Технологическая карта урока химии «Физические явления в химии» (8 класс)

0
0
Материал опубликован 26 February 2019 в группе

Технологическая карта

Ф.И.О. Акимова Е.В.

Предмет: Химия

Класс: 8

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема: «Физические явления в химии» 1/35

Цели урока: 1) обучения – познакомить учащихся с основными способами разделения смесей, основанных на физических явлениях; 2) развития – сформировать умение выделять главное, сравнивать, классифицировать, анализировать, проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами, высказывать и обосновывать суждения, устанавливать причинно-следственные связи; 3) воспитания – сформировать мировоззренческие идеи: обусловленность развития химической науки потребностям производства.

Термины и понятия: дистилляция или перегонка, кристаллизация, выпаривание, фильтрование, возгонка или сублимация, отстаивание, центрифугирование, фильтрат, фильтр

Ресурсы: Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, ПСХЭ Д.И.Менделеева, прибор для дистилляции воды, делительная воронка, закреплённая в штативе, смесь растительного масла и воды, кристаллический йод, химический стакан, круглодонная колба, спиртовка, спички, речной песок, поваренная соль, фильтровальная бумага, воронка, фарфоровая чашка, вода, уголь

Межпредметные связи: экология, география

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Планируемые результаты

Предметные:

УУД

Знать: определения изученных понятий: «дистилляция» или «перегонка», «кристаллизация», «выпаривание», «фильтрование», «возгонка» или «сублимация», «отстаивание», «центрифугирование»

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи между физическими свойствами веществ и способом разделения смесей; разделять смеси методами отстаивания, фильтрования и выпаривания, а также мс помощью магнита

Познавательные – создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, осуществлять классификацию, делать выводы; проводить наблюдение; составлять на основе текста таблицы схемы, опорный конспект, в том числе с применением средств ИКТ; получать информацию из различных источников и интерпретировать её.

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно.

Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной форме; выражать и аргументировать свою точку зрения; сотрудничество учащихся между собой, работа в группах; взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные - формирование познавательного интереса к изучению химии; мотивация обучающихся на получение новых знаний; формирование научного мировоззрения; понимание значимости естественно-научных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач

Организация пространства

Этап урока,

цель деятельности

Совместная деятельность

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1.Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности к уроку.

Самооценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. Психологически настраиваются на урок

2. Актуализация знаний. Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала

Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль:

Что изучает наука физика? (Явления природы)

Как называются эти явления? (Физические явления)

Что при этом происходит с веществами? (Изменяется их агрегатное состояние.)

Приведите примеры физических явлений. (Таяние снега, испарение воды)

Что можно сделать, если вам необходимо очистить воду от примесей песка в ней? (Осадить, с течением времени песок осядет, и воду можно будет дополнительно провести через фильтр)

Как можно отделить железные и деревянные стружки? (С помощью воды или магнита)

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы. Слушают мнения одноклассников.

Приводят примеры физических явлений

3. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока:

- Давайте послушаем и разберём отрывок из сказки «Мороз Иванович»: «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальёт, да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная.»

- Что делала Рукодельница? (Очищала воду, т.е. разделяла смесь)

- При физических явлениях состав веществ не изменяется и образования новых веществ не происходит. Физические явления широко используются в промышленности для получения нужных человеку изделий. Это лишь одна сторона использования физических явлений в работе с веществами. Другая сторона использования физических явлений – это получение чистых веществ. Многие методы очистки веществ или разделения смесей основаны на физических явлениях. Вещества могут быть растворимы или нерастворимы в воде, с различной плотностью.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока.

- В химическом производстве используют не только руды, горные породы, где присутствуют примеси веществ, но и чистые вещества. Для получения чистого вещества необходимо удалить примеси.

Чистым называется вещество, которое обладает постоянными физическими свойствами.

Выдвигает проблему:

- Какие особенности лежат в основе разделения всех возможных видов смесей?

Понимают на слух рассказ учителя.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Выдвигают предположения.

Слушают мнения одноклассников

Высказывают свои мнения

4.Формирование новых знаний и способов действия

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение обучающихся к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник:

- Существует большое количество способов разделения смесей. Они основаны на том, что в смесях вещества сохраняют свои физические свойства. Рассмотрим некоторые способы разделения смесей.

Демонстрирует способы разделения смесей, называет физические свойства, на которых они основаны.

Способы разделения неоднородных смесей:

Отстаивание – выделение веществ из смеси, образованной нерастворимыми в воде веществами с различной плотностью. Компоненты с меньшей плотностью поднимаются (всплывают), а с большей – опускаются вниз (оседают). Так, роса выпадает из тумана, осаждается сажа и зола из дыма, отстаивается мутная вода, сливки в молоке.

Демонстрирует разделение смеси угля и речного песка отстаиванием.

- Разделить смесь малорастворимых друг в друге веществ (жидкостей) с различной плотностью можно с помощью делительной воронки.

Демонстрирует делительную воронку, закреплённую в штативе со смесью масла и воды.

- Что наблюдаем? (Наблюдаем расслоение: верхний слой – растительное масло, имеющее меньшую плотность, нижний - вода.)

Фильтрование – выделение веществ из смеси, образованной растворимыми и нерастворимыми в воде веществами. Основано на различной пропускной способности фильтров (специальных пористых материалов) по отношению к частицам разных размеров.

Демонстрирует фильтрование (речной песок и вода).

Действие магнитом – выделение из смеси веществ, способных к намагничиванию.

Способы разделения однородных смесей:

Выпаривание – избавление от воды, входящей в состав раствора.

Демонстрирует выпаривание раствора поваренной соли.

Перегонка, или дистилляция - основана на разности температур кипения веществ. Используется для получения чистых жидких веществ путём испарения летучих жидкостей с последующей конденсацией их паров.

Демонстрирует прибор для дистилляции воды.

Центрифугирование – под действием центробежной силы частицы разных веществ получают различное ускорение, т.к. обладают различной плотностью, и смесь разделяется.

Возгонка или сублимация – это испарение твёрдого вещества и образование кристаллов из паров, минуя жидкое состояние.

Лёд способен к возгонке, недаром мокрое бельё высыхает и на морозе.

Демонстрирует возгонку йода.

При нагревании йода появляются фиолетовые пары, которые постепенно конденсируются в виде блестящих кристалликов.

- Основные области применения физических методов разделения и очистки веществ:

1) Перегонка используется:

а) при получении нефтепродуктов;

б) для получения отдельных составных частей из воздуха (кислорода, азота, аргона);

в) для получения дистиллированной воды (рис. 83, стр.150).

2) Кристаллизация используется:

а) при получении солей из озёр, например морской соли из морской воды, поваренной соли из озера Баскунчак;

б) при производстве сахара.

3) Фильтрование – основа работы пылесосов, противогазов. Бытовых фильтров для воды (рис.84, стр.151).

4) Способ отстаивания используется при работе водоочистительных станций, в химических лабораториях для разделения несмешивающихся веществ (рис.87,88. стр.152)

Организует фронтальную работу обучающихся. Подводит обучающихся к раскрытию темы урока.

Организует работу по исследованию проблемной ситуации.

- Заполните таблицу «Способы разделения смесей».

Способ разделения смеси

Свойства, на которых основан способ

Примеры

     
     
     
     

Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный контроль. Организует коллективную проверку.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Работают с материалами ЭОР, учебником, фиксируют новые термины и понятия в тетради

Участвуют в коллективной беседе

Заполняют таблицу

Осуществляют коллективную проверку

5. Первичная проверка понимания

Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение. Побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию обучающихся на творчество одноклассников.

- Из предложенного перечня явлений только физические явления: горение лучины, растворение сахара в воде, ржавление железной проволоки, помутнение хранящейся в сосуде без пробки известковой воды, образование инея, таяние льда. (Растворение сахара в воде, образование инея, таяние льда.)

- Почему эти явления относятся к физическим? (Происходят изменения агрегатного состояния)

- В сахар случайно попала раскрошенная пробка. Как очистить от неё сахар? (Сначала надо растворить смесь в воде, потом отфильтровать пробку, а затем выпариванием выделить сахар в чистом виде.)

- Можно ли фильтрованием выделить из раствора поваренную соль? Почему? (Нет, т.к. поваренная соль растворяется в воде, а из раствора её можно выделить только выпариванием)

- Составьте план разделения смеси, состоящей из поваренной соли и частиц древесного угля. (1.Растворить смесь в воде; 2.отфильтровать раствор (уголь останется на фильтре; 3. выпарить отфильтрованный раствор (полученный сухой остаток – соль).

- Упр. 6, с.154. (Фильтрование)

Организует коллективную проверку по уточнению и конкретизации оценочных высказываний обучающихся.

Подводит обучающихся к выводу о том, что способы разделения смесей основываются на физических свойствах: растворимости в воде, плотности, температуре кипения. Также для разделения веществ используют возгонку и центрифугирование.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Выделяют физические явления

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

- Узнали ли вы сегодня на уроке то, что вызвало у вас затруднение при работе с таблицей?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что до сих пор остаётся непонятным?

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлечённости обучающихся в работу на уроке.

Осуществляют самоанализ деятельности

7.Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

Проводится подробный инструктаж о выполнении домашнего задания:

§26, упр.3, с.154.

Подготовиться к практической работе №3 (с. 205-207 учебника)

Принести лупу

Слушают учителя, задают вопросы на уточнение, фиксируют информацию в дневник.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.