Технологическая карта урока по биологии «Видоизменения побегов. Растения, играющие в прятки» (6 класс)

2
0
Материал опубликован 31 January 2016

Технологическая карта урока

Школа

МБОУ СОШ №6 г.Новочеркасска Ростовской области

Учитель

Битюкова Ольга Анатольевна, учитель биологии

Предмет

Биология

Класс

6

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая

Тема

Видоизменения побегов

Имя урока

«Растения, играющие в прятки»

Цель

Создание условий для осознания и осмысления знаний о видоизменениях побегов, выполняющих специфические функции

Задачи

Образовательные: Способствовать формированию знаний об особенностях строения и функциях видоизмененных побегов: корневища, клубня, луковицы

Развивающие: Продолжить развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей при решении проблемно-познавательных заданий

Воспитательные: Создать условия для воспитания интереса к изучению живой природы

Основные понятия

Корневище, клубень, луковица, столон

Ресурсы урока

Учебник:Биология, 6кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/ В.В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа,2014.

Техническое оборудование: компьютер для учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Учебные материалы: презентация, «Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника»

Планируемые результаты

Личностные:актуализация познавательных мотивов, формирование и развитие коммуникативных умений, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу, используя разные способы оценивания;

Метапредметные:умение самостоятельно формулировать проблему, ставить цели, формулировать гипотезу , составлять план , работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Предметные: сформировать умение характеризовать строение и функции видоизменных побегов , распознавать их среди других биологических объектов, путём выделения существенных признаков

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Формируемые универсальные учебные действия

Индикатор достижения планируемых результатов

I. Мотивирование к учебной деятельности

Приветствуют учителя, слушают, анализируют содержание биологической задачи ( проблемной задачи).

Высказывают свои гипотезы

-Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим изучение вегетативных органов растения. Тема нашего урока звучит не совсем обычно «Растения, играющие в прятки». А почему это так, вы поймете, прослушав следующую информацию:

«Оказывается, некоторые растения умеют «играть в прятки». Ранней весной, на проталинках, освободившихся от снега, появляются первые цветущие растения…. Уже в начале лета они образуют плоды с семенами, а затем вся надземная часть отмирает. И ничто не выдает их существования. А следующей весной все повторяется вновь. Как же это удается «спрятавшимся» растениям ?»

Насколько верны ваши предположения, мы выясним в конце урока

ЛУУД: формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия

ПУУД: анализировать информацию , формулировать гипотезу

Сформулированы различные гипотезы

Актуализация знаний

Слушают учителя, отвечают на вопросы:

-Стебель, с расположенными на нем листьями и почками

-Узлы и междоузлия

- След от опавших листьев

-Придаточные корни

Вспомним изученный материал:

-Что такое побег?

- Какие участки можно выделить на стебле?

-Что такое листовой рубец?

- Как называются корни, отходящие от стебля?

КУУД: доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи,

Даны верные ответы на вопросы

Проблематизация (постановка проблемы),

выявление места и причины затруднения

Учащиеся отвечают на вопрос, но допускают ошибки

Объясняют возникшее затруднение, как учебную проблему

Формулируют проблему: Не смогли верно распознать видоизмененные побеги

Уточняют формулировку проблемы: Не смогли верно распознать все побеги, т.к. у нас недостаточно знаний для этого

-Мы неслучайно отвечали на вопросы о строении побега. Сегодня снова будет разговор о побегах, но необычных.

-Посмотрите на слайд и скажите ,где изображены побеги?

- Почему вы допустили ошибки?

-Уточните, какая проблема у вас возникла?

-Почему вы столкнулись с проблемой?

Визуализирует проблемный вопрос урока на слайде «Не распознали видоизмененные побеги, т.к. не знаем их характерных признаков»

РУУД:Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему

ПУУД: анализировать информацию и обобщать факты

Сформулировали учебную проблему

Постановка целей (целеполагание) и планирование учебной деятельности

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение:

-По учебной проблеме

-Цель: Узнать (изучить) видоизмененные побеги

-Цель: Узнать признаки строения и функции видоизмененных побегов

-Тема «Видоизменения побегов»

Учащиеся при дозированной помощи учителя осуществляют планирование , восстанавливая правильную последовательность:

1.Обсудить задание, полученное группой

2.Изучить текст по учебнику в соответствие с заданием

3.Выполнить лабораторную работу по исследованию строения видоизмененных побегов

4.Обсудить результаты работы, сделать выводы и сообщить их классу

-Любая проблема требует решения и для этого надо поставить цель

-Как мы будем формулировать цель?

Выскажите ваши предложения по формулировке целей

-Конкретизируйте цель, что именно вы должны узнать о видоизмененных побегах?

- Исходя из цели, сформулируйте тему урока

-Для решения проблемы и достижения цели необходимо продумать план нашей работы. Я вам немного помогу. На слайде представлены пункты плана, они перепутаны. Прочтите информацию и восстановите правильную последовательность пунктов плана:

1. Выполнить лабораторную работу по исследованию строения видоизмененных побегов

2.Обсудить задание, полученное группой

3.Изучить текст по учебнику в соответствие с заданием

4.Обсудить результаты работы, сделать выводы и сообщить их классу

РУУД: определять и формулировать цель учебной деятельности; составлять план достижения цели, осознавать конечный результат

КУУД: уметь обосновывать собственное мнение

ПУУД:самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения. Перерабатывать информацию для получения нового результата

Сформулировали цель

Составили план учебной деятельности

Первичное усвоение нового знания

Учащиеся слушают задачу, формулируют гипотезу

Гипотеза:

Если корневище, клубень, луковица являются видоизмененными побегами, то они должны иметь все признаки побега

- Помимо обычно надземных побегов у некоторых растений существуют необычные, растущие под землей видоизмененные побеги. Это – корневище, клубень, луковица(учитель демонстрирует натуральные объекты)

На первый взгляд в них трудно распознать побеги. Но все же, это- побеги. Почему? Выскажите свои предположения, сформулируйте рабочую гипотезу

Помогает уточнить гипотезу

-У нас пока нет достаточных знаний для подтверждения гипотезы, поэтому приступаем к работе по поиску и осознанию информации

ПУУД:строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, формулировать гипотезу, осуществлять сравнение, преобразовывать информацию из одного вида в другой

Формулируют гипотезу

 

Выполняют задания в группах(см. Приложение №1), организуют сотрудничество, распределяют роли

Спикеры от групп рассказывают о строении корневища, клубня, луковицы и доказывают, что они являются побегами

Высказывают свое мнение о справедливости гипотезы

Учащиеся высказывают свое мнение

Анализируют данные эксперимента, делают вывод: фиолетовое окрашивание означает наличие крахмала

Наличие крахмала в клубне говорит о выполнении запасающей функции

Видоизмененные побеги выполняют функцию вегетативного размножения

Учащиеся высказывают свое предположение о том, что растения переносят период засухи под землей в виде луковицы

(Амариллис имеет под землей луковицу, которая позволяет прятаться от жестокой засухи, в сочных листьях луковицы накапливаются вода и питательные вещества, которые обеспечивают жизнь растению в неблагоприятный период)

- Видоизмененные побеги помогают перенесению неблагоприятных условий

-У нас на уроке будут работать три исследовательские группы. Каждая получит задание и приступит к их выполнению . Затем представители от каждой группы доложат о результатах своих исследований

После выполнения заданий:

-Группы завершили исследования и сейчас представители каждой группы расскажут о результатах своей работы

-Как вы считаете, ваши исследования подтвердили гипотезу?

Итак, сформулируем общий вывод, подтверждающий нашу гипотезу:

Корневище, клубень, луковица являются побегами, т.к. имеют стебель, от которого могут отходить придаточные корни, почки. видоизмененные листья или листовые рубцы

Проблемный вопрос: У растений в почве есть корни. Для чего же еще им необходимы побеги под землей?

Демонстрационный эксперимент

На срез клубня картофеля капнуть настойку йода

-Что вы наблюдаете, почему?

-Наличие крахмала в клубне, свидетельствует о выполнении какой функции?

-Вспомните , как размножают картофель, репчатый лук? Какую функцию в этом случае выполняют видоизмененные побеги?

(демонстрирует амариллис)

-Перед вами комнатное растение – амариллис. Родина амариллиса – засушливая африканская пустыня. Однако, не всегда там стоит жара. В конце зимы- льют прохладные дожди. Глинистая почва пустыни размягчается и за несколько дней покрывается красивыми цветками амариллиса. Откуда же берутся эти красивые растения в сухой пустыне? Ведь не могут же эти растения за какие-нибудь две недели вырасти из семян и зацвести?

- Выскажите свои предположения

-Какую функцию видоизмененные побеги выполняют в этом случае?

КУУД: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе обосновывать собственное мнение, доносить свою позицию до других,

договариваться с людьми, учитывать разные мнения

РУУД: выдвигать версии решения проблемы, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

ПУУД: анализировать информацию, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Группы выполняют задания , формулируют выводы, подтверждающие гипотезу

Отвечают на проблемный вопрос

Формулируют ответ о функциях видоизмененныхпобегов

Аналитический этап .

Закрепление и применение знаний в знакомой ситуации

Применение знаний в новой ситуации

Выполняют тест на выбор верного суждения, осуществляют самоконтроль (см.Приложение №2)

Отвечают на вопрос, устанавливают причинно-следственные связи:

По-видимому, это растение едят свиньи. Пищей для животных могут быть подземные побеги, запасающие большое количество питательных веществ

- Мы изучили характерные признаки видоизменённых побегов, и я предлагаю вам выполнить задание

Задание №1:Выполните тест, проведите самоконтроль, сверившись с эталоном

на слайде

Задание №2: Комнатное растение цикламен имеет клубень. Это растение с нежными цветками носит второе некрасивое название «свиной хлеб». Как вы думаете почему?

(Действительно, клубни цикламена, богатые крахмалом, охотно поедают свиньи)

РУУД: соотносить результат своей деятельности с образцом. Самостоятельно осуществлять действия по реализации плана достижения цели. Оценка результата своей работы.

ПУУД: анализировать информацию, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Выполняют тестовое задание

Отвечают на вопрос, устанавливая причинно-следственные связи

Рефлексия

Озвучивают проблему: Не смогли верно распознать видоизмененные побеги.

Отвечают на вопрос: изучив новый материал, выполнив различные задания, проведя исследование

Анализируют свои гипотезы.

Объясняют причины: Растения «прячутся» в начале лета в почве, а весной появляются вновь благодаря наличию видоизмененных подземных побегов

Учащиеся называют номера, под которыми изображены видоизменения побегов, основываясь на их главных существенных признак

Выполняют рефлексивное задание «Неоконченное предложение»:

-Самым трудным для меня на уроке было…..

-Самым интересным для меня на уроке было…..

-Я оценил(а) свою работу на уроке на….

- Предлагаю вам вспомнить учебную проблему, с которой вы столкнулись в начале урока

-Как вам удалось ее решить?

-Вспомните, основную проблемную задачу урока. Сможете ли вы теперь объяснить, почему некоторые растения «умеют играть в прятки»? Проанализируйте, насколько верны ваши гипотезы, высказанные в начале урока

-Вернемся к 1-му слайду. Еще раз назовите номера, под которыми изображены видоизменения побегов

-Я попрошу вас закончить предложения:

РУУД: сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки

ПУУД: анализировать.

КУУД: взаимодействовать с др. людьми

ЛУУД: саморефлексия

Отвечают на вопросы

Правильно распознают видоизменения побегов

Заканчивают предложения при рефлексии

Д/З

Записывают д/з

Домашнее задание:§10

По выбору:

Мини-проект «Декоративные растения, имеющие видоизмененные подземные побеги»

Загадки о растениях, имеющих видоизмененные подземные побеги»

   

Приложение№1

Задание для 1 группы

1.Прочитайте учебный текст о строении корневища

2. Найдите на рисунке, натуральном объекте стебель, почки, чешуевидные листья и придаточные корни.

3.Докажите, что корневище является видоизмененным побегом?

4. Приведите 2-3 примера растений, имеющих корневища.

Задание для 2 группы

1.Прочитайте учебный текст о строении клубня

2. Найдите на рисунке, натуральном объекте стебель, почки, листовые рубцы

3.Докажите, что клубень является видоизмененным побегом?

4. Приведите 2-3 примера растений, имеющих клубни.

Задание для 3 группы

1.Прочитайте учебный текст о строении луковицы

2. Найдите на рисунке, натуральном объекте стебель, почки, чешуевидные листья и придаточные корни.

3.Докажите, что луковица является видоизмененным побегом?

4. Приведите 2-3 примера растений, имеющих луковицы

Приложение №2

1.Корневище имеет узлы и междоузлия

2.Питательные вещества в луковице запасаются в сочном стебле

3.Клубень- это видоизмененный побег, потому что имеет почки и листовые рубцы

4. У картофеля крахмал запасается в корнеплодах 

5.Ирисы имеют корневища, а тюльпаны луковицы

6.Видоизменения побегов участвуют в половом размножении растений

7.От донца луковицы отходят придаточные корни

8.Столоны- однолетние побеги картофеля

Ответ: 1, 3,5,7,8

Комментарии

Грамотно написанный конспект. Структура урока выдержана. Содержание учебного материала соответствует заявленной теме, соответствует возрастным, психологическим особенностям учащихся. На уроке применяются разные формы и методы работы с учащимися на разных этапах урока. Задания направлены на повышение активности учащихся, на повышение мыслительной активности. Жаль, что не видно презентации.

9 February 2016