Сценарий урока биологии в 6 классе «Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем»

1
0
Материал опубликован 18 February 2018 в группе

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цель: познакомить со строением и развитием стержневых и мочковатых корневых систем.

Оборудование: проростки семян фасоли (гороха, огурца и т. д.), зерновок пшеницы (ржи, кукурузы и т. д.) в возрасте 5—7 и 10—12 дней; гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.

Ход работы

Рассмотрите проросшие семена фасоли 5—7-дневного воз­раста. Какой корень вы видите?

Рассмотрите проросшие семена фасоли 10—12-дневного возраста. Появились ли какие-нибудь изменения в корневой си­стеме?

Рассмотрите корневую систему взрослого растения фасоли. Найдите главный и боковые корни. Как называется такой тип корневой системы?

Зарисуйте корневую систему проростка фасоли в возрасте 5—7 и 10—12 дней, а также корневую систему взрослого растения фасоли. Подпишите тип корневой системы и все виды корней.

Рассмотрите проросшие зерновки пшеницы 5—7-дневного возраста. Сколько корней появляется на первой стадии развития проростка пшеницы?

Рассмотрите проросшие зерновки пшеницы 10—12-днев­ного возраста. Как происходит формирование корневой системы пшеницы? Какие типы корней вы видите? В чем отличие развития корневых систем пшеницы и фасоли?

Рассмотрите корневую систему взрослого растения пшени­цы. Можете ли вы отличить главный корень? Найдите придаточ­ные и боковые корни.

Зарисуйте корневую систему проростка пшеницы в возрасте 5—7 и 10—12 дней, а также корневую систему взрослого растения пшеницы. Подпишите тип корневой системы и все виды корней.

Сравните корневые системы фасоли и пшеницы.

Сделайте вывод о сходствах и различиях корневых систем фасоли и пшеницы.

Рассказ учителя с элементами беседы

Размер и форма корневой системы растений зависят и от усло­вий их произрастания. Например, корневая система сосны, ра­стущей на песчаной почве, будет отличаться от корневой системы сосны, растущей на болоте.

Подумайте, как будет выглядеть корневая система дерева в том и другом случае. (Ответы учащихся.)

У сосны, растущей на песчаной почве, корневая система будет стержневой, как и положено двудольному растению. Кроме того, корни его будут проникать глубоко в почву в поисках влаги. Сос­на, растущая на болоте, будет иметь корневую систему, больше напоминающую мочковатую. А ее корни будут занимать большую площадь, но не проникнут глубоко в землю.

Как вы думаете, почему? (Это необходимо растению, чтобы удержаться на неплотной болотистой почве.)

Стержневую корневую систему растения можно изменить, превратив ее в мочковатую. Корень растет верхушкой.

Но что будет с корнем, если мы удалим верхушку? (Ответы учащихся.)

Если удалить верхушку главного корня, то его рост прекратит­ся, зато боковые корни начнут отрастать быстрее. Это свойство корней используют в растениеводстве. При пересадке рассады в открытый грунт прищипывают кончик главного корня. Этот метод называется прищипывание, или пикировка.


 

Как вы думаете, для чего прищипывают корни сельскохо­зяйственных растений? (Ответы учащихся.)

В результате прищипывания развивается сильно разветвлен­ная корневая система, которая располагается в верхних, самых плодородных слоях почвы. Соответственно, проросток будет раз­виваться быстрее, а в результате растение даст больший урожай.

Какие функции выполняют корни растений? (Ответы уча­щихся.)

Кроме основных — водно-солевого питания и укрепления в почве, — у корней есть и другое назначение. Например, у не­которых растений в корнях могут откладываться запасные пи­тательные вещества. Эти корни сильно разрастаются в толщину и приобретают иногда очень диковинную форму.

У каких растений питательные вещества запасаются в кор­нях? (Ответы учащихся.)

Такие видоизменения корней называют корнеплодами, они образуются из главного корня и нижних участков стебля. В кор­неплодах может запасаться сахар, тогда они имеют сладкий вкус.

Корнеплоды каких растений сладкие? (Моркови, сахарной свеклы.)

Растения, образующие корнеплоды, чаще всего являются дву­летниками.

Вспомните, как развиваются двулетники в первый и во вто­рой год. (В первый год они не цветут, а накапливают пи­тательные вещества. Во второй — используют запасенные питательные вещества, цветут и плодоносят.)

Некоторые растения образуют не один корнеплод, а множе­ство корневых клубней, возникающих на боковых или придаточных корнях. Корневые клубни образуют георгин, чистяк, батат. (Ба­тат — растение, возделываемое в тропических и субтропических странах и заменяющее местным жителям картофель.)

У многих растений семейства бобовых на боковых корнях образуются особые бактериальные клубеньки.

В молодых корнях этих растений поселяются особые бактерии, которые способ­ствуют усвоению азота из воздуха, тем самым давая возможность растениям благополучно обитать на бедных азотом почвах. Кроме того, азот накапливается в самих корнях этих растений, обогащая почву.

У некоторых луковичных растений (гусиный лук, крокусы, гладиолусы) корни выполняют еще одну очень специфическую функцию. Отдельные корешки устроены таким образом, что, сокращаясь, подобно растянутой резинке, способны втягивать луковицу и увлекать ее за собой глубже под землю.

У некоторых тропических растений, как, например, у тро­пических орхидей, имеются особые придаточные корни. Они приспособились получать влагу из влажного воздуха, поэтому их называют воздушными корнями.

(В кабинетах биологии часто встречается растение монстера, на примере которого можно продемонстрировать детям воздуш­ные корни.)

Как мы уже говорили раньше, все органы растения нуждают­ся в кислороде для дыхания. Но в заболоченных почвах воздуха крайне мало, так как все свободное пространство между частич­ками почвы заполнено водой. Такие условия характерны для мангровых зарослей, поэтому корни многих из обитающих здесь растений поднимаются над поверхностью почвы и поглощают кислород из воздуха, т. е. дышат. Эти корни так и называются — дыхательные.

Растения мангровых зарослей используют придаточные корни не только для питания или дыхания, но и для опоры. Мангровые заросли — очень топкое место, к тому же на этих территориях ча­сто случаются приливы, отливы или разливы рек. Придаточные корни растут от ствола под углом вниз и дополнительно укрепля­ют растение на субстрате. Это так называемые ходульные корни, удерживающие огромные стволы с листьями высоко над водой. Такие корни имеет, например, филодендрон.

У некоторых фикусов, например у фикуса бенгальского или баньяна, развиваются столбовидные корни. Они формируются на крупных ветвях, растут вертикально вниз, достигают почвы и укореняются в ней. Постепенно они утолщаются, приобретая вид столбов. Эти корни подпирают огромные ветви фикуса, не да­вая им сломаться под собственной тяжестью. В Индии растет свя­щенная баньяновая роща из одного дерева, занимающая площадь около 5000 м2.

Корни могут также прикреплять стебель к опоре. Придаточ­ные корни на стебле плюща помогают ему держаться за кору дере­ва или цепляться за мельчайшие неровности на стенах, позволяя стеблю подниматься высоко вверх. Это так называемые корни- прицепки.

Корни некоторых тропических деревьев имеют досковидную форму. Они растут от основания ствола вдоль поверхности зем­ли, имеют уплощенную по вертикали форму. Эти корни также укрепляют растение в почве, увеличивая площадь опоры ствола.

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

Каковы основные функции корня?

Какие виды корней вы знаете?

Какие типы корневых систем вы знаете?

Какая корневая система чаще всего встречается у двудоль­ных растений?

Какая корневая система чаще всего встречается у однодоль­ных растений?

Можно ли управлять развитием корневой системы растения?

Для чего это нужно?

Какие растения образуют корнеплоды?

Какова функция клубеньков на корнях бобовых растений?

Какие еще видоизменения корней вы можете назвать?


 

Творческое задание. Зарисовать различные видоизменения корней: корнеплоды, корневые клубни, бактериальные клубень­ки, воздушные корни, дыхательные корни, столбовидные корни, корни-прицепки, досковидные корни. Их изображение можно найти в дополнительной литературе.

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Вырастить несколько растений фасоли. У трех из них удалить кончик корня (провести пикировку), а три оставить без изменения. Посадить растения в ящик для рассады, поставить его на подокон­ник и не забывать поливать. Через 2 недели аккуратно выкопать все растения, промыть корни и сравнить между собой. Какие из­менения произошли с корневой системой пикированной рассады? Как вы это объясните? Загербаризировать результат вашего опыта, подписать и отдать учителю для кабинета биологии.

Провести опыт с проростками фасоли или бобов. Взять проросток и при помощи туши нанести на главный корень мет­ки на равном расстоянии друг от друга. Посмотреть на проросток на следующий день. Что произошло с метками? О чем говорит такое изменение? Подготовить доклад о проделанном опыте.

Корни стержневые и мочковатые. Учебный фильм

 

 

 

Виды корней и типы корневых систем | Биология 6 класс #21 | Инфоурок

 

 

 

Корень (6 класс) - биология, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ 2017

 

 

 

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.