Технологическая карта урока физики по теме «Плавание тел», 7 класс

19
1
Материал опубликован 15 July 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока «Плавание тел» (7 класс, УМК Перышкин)

Преподаватель ФГКОУ СПб СВУ МО РФ

Суханова Элеонора Александровна

Тема урока

Плавание тел

Тип урока

комбинированный

Цель урока

Обеспечить усвоение знаний об условиях плавания тел и зависимости глубины погружения тела в жидкость от его плотности.

Задачи урока:

- установить и экспериментально проверить условия, при которых тело тонет, плавает, всплывает в жидкости.

- организовать исследование по установлению и экспериментальной проверке условий плавания тел;

- актуализировать познавательные умения учащихся посредством формирования УУД при выполнении заданий, проведении физического эксперимента, представлении результатов эксперимента;

- создать условия для выполнения коммуникативных и регулятивных УУД при работе в мини-группе, инициативном сотрудничестве в поиске информации, участии в диалоге;

- дать возможность учащимся представить результаты самостоятельно проведенного эксперимента;

- развивать интеллект, познавательные интересы, воспитывать организованность, инициативность, настойчивость.

Методы обучения:

метод проблемного изложения, частично-поисковый с элементами исследования

Основные понятия темы

Сила; характеристики силы (модуль, направление, точка приложения); сила тяжести; сила Архимеда; вес; плотность вещества; динамометр; мензурка.

Применяемые современные технологии

Элементы технологии проблемного обучения и учебного исследования

Организация пространства

Кабинет физики

Межпредметные связи

С математикой

Ресурсы.

Оборудование: - лабораторное оборудование кабинета физики (динамометр, мензурка с водой, пробирка с пробкой, стакан с песком); аквариум с водой; тела из веществ разной плотности.

- ПК и мультимедийный проектор, интерактивная доска.

- презентация «Плавание тел» (приложение 3); фрагмент мультипликационного фильма «Приключения капитана Врунгеля» (приложение 4)

Дидактическое обеспечение урока: - рабочая карта (приложение 1); таблица «Плотности некоторых твердых тел и жидкостей»; план проведения эксперимента (приложение 2); карточка с заданием из серии «Проверь себя» (приложение 5).

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

- знать условия, при которых тело тонет, плавает и всплывает в жидкости;

- уметь работать со стандартным лабораторным оборудование кабинета физики (динамометр, мензурка, лабораторная посуда);

- уметь, используя таблицу плотности, определять какие вещества тонут, плавают или всплывают в данной жидкости;

- понимать, как использовать условия плавания тел при решении качественных задач.

Познавательные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель, устанавливать причинно-следственные связи; представлять информацию в виде рисунков и таблиц.

Регулятивные: уметь составлять план и определять последовательность действий; уметь работать по плану; научиться ставить цель; прогнозировать и предвосхищать результат;

Коммуникативные: уметь слушать; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; получат возможность научиться работать в мини-группе, представлять результаты своей работы.

Формировать познавательный интерес к предмету; творческие способности и практические умения; самостоятельность в приобретении знаний о плавании тел; развивать ценностное отношение друг к другу, к преподавателю, к результатам обучения; принимать решения и обосновывать их; развивать инициативу.

Ход урока

t

Этапы организации учебной деятельности

Формируемые УУД

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность преподавателя

Деятельность суворовца

1

Вводно-мотивационный


 


 

РУУД прогнозирование


 


 

 


 


 

ПУУД (общеучебные): формулирование познавательной цели.


 

ПУУД (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания

Приветствует суворовцев, проверяет готовность к

уроку. Организует вводную беседу.

Задает вопрос: «Любите ли Вы смотреть мультфильмы? А мультфильмы о морских путешествиях?» Предлагает

посмотреть фрагмент мультфильма «Приключения

капитана Врунгеля» и предположить, о каком явлении

пойдет речь на уроке, просит назвать тему урока.

Предлагает прочитать эпиграф к уроку, рассмотреть

лабораторное и демонстрационное оборудование и

сформулировать цель урока.

Организует актуализацию знаний: просит заполнить

таблицу в рабочей карте, записав понятия и формулы, которые необходимо будет использовать на уроке. Организует проверку выполнения задания и просит дать определения понятиям и назвать физические величины, входящие в формулы для расчета силы тяжести, выталкивающей силы и плотности вещества.

Приветствуют преподавателя, осуществляют самоконтроль. Участвуют в беседе.

Смотрят фрагмент мультфильма, высказывают свои предположения. Называют тему урока и записывают ее в рабочую карту.

Предлагают варианты формулировок цели урока. Выбирают наиболее полный вариант формулировки. Осознают цель урока.

Заполняют таблицу. Докладывают о выполнении задания. Дают определения понятий и записывают формулы на доске. Осуществляют коррекцию знаний.

2

Технологический

РУУД планирование


 


 

РУУД контроль

Организует работу по составлению плана учебного исследования: предлагает дать определение плана и далее из предложенных перепутанных пунктов плана составить план эксперимента по проверке условия плавания тела в жидкости. Предлагает сравнить составленный план с одним из возможных вариантов.

Организует беседу по проверке выполнения задания.

Дают определение плана. Составляют план.

Заполняют рабочую карту урока.

Осуществляют проверку, сличая свой план с одним из возможных вариантов, предложенным преподавателем.

Участвуют в беседе.

 

ПУУД (общеучебные) поиск, выделение и структурирование информации

(логические) анализ с целью выделения признаков

Организует учебное исследование по проверке условий плавания тел в жидкости: предлагает каждому ряду проверить одно из условий и затем представить результаты своей деятельности, условие для каждой группы выбирается жеребьевкой.

Работают с лабораторным оборудованием в паре. Проводят измерения и расчеты. Делают вывод об условии для сил. Представляют результаты эксперимента в таблице, выполняют рисунок с изображением сил, действующих на тело.

 

ПУУД (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания

КУУД умение с достаточной точностью выражать свои мысли

Организует представление результатов учебного исследования: предлагает заполнить таблицу на интерактивной доске, записав результаты измерений и вычислений, сформулировать условие для сил и представить информацию в виде рисунка.

Предлагает суворовцам, быстро справившимся с основным заданием, выполнить задание из серии «Проверь себя»

Представляют результаты учебного исследования. Слушают товарищей. Заполняют таблицу в рабочей карте. Усваивают новую информацию.

Письменно выполняют задание

 

ПУУД (логические) построение логической цепи рассуждений


 


 

Предлагает назвать еще один возможный вариант поведения тела в жидкости, и, анализируя полученные результаты заполнить таблицу для ситуации – тело плавает на поверхности жидкости.

Проводят сравнение с ситуацией – тело всплывает, и заполняют таблицу.

 

ППУД (логические) выдвижение гипотез и их обоснование

Проводит демонстрационный эксперимент: в аквариум с водой помещаются тела из различных материалов и определяют поведение этих тел в жидкости. Подводит к выводу о зависимости поведения тела в жидкости от плотности вещества, из которого состоит тело. Организует работу со справочной таблицей и просит сформулировать условия плавания тел для плотности.

Анализируют результаты демонстрационного эксперимента. Работают со справочной таблицей. Делают выводы и формулируют условия. Заполняют таблицу.

 

ПУУД (общеучебные) структурирование информации


 


 


 


 

Проводит демонстрационный эксперимент: в аквариум с водой помещаются два тела одинакового объема из разных материалов. Предлагает сравнить уровни погружения тел в воду и объяснить причину различия. Помогает сформулировать вывод и записать его в рабочую карту, выполнив задание «Вставь пропущенные слова в текст».

Организует проверку выполнения задания.

Анализируют результаты эксперимента. Высказывают предположения. Формулируют вывод.

Выполняют задание.

Корректируют знания.

3

Рефлексивный

РУУД (оценка) выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоить, осознание качества и уровня усвоения

ЛУУД

(самоопределение): мотивация учения

Просит выполнить задание «Задайте вопрос своему товарищу, чтобы проверить, как он усвоил материал урока».

Предлагает оценить возможность правильно ответить на предложенные вопросы.

Оценивает активно участвующих в работе урока суворовцев. Сообщает о получении оценки за заполнение рабочей карты.

Комментирует задание на самоподготовку: п.52,

упр. 27 (2, 3, 5, 6)

Демонстрирует фрагмент мультфильма «Приключения капитана Врунгеля» и просит задать вопрос, на который можно ответить, используя знания об условии плавания тел.

Составляют вопрос и записывают его в рабочую карту.

Участвуют в беседе. Оценивают возможность правильно ответить на вопросы по теме урока.

Слушают преподавателя.

Находят связь учебных результатов урока со следующим уроком.


приложение 1 рабочая карта для ученика
DOC / 48.5 Кб

приложение 2 возможный план проведения эксперимента
DOC / 27.5 Кб

приложение 5 проверь себя
DOC / 37 Кб

приложение 3 плавание тел
PPT / 1.75 Мб

Предварительный просмотр презентации

Плавание тел Истина - это то, что выдерживает проверку опытом. А. Эйнштейн

Цель урока: Цель урока: Опытным путем выяснить условия, когда тело тонет, плавает и всплывает.

сила сила тяжести плотность молекула вещества сила Архимеда диффузия

сила сила тяжести плотность вещества сила Архимеда

План – это намеченный порядок, последовательность выполнения действий или работы для достижения определённой цели. План – это намеченный порядок, последовательность выполнения действий или работы для достижения определённой цели.

Выберите такое количество песка в пробирке, чтобы ее положение в воде удовлетворяло проверяемому вами условию. Рассчитайте выталкивающую силу. Определите, какое условие плавания тел вы будете проверять. Определите с помощью мензурки объем погруженной в воду части пробирки. Плотность воды определите по справочной таблице. Сформулируйте вывод по результату эксперимента. Измерьте силу тяжести с помощью динамометра. Сравните силу тяжести и выталкивающую силу.

1. Определите, какое условие плавания тел вы будете проверять. 1. Определите, какое условие плавания тел вы будете проверять. 2. Выберите такое количество песка в пробирке, чтобы ее положение в воде удовлетворяло проверяемому вами условию. 3. Измерьте силу тяжести с помощью динамометра. 4. Определите с помощью мензурки объем погруженной в воду части пробирки. 5. Плотность воды определите по справочной таблице. 6. Рассчитайте выталкивающую силу. 7. Сравните силу тяжести и выталкивающую силу. 8. Сформулируйте вывод по результату эксперимента.

Правила по ТБ 1. Располагайте приборы и материалы на рабочем столе так, чтобы исключить их опрокидывание. 2. Опускайте тело в жидкость, перемещая тело с динамометром, а не мензурку с жидкостью.

Поведение тела Сила тяжести, Н Объем тела , М3 Сила Архимеда, Н Условия для сил Условия для плотностей Рисунок тонет Плавает внутри жидкости всплывает Плавает на поверхности жидкости

Глубина погружения тела, плавающего на поверхности жидкости, зависит от _________________________________. Чем меньше ______________________, тем меньшая часть тела погружена в жидкость. Глубина погружения тела, плавающего на поверхности жидкости, зависит от _________________________________. Чем меньше ______________________, тем меньшая часть тела погружена в жидкость.

Глубина погружения тела, плавающего на поверхности жидкости, зависит от Глубина погружения тела, плавающего на поверхности жидкости, зависит от плотности тела. Чем меньше плотность тела , тем меньшая часть тела погружена в жидкость.

Благодарю за урок!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за урок!

22 August 2018