Этапы урока
|
Деятельность обучающихся
|
Деятельность учителя
|
Формируемые универсальные учебные действия
|
Индикатор достижения планируемых результатов
|
I. Мотивирование к учебной деятельности
|
Приветствуют учителя, слушают, анализируют содержание биологической задачи ( проблемной задачи).
Высказывают свои гипотезы
|
-Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим изучение вегетативных органов растения. Тема нашего урока звучит не совсем обычно «Растения, играющие в прятки». А почему это так, вы поймете, прослушав следующую информацию:
«Оказывается, некоторые растения умеют «играть в прятки». Ранней весной, на проталинках, освободившихся от снега, появляются первые цветущие растения…. Уже в начале лета они образуют плоды с семенами, а затем вся надземная часть отмирает. И ничто не выдает их существования. А следующей весной все повторяется вновь. Как же это удается «спрятавшимся» растениям ?»
Насколько верны ваши предположения, мы выясним в конце урока
|
ЛУУД: формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия
ПУУД: анализировать информацию , формулировать гипотезу
|
Сформулированы различные гипотезы
|
Актуализация знаний
|
Слушают учителя, отвечают на вопросы:
-Стебель, с расположенными на нем листьями и почками
-Узлы и междоузлия
- След от опавших листьев
-Придаточные корни
|
Вспомним изученный материал:
-Что такое побег?
- Какие участки можно выделить на стебле?
-Что такое листовой рубец?
- Как называются корни, отходящие от стебля?
|
КУУД: доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи,
|
Даны верные ответы на вопросы
|
Проблематизация (постановка проблемы),
выявление места и причины затруднения
|
Учащиеся отвечают на вопрос, но допускают ошибки
Объясняют возникшее затруднение, как учебную проблему
Формулируют проблему: Не смогли верно распознать видоизмененные побеги
Уточняют формулировку проблемы: Не смогли верно распознать все побеги, т.к. у нас недостаточно знаний для этого
|
-Мы неслучайно отвечали на вопросы о строении побега. Сегодня снова будет разговор о побегах, но необычных.
-Посмотрите на слайд и скажите ,где изображены побеги?
- Почему вы допустили ошибки?
-Уточните, какая проблема у вас возникла?
-Почему вы столкнулись с проблемой?
Визуализирует проблемный вопрос урока на слайде «Не распознали видоизмененные побеги, т.к. не знаем их характерных признаков»
|
РУУД:Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему
ПУУД: анализировать информацию и обобщать факты
|
Сформулировали учебную проблему
|
Постановка целей (целеполагание) и планирование учебной деятельности
|
Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение:
-По учебной проблеме
-Цель: Узнать (изучить) видоизмененные побеги
-Цель: Узнать признаки строения и функции видоизмененных побегов
-Тема «Видоизменения побегов»
Учащиеся при дозированной помощи учителя осуществляют планирование , восстанавливая правильную последовательность:
1.Обсудить задание, полученное группой
2.Изучить текст по учебнику в соответствие с заданием
3.Выполнить лабораторную работу по исследованию строения видоизмененных побегов
4.Обсудить результаты работы, сделать выводы и сообщить их классу
|
-Любая проблема требует решения и для этого надо поставить цель
-Как мы будем формулировать цель?
Выскажите ваши предложения по формулировке целей
-Конкретизируйте цель, что именно вы должны узнать о видоизмененных побегах?
- Исходя из цели, сформулируйте тему урока
-Для решения проблемы и достижения цели необходимо продумать план нашей работы. Я вам немного помогу. На слайде представлены пункты плана, они перепутаны. Прочтите информацию и восстановите правильную последовательность пунктов плана:
1. Выполнить лабораторную работу по исследованию строения видоизмененных побегов
2.Обсудить задание, полученное группой
3.Изучить текст по учебнику в соответствие с заданием
4.Обсудить результаты работы, сделать выводы и сообщить их классу
|
РУУД: определять и формулировать цель учебной деятельности; составлять план достижения цели, осознавать конечный результат
КУУД: уметь обосновывать собственное мнение
ПУУД:самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения. Перерабатывать информацию для получения нового результата
|
Сформулировали цель
Составили план учебной деятельности
|
Первичное усвоение нового знания
|
Учащиеся слушают задачу, формулируют гипотезу
Гипотеза:
Если корневище, клубень, луковица являются видоизмененными побегами, то они должны иметь все признаки побега
|
- Помимо обычно надземных побегов у некоторых растений существуют необычные, растущие под землей видоизмененные побеги. Это – корневище, клубень, луковица(учитель демонстрирует натуральные объекты)
На первый взгляд в них трудно распознать побеги. Но все же, это- побеги. Почему? Выскажите свои предположения, сформулируйте рабочую гипотезу
Помогает уточнить гипотезу
-У нас пока нет достаточных знаний для подтверждения гипотезы, поэтому приступаем к работе по поиску и осознанию информации
|
ПУУД:строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, формулировать гипотезу, осуществлять сравнение, преобразовывать информацию из одного вида в другой
|
Формулируют гипотезу
|
|
Выполняют задания в группах(см. Приложение №1), организуют сотрудничество, распределяют роли
Спикеры от групп рассказывают о строении корневища, клубня, луковицы и доказывают, что они являются побегами
Высказывают свое мнение о справедливости гипотезы
Учащиеся высказывают свое мнение
Анализируют данные эксперимента, делают вывод: фиолетовое окрашивание означает наличие крахмала
Наличие крахмала в клубне говорит о выполнении запасающей функции
Видоизмененные побеги выполняют функцию вегетативного размножения
Учащиеся высказывают свое предположение о том, что растения переносят период засухи под землей в виде луковицы
(Амариллис имеет под землей луковицу, которая позволяет прятаться от жестокой засухи, в сочных листьях луковицы накапливаются вода и питательные вещества, которые обеспечивают жизнь растению в неблагоприятный период)
- Видоизмененные побеги помогают перенесению неблагоприятных условий
|
-У нас на уроке будут работать три исследовательские группы. Каждая получит задание и приступит к их выполнению . Затем представители от каждой группы доложат о результатах своих исследований
После выполнения заданий:
-Группы завершили исследования и сейчас представители каждой группы расскажут о результатах своей работы
-Как вы считаете, ваши исследования подтвердили гипотезу?
Итак, сформулируем общий вывод, подтверждающий нашу гипотезу:
Корневище, клубень, луковица являются побегами, т.к. имеют стебель, от которого могут отходить придаточные корни, почки. видоизмененные листья или листовые рубцы
Проблемный вопрос: У растений в почве есть корни. Для чего же еще им необходимы побеги под землей?
Демонстрационный эксперимент
На срез клубня картофеля капнуть настойку йода
-Что вы наблюдаете, почему?
-Наличие крахмала в клубне, свидетельствует о выполнении какой функции?
-Вспомните , как размножают картофель, репчатый лук? Какую функцию в этом случае выполняют видоизмененные побеги?
(демонстрирует амариллис)
-Перед вами комнатное растение – амариллис. Родина амариллиса – засушливая африканская пустыня. Однако, не всегда там стоит жара. В конце зимы- льют прохладные дожди. Глинистая почва пустыни размягчается и за несколько дней покрывается красивыми цветками амариллиса. Откуда же берутся эти красивые растения в сухой пустыне? Ведь не могут же эти растения за какие-нибудь две недели вырасти из семян и зацвести?
- Выскажите свои предположения
-Какую функцию видоизмененные побеги выполняют в этом случае?
|
КУУД: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе обосновывать собственное мнение, доносить свою позицию до других,
договариваться с людьми, учитывать разные мнения
РУУД: выдвигать версии решения проблемы, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно
ПУУД: анализировать информацию, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
|
Группы выполняют задания , формулируют выводы, подтверждающие гипотезу
Отвечают на проблемный вопрос
Формулируют ответ о функциях видоизмененныхпобегов
|
Аналитический этап .
Закрепление и применение знаний в знакомой ситуации
Применение знаний в новой ситуации
|
Выполняют тест на выбор верного суждения, осуществляют самоконтроль (см.Приложение №2)
Отвечают на вопрос, устанавливают причинно-следственные связи:
По-видимому, это растение едят свиньи. Пищей для животных могут быть подземные побеги, запасающие большое количество питательных веществ
|
- Мы изучили характерные признаки видоизменённых побегов, и я предлагаю вам выполнить задание
Задание №1:Выполните тест, проведите самоконтроль, сверившись с эталоном
на слайде
Задание №2: Комнатное растение цикламен имеет клубень. Это растение с нежными цветками носит второе некрасивое название «свиной хлеб». Как вы думаете почему?
(Действительно, клубни цикламена, богатые крахмалом, охотно поедают свиньи)
|
РУУД: соотносить результат своей деятельности с образцом. Самостоятельно осуществлять действия по реализации плана достижения цели. Оценка результата своей работы.
ПУУД: анализировать информацию, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
|
Выполняют тестовое задание
Отвечают на вопрос, устанавливая причинно-следственные связи
|
Рефлексия
|
Озвучивают проблему: Не смогли верно распознать видоизмененные побеги.
Отвечают на вопрос: изучив новый материал, выполнив различные задания, проведя исследование
Анализируют свои гипотезы.
Объясняют причины: Растения «прячутся» в начале лета в почве, а весной появляются вновь благодаря наличию видоизмененных подземных побегов
Учащиеся называют номера, под которыми изображены видоизменения побегов, основываясь на их главных существенных признак
Выполняют рефлексивное задание «Неоконченное предложение»:
-Самым трудным для меня на уроке было…..
-Самым интересным для меня на уроке было…..
-Я оценил(а) свою работу на уроке на….
|
- Предлагаю вам вспомнить учебную проблему, с которой вы столкнулись в начале урока
-Как вам удалось ее решить?
-Вспомните, основную проблемную задачу урока. Сможете ли вы теперь объяснить, почему некоторые растения «умеют играть в прятки»? Проанализируйте, насколько верны ваши гипотезы, высказанные в начале урока
-Вернемся к 1-му слайду. Еще раз назовите номера, под которыми изображены видоизменения побегов
-Я попрошу вас закончить предложения:
|
РУУД: сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
ПУУД: анализировать.
КУУД: взаимодействовать с др. людьми
ЛУУД: саморефлексия
|
Отвечают на вопросы
Правильно распознают видоизменения побегов
Заканчивают предложения при рефлексии
|
Д/З
|
Записывают д/з
|
Домашнее задание:§10
По выбору:
Мини-проект «Декоративные растения, имеющие видоизмененные подземные побеги»
Загадки о растениях, имеющих видоизмененные подземные побеги»
|
|
|
Марина Александровна Акопян