Технологическая карта урока физики в 7 классе «Механическая работа»

2
0
Материал опубликован 3 September 2020

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Пушкова Ольга Петровна, учитель физики МБОУ «СОШ № 31 имени А.П.Жданова» г. Братска


Предмет

Физика

Класс

7

Тема

Механическая работа.

Содержательная цель



Создать условия для активизации познавательной деятельности средствами технологии проблемного обучения, исследовательской деятельности с использованием компьютерной техники.

Задачи урока

Образовательная:

Дать понятие механической работы, условное обозначение и единицы работы; выяснить способы совершения положительной, отрицательной работы; выяснить условия необходимые для совершения работы; уметь использовать ПК при изучении нового материала.

Развивающая:

Содействовать развитию логического мышления, умению анализировать, обобщать и выделять главное из полученной информации, выражать свои мысли вслух.

Воспитательная:

Способствовать воспитанию у школьников культуры исследовательского труда, воспитанию навыков коммуникативного общения; формировать положительную мотивацию к учению, интереса к предмету.

Тип, вид урока

Изучение нового материала.

Планируемые

предметные

результаты


- знание физических величин и их единиц измерения, формул для расчета физических величин;

- умение применять полученные знания, решать задачи с применением изученных формул и правил;

- формирование интеллектуальных умений анализировать, сравнивать, делать выводы;

- развитие у учащихся самостоятельности в мышлении и учебной деятельности.


Личностные результаты

- формирование ответственного отношения к учению, готовности учащихся к саморазвитию;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной творческой деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные - научится: осуществлять действия по плану изучения физической величины, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на проблемные вопросы.

Познавательные - научится: устанавливать причинно-следственные связи изучения физической величины, использовать знания о механической работе в повседневной жизни, приводить примеры практического использования физических знаний.

Коммуникативные - научится: работать в сотрудничестве с учителем и учащимися; выслушивать собеседника, понимать его точку зрения; развивать монологическую и диалогическую речь.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Образовательные ресурсы

учебник Физика 7 класс А.В. Перышкин, Виртуальный конструктор «Живая физика», проектор, презентация.


Организационная структура урока


Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий

контроль







Осуществляемые действия

Формируемые умения



I. Этап мотивации к учебной деятельности



Проблемный вопрос

Организационное начало урока.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку.





Ребята! Мы продолжаем знакомиться с новыми понятиями в физике, открывать для себя, что - то новое, интересное. А сколько еще интересного и неисследованного вокруг?! Интерес ко всему неизведанному возникает, когда человек трудится сам.

Мы все готовы с вами к работе, к новым открытиям. Готовы? Нас ждет интересная работа. А что означает для вас слово «работа»? Можете привести примеры?

Из словаря В. Даля:

Работа – «труд, занятие, дело, упражненье, деланье.

Египетская работа - тяжкая и долгая.

Черная работа - работа, где не нужно знанье и уменье.

Срочная работа - работа, которую нужно окончить в срок.

Работа мастера боится…

Есть работа, есть и хлеб».

Ребята! Вопрос был один: что такое «работа»? А сколько мнений? Почему так получилось? Может быть, мы чего-то не знаем о работе с точки зрения науки физики? Значит, нам это нужно узнать!

Готовятся к работе, организуют рабочее место, приветствуют учителя.


Слушают учителя.







Отвечают на вопрос, приводят примеры,



Учатся быть дисциплинирован-ными, организованными.










Развивают мыслительную деятельность.




II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии








Фронтальная

беседа

Активизирует знания учащихся, необходимые для того, чтобы узнать о работе (задает вопросы для повторения):

Что такое сила?

Какие силы мы изучали?

Что характеризует сила?

Почему силу называют векторной величиной?

Что может произойти с телом под действием силы?

В этом учебном году мы изучаем раздел физики – механику. А что изучает механика?

Под действием каких сил могут двигаться тела? Приведите примеры.

Примеры:

Поезд движется под действием силы…

Санки движутся под действием силы…

При полете сила давления сгорающих газов перемещает ракету

Подъёмная сила действует на воздушный шар

Участие в диалоге.





















Анализируют полученную ранее информацию.











Умение высказывать свою точку зрения, анализировать, давать правильные ответы.




Вопросы

учителя.


III. Мотивация

к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.


Проблемный вопрос.

Учитель: ребята, как вы думаете, когда говорят, что тело совершает работу?

С применением виртуального конструктора «Живая физика» учитель помогает учащимся ответить на поставленный вопрос.

t1599139620aa.png















t1599139620ab.png



Иллюстрация: понятие «Работа».

t1599139620ac.png




Запишите тему урока «Механическая работа».

Учитель: А какие же мы поставим цели на этот урок?


Постановка цели:

дать понятие механической работы,

в каких единицах измеряется работа;

выяснить способы совершения положительной, отрицательной работы;

выяснить условия необходимые для совершения работы;

обобщить знания о работе, закрепить изученный материал;

проверить и закрепить полученные знания.


Отвечают на вопрос после наблюдения за опытом.
















































Делают вывод: тело совершает работу, если движется под действием силы.















Записывают тему урока, определяют цели урока.













Умение высказывать свое мнение.




Устанавливают причинно-следственные связи.











































Умение анализировать, делать выводы.















Умения планировать, ставить перед собой задачи.








Вопросы учителя и устные ответы учащихся.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний. Развитие уме­ния находить ответы на проблемные вопросы.

Проблемный диалог.

Виртуальный эксперимент.

Работа в группах.





























































Физкультминутка















Учитель: Исторически термин «работа» в физику ввел французский ученый Ж. Понселе. Для него работа, как понятие, была связана с деятельностью человека. 

Работа совершается, если тело перемещается под действием силы. Проблемный вопрос: Значит, мы можем предположить, от чего зависит совершенная работа?

Проведение опыта с помощью виртуального конструктора «Живая физика»:

Выяснение зависимости механической работы от силы и пройденного пути.

Работа в группах.

1 задание: меняют силу и направление силы (горизонтально, вертикально) при постоянном пройденном пути, наблюдают и делают вывод о зависимости работы от величины действующей силы; определяют знак работы в зависимости от направления скорости и силы.

t1599139620ad.pngt1599139620ae.png

2 задание: меняют пройденный путь при постоянной силе, наблюдают и делают вывод о зависимости работы от пройденного пути.

t1599139620af.png



Учитель предлагает с помощью инструкции на доске выполнить упражнения для глаз.





Работа зависит от расстояния, чем оно больше, тем больше и работа. Чем больше приложенная сила, тем больше и совершенная работа. Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути. Работа обозначается буквой А, сила - F, перемещение - S. Формула работы:  А = F S.

Механической работой называется физическая величина, равная произведению силы и перемещения тела по направлению действия этой силы. В каких единицах измеряется работа?

В системе СИ: сила измеряется в Н, перемещение в м. Единица измерения работы в системе СИ: 1 Н×м = 1 Дж. Она названа в честь английского физика Джоуля

Джеймса Прескотти (1818—1889г.г.).

1 Дж– это работа совершаемая силой в 1 Н на пути в 1 м.

Производные единицы:

1 кДж= 1000Дж;1 МДж = 1000 000Дж; 1Дж =0,001 кДж, 1Дж=0,000001 МДж. 

Из формулы для расчета работы можно найти силу а также путь , по известному значению работы А: F=A/S; S=A/F (учитель предлагает учащимся выразить силу и путь).

Проблемные вопросы:

Как вы думаете, тело всегда совершает работу?

При каких условиях совершается работа, а когда нет? 

Если сила перпендикулярна движению? 

Как вы думаете, может быть так, что сила направлена против движения? Приведите примеры.

А какие силы могут совершить работу? Приведите примеры.

Учитель - вывод: Работа может быть больше нуля, меньше и равной нулю (Правила Понселе).

А > 0, если направление движения тела совпадает с направлением действия силы на него.

А < 0, если направление движения тела противоположно направлению действия силы.

А = 0, если на тело не действуют силы или перемещение тела равно нулю, а также, если направление движения перпендикулярно направлению действия силы.

Проблемный вопрос:

Какая сила совершает только отрицательную работу? Почему?


Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Участвуют в беседе, обме­ниваются мнениями, выдвигают предположения.



Рабо­тают в группах с материалами ЭОР. Составляют план действий, выполняют виртуальный эксперимент.












































Выполняют упражнения для глаз после работы с компьютером.



Записывают в тетра­ди новые термины и понятия.

















Называют приставки и переводят в Дж.

Выводят формулы для силы и пути.


Отвечают на вопросы, делают предположения.

Делают записи в тетради.






Устанавливают причинно-следственные связи. Систематизируют инфор­мацию.

Умение слушать и выделять главное.





































Проблемные вопросы совместно с рассказом учителя.

























































































Проблемные вопросы совместно с рассказом учителя.


V. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение спо­соба действий с полученны­ми знаниями в практиче­ской деятель­ности

Решение качественных задач.

Учитель организует решение качественных задач с использованием иллюстративного материала на слайдах.

Учитель помогает учащимся закрепить знания по теме.

Решают качественные задачи: на определение условий выполнения работы, на определение знака работы, силы, совершающей работу, на устный расчет значения работы.


Осуществляют первичное закрепление и конкретизацию знаний.

Устные ответы.


VI. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

Проводит рефлексию:

Что нового вы узнали на уроке?

Что вы научились делать?

Какая часть урока вызвала особый интерес к теме?

Что было самым трудным на уроке?

Осуществляют самоанализ деятельности всего класса.

Воспринимают оценку работы класса на уроке.

Беседа устная

VII. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция

Итоговый тест

Учитель предлагает проверить уровень усвоения учебного материала, выполнив тест:

Какую работу изучают в физике?
А. труд рабочего; 
Б. труд инженера; 
В. механическую работу

Дополните предложение "Механическая работа совершается только тогда, когда
А. ... на тело действует сила. 
Б. ... тело движется. 
В. ... на тело действует сила и оно движется под действием этой силы.

В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа?
А. Шарик катится по гладкому горизонтальному столу равномерно.
Б. Автопогрузчик поднимает груз 
В.Кирпич лежит на земле

Как обозначается механическая работа?
А
. F
Б.
 S
В
. A.

Для того, чтобы вычислить механическую работу, надо...
А.
 силу умножить на путь
Б. сложить силу и путь 
В. 
путь поделить на силу.

В каких единицах измеряется механическая работа?
А) 
Н 
Б) Па. 
В) 
Дж

В каком случае сила совершает положительную работу? 
А) 
Если направление действия силы совпадает с направлением движения тела
Б) 
Если направление действия силы противоположно направлению движения тела. 
В) 
Работа всегда имеет положительное значение.

Может ли сила совершать отрицательную работу? 
А) 
Не может. 
Б) Может, если направление силы, действующей на тело, противоположно направлению движения
В) 
Может, если тело не двигается.

Может ли механическая работа равняться нулю?
А) 
Не может 
Б) 
Может, если направление силы, действующей на тело, противоположно направлению движения
В) 
Может, если направление силы, действующей на тело, перпендикулярно направлению движения

Вычислите работу, которая совершается при перемещении тела на 4 м под действием силы 12 Н
А)16 Н. 
Б)48 Н 
В)
 4 Н

Проверка (Слайд)

1. В

2. В

3. Б

4. В

5.А

6.В

7. А

8. Б

10Б

Учитель: Ответы вам предлагаются, и вы сами можете оценить свою работу.


Осуществляют самоанализ индивидуальной деятельности.

Учащиеся самостоятельно оценивают уровень усвоения учебного материала.

Письменные ответы

Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию:

Прочитать п. 55 (знать ответы на вопросы).

Выполнить упр. 30 (3, 4).

Записывают задание

Знакомятся с заданием, задают вопросы.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации