Технологическая карта урока физики в 7 классе «Механическая работа»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Пушкова Ольга Петровна, учитель физики МБОУ «СОШ № 31 имени А.П.Жданова» г. Братска
Предмет | Физика |
Класс | 7 |
Тема | Механическая работа. |
Содержательная цель | Создать условия для активизации познавательной деятельности средствами технологии проблемного обучения, исследовательской деятельности с использованием компьютерной техники. |
Задачи урока | Образовательная: Дать понятие механической работы, условное обозначение и единицы работы; выяснить способы совершения положительной, отрицательной работы; выяснить условия необходимые для совершения работы; уметь использовать ПК при изучении нового материала. Развивающая: Содействовать развитию логического мышления, умению анализировать, обобщать и выделять главное из полученной информации, выражать свои мысли вслух. Воспитательная: Способствовать воспитанию у школьников культуры исследовательского труда, воспитанию навыков коммуникативного общения; формировать положительную мотивацию к учению, интереса к предмету. |
Тип, вид урока | Изучение нового материала. |
Планируемые предметные результаты | - знание физических величин и их единиц измерения, формул для расчета физических величин; - умение применять полученные знания, решать задачи с применением изученных формул и правил; - формирование интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, делать выводы; - развитие у учащихся самостоятельности в мышлении и учебной деятельности. |
Личностные результаты | - формирование ответственного отношения к учению, готовности учащихся к саморазвитию; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной творческой деятельности. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные - научится: осуществлять действия по плану изучения физической величины, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на проблемные вопросы. Познавательные - научится: устанавливать причинно-следственные связи изучения физической величины, использовать знания о механической работе в повседневной жизни, приводить примеры практического использования физических знаний. Коммуникативные - научится: работать в сотрудничестве с учителем и учащимися; выслушивать собеседника, понимать его точку зрения; развивать монологическую и диалогическую речь. |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский. |
Образовательные ресурсы | учебник Физика 7 класс А.В. Перышкин, Виртуальный конструктор «Живая физика», проектор, презентация. |
Организационная структура урока
Этап урока, цель | Методический прием | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Текущий контроль | |||||||||||
| | | Осуществляемые действия | Формируемые умения | | ||||||||||
I. Этап мотивации к учебной деятельности | Проблемный вопрос | Организационное начало урока. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. Ребята! Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя, что - то новое, интересное. А сколько еще интересного и неисследованного вокруг?! Интерес ко всему неизведанному возникает, когда человек трудится сам. Мы все готовы с вами к работе, к новым открытиям. Готовы? Нас ждет интересная работа. А что означает для вас слово «работа»? Можете привести примеры? Из словаря В. Даля: Работа – «труд, занятие, дело, упражненье, деланье. Египетская работа - тяжкая и долгая. Черная работа - работа, где не нужно знанье и уменье. Срочная работа - работа, которую нужно окончить в срок. Работа мастера боится… Есть работа, есть и хлеб». Ребята! Вопрос был один: что такое «работа»? А сколько мнений? Почему так получилось? Может быть, мы чего-то не знаем о работе с точки зрения науки физики? Значит, нам это нужно узнать! | Готовятся к работе, организуют рабочее место, приветствуют учителя. Слушают учителя. Отвечают на вопрос, приводят примеры, | Учатся быть дисциплинирован-ными, организованными. Развивают мыслительную деятельность. | | ||||||||||
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Фронтальная беседа | Активизирует знания учащихся, необходимые для того, чтобы узнать о работе (задает вопросы для повторения): Что такое сила? Какие силы мы изучали? Что характеризует сила? Почему силу называют векторной величиной? Что может произойти с телом под действием силы? В этом учебном году мы изучаем раздел физики – механику. А что изучает механика? Под действием каких сил могут двигаться тела? Приведите примеры. Примеры: Поезд движется под действием силы… Санки движутся под действием силы… При полете сила давления сгорающих газов перемещает ракету Подъёмная сила действует на воздушный шар | Участие в диалоге. | Анализируют полученную ранее информацию. Умение высказывать свою точку зрения, анализировать, давать правильные ответы. | Вопросы учителя. | ||||||||||
III. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. | Проблемный вопрос. | Учитель: ребята, как вы думаете, когда говорят, что тело совершает работу? С применением виртуального конструктора «Живая физика» учитель помогает учащимся ответить на поставленный вопрос.
Иллюстрация: понятие «Работа».
Запишите тему урока «Механическая работа». Учитель: А какие же мы поставим цели на этот урок? Постановка цели: дать понятие механической работы, в каких единицах измеряется работа; выяснить способы совершения положительной, отрицательной работы; выяснить условия необходимые для совершения работы; обобщить знания о работе, закрепить изученный материал; проверить и закрепить полученные знания. | Отвечают на вопрос после наблюдения за опытом. Делают вывод: тело совершает работу, если движется под действием силы. Записывают тему урока, определяют цели урока. | Умение высказывать свое мнение. Устанавливают причинно-следственные связи. Умение анализировать, делать выводы. Умения планировать, ставить перед собой задачи. | Вопросы учителя и устные ответы учащихся. | ||||||||||
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. | Проблемный диалог. Виртуальный эксперимент. Работа в группах. Физкультминутка | Учитель: Исторически термин «работа» в физику ввел французский ученый Ж. Понселе. Для него работа, как понятие, была связана с деятельностью человека. Работа совершается, если тело перемещается под действием силы. Проблемный вопрос: Значит, мы можем предположить, от чего зависит совершенная работа? Проведение опыта с помощью виртуального конструктора «Живая физика»: Выяснение зависимости механической работы от силы и пройденного пути. Работа в группах. 1 задание: меняют силу и направление силы (горизонтально, вертикально) при постоянном пройденном пути, наблюдают и делают вывод о зависимости работы от величины действующей силы; определяют знак работы в зависимости от направления скорости и силы.
2 задание: меняют пройденный путь при постоянной силе, наблюдают и делают вывод о зависимости работы от пройденного пути. Учитель предлагает с помощью инструкции на доске выполнить упражнения для глаз. Работа зависит от расстояния, чем оно больше, тем больше и работа. Чем больше приложенная сила, тем больше и совершенная работа. Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути. Работа обозначается буквой А, сила - F, перемещение - S. Формула работы: А = F S. Механической работой называется физическая величина, равная произведению силы и перемещения тела по направлению действия этой силы. В каких единицах измеряется работа? В системе СИ: сила измеряется в Н, перемещение в м. Единица измерения работы в системе СИ: 1 Н×м = 1 Дж. Она названа в честь английского физика Джоуля Джеймса Прескотти (1818—1889г.г.). 1 Дж– это работа совершаемая силой в 1 Н на пути в 1 м. Производные единицы: 1 кДж= 1000Дж;1 МДж = 1000 000Дж; 1Дж =0,001 кДж, 1Дж=0,000001 МДж. Из формулы для расчета работы можно найти силу а также путь , по известному значению работы А: F=A/S; S=A/F (учитель предлагает учащимся выразить силу и путь). Проблемные вопросы: Как вы думаете, тело всегда совершает работу? При каких условиях совершается работа, а когда нет? Если сила перпендикулярна движению? Как вы думаете, может быть так, что сила направлена против движения? Приведите примеры. А какие силы могут совершить работу? Приведите примеры. Учитель - вывод: Работа может быть больше нуля, меньше и равной нулю (Правила Понселе). А > 0, если направление движения тела совпадает с направлением действия силы на него. А < 0, если направление движения тела противоположно направлению действия силы. А = 0, если на тело не действуют силы или перемещение тела равно нулю, а также, если направление движения перпендикулярно направлению действия силы. Проблемный вопрос: Какая сила совершает только отрицательную работу? Почему? | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Участвуют в беседе, обмениваются мнениями, выдвигают предположения. Работают в группах с материалами ЭОР. Составляют план действий, выполняют виртуальный эксперимент. Выполняют упражнения для глаз после работы с компьютером. Записывают в тетради новые термины и понятия. Называют приставки и переводят в Дж. Выводят формулы для силы и пути. Отвечают на вопросы, делают предположения. Делают записи в тетради. | Устанавливают причинно-следственные связи. Систематизируют информацию. Умение слушать и выделять главное.
| Проблемные вопросы совместно с рассказом учителя. Проблемные вопросы совместно с рассказом учителя. | ||||||||||
V. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действий с полученными знаниями в практической деятельности | Решение качественных задач. | Учитель организует решение качественных задач с использованием иллюстративного материала на слайдах. Учитель помогает учащимся закрепить знания по теме. | Решают качественные задачи: на определение условий выполнения работы, на определение знака работы, силы, совершающей работу, на устный расчет значения работы. | Осуществляют первичное закрепление и конкретизацию знаний. | Устные ответы. | ||||||||||
VI. Рефлексия учебной деятельности | Фронтальная работа | Проводит рефлексию: Что нового вы узнали на уроке? Что вы научились делать? Какая часть урока вызвала особый интерес к теме? Что было самым трудным на уроке? | Осуществляют самоанализ деятельности всего класса. | Воспринимают оценку работы класса на уроке. | Беседа устная | ||||||||||
VII. Подведение итогов. Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция | Итоговый тест | Учитель предлагает проверить уровень усвоения учебного материала, выполнив тест: Какую работу изучают в физике? Дополните предложение "Механическая работа совершается только тогда, когда В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа? Как обозначается механическая работа? Для того, чтобы вычислить механическую работу, надо... В каких единицах измеряется механическая работа? В каком случае сила совершает положительную работу? Может ли сила совершать отрицательную работу? Может ли механическая работа равняться нулю? Вычислите работу, которая совершается при перемещении тела на 4 м под действием силы 12 Н Проверка (Слайд)
Учитель: Ответы вам предлагаются, и вы сами можете оценить свою работу. | Осуществляют самоанализ индивидуальной деятельности. | Учащиеся самостоятельно оценивают уровень усвоения учебного материала. | Письменные ответы | ||||||||||
Домашнее задание | Дает комментарий к домашнему заданию: Прочитать п. 55 (знать ответы на вопросы). Выполнить упр. 30 (3, 4). | Записывают задание | Знакомятся с заданием, задают вопросы. | |