Технологическая карта урока биологии на тему «Видоизменения побегов» (6 класс)

6
2
Материал опубликован 19 February 2017 в группе

И.В.Артеменко

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Костромы «Лицей №20»

учитель биологии

iartemenko73@gmail.com

Всероссийский конкурс для учителей биологии и экологии «Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока биологии на тему:

«Видоизменения побегов».

Предмет: биология

Класс: 6 (базовый – 1час в неделю)

УМК: В.В.Пасечник Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. – М.: Дрофа, 2013

Тема урока: Видоизменения побегов

Тип урока: Комбинированный урок.

Цели урока 

Образовательные

способствовать формированию знаний о видоизмененных побегах, их строении и функциях;

раскрыть значение видоизмененных побегов в жизни растения и для хозяйственной деятельности человека

Развивающие

способствовать развитию умений и навыков работы с биологическими объектами;.

продолжить формирование общеучебных умений: анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с текстом.

Воспитательные

способствовать развитию умений и навыков групповой работы;.

содействовать осознанию практической значимости изучаемого материала;

продолжить формирование ответственного отношения к учебной деятельности.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: умение выделять главное у тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу, развивать навыки самопознания живой природы, работать над формированием логических умений: анализ, сравнение, выдвижение гипотез и их обоснование, построение цепочек рассуждения, доказательства.

Личностные УУД: готовность к самообразованию и самовоспитанию, установление связи между учебной деятельностью и мотивом.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование. Учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы. Учить работать по образцу, по алгоритму.

Коммуникативные УУД: умение работать в паре. Развивать внимание учащихся. Обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика. Учить постановке вопроса.

Используемая технология: исследовательская технология.

Основные понятия: видоизмененный побег, корневище, клубень, луковица

Материальное обеспечение урока: клубни картофеля, луковицы репчатого лука, корневища сансевьеры, лупы, компьютер, проектор, экран.

ЦОР: презентация

Технологическая карта урока

Этап урока

Используемые ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Организационный этап

презентация

На уроке используется презентация в формате PoverPoint

Приветствие, положительный настрой на работу.

Приветствуют учителя,

настраиваются на работу

Личностные

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Актуализация знаний

Учитель напоминает учащимся, что на последних уроках они изучали вегетативные органы растений, предлагает вспомнить, что такое корень, что такое побег.

Далее учитель предлагает учащимся отгадать загадки.

(слайд № 1).

Учащиеся отвечают на вопросы;

анализируют допущенные неточности в ответах;

отгадывают загадки

Личностные УУД

формировать познавательный интерес к изучаемой теме и результатам её освоения.

Коммуникативные УУД

создание доброжелательной атмосферы, мотивации на учебу, создание ситуации успеха.

Изучение нового материала.

Формулировка темы и цели урока

Учитель интересуется у учащихся: корневище, клубень, луковица являются побегами или корнями?

Выслушав ответы, учитель сообщает, что это побеги, и правильно их следует называть видоизмененными.

Формулируется тема и цель урока

(слайд № 2).

Высказывают свои предположения. Возникает затруднение…

учащиеся отмечают, что нет сходства ни с корнями, ни с побегом.

Формулируют тему урока и записывают в тетрадь. С помощью учителя определяют цель урока.

Личностные:

умение соблюдать дисциплину

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

формулирование цели и задач, планирование и прогнозирование предстоящей деятельности

Изучение нового материала

Учитель предлагает вспомнить строение побега.

Организуется фронтальная работа с классом.

«Я буду зачитывать предложения, в которых пропущены слова, эти слова перед вами на слайде. По ходу моего чтения вы должны дополнить предложения».

Читает текст. (слайд № 3).

Учащиеся, используя слайд презентации, находят необходимые слова, дополняют предложения.

Предметные результаты: знать строение побега

Изучение нового материала. Лабораторная работа

 

Для изучения строения корневища, клубня, луковицы, учителем организуется лабораторная работа по инструктивным карточкам: 1-й ряд изучает строение корневища сансевьеры; 2-й ряд – луковицы репчатого лука; 3-й ряд – строение клубня картофеля.

Ознакомление с материалом карточки.

Учащиеся в парах выполняют лабораторную работу. Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике. В тетрадях рисуют рисунки, делают необходимые обозначения, формулируют выводы.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные:

Умение организовать выполнение заданий лабораторной работы, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные:

Умение работы в паре (общение).

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные:

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, развивать навыки самопознания живой природы

Изучение нового материла. Представление результатов работы

Учитель предлагает учащимся первого ряда рассказать о результатах своей работы.

(слайд № 4).

Учащиеся отмечают, что у корневища есть видоизмененные листья – пленчатые чешуйки, из почек развиваются молодые надземные побеги. От корневища отрастают придаточные корни.

Предметные результаты:

определять понятие «корневище»,

Познавательные:

Умение работать с информацией, умение анализировать, сравнивать.

Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание, умение воспринимать информацию на слух.

учитель приводит примеры растений, которые имеют корневище.

(слайд № 5).

Формулируют вывод о том, что корневище – видоизмененный побег.

Предметные результаты:

определять понятие «корневище»,

Познавательные:

Умение работать с информацией из разных источников, умение анализировать, сравнивать.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. умение воспринимать информацию на слух.

Учитель предлагает учащимся второго ряда рассказать о результатах своей работы.

(слайд № 6).

Учащиеся отмечают у луковицы: почти плоский стебель- донце; от донца отходят сухие и сочные листья. Также имеются придаточные корни и почки, развивающиеся в пазухах листьев..

Предметные результаты:

определять понятие «луковица»,

Познавательные:

Умение работать с информацией, умение анализировать, сравнивать.

Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание, умение воспринимать информацию на слух.

Приводит примеры растений. Дополняет, что из почек могут развиваться дочерние луковицы – детки.

(слайд № 7).

Делают вывод о том, что луковица –видоизмененный побег.

Предметные результаты:

определять понятие «луковица»

Познавательные:

Умение работать с информацией из разных источников, умение анализировать, сравнивать.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. умение воспринимать информацию на слух.

 

Предлагает учащимся третьего ряда рассказать о результатах своей работы.

(слайд № 8).

Отмечают, что клубень – это видоизмененный побег, т.к. у него есть стебель, почки, формируются ростки. Почки клубня называются глазками.

Подводят итог: корневище, клубень, луковица – это побеги так как они имеют стебель, листья, почки. А называют их видоизмененными так как нет зеленых листьев, корневище и клубень имеют толстые стебли, луковица – сочные чешуи.

Предметные результаты:

определять понятие «клубень»

Познавательные:

Умение работать с информацией, умение анализировать, сравнивать.

Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание, умение воспринимать информацию на слух.

Изучение нового материала. Постановка проблемного вопроса.

Формулирует проблемный вопрос: Чем можно объяснить необычное строение этих побегов?

Организует индивидуальную работу.

Предлагает учащимся вспомнить функции надземных побегов, выполнив задание на соответствие

(слайд № 9).

Учащиеся вспоминают функции надземных побегов.

Выполняют тестовое задание письменно в тетради.

Предметные результаты:

знать функции побега и его частей.

Показ учебного фильма

Показ учебного фильма

(слайд № 10). «Видоизменения побегов».

Вопросы: Какие функции выполняют корневища, клубни, луковицы?

Чем отличаются подземные видоизмененные побеги от наземных?

После просмотра фильма называют функции :

- запас питательных веществ

- вегетативное размножение

- перенесение неблагоприятных условий.

Предметные результаты:

знать функции побега и его частей.

Познавательные:

Умение работать с информацией из разных источников, умение анализировать, сравнивать.

Коммуникативные: умение осознанно строить речевое высказывание, умение воспринимать информацию на слух.

 

Дополняет информацию о функциях видоизмененных побегов, значении видоизмененных побегов в жизни человека.

(слайд № 11).

Слушают учителя.

Делают выводы.

Познавательные:

Рассуждать, делать выводы

Регулятивные:

Умение слушать учителя,

Личностные:

Формировать экологическое мышление.

Закрепление

Предлагает учащимся проверить себя, выбрав верные утверждения из списка (слайд 12).

Организует проверку правильности выполнения задания.

Выполняют задание в тетради, проверяют, корректируют ответы.

Предметные результаты:

знание строения и функций видоизмененных побегов

Познавательные

умение выбрать правильное утверждение

Регулятивные

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Подведение итогов урока. Рефлексия.

 

Обращает внимание учащихся на цель урока. Достигнута ли она? Интересуется: нет ли вопросов по материалу урока?

подведение итогов:

кто не сделал ни одной ошибки оценка – 5

кто сделал одну ошибку оценка – 4

кто сделал две, три ошибки оценка – 3

Проводят самоанализ достигнутых результатов.

Делают выводы. Задают вопросы, если таковые есть.

Оценивают свою работу

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, задать вопрос.

Личностные результаты

умение оценивать свою деятельность

Регулятивные

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

Домашнее задание

Объясняет выполнение домашнего задания.

(слайд № 13).

Записывают в дневник домашнее задание

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Уважаемая Ирина , большое спасибо Вам за урок!

22 March 2017

Спасибо! Очень приятно.

22 March 2017