12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Давыденко334
Учитель математики. Первая квалификационная категория. Педагогический стаж 5 лет.
Россия, Петрозаводск

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Муезерская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока по математике в 5-м классе

«Проценты»

(учебник Виленкин Н.Я.)


 


 


 


 

Выполнила

учитель математики

МКОУ Муезерская СОШ

Давыденко Ольга

Александровна


 


 


 

Пгт Муезерский

2017г

Конспект открытого урока по математике в 5 классе

Тема: Проценты

Место урока: первый урок по теме.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: ознакомить учащихся с понятием «проценты»; учить записывать в процентах десятичные дроби и проценты в виде десятичных дробей; совершенствовать вычислительные навыки; учить решать текстовые задачи

Дидактическая цель: создать условия для формирования и усвоения нового знания.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее нового понятия - процент.

Формируемые УУД:

Предметные: уметь объяснять, что такое процент; представлять проценты в виде десятичных дробей и дроби в виде процентов.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению; познавательного интереса к урокам математики. Способности к адекватной самооценке результатов своих действий.

Регулятивные: формирование умения определять и формулировать цель урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; работать по составленному плану; отличать способ и результат своих действий с заданным эталоном; понимать перспективы дальнейшей работы.

Познавательные: умение ставить и формулировать проблему; умение делать предположения и обосновывать их; умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. Умение ориентироваться в своей системе знаний ( отличать новое от уже известного); добывать новые знания.

Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация.

Технологическая карта урока

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной

деятельности

Учитель создает эмоциональный настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, как у солнышка на слайде, и вы готовы начать работу.

Французский философ Ж.Ж. Руссо(1712-1778г) сказал: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой. ставить новые цели и стремиться к их достижению,,,» Как вы понимаете эти слова?

Мы сегодня с вами продолжим изучение удивительной науки математики

Слушают и высказывают своё мнение.

Не надо останавливаться на достигнутом, а нужно двигаться вперед, ставить перед собой цели и достигать их.

Л: формирование устойчивой мотивации к обучению; познавательного интереса к урокам математики.

К: умение оформлять свои мысли в устной форме.

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Чтоб работать нам быстро и ловко, нам нужна для ума тренировка.

Устная работа (по слайдам)

1) Найди ошибку.

2) Найти треть числа, четверть числа.

3) Задача. Пятиклассник Николай копил деньги на новый сотовый телефон. За два года он накопил 6500 руб. В магазине «Евросеть» проходит акция, рекламу вы видите на экране. Николаю понравился телефон за 8000 руб. Сможет ли Николай купить данный телефон со скидкой по акции?

 

П: умение анализировать

К: умение оформлять свои мысли в устной форме.

3.

Выявление места и причины затруднений

- Ваши предложения по решению задачи?

- Что непонятно?

-В чем возникли затруднения?

- Ребята, что бы узнать , как называется этот значок «%»,вы должны правильно выполнить вычисления и вписать в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам.

Открываем тетради, записываем число , классная работа.

Как он называется?

Поднимите руку те, кто знакомы со словом «процент», и со знаком процента.

- Где вы встречались ? (Опишите ситуации, в которых вы встречались с процентами)

-Примеры:

- можно услышать, что в выборах приняли участие 45% избирателей;

- при получении кредитов;

- рейтинг победителя хит-парада 78%;

- успеваемость в классе 100%;

- молоко содержит 5 % жира;

- материал содержит 97% хлопка и т.д.

Учитель подводит учащихся к выводу: изучение темы «Процент» необходимо не только в рамках предмета математики, но и для удовлетворения бытовых потребностей любого человека, также полученные знания вам помогут в дальнейшем при решении задач по физике, по химии. Также эта тема встречается на экзаменах в старших классах.

-Ребята, какой будет тема нашего урока?

-Действительно, тема нашего урока «Проценты». Записываем тему урока ПРОЦЕНТЫ.

Обратите внимание на грамматическое написание слова, после буквы ц – буква «Е».

Вступают в диалог с учителем

Новый знак.

Учащиеся самостоятельно решают примеры.

Процент

В магазине, в банке, при заготовках…


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- Проценты


 

 

П: умение ставить и формулировать проблему;

умение ориентироваться в своей системе знаний.

К: умение оформлять свои мысли в устной форме.

4.

Построение проекта выхода из затруднения

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Целями нашего урока будут:

- узнать, что такое процент;

-учиться представлять проценты в десятичную дробь и наоборот.

- Как спланируем свою работу на уроке?

План работы:

Узнаю, что называется процентом.

Буду учиться представлять проценты в виде десятичной дроби и наоборот.

Проверю себя.

Оценю свою работу на уроке.

Предполагаемые ответы:

Узнать, что такое процент.

Как использовать проценты при решении задач.

Как по-другому записывать проценты.

Составляют план работы по схеме.

Узнаю ..

Буду учиться ..

Проверю

Оценю

Р: умение определять и формулировать цель урока; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; работать по составленному плану.

5.

Реализация построенного проекта

Организует работу в парах по изучению понятия процента.

Так что же называют процентом? Следующее задание вам подскажет, что такое процент Выполняем задание в парах.

Задание 1. Заполни таблицы, и сделай выводы.

Число

100

5

234

12,4

Сотая часть числа

       

Какую часть числа мы находили?

Ещё в древности люди заметили, что сотые доли величин удобны в практической деятельности. Поэтому для них было придумано специальное название – процент (от латинского «на сто»).

 А знак % произошел, как предполагают, благодаря опечатке. В рукописях pro centum часто заменяли словом “cento”(сто) и писали его сокращенно - cto. В 1685 году в Париже была напечатана книга-руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %. После этой ошибки многие математики стали употреблять знак % для обозначения процентов.

Как вы думаете, что называется процентом?

- 1% = 1/100

- проверяем себя по учебнику стр. 236

- Мы узнали, что такое процент. Поставьте, пожалуйста, плюс в первом пункте в нашем плане работы. Какой следующий шаг в изучении темы?

- Во сколько раз вся величина будет больше 1% ?

-Я попрошу вас выполнить следующее задание.

Задание 2. Заполни пропуски, и сделай вывод.

1 – это 100% 0,14 -- %

2 – % 1,2 - %

0,5 - % 0,09 - %

0,7 - %

Вывод: Чтобы обратить десятичную дробь в проценты нужно…

Задание 3. Заполните пропуски, и сделай вывод.

100% = 1 10% =

300 % = 1% =

50% = 5% =

60% = 8% =

Вывод: Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо…

Работа в парах

- Сотую

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

- Процент – это сотая часть любой величины

Работа с учебником

 

- Учиться представлять проценты в виде десятичной дроби

- так как 1% равен сотой части величины, то вся величина в сто раз больше и будет равна 100%.

Учащиеся выполняют задания по образцу, анализируют, делают вывод

1 – это 100% 0,14 -14 %

2 – 200 % 1,2 - 120 %

0,5 - 50 % 0,09 - 9%

0,7 - 70 %

Умножить на 100.

100% = 1 10% =0,1

300 % = 3 1% = 0,01

50% = 0,5 5% = 0,05

60% = 0,6 8% =0,08

Разделить число процентов на 100.

Р: умение работать по составленному плану.

П: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение; умение делать предположения и обосновывать их.

К: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

6.

Минутка отдыха

А сейчас, ребята, встали.

Руки медленно подняли.

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз, так постоять.

Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь, вы все садитесь

И за дело вновь беритесь.

 

 

7.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует работу по закреплению нового материала.

Работа по учебнику № 1561, 1562, 1563

Выполняют задание у доски, а затем с комментированием с места.

К: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

8.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельную работу

Итак, ребята, выполнили ли мы второй пункт в нашем плане? Поставьте плюс.

- Какой следующий шаг нашей работы?

Запишите в виде десятичной дроби:

2%; 34%; 136%

Запишите в процентах десятичные дроби:

0,58; 0,05; 1,2.

Критерий оценивания.. У кого всё правильно ставит +; у кого с ошибками +-.

- У кого все правильно, у кого есть ошибки. В чем возникли затруднения?

 

Проверить себя.

Выполняют самостоятельную работу.

Проверяют по эталону и выполняют самооценку.

Выявляются затруднения.

П: умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Р: отличать способ и результат своих действий с заданным эталоном.

9.

 Рефлексия учебной деятельности на уроке

Ребята, над какой темой мы работали сегодня на уроке?

- Какую цель мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы её достичь?

- Давайте посмотрим это по карточке «Проверь себя»

Процент – это …

Чтобы перевести десятичную дробь в проценты надо…

Чтобы представить проценты в виде десятичной дроби нужно,,,

Чтобы перевести обыкновенную дробь в проценты нужно…

 

- У нас остался последний пункт в нашем плане. Оцените свою работу и наш урок.

Начертите на полях ту геометрическую фигуру, которая соответствует вам.

Урок понравился !

Я равнодушен к уроку!

Урок не понравился!

Дома: стр. 236, № 1598,

1599

- Я вижу, что вы старались, работали хорошо, и поэтому все получилось почти у всех. Но что мы не смогли выполнить на уроке? Какой вопрос остался не решенным?

Чего нам не хватает для этого?

Поэтому, какую цель мы поставим на следующие уроки по теме «Проценты»?

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

Молодцы, ребята, я довольна вашей работой на уроке.

 

Вступают в диалог с учителем.

Проводят рефлексию своей деятельности.

Выполняют самооценку своей учебной деятельности.

Предполагаемые ответы:

- Мы не ответили на вопрос, сможет ли пятиклассник купить понравившейся ему сотовый телефон.

Знаний.

Научиться решать задачи на проценты.

Л: умение оценивать себя на основе критерия успешности.

К: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Р: понимать перспективы дальнейшей работы.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.