Технологическая карта урока по истории «Культура и быт русского народа XIX в.» (8 класс)
Пояснительная записка к презентации
Киселева Ольга Валерьевна
Красноярский край, г. Ачинск
Учитель истории и педагога доп. образования
МОУ Лицей № 1
Технологическая карта урока
Предмет |
История |
8 класс |
||||||||
Тема |
«Культура и быт русского народа XIX в.» |
|||||||||
Цели |
Способствовать обогащению духовного мира ребенка, повышение интереса к истории и традициям своей Родины через знакомство с культурным наследием русского народа. |
|||||||||
Задачи |
1. Расширение и углубление культурологических знаний учащихся; 2. Приобщение учащихся к культурным традициям своей Родины; 3. Умение активно и плодотворно работать в коллективе. |
|||||||||
Формы работы учащихся |
Коллективная и индивидуальная |
|||||||||
Планируемые результаты |
||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||
1.Погружение детей в атмосферу праздничных гуляний с помощью выставки посвященной быту русского народа XIX в. И музыкальному сопровождению. |
1. Размышление о эволюции быта русского народа; 2. Применение речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач; 3. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества. |
1. Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к данной теме; 2. Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа; 3. Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач; 4. Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, взаимопомощь и т.д.), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа |
||||||||
Условия реализации |
||||||||||
Информационные ресурсы |
Методические ресурсы |
Оборудование |
Дополнительный материал |
|||||||
Презентация «Культура и быт русского народа»
Видеоролик «Внутреннее убранство русской избы» https://www.youtube.com/watch?v=WXlGf_y5Rio |
Даутова О.Б., Иваньшина Е. В., Казачкова Т. Б., Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Совре-менные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС – СПб.: КАРО, 2014 г. |
ПК Видеопроектор |
Экспонаты музея и муляжи (предметы быта); Медали для награждения победителей; Угощения для участников |
|||||||
Форма проведения мероприятия |
Технология творческой мастерской |
|||||||||
Подготовительный этап (1 неделя): изучение материала об устройстве и быте русского народа |
||||||||||
Этап урока |
Деятельность учителя и ребят ведущих |
Приемы и методы |
Деятельность учеников |
|||||||
1 этап: Индукция |
Тьютер, наблюдающий и направляющий ребят в их деятельности Детей встречают одетые в русские народные костюмы, хозяин и хозяйка. Звучит песня «Да во горнице». Крестьянин: Гость на гость – хозяину радость. Крестьянка: Просим на избу: красному гостю – красное место. Крестьянин: Будьте как дома, проходите гости дорогие! Учитель: Ребята, сегодня мы с вами прикоснемся к частичке культуры нашей страны. Совершим путешествие в прошлое и познакомимся с культурой и бытом русского народа. И попробуем себя в роли дизайнеров, попытаемся восстановить интерьер и внутреннее убранство русской избы. Готовы? Закройте глаза, представьте, что мы садимся в машину времени и переносимся с вами в 19 век. |
Мотивационный момент. |
Ребята рассаживаются по своим местам. |
|||||||
2этап: Деконструкция |
Крестьянин: Посмотрите ребята, где это мы с вами оказались? (Презентация слайд. Иллюстрация деревни). Крестьянка: совершенно верно. Посмотрите внимательно, как выглядела русская деревня 19 века? Молодцы! А теперь давайте подойдем поближе и рассмотрим, как выглядит крестьянская изба. Мы приглашаем вас зайти к нам в гости. (смотрят видеосюжет) Как выглядела русская изба? С чем из внутреннего убранства избы вы уже знакомы? Или применяете до сих пор? Что нового узнали? Крестьянин: Дорогие наши друзья, вы наверное с дороги очень устали. Просим к столу. (Угощают ребят сушками и оладьями с чаем. Слайд. Убранство комнаты.) Крестьянка: Ребята, а как вы думаете, какие еще угощения могли появляться на столе у наших предков? Крестьянин: Ребята, а как отдыхали люди после тяжелого трудового дня? В какие игры любили играть дети? А теперь мы предлагаем вам немного размяться и поиграть с нами. (звучит музыка, играют в «Кошки мышки») |
Погружение учащихся в среду урока. Визуализация материала. При помощи иллюстрации материала на презентации и видеофрагмента Актуализация знаний Физическая активность учащихся (физ. минутка) |
Ответ детей: в деревне. Невысокие деревянные избы, выстроенные из бревен, некоторые покосились от старости. Одна или две улицы, вдалеке ходит корова. Девочка набирает воду из колодца. Улиц не мощеные, старенький мостик через речку, мальчик ловит рыбу. (смотрят видеосюжет) Она выстроена из брусьев, есть окна, ставни, на них красивый, резной узор. Она довольно большая. Причелины с резной кистью украшали крышу избы. Стёкла были только у знатных людей. Скамья, сундуки, прялка, стол, и т.д. Что такое красный угол, традиции связанные с этим местом. Полати и т.д. Угощаются сушками и оладьями с чаем. Отвечают: хлеб, овощи (картофель вареный, капуста), рыба, квас, молоко, блины, мед, и т.д. Ответы, предположения. Участие в физ. минутке |
|||||||
3 этап: Реконструкция |
Крестьянин: Ребята, сегодня вы смогли узнать много интересного о том, как жили ваши предки. Из путешествия, мы с вами привезли вещи, которые могут нам понадобиться. А сейчас, мы раздадим их вам и вы попробуете оформить небольшую выставку, воссоздать частичку русской культуры. (ученики делятся на группы. Ведущие раздают и проговаривают памятки работы учеников в группах и задания). Учитель проговаривает инструктаж, вспоминают правила групповой работы. 1 группа: Необходимо оформить и представить выставку « Печной угол в русской избе»; 2 группа: Необходимо оформить и представить выставку «Угощения в русских избах» 3 группа: Необходимо оформить и представить выставку «Русские умельцы» 4 группа: Необходимо оформить и представить выставку «Мифы и легенды русского народа» (На данном этапе, учитель помогает учащимся в случае возникновения затруднений. Но лишь направляет, а не дает оценку деятельности и верный ответ) |
Групповая работа учащихся. Проектная деятельность. Учитель и ребята ведущие в роли тьютеров. |
Учащиеся проговаривают правила групповой работы. Делятся на группы, решают, что из предоставленных экспонатов им может пригодится, а что, они могут создать сами и начинают работу. |
|||||||
4 этап: Социализация |
На данном этапе, учитель помогает учащимся в случае возникновения затруднений. Но лишь направляет, а не дает оценку деятельности и верный ответ |
Проектная деятельность. |
Происходит соотнесение группами своей деятельности с деятельностью других групп и представление всем промежуточных результатов труда (оформленной выставки) |
|||||||
5 Этап: Афиширование |
На данном этапе, учитель помогает учащимся в случае возникновения затруднений. Но лишь направляет, а не дает оценку деятельности и верный ответ. |
Проектная деятельность |
На этом этапе ученики обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы. |
|||||||
6 этап: Разрыв |
Через беседу учителя с учащимися происходит осознание учащимися неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему (К какому веку принадлежат представленные вами в выставке вещи? Являлись ли они предметами интерьеров только в крестьянских избах или встречались и в княжеских теремах? На всей ли территории нашей страны люди покланялись представленным божествам или были какие-то особенности?). |
Фронтальный опрос. Проектная деятельность |
Осознание учащимися неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Проектирование. |
|||||||
7 этап: Рефлексия |
В итоге урока учитель организует «Свободную трибуну». Результатом урока я могу считать положительную реакцию учащихся на новый материал и на способ решения проблемного задания, увлеченность учащихся в процесс решения задачи, их творческий подход. Учитель: Молодцы ребята, сегодня вы проделали очень тяжелую, но интересную работу. Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие, давайте попрощаемся с нашими новыми друзьями. |
Свободная трибуна. |
Ученики выходят, анализируют свою деятельность, обобщают полученные знания, чувства, эмоции, возникшие в мастерской. Высказывают свое отношение к данному мероприятию. |