Урок физики по теме «Архимедова сила. Условия плавания тел» (7 класс)
Урок
обобщения и систематизации знаний учащихся по теме
« Архимедова сила. Условия плавания тел»
( физика, 7 класс)
Автор: учитель физики
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №18» г. Миасса
Щербинина Галина Геннадиевна
Миасский городской округ
2017
Технологическая карта урока № 51/19
Класс: 7
УМК: А.В. Перышкин
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся по теме « Архимедова сила. Условия плавания тел»
Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщающего повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. На них выделяют наиболее общие и существенные понятия и законы, закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятийных систем и наиболее общие закономерности. Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от них – к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета. В связи с этим в этом типе урока выделяют следующие структурные элементы:
· постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;
· повторение и коррекция опорных знаний учащихся;
· повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;
· обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;
· усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний;
· подведение итогов урока.
Готовясь к данному учебному занятию, учащиеся углубленно изучают материал учебника, находят ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, вырабатывая по ним собственную точку зрения, учатся лаконично и выразительно излагать свои мысли, готовят презентации по выбранной теме.
Данный урок рассчитан на 45 минут.
Цель: Обобщить и углубить знания учащихся по теме «Архимедова сила. Условия плавания тел».
Задачи:
1) Формировать познавательный интерес, интеллектуальные и экспериментальные умения и навыки, закрепить понятия, связанные с условиями плавания тел и их проявлениями в жизни человека и применением на практике.
2) Развивать умение выделять главное, работать с дополнительной научно - популярной литературой, умение коротко и чётко излагать свои мысли. Расширять кругозор учащихся, способствовать развитию их интереса к физике.
3) Формировать у учащихся навыки публичных выступлений, коммуникативные навыки работы в группах, умение слушать товарищей и отстаивать своё мнение.
Форма организации познавательной деятельности: групповая.
Оборудование урока: лабораторное и демонстрационное оборудование, необходимое учащимся для демонстрации опытов.
№п/п |
Этапы урока |
Тип урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся. |
Планируемый результат |
Универсальные учебные действия |
|
1 |
Подготовка к уроку систематизации и обобщения знаний |
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся по теме
« Архимедова сила. Условия плавания тел». |
1.Распределение учащихся по разнородным группам, в составе от 3 до 5 человек (обычно создаются 4 команды). 2.Подготовка карточек по указанным темам с разными по уровню сложности задачами. |
1.Каждая группа школьников готовит презентацию по теме: « Архимедова сила. Условия плавания тел». 2. Каждый учащийся готовит качественную задачу по вышеуказанной теме для конкурса: « Ты - мне, а я - кому?» |
Метапредметный |
Предметный |
Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
|
Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач |
Формирование умения использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, тех. безопасности и др.). |
||||||
2 |
Организационный момент |
Учитель приветствует учащихся, сообщает тему учебного занятия, формулирует цели и задачи урока. |
Обосновывают актуальность знаний об архимедовой силе и условиям плавания тел. |
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; |
Умение применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний. |
Овладение общим приемом решения учебных задач. |
|
3 |
Проверка домашнего задания. Учащиеся демонстрируют презентации по темам, предложенным учителем в качестве домашнего задания. |
Учитель акцентирует внимание на основных вопросах темы, привлекает учащихся к обсуждению полученных результатов деятельности одноклассников. Готовит учащихся к решению расчетных задач, уточняет критерии оценивания. |
Высказывают свои замечания по содержанию и оформлению презентаций. |
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
|
Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
|
4 |
Решение расчетных задач.
|
Выступает в роли тьютора для слабых учащихся. |
Каждая команда получает карточку, на которой записаны 3-4 задачи по указанной теме, и в течение 15 минут идет напряженная работа в группах. В каждой команде есть консультант - учащийся данного или параллельного класса, который хорошо успевает по физике. Он не только оказывает помощь в решении задач, но и старается организовать работу таким образом, чтобы дети смогли выполнить максимальное количество заданий. |
Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. |
Умение применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний. |
Коммуникативные УУД: планирование (определение цели, функций участников, способов их взаимодействия). |
|
|
Решение качественных задач. |
Организует работу по решению качественных задач. Каждый учащийся подготовил вопрос для соперника из другой команды, поэтому учителю остается только придумать форму обмена заданиями. Например, можно организовать работу следующим образом: учитель указывает одному из участников первой команды кому он передает свой вопрос из участников второй команды, тот- из третьей команды и т.д.. |
Каждый работает индивидуально, дает развернутый ответ на поставленный ответ. |
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем |
Формирование знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений |
Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. |
|
5 |
Решение экспериментальных задач. |
Учитель демонстрирует эксперимент из «Видеозадачника по физике» (по желанию учащиеся могут повторить его, т.к. все необходимое оборудование находится на столах). |
После 10-15 минут обсуждения ученики рассказывают свой вариант решения поставленной задачи, затем предлагается версия авторов обучающей программы.
|
Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. |
Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. |
Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты |
|
6 |
Контроль. |
Выставляет итоговую оценку за работу на уроке, учитывая мнение членов жюри и капитана команды. |
Каждый учащийся на уроке получает по 2-3 оценки: за участие в создании презентации и работу в группах (оценивает капитан- консультант), индивидуальная работа оценивается членами жюри.
|
Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
|
Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования |
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. |
|
7 |
Рефлексия |
Подводит итоги работы команд. |
Каждый учащийся оценивает свой вклад в копилку победы или поражения команды, отмечает сильные и слабые стороны своих соперников. |
Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. |
Знание о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений. |
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Список литературы:
1. 1. Физика -7 класс, А. В.Перышкин, М. «Дрофа» 2013 г.
2. Поурочные разработки по физике к учебникам А.В.Пёрышкина. М.: Вако,2005.
3. http://interfizika.narod.ru
4. http://school-collection.edu.ru
5. «Современный урок физики», под редакцией В. Г. Разумовского и Л. С.Хижняковой, М. «Просвещение» 1993г.
6. http://metodichka.web-box.ru/metodika/tipologija-urokov/ Персональный сайт учителя информатики Дьяченко Екатерины Михайловны