Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Виды корней и типы корневых систем»
Технологическая карта урока биологии с применением игровых технологий по теме «Виды корней и типы корневых систем»
Тема | Виды корней и типы корневых систем | |
Целевые ориентации урока | Предметные: создать условия для реализации образовательных достижений по теме «Виды корней и типы корневых систем», дать определения ключевым понятиям темы, устанавливать соответствие между органами растений и деятельностью человека, расширить знания по профориентации Метапредметные: способствовать развитию умений сравнивать, сопоставлять, находить взаимосвязи, в ходе изучения темы «Виды корней и типы корневых систем», анализировать полученную информацию, развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание, умение анализировать изучаемые процессы). Личностные: воспитывать у учащихся культуру общения в ходе беседы, просмотра презентации, прививать этические аспекты работы в команде, формировать умения использовать полученные знания в практической жизни человека. | |
Основное содержание темы | Корень подземный осевой орган. Особенности внешнего и внутреннего строение корня. Агротехнические процессы для повышения урожая. | |
Термины и понятия | Корень, функции корня, виды корней, корневые системы, зоны корня, минеральное питание, пикировка, рыхление, профессии связанные с растениями | |
Планируемые результаты | ||
Личностные - Формирование познавательных интересов к данной теме, в том числе направленных на осознанный выбор будущей профессиональной деятельности; - Формирование личностного отношения к изучению материала; | Метапредметные Познавательные УУД: Общеучебные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, оформлять конспект урока в тетради. Логические анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей. Регулятивные: Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Коммуникативные: Умение объяснять свой выбор при выполнении учебных заданий, аргументация своего ответа, умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп. | Предметные - характеризовать значение корня, особенности внешнего и внутреннего строения - устанавливать логические связи между профессиями и органами растений - формировать понятия об агротехнических приемах, повышающих урожай растений - называть зоны корня -выполнять творческие задания; - применять знания разных наук для объяснения проблемных задач - демонстрировать на конкретных примерах связь строения и функций частей растения |
Организация образовательного пространства | ||
Межпредметные связи | Ресурсы: | Формы работы |
Биология, экология, медицина | Информационный материал: информационные тексты, таблицы, рисунки учебника. Демонстрационный материал: лабораторное оборудование Интерактивный материал: Презентация Microsoft Office Power Point к уроку; | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ, направленная на реализацию системно-деятельностного подхода | ||
I этап. Мотивация к деятельности | ||
Цели деятельности | Ситуативное задание | Результат деятельности |
Мотивация учащихся к изучению темы «Виды корней и типы корневых систем» Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации на примере познавательной задачи. | Проблемная ситуация: Прием «Внимание, поиск!» Чтобы сформулировать тему урока, я прошу вас посмотреть на слайд (корень зуба, волоса, слова, ногтя, …). Что общего на этих картинках? О каком органе цветкового растения идет речь? Речь идет о корне. А теперь посмотрите на следующий слайд. Что объединяет людей этих профессий? Запишите в тетрадь тему урока «Виды корней и типы корневых систем». На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? Что хотите узнать по этой теме? Вопросы озвучиваются и выносятся на доску. Итак, мы поставили перед собой задачи. - Какие профессии человека изучают корни растения - Что такое корень и его роль в жизни растения - как устроен корень - как можно повысить урожайность растений | Личностные Вызвать личностный интерес к данной теме, определить значимость темы для каждого ученика. Регулятивные Ставить учебные цели самостоятельно. |
II этап. Учебно-познавательная деятельность | ||
Цели деятельности | Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Результат деятельности |
Блок А. | ||
Цели: Проверить качество знаний, умений и навыков по теме «Семя» Способствовать развитию умений извлекать информацию на память, работать в группе. | Актуализация знаний: На прошлом уроке мы изучали с вами такой орган растения как семя. Давайте повторим. Тест с взаимопроверкой по презентации Собрать листочки, оценки в конце урока | Познавательные Формирование навыков самоорганизации и самореализации. Регулятивные Оценка своих знаний по теме. Коммуникативные Формирование умений работать в группах. Предметные Обобщение и систематизация знаний по теме «Семя» |
Блок Б | | |
Цели: Актуализировать знания роли корня в жизни растения, о внешнем и внутреннем строении корней Развивать навыки техники смыслового чтения. | (Объяснения учителями с использованием презентации) Учитель биологии А чем же занимаются люди этих профессий? (ответы детей) Вот это мы сейчас и посмотрим. У нас представлены 4 группы «Цветоводы», «Агрономы», «Ученые биологи», «Фитотерапевты». У вас на столах – задания. Вам дается 10 минут на выполнение заданий и потом мы заслушаем ваши отчеты о работе. Команда «Цветоводы» (внешнее строение корня) Цветовод — это специалист, который занимается выращиванием и уходом за цветами и декоративными растениями. Он знает, как правильно подбирать почву, определять температурные условия, в которых растение будет процветать, и как правильно ухаживать за растениями, чтобы они были здоровыми и красивыми. Корень – осевой, обычно подземный вегетативный орган высших растений, обладающий неограниченным ростом в длину. Основные функции корня: закрепление растения в почве; всасывание и проведение воды с минеральными веществами; синтез биологически активних веществ (алкалоиды, аминокислоты, гормоны). Виды корней Если посмотрим на корень, то можем выделить: Главный корень – это корень, развивающийся из зародышевого корешка семени (морковь, редис). Боковые корни – это корни, развивающиеся на главном и придаточных корнях (горох, фасоль). Придаточные корни – это корни, развивающиеся от стеблей, листьев (кукуруза, подсолнечник). Совокупность всех корней растения образует корневую систему. Существует 2 типа корневых систем: стержневая и мочковатая корневые системы. Стержневая корневая система – корневая система, с хорошо выраженным главным корнем (похож на стержень), от которого отходят боковые корни (морковь, одуванчик, береза). Мочковатая корневая система – корневая система, образованная боковыми и придаточными корнями. Главного корня нет или слабо выражен (рожь, пшеница, ячмень, тюльпан, чеснок). Команда «Ученые биологи» (внутреннее строение) Ученые биологи занимаются изучением живых организмов (растений) их органов, жизнедеятельность и многие другие вопросы Во внутреннем строении корня выделяют зоны: корневой чехлик; зона деления; зона роста; зона всасывания; зона проведения. Давайте, исследуем внутреннее строение корня более подробно. На самой верхушке корня находится участок, который называется корневым чехликом. Существует только у главного корня. Состоит из живых паренхимных клеток покровной ткани. Наружные клетки постоянно погибают и слущиваются, после чего превращаются в слизь, которая облегчает продвижение корня в почве. Кроме того, корневой чехлик защищает зону деления и обеспечивает геотропическую реакцию корня за счет подвижных крахмальных зерен (статолитов). Под корневым чехликом расположены клетки, которые активно делятся. Эта часть корня называется - зона деления. Состоит из живых, мелких, активно делящихся клеток верхушечной образовательной ткани (меристемы). Клетки тонкостенные и заполнены цитоплазмой, вакуоли отсутствуют. Зона деления образует клетки корневого чехлика и обеспечивает рост корня в длину за счет непрерывного деления клеток. Зона роста - состоит из быстрорастущих одинаковых клеток образовательной ткани (меристемы), которые не делятся, но способны растягиваться (за счет увеличения вакуоли) в продольном направлении, проталкивая вглубь почвы зону деления, защищенную корневым чехликом. В пределах зоны роста происходит дифференциация (разделение) клеток на ткани. Ее размер составляет 3—9 мм в длину. Зона всасывания характеризуется наличием корневых волосков, которые являются выростами наружных клеток эпидермы (покровная ткань). Они служат для поглощения воды и минеральных солей. На 1 мм2 расположено около 400 корневых волосков. Продолжительность их жизни 15-20 дней. Кроме того, корневые волоски выделяют особую слизь, которая помогает растворять минеральные вещества в почве для дальнейшего их поглощения. Корневые волоски очень нежные, и их легко повредить. В этом случае растение не сможет поглощать из почвы минеральные вещества и воду. Физкультминутка Грабли в руки взяли, грядки причесали, Мы водой прохладной грядки поливали! Раз-два, раз-два! Грядки поливали. выполняют имитирующие движения. Семена редиса в землю мы сажали наклоны вперед Раз-два, раз-два! Вот как мы сажали! повороты вправо – влево Упражнение «Лимон» • Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Регулярное выполнение упражнений на расслабление помогает возбужденным, беспокойным детям постепенно стать более уравновешенными, внимательными и терпеливыми; заторможенные и скованные дети могут приобрети уверенность и бодрость. Команда «Агрономы» (агротехнические приемы) Агроном — специалист в области земледелия, обладающий всесторонними знаниями в области выращивания и сбора урожая растений. От работы агронома зависит качество и доступность большинства продуктов: овощей, фруктов, зерновых, а также кормов для сельскохозяйственных животных. Рассказывают как проводить пикировку, рыхление и окучивание растений Команда «Фитотерапевты» (целебные свойства корней) Создают стенд | Познавательные Поиск и выделение необходимой информации в тексте. Регулятивные Умение работать по плану (алгоритму). Предметные Формирование понятий о корне, как органе растений |
Блок В. Диагностика качества освоения темы | ||
Цели - проверить качество усвоения темы, - совершенствовать умения оценивания своих действий | Первичное закрепление знаний Онлайн тест по компьютеру Викторина «Верите ли вы, что...» Рост корня неограниченный. Зона роста находится на кончике корня. Из зародышевого корешка развиваются боковые и придаточные корни. Основная функция корневого чехлика – механическая. Мертвые клетки входят в состав ксилемы. | Познавательные Работа со знако-символическими средствами Регулятивные Оценивание своих действий Предметные умения применять знания о терморегуляции при решении проблемных задач |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | ||
Цель деятельности научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - способствовать развитию воображения, мышления, самостоятельности. | Возвращение к началу урока, итак, достигли ли мы целей урока? Посмотрите на предметы и опишите значение корней: Якорь, Насос, Сундук Если бы корень мог говорить , он бы сказал о себе «Я – якорь, насос и сундук» Видеофрагмент Прав ли ворон, утверждая, что свинья вредит дереву? Почему растение не может существовать без корней? Какова роль корня в жизни растения? (Обсуждение с обучающимися) Ответьте одним предложением: Что такое корень? Какой корень называется главным? Какие корни называются придаточными? Какие корни называются боковыми? Что такое корневая система? Какие зоны различают во внешнем строении корня? Что такое пикировка? | Результат деятельности Личностные использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. Определение успешности своей деятельности. Познавательные Регулятивное Корректировать свои знания. Коммуникативное приобретение навыков сотрудничества с учителем и сверстниками. |
IV этап. Рефлексивная деятельность | ||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности |
- оценивать результат своей деятельности; Совершенствовать процессы рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности формировать умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос | Рефлексия Домашнее задание: §8 читать, пересказывать Почему в условиях арктической тундры корни растений располагаются в почве не глубже 15–20 см, а в пустынях Средней Азии, например, корни верблюжьей колючки уходят в почву на глубину 15 м? | - определение удовлетворенности уроком. Регулятивное: соотношение полученного результата с поставленными целями, формирование умений давать оценку своей деятельности Познавательные : рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативное: Формирование умений объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос. |
Задание для команды ЦветоводыDOCX / 59.16 Кб
Задание для команды ФитотерапевтыDOCX / 549.62 Кб
Задание для команды "Ученые биологи"DOCX / 89.99 Кб
Задание для команды АгрономыDOCX / 280.04 Кб
1