Сценарий урока физики в 7 классе «Повторение и обобщение тем «Архимедова сила», «Плавание тел»
Повторение тем Архимедова сила, плавание тел
PPT / 6.78 Мб
/data/files/f1582095260.ppt (Повторение тем Архимедова сила, плавание тел)ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКИ,
реализующего формирование УУД
Учитель: Мохова Инна Геннадиевна
Общая информация об уроке
Учебный предмет/ класс | Физика, 7 класс |
УМК: | А.В. Перышкин, Е.М. Гутник ,Н.В.Филонович |
№ урока по теме Тема урока | Тема: «Повторение и обобщение тем «Архимедова сила», «Плавание тел» |
Тип урока: | Урок отработки умений и рефлексии |
Планируемые результаты обучения | |
Личностные | - уметь письменно полно выражать свои мысли; - формировать навыки самоконтроля и самоанализа |
Метапредметные | |
Познавательные | -анализировать условия и требования задачи; -выражать структуру задачи разными средствами; - выбирать обобщенные стратегии решения; - использовать общие приёмы решения задач; - выбирать наиболее эффективные способы решения |
Регулятивные | - овладеть регулятивными универсальными учебными действиями при решении количественных и качественных задач на определение силы Архимеда, условия плавания тел; - принимать и сохранять познавательную цель; - регулируют весь процесс и четко выполняют требования познавательной задачи; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату |
Коммуникативные | - уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения; - планировать общие способы работы |
Предметные | |
Общие предметные | - решать задачи, используя формулы, связывающие физические величины; - кратко и четко отвечать на вопросы по закреплению материала. - на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины |
Частные предметные | - понимать и объяснять условия плавания тел; применять при решении задач знания о силе Архимеда и условии плавания тел, измерять силу Архимеда; владеть расчетным способом для нахождения выталкивающей силы, объема тела |
Цели урока | |
Для учителя | Закрепить знания по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание» |
Для ученика | Понимать и объяснять условия плавания тел; применять при решении задач знания о силе Архимеда и условии плавания тел, измерять силу Архимеда; владеть расчетным способом для нахождения выталкивающей силы, объема тела |
Методы обучения | репродуктивный, проблемный |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся | индивидуальная, групповая, самостоятельная |
Опорные знания | |
Методологические знания | - |
Экспериментальные факты | Существование выталкивающей силы |
Понятия(в т.ч., физические величины) | Сила Архимеда, сила тяжести, вес тела, плотность вещества, масса тела, объем тела |
Физические законы | Закон Архимеда |
Теории | |
Прикладные знания | Плавание судов |
Новые знания | |
Методологические знания | - |
Экспериментальные факты | - |
Понятия(в т.ч., физические величины) | - |
Физические законы | - |
Теории | - |
Прикладные знания | - |
Организация образовательной среды | |
Информационные ресурсы | Информационный материал: 1.Физика 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Перышкин.- М.: Дрофа, 2015 г. 2.Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях, 7-9 клас-сы : диктанты , тесты , кроссворды , внеклассные мероприятия. Методическое пособие с электронным приложением. / Н. А. Янушевская . – М. : Издательство « Глобус» , 2009г. 3.Уроки физики с использованием информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / З. В. Александрова . др. – 2-е изд. , стереотип. - М. : Издательство « Глобус» , 2010 г. 4.Волков В.А. , Полянский С. Е. Поурочные раработки по физике . 7 класс.- 2-е изд. – М. : ВАКО , 2007 г. 5.Чеботарева А.В. Дидактические карточки-задания по физике : 7 класс : к учебнику А.В.Пёрышкина « Физика 7 класс А.В. Чеботарева .- М. : Издательство « Экзамен» , 2010г. 6.Марон А.Е. Физика.7 класс : дидактические материалы / А.Е. Марон , Е.А. Марон .- 3-е изд., стереотип.- М. : Дрофа , 2006г. Интернет-ресурсы: 2.http://school-collection.edu.ru 3.http://class-fizika.narod.ru/ 4.http://physica-vsem.narod.ru/ 7.http://zah-nadegda.narod.ru/primery_v_prirode.htm
|
Демонстрации | - |
Лабораторные опыты | - |
Виртуальный эксперимент | - |
Физические задачи | На расчет силы Архимеда, на применение условия плавания тел |
Межпредметные связи | Математика |
Формы работы | фронтальная (Ф); индивидуальная (И);парная (П); групповая (Г) |
Формы контроля | Устный контроль, письменный контроль |
Домашнее задание | 3 уровневое |
Средства обучения | |
Технические средства обучения | ПК, видеопроектор |
Печатные, аудиовизуальные и компьютерные пособия | Раздаточный материал ( листы самооценки, карточки с заданиями) |
Приборы и принадлежности общего назначения | - |
Приборы демонстрационные | - |
Приборы лабораторные | - |
Ход урока
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | ||||
Цель этапа: мотивация (самоопределение)учащихся к учебной деятельности, выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. «Хочу, потому что смогу». | |||||||||
Длительность этапа: 2минуты | |||||||||
УУД на этапе 1: самоопределение (Л), смыслообразование (Л), целеполагание (П), планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
| |||||||||
Прозвенел звонок весёлый. В мире много интересного, Вы готовы к работе? Покажите вашу готовность условным сигналом. Для этого у вас на столах в коробке лежат жетоны разных цветов. Зеленый жетон – я всегда готов к работе на уроках физики и хочу узнать новое об окружающем мире. Красный жетон – я буду работать, если мне будет интересно на этом уроке. Черный жетон – я не готов к работе, но буду стараться включиться в работу На прошлом уроке вы писали самостоятельную работу на архимедову силу и плавание тел. Для тех, кто не справился или хотел получить более высокую оценку, я хочу привести слова тюркского поэта и философа А.Навои: «Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его, но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку». Ошибки в учении не являются необратимыми. Но есть повод задуматься, как их исправить, чтобы не допустить на контрольной работе. Сегодня вы не просто ученики, вы члены экипажей – «Храбрый», «Отважный», «Бесстрашный» и «Смелый». Выберите себе капитана, он будет управлять вашим экипажем и заполнять бортовой журнал, который вы сдадите после урока и на основании которого получите свои оценки(см Приложение1) | Приветствие. Актуализация требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо») (представления о принятых в классе на данном этапе обучения требованиях к обучающимся как ученикам (например, правила коммуникации, к поведению на уроке, то есть к тому, как они будут «учиться») Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»). Создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). Включение в деловой ритм. | |
| Взаимодействие с учителем. Приветствие учителя. | Речевое взаимодействие на уровне фраз с соблюдением норм речевого этикета.
| Повторение известных учащимся правил организации учебного процесса. Здесь же выделяются содержательные рамки урока («могу») Принятие сигнала к началу учебной деятельности. | Умение настраиваться на занятие. Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности. | ||
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | |||||||||
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | |||||||||
Длительность этапа: 10 мин. | |||||||||
УУД на этапе 2 : анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); извлечение необходимой информации из текстов (П); использование знаково-символических средств (П); осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); подведение под понятие (П); выполнение пробного действия (Р); фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учет разных мнений (К);использование критериев для обоснования своего суждения (К). | |||||||||
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | ||||
Представьте диалог между двумя литературными героями: Ассоль и капитан Немо Ассоль. Скажите, капитан, это ваш «Наутилус» может находиться под водой? Капитан. Разумеется, прекрасная, мисс, Ассоль. Но я сама видела как ваш «Наутилус» выскочил из-под воды на поверхность как мячик. Капитан. Ваши прекрасные глаза мисс, не обманули вас. Ассоль Мне кажется, что нет на свете силы способной вот так вышвырнуть металлическую громадину из воды. Капитан. Такая сила есть, мисс. Ассоль. И вы свободно владеете ею, капитан? Капитан. Разумеется, иначе какой же я капитан, мисс, но по крайней мере , этою же силой свободно владеют рыбы, осьминоги и многие другие морские обитатели.Ассоль. Вы отвечаете как настоящий мужчина, капитан, только я боюсь, а вдруг эта сила нечистая? Капитан. Что вы , мисс, это как раз самая чистая сила. Что может быть чище силы, благодаря , которой вода в воде ничего не весит. Ассоль Вы совсем. Капитан, сбили меня с толку, давайте встретимся вечером в кают- компании, я надеюсь, что вы мне расскажите более подробно. Поставить проблемный вопрос перед учащимися: Ребята, о какой силе идет речь? Актуализация ОЗ -Вспомните, какая сила действует на тело, погруженное в жидкость или газ? -Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. (Почему не тонет мяч?) -На каждое ли тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила? Как она направлена? -А.П.Чехов «Степь» «Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и … опять нырнул… Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его наверх». Какой простой опыт может подтвердить сказанное? -Как на опыте можно определить значение выталкивающей силы? -Какой буквой обозначается выталкивающая сила? -Назовите единицу выталкивающей силы в СИ -Запишите формулу для расчета веса тела в жидкости или газе -Герой романа А.Р. Беляева «Человек - амфибия» рассказывает: «Дельфин на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас все тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа? -Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу не может сдвинуть его с места. Почему? -Запишите формулы для расчета выталкивающей силы: -Проанализировать формулу для расчета выталкивающей силы: FA = ρжgVт От чего зависит и от чего не зависит выталкивающая сила? -Как может вести себя тело, погруженное в жидкость? Организует работу в экипажах (см. приложение 2) | Создание проблемной ситуации, которая подтолкнет учащихся к формулированию цели урока. Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Актуализация и фиксирование индиви-дуального затруднения в пробном действии | активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.) попытались самостоятель-но выполнить индивидуаль-ное задание на применение нового знания, запланирован-ного для изучения на данном уроке; | Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.
Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация: извлечение необходимой информации из текстов; использование знаково-символических средств; осознание и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие | Выражают свои мысли по поводу существования архимедовой силы и от чего она зависит, условий плавания тел Аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации при решении задач на условия плавания тел и определения зависимости архимедовой силы От плотности жидкости и объема тела. Учитывают различные мнения товарищей при решении задач на условия плавания тел и определения зависимости архимедовой силы от плотности жидкости и объема тела. Предъявляют критерии и на основе их обосновывают свое суждение о том, правильно или нет была решена задача | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения | Актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу») зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании | Выполнение пробного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения | ||
Этап выявления места и причины затруднений | |||||||||
Цель этапа: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе создать педагогические условия для выявления места и причины затруднения, осознания того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | |||||||||
Длительность этапа: 6 мин +2 мин на физкультминутку | |||||||||
УУД на этапе 3: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); подведение под понятие (П); определение основной и второстепенной информации (П); постановка и формулирование проблемы (П); структурирование знаний (П); осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учет разных мнений, координирование разных позиций (К); разрешение конфликтов (К).
| |||||||||
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | ||||
Организует перекличку экипажей. Проверяем решение задач. На экране высвечивается задача и решение(проверка по эталону) Работаем по вопросам: Какое задание я выполнял? Какое знание я использовал / каким способом решал задачу? Что делал сначала? Потом? Где возникло затруднение? Почему? Чего мне хватает для правильного решения? Физкультминутка. Если «да», то поворачиваемся в стороны ,если «нет» - садимся. Вопросы: 1. Сила Архимеда зависит от плотности жидкости? 2. Сила Архимеда зависит от формы тела? 3. Сила Архимеда всегда меньше силы тяжести? 4. Сила Архимеда всегда направлена вверх ? 5. Сила Архимеда действует на любое тело, погруженное в жидкость? 6. Сила Архимеда зависит от плотности вещества, из которого сделано тело? | Создает условия для выявления места и причины затруднения | Проанализи-ровали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали; зафиксирова-ли операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксирова-ли, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения). | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; подведение под понятие; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний; осознание и произвольное построение речевого высказывания | Выражали свои мысли о правильности выполнения заданий другими экипажами Аргументировали свое мнение Слушали товарищей Корректировали свое высказывание с учетом мнения товарищей | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций; разрешение конфликтов | Саморегуляция в ситуации затруднения | Волевая саморегуляция в ситуации затруднения | ||
Этап построения проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средства) | |||||||||
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации | |||||||||
Длительность этапа: 3 мин. | |||||||||
УУД на этапе 4: самоопределение (Л); смыслообразование (Л); анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); поиск и выделение необходимой информации из текстов (П); выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); структурирование знаний (П); осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); планирование (Р); прогнозирование (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); выражение своих мыслей с остаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учет разных мнений (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); разрешение конфликтов (К). | |||||||||
Ход урока | Деятель-ность учителя | Деятельность учащихся | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
| | Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | ||
Формулируем цель. Общая цель всегда одна: коррекция знаний, устранение пробелов. Для каждого ученика (или группы) цель будет конкретной: научиться решать задачи на определение силы архимеда Определяем средства. Что поможет учащимся достичь цели? Может быть, понадобятся учебник, конспект, алгоритм, таблица, Определяем способ. То есть, составляем план, как будет решаться проблема.(алгоритмы, формулы) Тема: «Повторение и обобщение тем «Архимедова сила», «Плавание тел» Цель -понимать и объяснять условия плавания тел; применять при решении задач знания о силе Архимеда и условии плавания тел; владеть расчетным способом для нахождения выталкивающей силы, объема тела | Создание условий для постановки целей учебной деятельности учащимися и выбора ими на этой основе способа и средств их реализации . | В коммуникативной форме формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть формулируют, какие знания им нужно построить и чему научиться); предлагают и согласовывают тему урока, которую учитель может уточнить; выбирают способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий); выбирают средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; самостоятель-ное выделение и формулирова-ние познавательной цели ; выбор наиболее эффективных способов решения задач ; структурирова-ние знаний; осознание и произвольное построение речевого высказывания; | Выражали свои мысли о цели и теме урока Аргументировали свое мнение Слушали товарищей Корректировали свое высказывание с учетом мнения товарищей | Выражение своих мыслей с остаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов. | Планируют свою деятельность по достижению сформулированной цели Осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения | Планирование; прогнозирова-ние; волевая саморегуляция в ситуации затруднения | ||
Этап реализации построенного проекта (изучение новых знаний и способов деятельности) | |||||||||
Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | |||||||||
Длительность этапа: 5 мин. | |||||||||
УУД на этапе 5: смыслообразование (Л); осознание ответственности за общее дело (Л); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); поиск и выделение необходимой информации из текстов (П); выдвижение гипотез и их обоснование (П);использование знаково-символических средств (П); моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П); установление причинно-следственных связей (П); самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); познавательная инициатива (Р); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);учет разных мнений, координирование разных позиций (К);использование критериев для обоснования своего суждения (К);достижение договоренностей и согласование общего решения (К);разрешение конфликтов (К). | |||||||||
Ход урока | Деятель-ность учителя | Деятельность учащихся | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | ||||
Учитель организует работу в парах экипажей Решить задачи (см. Приложение 3): 4 человека у доски, остальные в парах решают задачи | Даѐт учащимся задания выпол-нить в парах и 4 учащимся у доски | Строят речевое высказывание Анализируют объекты с целью выделения признаков. Осуществляют знаково-символические действия, включая моделирование. Структурируют знания. Осуществляют смысловое чтение. Осуществляют синтез. Установливают причинно-следственные связи. Осуществляют осознанное и произвольное построение речевого вы-сказывания в устной и письменной форме | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация. Поиск и выделение необходимой информации из текстов. Выдвижение гипотез и их обоснование. Использование знаково-символических средств. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательств. Построение речевого высказывания. Анализ объектов с целью выделения признаков.
| Согласование усилий по решению учебной задачи. Реализация договоренности в совместной деятельности. Учет мнения других. В группах по два человека Объединение усилий по решению поставленной проблемы. Обсуждение выводов | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;учет разных мнений, координирова-ние разных позиций; использование критериев для обоснования своего суждения; достижение договоренностей и согласование общего решения; разрешение конфликтов. Самоконтроль и взаимокон-троль выпол-нения задания в парах. Слушание. Говорение. Слушание и участие в диалоге. Выстраивание продуктивного вза-имодействия и со-трудничества со сверстниками и взрослыми. Чтение. Получение графической информации. Письмо. Выражение своих мыслей в соответствии с условиями коммуникации
| Контроль правильности ответов обучаю-щихся.
Планирование своих действий. Коррек-тирование своих действий. Принятие и сохранение учебной задачи | Волевая саморегуляция в ситуации затруднения Проявление познавательной инициативы Составление плана и последователь-ности действий | ||
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (первичная проверка понимания изученного ) | |||||||||
Цель этапа: создание педагогических условий для усвоения учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | |||||||||
Длительность этапа: 4 мин. | |||||||||
УУД на этапе 6: осознание ответственности за общее дело (Л); следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); извлечение необходимой информации из текстов (П);моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);использование знаково-символических средств (П);подведение под понятие (П);установление причинно-следственных связей (П);выполнение действий по алгоритму (П);построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);учет разных мнений, координирование разных позиций (К);использование критериев для обоснования своего суждения (К);достижение договоренностей и согласование общего решения (К);управление поведением партнера (К); | |||||||||
Ход урока | Деятель-ность учителя | Деятельность учащихся | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | ||||
Ребята проверяют свое решение с решением на доске и объясняют, кто правильно решил, кто неправильно и где совершена ошибка. | Задаѐт вопросы. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. Устанавливает осознанность ситуации | анализируют, правильность решения задачи; извлекают необходимую информации из текстов; используют знаково-символические средства ; выполняют действия по алгоритму; | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация. Извлечение необходимой информации из текстов. Использование знаково-символических средств. Подведение под понятие. Установление причинно-следственных связей. Выполнение действий по алгоритму. Построение логической цепи рассуждений, доказательств. Осознание и произвольное построение речевого высказывания Выделение существенной информации. Логические умоза-ключения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение структури-ровать знания. Умение строить речевое высказы-вание. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Контроль и оценка процесса и рез-тов действия. Построение логической цепи рассуждений, док-в. Выдвижение Осознанное и произвольное построение речевого вы-сказывания в устной и письменной форме | Формулирование собственного мнения и позиции. Использование речи для регу-лирования своего действия Слушание. Чтение. Получение числовой информации. Чтение жестов и позы. Различение интонации. Говорение. Письмо. Передача числовой информации. Поиск в традиционных источниках. Умение слушать и вступать в диалог. Выстраивание продуктивного вза-имодействия и со-трудничества со сверстниками и взрослыми. Инициативное со-трудничество в поиске и сборе информации. Разрешение конфликтов. Умение выражать свои мысли в соот-ветствии с условиями коммуникации | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач. Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Учет разных мнений, координирование разных позиций. Использование критериев для обоснования своего суждения. Достижение договоренностей и согласование общего решения. Управление поведением партнера. | Контроль пра-вильности от-ветов обучаю-щихся. Самоконтроль понимания во-просов | Слушание. Уточнение и до-полнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и вза-имоконтроля. Составление плана и последователь-ности действий. Прогнозирова-ние. Коррекция. Оценка. Саморегуляция. Постановка вопросов | ||
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (закрепление ) | |||||||||
Цель этапа: создание педагогических условий для интериоризации (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительской рефлексии (коллективной и индивидуальной) достижения цели пробного учебного действия, применения нового знания в типовых заданиях. | |||||||||
Длительность этапа: 5 мин. | |||||||||
УУД на этапе 7: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);извлечение необходимой информации из текстов (П); использование знаково-символических средств (П);подведение под понятие (П);выполнение действий по алгоритму (П);доказательство (П); осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); контроль (Р);коррекция (Р);оценка (Р);волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К). | |||||||||
Ход урока | Деятель-ность учителя | Деятельность учащихся | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | ||||
Учащиеся самостоятельно выполняют 1 задачу и потом проверяют ее по эталону Вариант 1 Определите архимедову силу, действующую на гранитную плиту размерами 4*2*0,5м, наполовину погруженную в воду. Вариант 2 Сила Архимеда, действующая на полностью погруженное тело в керосин, равна 1,6кН. Найдите объем тела. Для более сильных 1. Медный цилиндр массой 3,56 кг опущен в бензин. Определите действующую на него архимедову силу 2.На тело объемом 2 дм3 при погружении в жидкость действует выталкивающая сила 18 Н. Какая это жидкость? В завершение проводится рефлексия - У кого возникли трудности? С чем они связаны? - Что удалось? - У кого все получилось? Молодцы! Если кто-то выполняет быстрее, читают материалы на карточке «Это интересно!» (Приложение 4) | Организация самостоятель-ного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия. Организует деятельность по применению новых знаний. Организация самопроверки учащимися своих решений по эталону. Создание (по возможности) ситуации успеха для каждого ребенка. Предоставление возможности для учащихся, допустивших ошибки, выявления причин ошибок и их исправления. | Решение задач Выполняют задание, направленное на построение логического умозаключения согласно предлагаемой ситуации. Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят фразы в письменной форме, соотносят с целевой установкой | Строить логические высказывания. Постановка учебной задачи. Достигать поставленной цели за счет собственных ресурсов памяти, мышления. Самостоятельное обобщение полученной информации. Выбор необходимых способов действий для осуществления коммуникативной задачи. | Участие в об-суждении отве-тов на вопросы во фронталь-ном режиме Воспроизводят предполагаемые ответы вслух, соотносят свой ответ с ответами одноклассников. | Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регу-лирования своего действия Осознанное речевое воспроизведение с полным пониманием. | Контроль пра-вильности от-ветов обучаю-щихся. Самоконтроль понимания во-просов и зна-ния правиль-ных ответов Контролируют правильность воспроизведения и сопоставления фраз. Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточне-ние и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля Самостоятельно активизировать мыслительные процессы, контролировать правильность сопоставления информации, корректировать. Контролировать собственное время, правильность и очередность высказываний своих и собеседника в процессе работы. | ||
Цель этапа: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | |||||||||
Длительность этапа: 6 мин. | |||||||||
УУД на этапе 8: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);извлечение необходимой информации из текстов (П); использование знаково-символических средств (П);подведение под понятие (П);выполнение действий по алгоритму (П);доказательство (П); осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); контроль (Р);коррекция (Р);оценка (Р);волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);использование критериев для обоснования своего суждения (К). | |||||||||
Ход урока | Деятель-ность учителя | Деятельность учащихся | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | ||||
Решение качественственных задач (см Приложение 5) | Формулировка вопросов и задач | Ответы на во-просы. Решение задач | Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации лично- го жизненного опыта. Знаково-символические действия, включая моделирование. Умение строить речевое высказы-вание. Выбор наиболее эффективных спо-собов решения заач. Рефлексия способов и условий действий. Контроль и оценка процесса и результатов действия. Подведение под понятие. Выделение следствий. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, док-в. Выдвижение гипотез и их обоснование. Формулирование проблем и самостоятельное созда-ие способов решения проблем творческого и поискового характера. Осознанное и произвольное построение речевого вы-сказывания в устной и письменной форме | Взаимодействие с учите-лем | Слушание учителя и товарищей, по-строение понятных для собеседника высказываний. Чтение. Получение числовой информации. Говорение. Умение слушать и вступать в диалог. Умение строить продуктивное вза-имодействие и со-трудничество со сверстниками и взрослыми. Умение выражать свои мысли в соот-ветствии с условиями коммуникации | Контроль пра-вильности от-ветов обучаю-щихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и до-полнение высказываний обучающихся. Коррекция. Оценка. Саморегуляция. Постановка вопросов | ||
Рефлексия УД на уроке | |||||||||
Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности на уроке, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | |||||||||
Длительность этапа: 2 мин. | |||||||||
УУД на этапе 9: рефлексия способов и условий действия (П); контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К); планирование учебного сотрудничества (К); - | |||||||||
Ход урока | Деятель-ность учителя | Деятельность учащихся | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируе-мые способы действий | ||||
Домашнее задание(3 уровневое) Решить задачи: 1. (Обязательно) Чему равна архимедова сила, действующая на чугунное тело объемом 45 см³ при полном его погружении в воду? Плотность воды 1000 кг/м³, чугуна 7000 кг/м³ 2. Прямоугольный плот после приёма груза дал осадку на 30 см. Принимая длину плота равной 7 м, а ширину 4 м, рассчитайте вес принятого им груза. 3.Сколько весит в воде чугунная гиря объемом 0,002 м3? Плотность чугуна 700 кг/м³ 4. (Повышенный уровень).Кусок парафина весит в воздухе 882мН. В этот парафин заплавили гирю, которая весит в воде 196 мН. Парафин вместе с гирей в воде весит 98мН. Определите плотность керосина. Рефлексия Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… мне захотелось… Мы сегодня ещё раз убедились, насколько прекрасна книга под названием природа. Чтобы её грамотно читать, мы должны обладать знаниями. Сегодня вы пополнили свой багаж знаний Вот и кончился урок. Большое спасибо, ребята, за совместную работу. | Организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. Учащиеся соотносят цель и результаты своей деятельности и фиксируют степень их соответствия. Проектирование цели дальнейшей деятельности и определение задания для самоподготовки. Форму-лировка домашнего задания, ин-структаж по его выполне-нию | Слушание учи-теля и запись домашнего за-дания в тетра-ди. Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Выделение суще-ственной инфор-мации из слов учителя Умение делать выводы. Рефлексия спосо-бов и условий действий. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности | Взаимодей-ствие с учите-лем. Слушание учителя. | Умение формули-ровать собственное мнение. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. Использование критериев для обоснования своего суждения. Планирование учебного сотрудничества. | Развитие регу-ляции учебной деятельности Саморегуляция эмоциональных и функцио-нальных состо-яний | Регуляция учебной деятельности Саморегуляция. Рефлексия. |
Приложение 1
Оценочный лист экипажа _________________________(название)
Капитан_____________________________
Члены экипажа | Правильно отвечал на вопросы учителя | Участвавал в работе группы над поставленной задачей | Задавал вопросы выступающим | Выступал от имени экипажа | Дополнял ответ выступающего | Активно работал в паре | Самостоятельно решил задачу | Итого |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Приложение 2
Фронтально:
Установите стрелками соответствие между физической величиной, её буквенным обозначением и единицей измерения в СИ:
Физическая величина | Обозначение | Единица физической величины в СИ |
Плотность | V | Па |
Сила | р | м3 |
Объём | m | кг/м3 |
Масса | F | кг |
Давление | ρ | Н |
Осуществить перевод единиц в СИ
2700кг/м3 = …..г/см3 270м3 = …..см3
8,7 г/см3 = ……кг/м3 125 см3 = ….м3
Заполните таблицу
Условия плавания тел | |||||
Поведение тела | Соотношения между силами | Соотношения между плотностями | |||
Словесная запись | FT ? FA | Словесная запись | ρТ ? ρж | ||
Тело тонет, если... |
| FT FA |
| ρТ ρж | |
Тело всплывает, если... |
| FT FA |
| ρТ ρж | |
Тело находится в равновесии в любом месте жидкости, если... |
| FT FA |
| ρТ ρж |
Перекличка экипажей (Экипажи выполняют задания по карточкам)
Экипаж 1 –«ХРАБРЫЙ»
В сосуд погружены три железных шарика равных объемов. Одинаковы ли силы, выталкивающие шарики? (Плотность жидкости вследствие ничтожно малой сжимаемости на любой глубине считать примерно одинаковой).
С одинаковой ли силой выталкивает жидкость эти тела? Объемы тел равны.
Экипаж 2 – «БЕССТРАШНЫЙ»
Экипаж 3 – «ОТВАЖНЫЙ»
К одинаковым пружинам подвешены шарики равной массы, но разного объема. Снизу к шарикам подносят сосуд с водой и поднимают его до такого уровня, пока шарики полностью погрузятся в воду. Какая пружина сократится больше?
Э кипаж 4 –«СМЕЛЫЙ»
Почему меньший по объему кусок железа тонет, а большее по объему бревно плавает?
К коромыслу рычажных весов подвешены два одинаковых груза. Нарушится ли равновесие весов, если одну гирю опустить в воду, а другую в керосин?
Приложение 3
Приложение 4
Э то интересно
Произрастающий в дельте Волги вблизи Астрахани чилим (водяной орех) после цветения дает под водой тяжелые плоды. Эти плоды настолько тяжелы, что вполне могут увлечь на дно все растение. Однако в это время у чилима, растущего в глубокой воде, на черешках листьев возникают вздутия, придающие ему необходимую подъемную силу, и он не тонет.
В Средиземном море, у берегов Египта, водится удивительная рыба фагак. Приближение опасности заставляет фагака быстро заглатывать воду. При этом в пищеводе рыбы происходит бурное разложение продуктов питания с выделением значительного количества газов. В результате тело фагака сильно раздувается, и, в соответствии с законом Архимеда, он быстро всплывает на поверхность водоема. Здесь он плавает, повиснув вверх брюхом, пока выделившиеся в его организме газы не улетучатся. После этого сила тяжести опускает его на дно водоема, где он укрывается среди придонных водорослей.
Живущий в тропических морях моллюск наутилус может быстро всплывать и вновь опускаться на дно. Моллюск этот живет в закрученной спиралью раковине. К огда ему нужно подняться или опуститься, он изменяет объем внутренних полостей в своем организме
У широко распространенного в Европе водяного паука, обитающего в стоячих или слабо проточных водах, поверхность брюшка не смачивается водой. Уходя в глубину, он уносит с собой приставшую к брюшку воздушную оболочку, которая придает ему запас плавучести и помогает возвращению на поверхность
К.Г.Паустовский «Мещорская сторона»
Н а берегах этих рек в глубоких норах живут водяные крысы. Есть крысы, совершенно седые от старости. Если тихо следить за норой, то можно увидеть, как крыса ловит рыбу. Она выползает из норы, ныряет очень глубоко и выплывает со страшным шумом. На широких водяных кругах качаются желтые кувшинки. Во рту крыса держит серебряную рыбу и плывет с ней к берегу. Когда рыба бывает больше крысы, борьба длится долго, и крыса вылезает на берег усталая, с красными от злости глазами.
Чтобы легче было плавать, водяные крысы отгрызают длинный стебель куги и плавают, держа его в зубах... Он прекрасно держит на воде даже не такую тяжесть, как крыса. Почему стебель куги обладает хорошей плавучестью? Куга - болотное растение; губчатый тростник; стебель куги полон воздушных ячеек.
Приложение 5
1.
2. Средняя плотность тела человека равна 1030 кг/м. Будет ли плавать человек или тонуть в реке и в соленом озере?
3. Послушаем выдержку из стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»:
…Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лёжа пластом
Зайцев с десяток спасалось на нём
«Взял бы я вас- да потопите лодку!»
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок…»
Вопрос: Почему Мазай зацепил бревно, а не посадил зайцев в лодку?
4. Действуют ли на искусственном спутнике Земли архимедова сила и закон Паскаля?
3