Технологическая карта урока физики по теме «Плавание тел», 7 класс
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока «Плавание тел» (7 класс, УМК Перышкин)
Преподаватель ФГКОУ СПб СВУ МО РФ
Суханова Элеонора Александровна
Тема урока |
Плавание тел |
||
Тип урока |
комбинированный |
||
Цель урока |
Обеспечить усвоение знаний об условиях плавания тел и зависимости глубины погружения тела в жидкость от его плотности. |
||
Задачи урока: |
- установить и экспериментально проверить условия, при которых тело тонет, плавает, всплывает в жидкости. - организовать исследование по установлению и экспериментальной проверке условий плавания тел; - актуализировать познавательные умения учащихся посредством формирования УУД при выполнении заданий, проведении физического эксперимента, представлении результатов эксперимента; - создать условия для выполнения коммуникативных и регулятивных УУД при работе в мини-группе, инициативном сотрудничестве в поиске информации, участии в диалоге; - дать возможность учащимся представить результаты самостоятельно проведенного эксперимента; - развивать интеллект, познавательные интересы, воспитывать организованность, инициативность, настойчивость. |
||
Методы обучения: |
метод проблемного изложения, частично-поисковый с элементами исследования |
||
Основные понятия темы |
Сила; характеристики силы (модуль, направление, точка приложения); сила тяжести; сила Архимеда; вес; плотность вещества; динамометр; мензурка. |
||
Применяемые современные технологии |
Элементы технологии проблемного обучения и учебного исследования |
||
Организация пространства |
Кабинет физики |
||
Межпредметные связи |
С математикой |
||
Ресурсы. |
Оборудование: - лабораторное оборудование кабинета физики (динамометр, мензурка с водой, пробирка с пробкой, стакан с песком); аквариум с водой; тела из веществ разной плотности. - ПК и мультимедийный проектор, интерактивная доска. - презентация «Плавание тел» (приложение 3); фрагмент мультипликационного фильма «Приключения капитана Врунгеля» (приложение 4) Дидактическое обеспечение урока: - рабочая карта (приложение 1); таблица «Плотности некоторых твердых тел и жидкостей»; план проведения эксперимента (приложение 2); карточка с заданием из серии «Проверь себя» (приложение 5). |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: |
Метапредметные: |
Личностные: |
|
- знать условия, при которых тело тонет, плавает и всплывает в жидкости; - уметь работать со стандартным лабораторным оборудование кабинета физики (динамометр, мензурка, лабораторная посуда); - уметь, используя таблицу плотности, определять какие вещества тонут, плавают или всплывают в данной жидкости; - понимать, как использовать условия плавания тел при решении качественных задач. |
Познавательные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи; представлять информацию в виде рисунков и таблиц. Регулятивные: уметь составлять план и определять последовательность действий; уметь работать по плану; научиться ставить цель; прогнозировать и предвосхищать результат; Коммуникативные: уметь слушать; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; получат возможность научиться работать в мини-группе, представлять результаты своей работы. |
Формировать познавательный интерес к предмету; творческие способности и практические умения; самостоятельность в приобретении знаний о плавании тел; развивать ценностное отношение друг к другу, к преподавателю, к результатам обучения; принимать решения и обосновывать их; развивать инициативу. |
Ход урока |
||||
№ t |
Этапы организации учебной деятельности |
Формируемые УУД |
Содержание педагогического взаимодействия |
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность суворовца |
|||
1 |
Вводно-мотивационный |
РУУД прогнозирование
ПУУД (общеучебные): формулирование познавательной цели.
ПУУД (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания |
Приветствует суворовцев, проверяет готовность к уроку. Организует вводную беседу. Задает вопрос: «Любите ли Вы смотреть мультфильмы? А мультфильмы о морских путешествиях?» Предлагает посмотреть фрагмент мультфильма «Приключения капитана Врунгеля» и предположить, о каком явлении пойдет речь на уроке, просит назвать тему урока. Предлагает прочитать эпиграф к уроку, рассмотреть лабораторное и демонстрационное оборудование и сформулировать цель урока. Организует актуализацию знаний: просит заполнить таблицу в рабочей карте, записав понятия и формулы, которые необходимо будет использовать на уроке. Организует проверку выполнения задания и просит дать определения понятиям и назвать физические величины, входящие в формулы для расчета силы тяжести, выталкивающей силы и плотности вещества. |
Приветствуют преподавателя, осуществляют самоконтроль. Участвуют в беседе. Смотрят фрагмент мультфильма, высказывают свои предположения. Называют тему урока и записывают ее в рабочую карту. Предлагают варианты формулировок цели урока. Выбирают наиболее полный вариант формулировки. Осознают цель урока. Заполняют таблицу. Докладывают о выполнении задания. Дают определения понятий и записывают формулы на доске. Осуществляют коррекцию знаний. |
2 |
Технологический |
РУУД планирование
РУУД контроль |
Организует работу по составлению плана учебного исследования: предлагает дать определение плана и далее из предложенных перепутанных пунктов плана составить план эксперимента по проверке условия плавания тела в жидкости. Предлагает сравнить составленный план с одним из возможных вариантов. Организует беседу по проверке выполнения задания. |
Дают определение плана. Составляют план. Заполняют рабочую карту урока. Осуществляют проверку, сличая свой план с одним из возможных вариантов, предложенным преподавателем. Участвуют в беседе. |
ПУУД (общеучебные) поиск, выделение и структурирование информации (логические) анализ с целью выделения признаков |
Организует учебное исследование по проверке условий плавания тел в жидкости: предлагает каждому ряду проверить одно из условий и затем представить результаты своей деятельности, условие для каждой группы выбирается жеребьевкой. |
Работают с лабораторным оборудованием в паре. Проводят измерения и расчеты. Делают вывод об условии для сил. Представляют результаты эксперимента в таблице, выполняют рисунок с изображением сил, действующих на тело. |
||
ПУУД (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания КУУД умение с достаточной точностью выражать свои мысли |
Организует представление результатов учебного исследования: предлагает заполнить таблицу на интерактивной доске, записав результаты измерений и вычислений, сформулировать условие для сил и представить информацию в виде рисунка. Предлагает суворовцам, быстро справившимся с основным заданием, выполнить задание из серии «Проверь себя» |
Представляют результаты учебного исследования. Слушают товарищей. Заполняют таблицу в рабочей карте. Усваивают новую информацию. Письменно выполняют задание |
||
ПУУД (логические) построение логической цепи рассуждений
|
Предлагает назвать еще один возможный вариант поведения тела в жидкости, и, анализируя полученные результаты заполнить таблицу для ситуации – тело плавает на поверхности жидкости. |
Проводят сравнение с ситуацией – тело всплывает, и заполняют таблицу. |
||
ППУД (логические) выдвижение гипотез и их обоснование |
Проводит демонстрационный эксперимент: в аквариум с водой помещаются тела из различных материалов и определяют поведение этих тел в жидкости. Подводит к выводу о зависимости поведения тела в жидкости от плотности вещества, из которого состоит тело. Организует работу со справочной таблицей и просит сформулировать условия плавания тел для плотности. |
Анализируют результаты демонстрационного эксперимента. Работают со справочной таблицей. Делают выводы и формулируют условия. Заполняют таблицу. |
||
ПУУД (общеучебные) структурирование информации
|
Проводит демонстрационный эксперимент: в аквариум с водой помещаются два тела одинакового объема из разных материалов. Предлагает сравнить уровни погружения тел в воду и объяснить причину различия. Помогает сформулировать вывод и записать его в рабочую карту, выполнив задание «Вставь пропущенные слова в текст». Организует проверку выполнения задания. |
Анализируют результаты эксперимента. Высказывают предположения. Формулируют вывод. Выполняют задание. Корректируют знания. |
||
3 |
Рефлексивный |
РУУД (оценка) выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоить, осознание качества и уровня усвоения ЛУУД (самоопределение): мотивация учения |
Просит выполнить задание «Задайте вопрос своему товарищу, чтобы проверить, как он усвоил материал урока». Предлагает оценить возможность правильно ответить на предложенные вопросы. Оценивает активно участвующих в работе урока суворовцев. Сообщает о получении оценки за заполнение рабочей карты. Комментирует задание на самоподготовку: п.52, упр. 27 (2, 3, 5, 6) Демонстрирует фрагмент мультфильма «Приключения капитана Врунгеля» и просит задать вопрос, на который можно ответить, используя знания об условии плавания тел. |
Составляют вопрос и записывают его в рабочую карту. Участвуют в беседе. Оценивают возможность правильно ответить на вопросы по теме урока. Слушают преподавателя. Находят связь учебных результатов урока со следующим уроком. |
приложение 1 рабочая карта для ученика
DOC / 48.5 Кб
приложение 2 возможный план проведения эксперимента
DOC / 27.5 Кб
приложение 5 проверь себя
DOC / 37 Кб
приложение 3 плавание тел
PPT / 1.75 Мб
Трефилова Раиса Поликарповна