Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Виды корней и типы корневых систем»

1
0
Материал опубликован 3 May

Технологическая карта урока биологии с применением игровых технологий по теме «Виды корней и типы корневых систем»

Тема

Виды корней и типы корневых систем

Целевые ориентации урока


Предметные: создать условия для реализации образовательных достижений по теме «Виды корней и типы корневых систем», дать определения ключевым понятиям темы, устанавливать соответствие между органами растений и деятельностью человека, расширить знания по профориентации

Метапредметные: способствовать развитию умений сравнивать, сопоставлять, находить взаимосвязи, в ходе изучения темы «Виды корней и типы корневых систем», анализировать полученную информацию, развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание, умение анализировать изучаемые процессы).

Личностные: воспитывать у учащихся культуру общения в ходе беседы, просмотра презентации, прививать этические аспекты работы в команде, формировать умения использовать полученные знания в практической жизни человека.

Основное содержание темы

Корень подземный осевой орган. Особенности внешнего и внутреннего строение корня. Агротехнические процессы для повышения урожая.

Термины и понятия

Корень, функции корня, виды корней, корневые системы, зоны корня, минеральное питание, пикировка, рыхление, профессии связанные с растениями


Планируемые результаты

Личностные


- Формирование познавательных интересов к данной теме, в том числе направленных на осознанный выбор будущей профессиональной деятельности;

- Формирование личностного отношения к изучению материала;





Метапредметные

Познавательные УУД:

Общеучебные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, оформлять конспект урока в тетради.

Логические анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: Умение объяснять свой выбор при выполнении учебных заданий, аргументация своего ответа, умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп.



Предметные


- характеризовать значение корня, особенности внешнего и внутреннего строения

- устанавливать логические связи между профессиями и органами растений

- формировать понятия об агротехнических приемах, повышающих урожай растений

- называть зоны корня

-выполнять творческие задания;

- применять знания разных наук для объяснения проблемных задач

- демонстрировать на конкретных примерах связь строения и функций частей растения

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы:

Формы работы

Биология, экология, медицина

Информационный материал: информационные тексты, таблицы, рисунки учебника.

Демонстрационный материал: лабораторное оборудование

Интерактивный материал: Презентация Microsoft Office Power Point к уроку;

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ, направленная на реализацию системно-деятельностного подхода

I этап. Мотивация к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

Мотивация учащихся к изучению темы «Виды корней и типы корневых систем»


Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации на примере познавательной задачи.

Проблемная ситуация:

Прием «Внимание, поиск!»

Чтобы сформулировать тему урока, я прошу вас посмотреть на слайд (корень зуба, волоса, слова, ногтя, …). Что общего на этих картинках? О каком органе цветкового растения идет речь? Речь идет о корне. А теперь посмотрите на следующий слайд. Что объединяет людей этих профессий?

Запишите в тетрадь тему урока «Виды корней и типы корневых систем».

На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? Что хотите узнать по этой теме?


Вопросы озвучиваются и выносятся на доску. Итак, мы поставили перед собой задачи.

- Какие профессии человека изучают корни растения

- Что такое корень и его роль в жизни растения

- как устроен корень

- как можно повысить урожайность растений

Личностные

Вызвать личностный интерес к данной теме, определить значимость темы для каждого ученика.


Регулятивные

Ставить учебные цели самостоятельно.






II этап. Учебно-познавательная деятельность


Цели деятельности


Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Результат

деятельности

Блок А.

Цели:

Проверить качество знаний, умений и навыков по теме «Семя»

Способствовать развитию умений извлекать информацию на память, работать в группе.

Актуализация знаний:

На прошлом уроке мы изучали с вами такой орган растения как семя. Давайте повторим.


Тест с взаимопроверкой по презентации


Собрать листочки, оценки в конце урока




Познавательные

Формирование навыков самоорганизации и самореализации.

Регулятивные

Оценка своих знаний по теме.

Коммуникативные

Формирование умений работать в группах.

Предметные

Обобщение и систематизация знаний по теме «Семя»

Блок Б



Цели:

Актуализировать знания роли корня в жизни растения, о внешнем и внутреннем строении корней

Развивать навыки техники смыслового чтения.

(Объяснения учителями с использованием презентации)

Учитель биологии

А чем же занимаются люди этих профессий? (ответы детей) Вот это мы сейчас и посмотрим.

У нас представлены 4 группы «Цветоводы», «Агрономы», «Ученые биологи», «Фитотерапевты». У вас на столах – задания. Вам дается 10 минут на выполнение заданий и потом мы заслушаем ваши отчеты о работе.

Команда «Цветоводы» (внешнее строение корня)

Цветовод — это специалист, который занимается выращиванием и уходом за цветами и декоративными растениями. Он знает, как правильно подбирать почву, определять температурные условия, в которых растение будет процветать, и как правильно ухаживать за растениями, чтобы они были здоровыми и красивыми.

Корень – осевой, обычно подземный вегетативный орган высших растений, обладающий неограниченным ростом в длину.

Основные функции корня:

закрепление растения в почве;

всасывание и проведение воды с минеральными веществами;

синтез биологически активних веществ (алкалоиды, аминокислоты, гормоны).


Виды корней

Если посмотрим на корень, то можем выделить:

Главный корень – это корень, развивающийся из зародышевого корешка семени (морковь, редис).

Боковые корни – это корни, развивающиеся на главном и придаточных корнях (горох, фасоль).

Придаточные корни – это корни, развивающиеся от стеблей, листьев (кукуруза, подсолнечник).



Совокупность всех корней растения образует корневую систему.

Существует 2 типа корневых систем: стержневая и мочковатая корневые системы.

t1746296916aa.gif

Стержневая корневая система – корневая система, с хорошо выраженным главным корнем (похож на стержень), от которого отходят боковые корни (морковь, одуванчик, береза).

Мочковатая корневая система – корневая система, образованная боковыми и придаточными корнями. Главного корня нет или слабо выражен (рожь, пшеница, ячмень, тюльпан, чеснок).



Команда «Ученые биологи» (внутреннее строение)

Ученые биологи занимаются изучением живых организмов (растений) их органов, жизнедеятельность и многие другие вопросы

Во внутреннем строении корня выделяют зоны:

корневой чехлик;

зона деления;

зона роста;

зона всасывания;

зона проведения.

Давайте, исследуем внутреннее строение корня более подробно.  На самой верхушке корня находится участок, который называется корневым чехликом. Существует только у главного корня. Состоит из живых паренхимных клеток покровной ткани. Наружные клетки постоянно погибают и слущиваются, после чего превращаются в слизь, которая облегчает продвижение корня в почве. Кроме того, корневой чехлик защищает зону деления и обеспечивает геотропическую реакцию корня за счет подвижных крахмальных зерен (статолитов).

  Под корневым чехликом расположены клетки, которые активно делятся. Эта часть корня называ­ется - зона деления. Состоит из живых, мелких, активно делящихся клеток верхушечной образовательной ткани (меристемы). Клетки тонкостенные и заполнены цитоплазмой, вакуоли отсутствуют. Зона деления образует клетки корневого чехлика и обеспечивает рост корня в длину за счет непрерывного деления клеток.

Зона роста - состоит из быстрорастущих одинаковых клеток образовательной ткани (меристемы), которые не делятся, но способны растягиваться (за счет увеличения вакуоли) в продольном направлении, протал­кивая вглубь почвы зону деления, защищенную корневым чехликом. В пределах зоны роста происходит дифференциация (разделение) клеток на ткани. Ее размер составляет 3—9 мм в длину. 

Зона всасывания характеризуется наличием корневых волосков, которые являются выростами наружных клеток эпидермы (покровная ткань). Они служат для поглощения воды и минеральных солей. На 1 мм2 расположено около 400 корневых волосков. Продолжительность их жизни 15-20 дней. Кроме того, корневые волоски вы­деляют особую слизь, которая помогает растворять минеральные вещества в почве для дальнейшего их поглощения.

Корневые волоски очень нежные, и их легко повредить. В этом случае растение не сможет поглощать из почвы минераль­ные вещества и воду.

Физкультминутка

Грабли в руки взяли, грядки причесали,

Мы водой прохладной грядки поливали!

Раз-два, раз-два! Грядки поливали.

выполняют имитирующие движения.

Семена редиса в землю мы сажали

наклоны вперед

Раз-два, раз-два! Вот как мы сажали!

повороты вправо – влево

Упражнение «Лимон»

Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.
• Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.
• Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку. Выполните это же упражнение левой рукой.

Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает возбужденным, беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; заторможенные и скованные дети могут приобрети уверенность и бодрость.



Команда «Агрономы» (агротехнические приемы)

Агроном — специалист в области земледелия, обладающий всесторонними знаниями в области выращивания и сбора урожая растений. 

От работы агронома зависит качество и доступность большинства продуктов: овощей, фруктов, зерновых, а также кормов для сельскохозяйственных животных.

Рассказывают как проводить пикировку, рыхление и окучивание растений

Команда «Фитотерапевты» (целебные свойства корней)

Создают стенд

Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации в тексте.

Регулятивные

Умение работать по плану (алгоритму).

Предметные

Формирование понятий о корне, как органе растений



Блок В. Диагностика качества освоения темы

Цели


- проверить качество усвоения темы,


- совершенствовать умения оценивания своих действий

Первичное закрепление знаний

Онлайн тест по компьютеру


Викторина «Верите ли вы, что...»

Рост корня неограниченный.

Зона роста находится на кончике корня.

Из зародышевого корешка развиваются боковые и придаточные корни.

Основная функция корневого чехлика – механическая.

Мертвые клетки входят в состав ксилемы.


Познавательные

Работа со знако-символическими средствами

Регулятивные

Оценивание своих действий

Предметные умения применять знания о терморегуляции при решении проблемных задач


III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


Цель деятельности

научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- способствовать развитию воображения, мышления, самостоятельности.

Возвращение к началу урока, итак, достигли ли мы целей урока?

Посмотрите на предметы и опишите значение корней:

Якорь, Насос, Сундук


Если бы корень мог говорить , он бы сказал о себе «Я – якорь, насос и сундук»

Видеофрагмент

Прав ли ворон, утверждая, что свинья вредит дереву? Почему растение не может существовать без корней? Какова роль корня в жизни растения? (Обсуждение с обучающимися)


Ответьте одним предложением:

Что такое корень?

Какой корень называется главным?

Какие корни называются придаточными?

Какие корни называются боковыми?

Что такое корневая система?

Какие зоны различают во внешнем строении корня?

Что такое пикировка?




Результат деятельности

Личностные использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. Определение успешности своей деятельности.

Познавательные

Регулятивное Корректировать свои знания.

Коммуникативное приобретение навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности


- оценивать результат своей деятельности;


Совершенствовать процессы рефлексии способов  и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности


формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос


Рефлексия



t1746296916ac.jpg



Домашнее задание: §8 читать, пересказывать

Почему в условиях арктической тундры корни растений располагаются в почве не глубже 15–20 см, а в пустынях Средней Азии, например, корни верблюжьей колючки уходят в почву на глубину 15 м


- определение удовлетворенности уроком.

Регулятивное: соотношение полученного результата с поставленными целями,

формирование умений давать оценку своей деятельности

Познавательные :

рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативное:

Формирование умений объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.




Задание для команды ЦветоводыDOCX / 59.16 Кб
Задание для команды ФитотерапевтыDOCX / 549.62 Кб
Задание для команды "Ученые биологи"DOCX / 89.99 Кб
Задание для команды АгрономыDOCX / 280.04 Кб

















1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.