элементы технологии проблемного обучения |
Коллективная работа |
Постановка проблемы. - Вы зачерпнули со дна реки мутную воду и набрали смесь воды с песком, а вам нужна прозрачная вода. Как вы поступите?
С какой проблемой мы с вами столкнулись? - Какова, по вашему мнению, тема сегодняшнего урока? Какова цель нашего урока? Выступает в роли организатора, после ответов детей уточняет тему и цель урока |
Определяют предмет исследования. Пытаются сформулировать тему и цель урока. Формулируют задачи своих будущих учебных действий.
|
ПрУУД: умение находить, выделять необходимую информацию
|
ЛУУД - самоопределение и смыслообразование. МетаПрУУД: РУУД: - умение составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; ПУУД: - строить рассуждение по плану КУУД: - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения |
4. Повторение правил работы в малых группах и ТБ на уроках химии (2 минуты). Постановка проекта выхода из затруднения через эксперимент (открытие детьми нового знания) (12 минут)
|
Вспомнить правила техники безопасности. Вспомнить технологию проведения урока-исследования. Настроить обучающихся на самостоятельную работу в группе. Оформить проведённые исследования, сделать выводы |
Метод диалогичности. Элементы технологии проблемного обучения. Элементы деятельностной технологии. Метод индивидуальной и групповой поисковой деятельности.
|
Индивидуальная работа. Работа в малых группах |
Учитель вместе с обучающимися вспоминает технологию проведения урока-эксперимента, правила работы в группах, правила ТБ при работе с химическими веществами и лабораторным оборудованием. Учитель организует работу в группах. 1 группа («Разделение неоднородной смеси железных опилок и порошка серы, порошка серы и речного песка»); 2 группа («Разделение неоднородной смеси речного песка с водой»); 3 группа («Разделение однородной смеси сульфата меди (II) с водой»).
Каждая группа оформляет выводы своих исследований в технологической карте (лабораторном журнале). После выполнения опыта, представители от каждой группы, заполняют кластер на доске и рассказывают о ходе своей работы |
Участие в беседе. Ученики вспоминают технологию проведения эксперимента. Распределяют обязанности, выполняют определённую задачу, поставленную группой перед каждым учеником. Ученики высказывают свою точку зрения по проведению эксперимента, работают с текстом, работают с периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, проводят эксперимент в соответствии с планом, систематизируют полученный материал |
ПрУУД: умение разделять неоднородные и однородные смеси путем фильтрования, намагничивания, отстаивания, выпаривания |
ЛУУД: - желание и умение ответственно относиться к учению, быть готовым к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению МетаПрУУД: ПУУД: уметь распознавать задачу; извлекать необходимую информацию из проведенных опытов РУУД: уметь выбирать и применять действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации КУУД: уметь - вести диалог; - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения |
5. Первоначальное закрепление полученных результатов исследования. Представление результатов проекта (6 минут) |
Проверка осознания обучающимися нового знания. При необходимости помочь обучающимся в формулировании выводов по результатам работы в группе при решении проблемных задач |
Прием кластер. Метод контроля. Самоконтроля. |
Групповая работа |
Учитель организует последовательное представление группами результатов исследования, помогает, при необходимости, сделать выводы по цели и задачам урока.
|
Обучающиеся представляют результат исследования; составляют кластер на доске: « Способы разделения смесей» |
ПрУУД: уметь анализировать свою деятельность и выделять самое важное |
КУУД: уметь рассуждать, высказывать и аргументировать свою точку зрения |
6. Рефлексия деятельности. Итог урока. (3 минуты) |
Осмыслить соответствие поставленной цели и результатов деятельности. Оценить собственную учебную деятельность |
Метод диалогичности |
Индивидуальная работа |
Учитель предлагает обучающимся составить синквейн по теме урока «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей»; подводит итоги работы групп и класса в целом; благодарит обучающихся за сотрудничество |
Составляют синквейн по теме урока |
|
МетаПрУУД: РУУД: уметь - работать по плану, сверяя свои действия с учебной задачей, корректировать свою деятельность; - предлагать критерии оценки и пользоваться ими при оценке и контроле своей деятельности и деятельности одноклассников; -оценивать себя и других ПУУД: - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждение КУУД: -выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
7. ВариантыДЗ и комментарий к нему (1минута) |
Способствовать самостоятельному повторению и углублению полученных знаний на уроке |
Элементы проектной технологии |
Фронтальная |
Предлагается выполнение проекта (проектов) «Процесс фильтрования в быту, в технике и в природе». Учитель благодарит за сотрудничество |
Фиксируют задание |
|
|