| 
							Этапы урока | 
							Деятельность обучающихся | 
							Деятельность учителя | 
							Формируемые универсальные учебные действия | 
							Индикатор достижения планируемых результатов | 
				
					| 
							I. Мотивирование к учебной деятельности | 
							Приветствуют учителя, слушают, анализируют содержание биологической задачи ( проблемной задачи). 
							Высказывают свои гипотезы | 
							-Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим изучение вегетативных органов растения. Тема нашего урока звучит не совсем обычно «Растения, играющие в прятки». А почему это так, вы поймете, прослушав следующую информацию: 
							«Оказывается, некоторые растения умеют «играть в прятки». Ранней весной, на проталинках, освободившихся от снега, появляются первые цветущие растения…. Уже в начале лета они образуют плоды с семенами, а затем вся надземная часть отмирает. И ничто не выдает их существования. А следующей весной все повторяется вновь. Как же это удается «спрятавшимся» растениям ?» 
							Насколько верны ваши предположения, мы выясним в конце урока | 
							ЛУУД: формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия 
							ПУУД: анализировать информацию , формулировать гипотезу | 
							Сформулированы различные гипотезы | 
				
					| 
							Актуализация знаний | 
							Слушают учителя, отвечают на вопросы: 
							-Стебель, с расположенными на нем листьями и почками 
							-Узлы и междоузлия 
							- След от опавших листьев 
							-Придаточные корни | 
							Вспомним изученный материал: 
							-Что такое побег? 
							- Какие участки можно выделить на стебле? 
							-Что такое листовой рубец? 
							- Как называются корни, отходящие от стебля? | 
							КУУД: доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи,  | 
							Даны верные ответы на вопросы | 
				
					| 
							Проблематизация (постановка проблемы), 
							выявление места и причины затруднения | 
							Учащиеся отвечают на вопрос, но допускают ошибки 
							Объясняют возникшее затруднение, как учебную проблему 
							Формулируют проблему: Не смогли верно распознать видоизмененные побеги 
							Уточняют формулировку проблемы: Не смогли верно распознать все побеги, т.к. у нас недостаточно знаний для этого | 
							-Мы неслучайно отвечали на вопросы о строении побега. Сегодня снова будет разговор о побегах, но необычных. 
							-Посмотрите на слайд и скажите ,где изображены побеги? 
							- Почему вы допустили ошибки? 
							-Уточните, какая проблема у вас возникла? 
							-Почему вы столкнулись с проблемой? 
							Визуализирует проблемный вопрос урока на слайде «Не распознали видоизмененные побеги, т.к. не знаем их характерных признаков» | 
							РУУД:Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему 
							ПУУД: анализировать информацию и обобщать факты | 
							Сформулировали учебную проблему | 
				
					| 
							Постановка целей (целеполагание) и планирование учебной деятельности | 
							Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение: 
							-По учебной проблеме 
							-Цель: Узнать (изучить) видоизмененные побеги 
							-Цель: Узнать признаки строения и функции видоизмененных побегов 
							-Тема «Видоизменения побегов» 
							Учащиеся при дозированной помощи учителя осуществляют планирование , восстанавливая правильную последовательность: 
							1.Обсудить задание, полученное группой 
							2.Изучить текст по учебнику в соответствие с заданием 
							3.Выполнить лабораторную работу по исследованию строения видоизмененных побегов 
							4.Обсудить результаты работы, сделать выводы и сообщить их классу | 
							-Любая проблема требует решения и для этого надо поставить цель 
							-Как мы будем формулировать цель? 
							Выскажите ваши предложения по формулировке целей 
							-Конкретизируйте цель, что именно вы должны узнать о видоизмененных побегах? 
							- Исходя из цели, сформулируйте тему урока 
							-Для решения проблемы и достижения цели необходимо продумать план нашей работы. Я вам немного помогу. На слайде представлены пункты плана, они перепутаны. Прочтите информацию и восстановите правильную последовательность пунктов плана: 
							1. Выполнить лабораторную работу по исследованию строения видоизмененных побегов 
							2.Обсудить задание, полученное группой 
							3.Изучить текст по учебнику в соответствие с заданием 
							4.Обсудить результаты работы, сделать выводы и сообщить их классу | 
							РУУД: определять и формулировать цель учебной деятельности; составлять план достижения цели, осознавать конечный результат 
							КУУД: уметь обосновывать собственное мнение 
							ПУУД:самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения. Перерабатывать информацию для получения нового результата | 
							Сформулировали цель  
							Составили план учебной деятельности | 
				
					| 
							Первичное усвоение нового знания | 
							Учащиеся слушают задачу, формулируют гипотезу 
							Гипотеза: 
							Если корневище, клубень, луковица являются видоизмененными побегами, то они должны иметь все признаки побега | 
							- Помимо обычно надземных побегов у некоторых растений существуют необычные, растущие под землей видоизмененные побеги. Это – корневище, клубень, луковица(учитель демонстрирует натуральные объекты) 
							На первый взгляд в них трудно распознать побеги. Но все же, это- побеги. Почему? Выскажите свои предположения, сформулируйте рабочую гипотезу 
							Помогает уточнить гипотезу 
							-У нас пока нет достаточных знаний для подтверждения гипотезы, поэтому приступаем к работе по поиску и осознанию информации | 
							ПУУД:строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, формулировать гипотезу, осуществлять сравнение, преобразовывать информацию из одного вида в другой | 
							Формулируют гипотезу | 
				
					|  | 
							Выполняют задания в группах(см. Приложение №1), организуют сотрудничество, распределяют роли 
							Спикеры от групп рассказывают о строении корневища, клубня, луковицы и доказывают, что они являются побегами 
							Высказывают свое мнение о справедливости гипотезы 
							Учащиеся высказывают свое мнение 
							Анализируют данные эксперимента, делают вывод: фиолетовое окрашивание означает наличие крахмала 
							Наличие крахмала в клубне говорит о выполнении запасающей функции  
							Видоизмененные побеги выполняют функцию вегетативного размножения 
							Учащиеся высказывают свое предположение о том, что растения переносят период засухи под землей в виде луковицы 
							(Амариллис имеет под землей луковицу, которая позволяет прятаться от жестокой засухи, в сочных листьях луковицы накапливаются вода и питательные вещества, которые обеспечивают жизнь растению в неблагоприятный период) 
							- Видоизмененные побеги помогают перенесению неблагоприятных условий | 
							-У нас на уроке будут работать три исследовательские группы. Каждая получит задание и приступит к их выполнению . Затем представители от каждой группы доложат о результатах своих исследований 
							После выполнения заданий: 
							-Группы завершили исследования и сейчас представители каждой группы расскажут о результатах своей работы 
							-Как вы считаете, ваши исследования подтвердили гипотезу?  
							Итак, сформулируем общий вывод, подтверждающий нашу гипотезу: 
							Корневище, клубень, луковица являются побегами, т.к. имеют стебель, от которого могут отходить придаточные корни, почки. видоизмененные листья или листовые рубцы 
							Проблемный вопрос:  У растений в почве есть корни. Для чего же еще им необходимы побеги под землей? 
							Демонстрационный эксперимент 
							На срез клубня картофеля капнуть настойку йода 
							-Что вы наблюдаете, почему? 
							-Наличие крахмала в клубне, свидетельствует о выполнении какой функции? 
							-Вспомните , как размножают картофель, репчатый лук? Какую функцию в этом случае выполняют видоизмененные побеги? 
							(демонстрирует амариллис) 
							-Перед вами комнатное растение – амариллис. Родина амариллиса – засушливая африканская пустыня. Однако, не всегда там стоит жара. В конце зимы- льют прохладные дожди. Глинистая почва пустыни размягчается и за несколько дней покрывается красивыми цветками амариллиса. Откуда же берутся эти красивые растения в сухой пустыне? Ведь не могут же эти растения за какие-нибудь две недели вырасти из семян и зацвести? 
							- Выскажите свои предположения 
							-Какую функцию видоизмененные побеги выполняют в этом случае? | 
							КУУД: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе обосновывать собственное мнение, доносить свою позицию до других,  
							договариваться с людьми, учитывать разные мнения 
							РУУД: выдвигать версии решения проблемы, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно 
							ПУУД: анализировать информацию, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | 
							Группы выполняют задания , формулируют выводы, подтверждающие гипотезу 
							Отвечают на проблемный вопрос 
							Формулируют ответ о функциях видоизмененныхпобегов | 
				
					| 
							Аналитический этап . 
							Закрепление и применение знаний в знакомой ситуации 
							Применение знаний в новой ситуации | 
							Выполняют тест на выбор верного суждения, осуществляют самоконтроль (см.Приложение №2) 
							Отвечают на вопрос, устанавливают причинно-следственные связи: 
							По-видимому, это растение едят свиньи. Пищей для животных могут быть подземные побеги, запасающие большое количество питательных веществ | 
							- Мы изучили характерные признаки видоизменённых побегов, и я предлагаю вам выполнить задание 
							Задание №1:Выполните тест, проведите самоконтроль, сверившись с эталоном 
							на слайде  
							Задание №2: Комнатное растение цикламен имеет клубень. Это растение с нежными цветками носит второе некрасивое название «свиной хлеб». Как вы думаете почему? 
							(Действительно, клубни цикламена, богатые крахмалом, охотно поедают свиньи) | 
							РУУД: соотносить результат своей деятельности с образцом. Самостоятельно осуществлять действия по реализации плана достижения цели. Оценка результата своей работы. 
							ПУУД: анализировать информацию, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | 
							Выполняют тестовое задание 
							Отвечают на вопрос, устанавливая причинно-следственные связи | 
				
					| 
							Рефлексия | 
							Озвучивают проблему: Не смогли верно распознать видоизмененные побеги. 
							Отвечают на вопрос: изучив новый материал, выполнив различные задания, проведя исследование 
							Анализируют свои гипотезы. 
							Объясняют причины: Растения «прячутся» в начале лета в почве, а весной появляются вновь благодаря наличию видоизмененных подземных побегов  
							Учащиеся называют номера, под которыми изображены видоизменения побегов, основываясь на их главных существенных признак 
							Выполняют рефлексивное задание «Неоконченное предложение»: 
							-Самым трудным для меня на уроке было….. 
							-Самым интересным для меня на уроке было….. 
							-Я оценил(а) свою работу на уроке на…. | 
							- Предлагаю вам вспомнить учебную проблему, с которой вы столкнулись в начале урока 
							-Как вам удалось ее решить? 
							-Вспомните, основную проблемную задачу урока. Сможете ли вы теперь объяснить, почему некоторые растения «умеют играть в прятки»? Проанализируйте, насколько верны ваши гипотезы, высказанные в начале урока 
							-Вернемся к 1-му слайду. Еще раз назовите номера, под которыми изображены видоизменения побегов 
							-Я попрошу вас закончить предложения: | 
							РУУД: сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки 
							ПУУД: анализировать. 
							КУУД: взаимодействовать с др. людьми 
							ЛУУД: саморефлексия | 
							Отвечают на вопросы 
							Правильно распознают видоизменения побегов 
							Заканчивают предложения при рефлексии | 
				
					| 
							Д/З | 
							Записывают д/з | 
							Домашнее задание:§10 
							По выбору:  
							Мини-проект «Декоративные растения, имеющие видоизмененные подземные побеги» 
							Загадки о растениях, имеющих видоизмененные подземные побеги» |  |  | 
			
		 
Марина Александровна Акопян