Технологическая карта урока истории в 8 классе на тему «Южная Америка в XIX веке»
Урок истории
8 класс
Тема урока: «Южная Америка в 19 веке»
Цели урока:
1. Создать условия для формирования полного представления у обучающихся о странах Южной Америки в 19 веке;
2. Развивать монологическую речь
3. Уметь давать характеристику исторической личности, работать с контурной картой, уметь выделять в тексте главное, умение составлять план ответа
4. Воспитывать чувство взаимопонимания и взаимосвязи между народами, готовность к сотрудничеству в коллективной работе.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности:
- частично поисковый метод.
Форма урока: комбинированный урок.
Основные понятия:
Южная Америка, империя, колонии, рабство, гражданская война, освободительные войны, каудильо, южноамериканский «плавильный котел».
Источники информации:
Учебник, П. 26, карта: «Южная Америка в 19 веке»
Презентация.
Ход урока.
Организационный момент
Урок начинается с повторения ранее изученного материала:
1. Работа с картой – показать на карте Европу, Северную и Южную Америку.
2. Работа с вопросами и вариантами ответов – Выбрать правильный ответ.
1. В каком году было отменено рабство в Великобритании?
А) 1825 В) 1848
Б) 1833 Г) 1861
2. Кто такие белые рабы?
А) Шотландцы В) Ирландцы
Б) Уэльсцы Г) Исландцы
3. Какие страны в 19 веке были прямыми участниками «Большой игры»?
А) Великобритания и Россия В) Испания и Франция
Б) Франция и Россия Г) Франция и Пруссия
4. Назовите дату гражданской войны в США:
А) 1860-1865 В) 1861-1867
Б) 1861-1865 Г) 1863-1868
5. В каком году было отменено рабство в США?
А) 1853 В) 1865
Б) 1861 Г) 1867
6. В какой стране в 19 веке был самый мощный в мире военный флот?
А) Франция В) Россия
Б) Швеция Г) Великобритания
Правильные ответы: 1б, 2в, 3а, 4б, 5в, 6г.
Изучение нового материала
В 15 веке великие географические открытия привели европейцев в Америку. Произошло столкновение двух миров - индейцев и европейцев. Истребление индейцев европейцами и заселение Южной Америки привело к зарождению южноамериканского общества.
К середине 18 века Южная Америка была колонизирована. Кроме Бразилии, захваченной Португалией, вся Южная Америка принадлежала Испании.
Далее идёт видеофрагмент «Южная Америка»
После этого учитель знакомит учеников с темой и планом урока.
Тема: «Южная Америка в 19 веке»
План урока:
1. Симон Боливар. Борьба за независимость.
2. Рабство в Южной Америке.
3. Итоги и значение освободительных войн в Южной Америке.
4. Век каудильо.
5. Экономика стран Южной Америки.
6. Южноамериканский «плавильный котел».
Экономически страны Южной Америки отставали от Европы и США. К началу 19 века все страны Южной Америки были колониями других стран. Каких?
Что такое колония? Как называется государство, владеющее колониями?
1. Симон Боливар. Борьба за независимость.
- Используя карту континента, дайте определение, Южная Америка - это общее название стран, которые находятся в Центральной и Южной Америке.
На территории Южной Америки проживали различные народы: индейцы, негры, выходцы из Испании и Португалии, из других европейских стран.
Покажите на карте империи и их колонии.
Ученики должны показать на карте испанские и португальские колонии.
- Страны Южной Америки в 19 веке получили независимость в ходе освободительной борьбы. Работа с учебником и картой.
Среди освободительного движения особенно выделился Симон Боливар
Симон Боливар – человек, который:
Ответить на этот вопрос мы сможем после прослушивания доклада о
Симоне Боливаре
Физ. минутка. Движения рук
2. Рабство в Южной Америке.
Во многих Южноамериканских государствах рабство было отменено раньше, чем в США.
Далее ученики записывают хронологию отмены рабства в странах Южной Америки.
Например: Уругвай (1814 год), Аргентина (1853), Венесуэла (1854) и т.д.
3. Итоги и значение освободительных войн в Южной Америке.
Чтение учебника, составление плана ответа «Итоги освободительных войн в странах Южной Америки».
1. Национально –освободительное движение в Южной Америке завершилось победой бывших колоний.
2. Все страны Южной Америки получили независимость.
3. Установлены республики и империи.
4. Появились условия для самостоятельного развития хозяйства.
4. Век каудильо.
После войны за независимость новые государства начали воевать друг с другом. В ходе этих событий возникает новое определение Каудильо.
Каудильо - вождь, влиятельный политический деятель в стране, осуществляющий личное управление государством.
5. Экономика стран Южной Америки.
В конце 19 века страны Южной Америки стали испытывать сильное давление со стороны США, которое проявлялось в экономическом, политическом и военном вмешательстве в их внутренние дела. В южноамериканских государствах было меньше заводов и фабрик, чем в США и Европе. В экономике стран Южной Америки промышленность не играла такой важной роли, как в США. Хозяйства ориентировались в основном на производство и вывоз за границу сельскохозяйственной продукции или полезных ископаемых.
Работа с учебником «Медленное развитие экономики»
6. Южноамериканский «плавильный котел».
19 век – время появления южноноамериканских народов. На рубеже 19-20 вв. в Южной Америке проживало около 60 млн. человек. Существовало 20 независимых государств. Последняя испанская колония — Куба — добилась независимости в 1898 г. - На каких языках говорят жители Южной Америки? В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии — на португальском, в Гаити — на французском.
Итоги урока:
- Что вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание: П. 26 учебника. Используя факты, приведённые в учебнике ,дополнительную литературу, интернет – ресурсы, напишите сочинение на тему «Отмена рабства в Южной Америке».