Технологическая карта
Ф.И.О. Акимова Е.В. |
||||||||||||||||||
Предмет: Химия |
||||||||||||||||||
Класс: 8 |
||||||||||||||||||
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
||||||||||||||||||
Тема: «Физические явления в химии» 1/35 |
||||||||||||||||||
Цели урока: 1) обучения – познакомить учащихся с основными способами разделения смесей, основанных на физических явлениях; 2) развития – сформировать умение выделять главное, сравнивать, классифицировать, анализировать, проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами, высказывать и обосновывать суждения, устанавливать причинно-следственные связи; 3) воспитания – сформировать мировоззренческие идеи: обусловленность развития химической науки потребностям производства. |
||||||||||||||||||
Термины и понятия: дистилляция или перегонка, кристаллизация, выпаривание, фильтрование, возгонка или сублимация, отстаивание, центрифугирование, фильтрат, фильтр |
||||||||||||||||||
Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, ПСХЭ Д.И.Менделеева, прибор для дистилляции воды, делительная воронка, закреплённая в штативе, смесь растительного масла и воды, кристаллический йод, химический стакан, круглодонная колба, спиртовка, спички, речной песок, поваренная соль, фильтровальная бумага, воронка, фарфоровая чашка, вода, уголь |
||||||||||||||||||
Межпредметные связи: экология, география |
||||||||||||||||||
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная |
||||||||||||||||||
Планируемые результаты |
||||||||||||||||||
Предметные: |
УУД |
|||||||||||||||||
Знать: определения изученных понятий: «дистилляция» или «перегонка», «кристаллизация», «выпаривание», «фильтрование», «возгонка» или «сублимация», «отстаивание», «центрифугирование» Уметь: устанавливать причинно-следственные связи между физическими свойствами веществ и способом разделения смесей; разделять смеси методами отстаивания, фильтрования и выпаривания, а также мс помощью магнита |
Познавательные – создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, осуществлять классификацию, делать выводы; проводить наблюдение; составлять на основе текста таблицы схемы, опорный конспект, в том числе с применением средств ИКТ; получать информацию из различных источников и интерпретировать её. Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно. Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной форме; выражать и аргументировать свою точку зрения; сотрудничество учащихся между собой, работа в группах; взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные - формирование познавательного интереса к изучению химии; мотивация обучающихся на получение новых знаний; формирование научного мировоззрения; понимание значимости естественно-научных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач |
|||||||||||||||||
Организация пространства |
||||||||||||||||||
Этап урока, цель деятельности |
Совместная деятельность |
|||||||||||||||||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
|||||||||||||||||
1.Организационный момент. Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. |
Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку. |
Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Психологически настраиваются на урок |
||||||||||||||||
2. Актуализация знаний. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала |
Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль: Что изучает наука физика? (Явления природы) Как называются эти явления? (Физические явления) Что при этом происходит с веществами? (Изменяется их агрегатное состояние.) Приведите примеры физических явлений. (Таяние снега, испарение воды) Что можно сделать, если вам необходимо очистить воду от примесей песка в ней? (Осадить, с течением времени песок осядет, и воду можно будет дополнительно провести через фильтр) Как можно отделить железные и деревянные стружки? (С помощью воды или магнита) |
Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Слушают мнения одноклассников. Приводят примеры физических явлений |
||||||||||||||||
3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. |
Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока: - Давайте послушаем и разберём отрывок из сказки «Мороз Иванович»: «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальёт, да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная.» - Что делала Рукодельница? (Очищала воду, т.е. разделяла смесь) - При физических явлениях состав веществ не изменяется и образования новых веществ не происходит. Физические явления широко используются в промышленности для получения нужных человеку изделий. Это лишь одна сторона использования физических явлений в работе с веществами. Другая сторона использования физических явлений – это получение чистых веществ. Многие методы очистки веществ или разделения смесей основаны на физических явлениях. Вещества могут быть растворимы или нерастворимы в воде, с различной плотностью. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. - В химическом производстве используют не только руды, горные породы, где присутствуют примеси веществ, но и чистые вещества. Для получения чистого вещества необходимо удалить примеси. Чистым называется вещество, которое обладает постоянными физическими свойствами. Выдвигает проблему: - Какие особенности лежат в основе разделения всех возможных видов смесей? |
Понимают на слух рассказ учителя. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Выдвигают предположения. Слушают мнения одноклассников Высказывают свои мнения |
||||||||||||||||
4.Формирование новых знаний и способов действия Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией |
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник: - Существует большое количество способов разделения смесей. Они основаны на том, что в смесях вещества сохраняют свои физические свойства. Рассмотрим некоторые способы разделения смесей. Демонстрирует способы разделения смесей, называет физические свойства, на которых они основаны. Способы разделения неоднородных смесей: Отстаивание – выделение веществ из смеси, образованной нерастворимыми в воде веществами с различной плотностью. Компоненты с меньшей плотностью поднимаются (всплывают), а с большей – опускаются вниз (оседают). Так, роса выпадает из тумана, осаждается сажа и зола из дыма, отстаивается мутная вода, сливки в молоке. Демонстрирует разделение смеси угля и речного песка отстаиванием. - Разделить смесь малорастворимых друг в друге веществ (жидкостей) с различной плотностью можно с помощью делительной воронки. Демонстрирует делительную воронку, закреплённую в штативе со смесью масла и воды. - Что наблюдаем? (Наблюдаем расслоение: верхний слой – растительное масло, имеющее меньшую плотность, нижний - вода.) Фильтрование – выделение веществ из смеси, образованной растворимыми и нерастворимыми в воде веществами. Основано на различной пропускной способности фильтров (специальных пористых материалов) по отношению к частицам разных размеров. Демонстрирует фильтрование (речной песок и вода). Действие магнитом – выделение из смеси веществ, способных к намагничиванию. Способы разделения однородных смесей: Выпаривание – избавление от воды, входящей в состав раствора. Демонстрирует выпаривание раствора поваренной соли. Перегонка, или дистилляция - основана на разности температур кипения веществ. Используется для получения чистых жидких веществ путём испарения летучих жидкостей с последующей конденсацией их паров. Демонстрирует прибор для дистилляции воды. Центрифугирование – под действием центробежной силы частицы разных веществ получают различное ускорение, т.к. обладают различной плотностью, и смесь разделяется. Возгонка или сублимация – это испарение твёрдого вещества и образование кристаллов из паров, минуя жидкое состояние. Лёд способен к возгонке, недаром мокрое бельё высыхает и на морозе. Демонстрирует возгонку йода. При нагревании йода появляются фиолетовые пары, которые постепенно конденсируются в виде блестящих кристалликов. - Основные области применения физических методов разделения и очистки веществ: 1) Перегонка используется: а) при получении нефтепродуктов; б) для получения отдельных составных частей из воздуха (кислорода, азота, аргона); в) для получения дистиллированной воды (рис. 83, стр.150). 2) Кристаллизация используется: а) при получении солей из озёр, например морской соли из морской воды, поваренной соли из озера Баскунчак; б) при производстве сахара. 3) Фильтрование – основа работы пылесосов, противогазов. Бытовых фильтров для воды (рис.84, стр.151). 4) Способ отстаивания используется при работе водоочистительных станций, в химических лабораториях для разделения несмешивающихся веществ (рис.87,88. стр.152) Организует фронтальную работу обучающихся. Подводит обучающихся к раскрытию темы урока. Организует работу по исследованию проблемной ситуации. - Заполните таблицу «Способы разделения смесей».
Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный контроль. Организует коллективную проверку. |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют новые термины и понятия в тетради Участвуют в коллективной беседе Заполняют таблицу Осуществляют коллективную проверку |
||||||||||||||||
5. Первичная проверка понимания Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. |
Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение. Побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество одноклассников. - Из предложенного перечня явлений только физические явления: горение лучины, растворение сахара в воде, ржавление железной проволоки, помутнение хранящейся в сосуде без пробки известковой воды, образование инея, таяние льда. (Растворение сахара в воде, образование инея, таяние льда.) - Почему эти явления относятся к физическим? (Происходят изменения агрегатного состояния) - В сахар случайно попала раскрошенная пробка. Как очистить от неё сахар? (Сначала надо растворить смесь в воде, потом отфильтровать пробку, а затем выпариванием выделить сахар в чистом виде.) - Можно ли фильтрованием выделить из раствора поваренную соль? Почему? (Нет, т.к. поваренная соль растворяется в воде, а из раствора её можно выделить только выпариванием) - Составьте план разделения смеси, состоящей из поваренной соли и частиц древесного угля. (1.Растворить смесь в воде; 2.отфильтровать раствор (уголь останется на фильтре; 3. выпарить отфильтрованный раствор (полученный сухой остаток – соль). - Упр. 6, с.154. (Фильтрование) Организует коллективную проверку по уточнению и конкретизации оценочных высказываний обучающихся. Подводит обучающихся к выводу о том, что способы разделения смесей основываются на физических свойствах: растворимости в воде, плотности, температуре кипения. Также для разделения веществ используют возгонку и центрифугирование. |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Выделяют физические явления |
||||||||||||||||
6. Подведение итогов. Рефлексия. Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции. |
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. - Узнали ли вы сегодня на уроке то, что вызвало у вас затруднение при работе с таблицей? - Что нового вы узнали на уроке? - Что до сих пор остаётся непонятным? Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке. |
Осуществляют самоанализ деятельности |
||||||||||||||||
7.Домашнее задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з |
Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания: §26, упр.3, с.154. Подготовиться к практической работе №3 (с. 205-207 учебника) Принести лупу |
Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник. |