Технологическая карта урока математики «Формулы», (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок математики в 5 классе по теме "Формулы" показывает реализицию системно-деятельностного подхода в обучении математике. В качестве приложения - презентация к уроку.
ФИО: Боровских Светлана Владимировна
Место работы: МБОУ СШ №35 г. Липецка
Должность: учитель математики
Предмет: математика
Уровень образования: общеобразовательный класс
Тема: " Формулы"
Тип урока: открытие нового знания
Класс: 5
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с понятием "формула";
- формирование умения выполнять вычисления по формулам ;
- продолжить работу над текстовыми задачами;
Развивающие:
- развитие познавательной деятельности учащихся;
- развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- развитие умения анализировать;
- развитие логического мышления, памяти;
- развитие математического кругозора;
Воспитательные:
-формирование положительной мотивации;
-воспитание потребности в приобретении новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные:
-формировать теоретическое и практическое представление о формулах;
- формировать умения работать с математическим текстом;
Воспитательные:
-создать атмосферу для развития познавательного интереса учащихся к предмету;
-формировать у учащихся навыки организации самостоятельной работы.
Ресурсы урока: интерактивная доска, карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме.
Методы организации работы:
-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),
-наглядные (демонстрация презентации),
-проблемно-поисковый;
-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Формы организации работы:
-групповая,
-парная,
-коллективная (фронтальная).
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
-уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентироваться на успех в учебной деятельности.
Метапредметные:
-уметь анализировать и осмысливать текст задачи;
- извлекать из текста необходимую информацию;
-строить логическую цепочку;
- оценивать полученный результат;
- осуществлять самоконтроль;
Предметные:
- уметь работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации);
- уметь точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
- уметь применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Литература:
Н. Я. Виленкин и др. Математика 5кл. М.: «Мнемозина» 2015.
Этап урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Универсальные учебные действия |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности
|
Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок открытия новых знаний, мобилизирует внимание, создает благоприятный психологический настрой на работу. (Слайд №1): Выясняет как ученики понимают данное высказывание.
|
Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.
Высказывают свои мысли по данному вопросу, рассуждают.
|
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: мотивация учения Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии |
Устный счет (Слайд № 2): 1. Вычисли: 32- 13 23 + 42 (2+3)2- 42 22 • 3 (50:5)2 • 82 Проверка(Слайд №3): 2. Задача: велосипедист едет со скоростью 15км/ч. Какое расстояние он проедет за 4ч? |
Решают задания , результаты записывают в Лист самоконтроля ( Приложение 1).
Проверяют свои результаты.
Вспоминают правила нахождения пути и решают задачу. |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы . Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Выявление места и причины затруднения Постановка цели деятельности |
Ребята, сегодня на уроке мы запишем правило нахождения пути в виде формулы. - Следовательно, тема нашего урока .... (Слайд №4). -Отсюда, цели и задачи урока ... Поясняет, что такое формула (Слайды № 6; 7): |
Записывают тему урока.
Формулируют цели и задачи (Слайд №5).
Записывают в тетради определения. |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Построение проекта выхода из затруднения |
Предлагает рассмотреть п.17 учебника. -Запишите формулу для нахождения пути(Слайд № 8): - Сформулируйте, что мы записали этой формулой. |
Читаю текст учебника.
Записывают формулу.
- Правило, по которому находится путь. |
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся , даёт рекомендации по выполнению. (Слайд № 9) |
Выполняют упражнения |
Коммуникативные: умение работать по заданию Личностные: формирование ЗОЖ |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Реализация построенного проекта (закрепление формируемых знаний и умений) |
-Решите задачу: С какой скоростью должен идти человек, чтобы пройти 24км за 4ч? Проверка (Слайд № 10): -Решите задачу: Автомобиль движется со скоростью 60км/ч. За какое время он пройдет путь 600км? Проверка (Слайд № 11): - Ребята, вы выполнили очень важную интеллектуальную работу. - Продолжим нашу работу и решим задачу № 681. Проверка(Слайд № 12): |
Решают, результат записывают в Лист самоконтроля.
Решают, результат записывают в Лист самоконтроля.
Решают с последующей проверкой, результат записывают в Лист самоконтроля.
|
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение . |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление во внешней речи |
Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи(организует повторно работу с учебником). -Давайте повторим(Слайд № 13): -Проверьте себя. Используя формулу S=Ut, найдите неизвестную величину:
Проверка (Слайд № 14):
|
Проговаривают понятия (фронтально, в парах).
Отвечают фронтально.
Решают ,результаты записывают в Лист самоконтроля.
|
Познавательные: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Регулятивные: контроль, коррекция |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Предлагает выполнить самостоятельную работу (Приложение 2) с последующей проверкой.
|
Выполняют самостоятельную работу по вариантам (карточки с заданиями на партах), сравнивают и записывают ответы в Лист самоконтроля.
|
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные:самоопределение; Коммуникативные: управление своим поведением Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Включение в систему знаний и повторение |
Предлагает решить задания по ранее изученному материалу с последующей проверкой: 1) № 684- устно по цепочке , 2) № 686, 3) № 688(1т).
|
Выполняют задания № 686, 688(1ст) записывают ответы в Лист самоконтроля
|
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Личностные: осознание ответственности за общее дело |
||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Рефлексия учебной деятельности
|
Предлагает ученикам закончить предложения (Слайд №15): -Сегодня на уроке я узнал ... -Я повторил … -Я закрепил… -Я научился… -Было трудно ... - Было интересно ... - Я смогу ... Предлагает оценить свою работу и результаты. (Слайд №16).
|
Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы.
Ученики показывают смайлики. |
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению. (Слайд №17) |
Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы: № 701(а), 702(а), 705, 707(1ст). |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач. Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке
|
Приложение 1:
Лист самоконтроля
Вид задания |
Ответ, способ решения |
Шкала баллов |
Суммарный балл за задание |
Устный счет |
2 |
||
Решение задачи |
1 |
||
Решение задачи |
1 |
||
Решение №681 |
2 |
||
Проверь себя |
3 |
||
Самостоятельная работа |
3 |
||
Решение № 686 |
1 |
||
Решение № 688 |
2 |
||
Суммарный балл за работу |
15 |
Критерии отметок: 15-13б-"5"; 12-10б- "4"; 9-6б – "3"; меньше 6б- "2"
Приложение 2:
1вариант
1) Вычислите:
(92 - 42): (9 - 4)
2) Автомобиль ехал 3ч со скоростью 90 км/ч. Какой путь он проехал ?
2вариант
1) Вычислите:
(83 - 53): (8 - 5)
2) Грузовик за 2 часа проехал 180 км. С какой скоростью он ехал?
презентация к уроку
PPT / 4.85 Мб