Технологическая карта урока "Бессоюзное сложное предложение"
Тема: Методическая разработка урока
Автор: Галиахметова Светлана Александровна
Номинация: Методическое обеспечение урока общеобразовательной дисциплины
Пояснительная записка
Методическая разработка урока русского языка для специальностей
ЗМ 1-1, 21.02.04 « Землеустройство», 09.02.07«Информационные системы и программирование», 21.02.13 «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых»
Тема: Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цели :
1.Образовательная:анализировать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, обобщить и систематизировать знания учащихся о постановке знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
2. Развивающая: совершенствовать речевые умения студентов, необходимые для создания устного высказывания научного характера.
3. Воспитательная:воспитывать толерантное отношение к мнению собеседника, воспитывать умение работать в паре и в коллективе.
4. Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации средствами технологии развивающего обучения и информационно-коммуникационными технологиями.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Форма: индивидуальная, фронтальная, групповая
Средства обучения: Раздаточныйматериал, презентация
Планируемые результаты:
учащиеся должны знать:
что такое бессоюзное сложное предложение и его отличие от других сложных предложений;
какие смысловые отношения бывают между частями бессоюзного сложного предложения;
основные
правила постановки знаков предложения (запятая, тире, двоеточие, точка с запятой) в бессоюзных сложных предложениях.
уметь:
обосновать выбор знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;
создавать устные высказывания научного характера;
производить замену сложных предложений с союзной и бессоюзной связью;
строить схемы бессоюзных сложных предложений.
Структура урока:
1.Организационный момент
2. Актуализация знаний
Сообщение целей и задач урока
Проверка домашнего задания
Проверка ранее изученного материала
Обобщение и систематизация знаний
Применение знаний и умений в новой ситуации
Контроль за усвоением знаний
Подведение итогов урока. Рефлексия
Домашнее задание
Технологическая карта занятия
№ | Этапы | Дидактические моменты этапов урока | Время Слайд | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | ||||||||||||||||||||||||||||
1 | Организационный момент, сообщение темы урока | Готовность студентов к занятию | 2 мин Слайд 1 | Приветствие. Отмечает отсутствующих. Выделены подгруппы | Деление на подгруппы было заранее. Ребята занимают места согласно сформированным группам | ||||||||||||||||||||||||||||
2 | Актуализация знаний | Осмысление высказываний. Ответы на вопросы | 5 мин Слайд 2,3 | Но начать урок мне хотелось бы с таких слов: 1.Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души. (Ф.М. Достоевский) 2.Хочешь изменить мир – начни с себя. (Конфуций) 3.Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. (Конфуций) Ответьте на вопросы: 1.Какую тему затрагивают предложения? 2.Какой общей мыслью объединены предложения? (Темы нравственности) 3.Как вы понимаете нравственность? (ответы) 4.Что же такое нравственность? — Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей и само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)». ● Определите структуру предложений и объясните знаки препинания в них. 1-ое и 2-е предложение - бессоюзные. 3- е предложение – сложное, сложноподчиненное, состоит из трех простых предложений. ●Чемотличается союзное предложение от бессоюзного? Средства связи в предложении: /\ Союзные предложения бессоюзные Союзы, союзные слова только интонация Интонация Совершенно, верно, поэтому в союзных предложениях смысловые отношения чёткие и определенные, а бессоюзных выражены менее четко. | Отвечают на заданные вопросы | ||||||||||||||||||||||||||||
3 | Сообщение цели урока | Сообщение целей занятия | 3 мин Слайд 4 | Сегодня мы должны с вами вспомнить все, что знаем о бессоюзных сложных предложениях и знаках препинания в них. ● А зачем нам необходимо знать правильную постановку знаков препинания? (о роли знаков препинания) Еще Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание». Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. К.Г. Паустовский | Ответ на вопрос Осмысление целей урока | ||||||||||||||||||||||||||||
4 | Проверка домашнего задания | Проверка письменного и устного домашнего задания | 5 мин | Дома вы должны были повторить все, что вы знаете о сложном предложении и подобрать примеры предложений. ● Какие предложения называются сложными? ● Назовите виды сложных предложений ● Назовите средства связи между простыми предложениями в сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном сложном предложении. Приведите примеры, пользуясь подобранными предложениями в домашней работе. (ответы учащихся) | Отвечают на вопросы, пользуясь подобранными примерами из домашней работы | ||||||||||||||||||||||||||||
5 | Проверка изученного материала | Анализ предложений | 5 мин Слайд 5-9 | Определите вид сложного предложения, расставьте знаки препинания, обоснуйте ответ. 1.Солнце пригрело и в тёплом воздухе задрожали поплыли вершины сопок. 2.Место куда мы приехали было поистине очаровательно. 3.Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки. 4.Летом скворцов трудно увидеть они живут в густых лесах. | Анализируют предложения. Расставляют знаки препинания. Дают обоснованный ответ | ||||||||||||||||||||||||||||
6 7. | Обобщение и систематизация знаний Закрепление знаний | Синтакический и пунктуационный анализ предложений Пунктуационный анализ предложений по таблице | 20 мин Слайд 10 Слайд 11-13 10 мин 4 мин | I. Дайте развёрнутый ответ на поставленные вопросы. В помощь вам будут предложения. Проанализируйте бессоюзные сложные предложения и постарайтесь ответить на поставленные вопросы. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1) 1.Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. (Пушкин «Станционный смотритель») 2.Учись, мой сын: наука сокращает 3.То видит он: на талом снеге 4.Семь раз отмерь — один отрежь (Пословица) 5.Любишь кататься — люби и саночки возить (Пословица) 6.Пашню пашут – руками не машут. (Пословица) 7.Не было никакой возможности уйти незаметно – он вышел открыто, будто идет на двор. (Фадеев) 1.Что такое бессоюзное сложное предложение? 2.В чем его отличие от других сложных предложений? 3.Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения? 4.В каких случаях ставится каждый из этих знаков? 5.Что является основным средством связи между простыми предложениями в бессоюзном сложном. II.Проверка задания Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил наоблучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. (Простые предложения в бессоюзном сложном произносятся с интонацией перечисления, можно вставить союз «И», поэтому между ними ставится запятая) Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. (Второе предложение указывает на причину, можно вставить союз «потому что», поэтому ставится двоеточие) То видит он: на талом снеге недвижим юноша лежит. (Второе предложение раскрывает смысл первого, можно вставить союз «И», поэтому ставится двоеточие) Семь раз отмерь – один раз отрежь. (Противопоставление, можно вставить союз «а», поэтому ставится тире) Любишь кататься – люби и саночки возить. (Условие, можно вставить союз «если», поэтому ставится тире) Не было никакой возможности уйти – он вышел открыто. (Вторая часть – это следствие из первой, поэтому ставится тире) Давайте сделаем вывод. Что такое бессоюзное сложное предложение? Бессоюзным сложным предложением называется предложение, которое образует единое целое в структурном и смысловом плане посредством интонации, без союзов и союзных слов. Однако любое бессоюзное сложное предложение соотносится с каким-либо союзным: либо со сложносочиненным со значением сопоставления, противопоставления, либо со сложноподчинённым времени, условия, причины, изъяснительным и т.п. Рассмотрим постановку знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.
Поставьте недостающие знаки препинания. У каждого студента по четыре карточки со знаками препинания , ; : - Читаем предложение, все показывают знак препинания, который нужно поставить в предложении. Затем один студент объясняет свой выбор. 1.Я посмотрел на часы и понял_поезд уже ушёл. 2.Эти вещи можно оставить_они нам не пригодятся. 3.Выпал снег_в центре города образовались автомобильные пробки. 4.Гром не грянет_ мужик не перекрестится. 5.Вы ещё в опасности_ рана может открыться. | Анализируют предложения. Дают развернутый ответ на вопросы. Делают вывод. Определение бессоюзному сложному предложению Анализируют бессоюзные предложения, соотносят со сложноподчиненными, делают вывод: какой нужно поставить знак препинания | ||||||||||||||||||||||||||||
8 | Применение знаний и умений в новой ситуации | Закрепление знаний Составление высказываний | 8 мин Слайд 13 | Давайте вернемся к началу урока и вспомним замечательные высказывания великих людей. Попробуем тоже создать свое высказывание, основываясь на свой жизненный опыт. Задание обсуждаем 5 минут. У нас 5подгрупп, каждая получила начало предложения. Вы должны продолжить мысль, составляя бессоюзные сложные предложения. Можно составить не одно высказывание. Например: Будешь думать о хорошем…… (Вариант ответа: Будешь думать о хорошем – мысли созреют в добрые поступки) Задание для 1 группы: Желаешь себе добра…. Задание для 2 группы: Поговоришь с добрым человеком…. Задание для 3 группы: Добрый человек оставляет добрую память…. Задание для 4 группы: Добрые дела никогда не следует откладывать…. Задание для 5 группы: Мы добры к чужим…. | Составляют высказывание по заданному началу | ||||||||||||||||||||||||||||
9 | Контроль за усвоением знаний | Диагностический тест | 10 мин | А сейчас мы проверим свои знания, выполняя диагностический тест. 1.Какое утверждение является неверным? А)В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией; Б) Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений; В) Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями. 2.допишите, образуя бессоюзное сложное предложение: А) Любите книгу… (причина); Б) Я давно написал другу письмо… (противопоставление); В) Раздался удар грома… (быстрая смена событий). 3.Продолжите предложение «У берегов наросла стеклянная полоска льда…», чтобы получилось предложение следующих типов: А) простое с однородными членами (без союзов); Б) БСП, между частями которого надо поставить запятую; В) БСП, между частями которого надо поставить точку с запятой. 4. Какова роль тире в предложении «Высоко над горами зашумел ветер – предвестник бурана»? А) разделяет подлежащее и сказуемое; Б) обозначает пропуск члена предложении; В) отделяет приложение. 5.Укажите, почему стоит тире в БСП «Песенка кончилась – раздались обычные рукоплескания». А) содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого; Б) предложение рисует быструю смену событий; В) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении. 6. Объясните, почему стоит двоеточие «Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий». А) второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первой части; Б) второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание; В) второе предложение распространяет один из членов первого предложения. 7.Прочитайте предложения (знаки препинания не расставлены): 1)Сознательно читать я научился когда мне было лет четырнадцать. 2)Зарумянилась вишня и слива налилась золотистая рожь. 3)Волнистые облака рассеялись и стало жарко. 4)Поздняя осень пора глухая. 5)В деревне теперь не проехать река разлилась. 6)Не всё в парке помнит Тургенева деревья умирают так же как люди.
Воспользовавшись ключом, выполним взаимопроверку. Второе и третье задание проверяем вместе. Оцените свою работу. | Решают тест Проверка теста | ||||||||||||||||||||||||||||
10 | Подведение итогов | Игра «Филологическое лото» https://disk.yandex.ru/i/HIm-A2reo9ztHQ | 15 мин | Итак, мы сегодня очень хорошо поработали. В завершении мы немного поиграем. Вам хорошо знакома игра филологическое лото. Мы уже играли на уроках русского языка и литературы. Каждая подгруппа получит своё задание согласно вытащенному бочонку. Время для выполнения задания 5 минут (задание: приложение № 2) | Каждая группа вытягивает бочонок и отвечает на вопрос | ||||||||||||||||||||||||||||
11 | Домашнее задание | Мини-сочинение | 3 мин | Давайте подведем итог. Испытывали ли вы трудности при выполнении заданий? Какие? Начинали урок мы с таких слов: «Хочешь изменить мир – начни с себя». На мой взгляд, это изречение стало девизом для многих волонтеров. Это прекрасно, что таких людей с каждым годом становится все больше и больше. Дома мы будем закреплять полученные знания. Напишите мини-сочинение на тему: «Волонтёр - призвание души». Используйте бессоюзные сложные предложения. | Отвечают на вопрос Дома пишут мини-сочинение с использованием бессоюзных сложных предложений |
Приложение № 1
Проанализируйте бессоюзные сложные предложения и ответьте на поставленные вопросы.
1. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. (Пушкин «Станционный смотритель»)
2. Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни.
(А. С. Пушкин «Борис Годунов»)
3. То видит он: на талом снеге
Недвижим юноша лежит. (А. С. Пушкин «Евгений Онегин» )
4. Семь раз отмерь — один отрежь (Пословица)
5. Любишь кататься — люби и саночки возить (Пословица)
6. Пашню пашут – руками не машут. (Пословица)
7. Не было никакой возможности уйти незаметно – он вышел открыто, будто идет на двор. (Фадеев)
1. Что такое бессоюзное сложное предложение?
2. В чем его отличие от других сложных предложений?
3. Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения?
4. В каких случаях ставится каждый из этих знаков?
5. Что является основным средством связи между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении?
Приложение№ 2
1. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. Все ли здесь предложения бессоюзные сложные. Обоснуйте свой ответ.
А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык. (И.С.Тургенев)
Мне всё казалось, молод я пока.(Л.Ошанин)
Вдруг оглянулся – позади века. (Л.Ошанин)
Превосходная должность – быть на земле человеком. (М.Горький)
2. Допишите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения, объясните: какие смысловые отношения вы использовали. Поставьте знаки препинания
Здесь нельзя проехать….
Биться в одиночку….
Станция метро находится рядом с домом….
Не стыдно не знать….
3. Продолжите предложения, учитывая указанные смысловые связи предложений, поставьте недостающие знаки препинания.
1.Дни стояли ясные, холодные…
2. Статьи и стихотворения были на одну тему…
3.Его страсть к путешествиям усиливалась изо дня в день…
4. Вода блестела, как чёрное стекло….
4. В полном собрании сочинений А.С. Пушкина (1964 года издания) в 5 главе романа «Евгений Онегин» знаки препинания расставлены так:
Он знак подаст – и все хлопочут;
Он пьет – все пьют и все кричат;
Он засмеется – все хохочут;
Нахмурит брови – все молчат…
В трехтомнике 1989 г вместо тире стоят двоеточия:
Он знак подаст: и все хлопочут;
Он пьет: все пьют и все кричат;
Он засмеется: все хохочут:
Нахмурит брови: все молчат…
Докажите, что знаки одного из вариантов легко оспорить, применяя правила бессоюзных сложных предложений. Какой вариант верен?
Проанализируйте предложения. Выпишите лишнее. Объясните свой выбор. Знаки препинания не поставлены
Мы знаем главное предназначение человека оставить свой добрый след на земле.
Поговоришь с добрым человеком солнечный луч озарит твою душу.
Мудрость доброты в одном она не к себе, а к людям.
У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.