Технологическая карта урока (форма) Дукаева Лариса Салмановна ФИО участника конкурса МБОУ «СОШ 2 с. Катар-Юрт» Краткое название образовательной организации, включающее район Окружающий мир Учебный предмет 2 класс Лучший урок окружающего мира номинация Тема: «Мир животных: земноводные и пресмыкающиеся. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, описание.
Дукаева Лариса Салмановна
ФИО участника конкурса
Краткое название образовательной организации, включающее район
Учебный предмет
2 классЛучший урок окружающего мира номинация
Тема: «Мир животных: земноводные и пресмыкающиеся. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, называние, описание.» | Тип: Урок изучения нового материала | ||
Цель урока: Познакомить детей с многообразием животных на Земле, их средами Обитания и особенностями. | |||
Планируемыерезультаты | |||
Личностные: Применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. | Метапредметные: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности | Предметные: распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире | |
Ресурсы урока: презентация, картинки животных, видеоролик «Амфибии, земноводные, рептилии, пресмыкающиеся для детей», раздаточный материал (фишки), карточки базового и повышенного уровня (uchi.ru), тестовые задания на карточках, | |||
Ходурока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Мотивационно-целевой этап | |||
-Здравствуйте, ребята! -Я очень рада вас видеть. -Посмотрите друг на друга, подарите свои улыбки. Посмотрите ваши рабочие места, всё ли у вас на месте. -Прошу вас быть моими активными помощниками, слушать меня внимательно, отвечать правильно и полными ответами. | Дети слушают учителя, настраиваются на предстоящий урок. | ||
Деятельностный этап | |||
Актуализация опорных знаний | |||
-Я вам предлагаю начать наш урок с проверки домашнего задания. -Скажите, какую тему мы проходили на прошлом уроке? О чём мы говорили? Ребята, мир живой природы состоит из двух царств – каких? (Растений и животных.) Мы уже начали изучать мир животных, который очень разнообразен. Животных мы можем встретить повсюду: в почве, на поверхности земли, в воздухе, в воде. Давайте вспомним, о каких животных мы говорили с вами на прошлом уроке. -У вас на столе лежат фишки с двумя цветами. -Я буду озвучивать высказывания, а вы будете отвечать с помощью фишек. Если это верное утверждение - вы показываете зеленую фишку, а если вы считаете, что это не верно – вы показываете красную фишку. Фронтальный опрос 1.Тело животных покрыто шерстью (да) 2.Самая маленькая лошадь пони (да) 3. Медведь просыпается осенью (нет) 4.Стрекоза — это животное (нет) 5.У зверей 4 ноги (да) 6. Белый медведь проживает в нашем регионе (нет) -Дети, а где мы ещё встречаем верные и неверные утверждения? -Молодцы, очень хорошо! | Дети вспоминают изученное, участвуют в беседе с учителем. Показывают фишки. | ||
Целеполагание | |||
Звучит музыка “В мире животных” и на этом фоне говорит учитель: -Дети, я думаю вам будет очень интересно совершить путешествие в мир животных с лисёнком Ой! -Хотите совершить путешествие? https://www.youtube.com/watch?v=7Ab73cjMb3s -Ребята, каких животных вы здесь увидели? -А где они живут? -Вспомните, как называется эта группа животных? -«Земноводные и пресмыкающиеся» - это и будет тема нашего сегодняшнего урока. Узнаем, где и как они живут, чем отличаются от других животных, почему нуждаются в охране. - Какую цель мы поставим? | Просмотр видеоролика Учащиеся строят свои высказывания, учатся слушать друг друга. С помощью учителя формулируют цель. | ||
Осуществление учебных действий по освоению нового материала | |||
-Дети, вы просмотрели видео. Кого вы там увидели? Какие животные из этого ролика вам знакомы? -Давайте с вами поиграем в интересную игру. Она называется «Четвёртый лишний». На доске 3 ряда картинок животных. 1 ряд. Окунь, щука, карась, лягушка. 2ряд. Муха, стрекоза, ящерица, муравей. 3 ряд. Волк, жаба, медведь, лиса. Сегодня мы познакомимся с удивительным миром земноводных и пресмыкающихся животных. Эти животные появились на Земле давно, когда еще не было ни птиц, ни зверей. Земноводные первыми из позвоночных животных вышли из воды на сушу. Это случилось около 350 миллионов лет назад. А пресмыкающиеся появились примерно 320 миллионов лет назад и стали первыми настоящими наземными позвоночными. Работа с учебником. Стр. 61. Чтение текста. Работа по картинкам. -Ребята, давайте ещё раз вспомним как называются эти животные? Кто из изображённых на картинках ползает? А кто живёт в воде? -Нам нужно выяснить: 1.Особенности внешнего вида. 2.Условия жизни, передвижения, питания. Работа по карточкам. Таблица У вас на партах карточки. 1 вариант- соедините со словом тех животных, которые относятся к классу пресмыкающихся 2 вариант- соединяет животных, которые относятся к классу земноводных. | | ||
Физминутка («Рыба, птица, зверь») | |||
Учитель называет животных: Щука, налим, дятел, ёж, слон, чайка, скворец, карась, кабан, лось, снегирь, кот | Учащиеся с помощью пантомимы показывают, как плавает рыба в воде. Когда слышат название птицы, машут руками – «крыльями», имитируют полёт. А услышав название зверей, топают ногами. |
Проверка первичного усвоения | |
Рабочие листы базового и повышенного уровня Базовый уровень (1и 2 задание) Повышенный уровень (1 и 2 задание) | Самостоятельное выполнение заданий по рабочим листам базового и повышенного уровня. |
Применение изученного материала | |
Тест. Парная работа. 1. У какой группы животных влажная кожа без чешуи? А) У пресмыкающихся Б) У земноводных В) У всех этих животных 2. Кто может жить и в воде, и на суше? А) Ящерица Б) Лягушка В) Змея 3. У кого есть чешуя? А) У жабы Б) У ящерицы В) У тритона 4. Кто ловит добычу липким языком? А) Змея Б) Лягушка В) Черепаха 5. Какое животное любит греться на солнце? А) Тритон Б) Ящерица В) Жаба Ответы для учителя: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б, 5Б | Дети работают в парах. |
Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | |
А сейчас дети, мы будем отгадывать загадки? 1) С последней буквы алфавита Я начинаюсь. Не беда – Зато быстра и деловита, Лишь хвост теряю иногда. (Ящерица.) 2) Я вовсе без ног, Но двигаюсь ловко По земле и в воде – Помогает сноровка. (Змея.) 3) Вот лентяй С зеленой кожей, Он всегда гуляет лежа. (Крокодил.) 4) Живу на суше и в воде, Мой панцирь очень нужен мне. Я этим домом дорожу, Хоть очень медленно хожу. (Черепаха.) Ребята, скажите, что мы сейчас делали? -Что такое загадка? А к какому литературному жанру относятся загадки? | Дети отгадывают загадки. (Примерные ответы детей) Отгадывали загадки. Загадка – это краткое описание предмета или явления. Загадки относятся к жанру фольклора. |
Развитие функциональной грамотности | |
Игра «Верю-неверю» Факт 1 -Некоторые виды ящериц могут отбрасывать свой хвост, чтобы отвлечь внимание хищника. Факт 2 Крокодилы самые молодые пресмыкающиеся на планете, они живут около 50 лет. Факт 3 Некоторые виды черепах могут жить очень долго до 100-150 лет. Факт 4. Лягушки могут прыгать на расстояние до 10 раз длиннее своей длины тела. | Парная работа. Обсуждают факты. |
Систематизация знаний и умений | |
-Дети, сегодня мы рассмотрели отличительные признаки разных групп животных, чтобы подвести итог нашей работы и ещё раз проверить ваши знания о разнообразном мире животных предлагаю прием «Да - нет". На вопрос нужно отвечать хором "да" или " нет". 1. Может ли сазан забраться в океан? 2. Может ли дрозд отморозить хвост? 3. Может ли оса взлететь под небеса? 4. Может ли кулик прикусить себе язык? 5.Может ли тюлень на боку лежать весь день? 6.Может ли синица под крышей поселиться? 7. Могут ли собаки отодрать хвосты всем ракам? 8. Может ли медведь зимою потолстеть? | Дети отвечают «Да или «Нет» -нет, это речная рыба -нет, он зимует на юге -да -нет, у птиц нет зубов -да -да -нет, раки живут на дне водоёмов -нет, зимой медведь спит и худеет |
Рефлексивно-оценочный этап | |
-Какую цель мы ставили? -С какими затруднениями столкнулись? -Кто в самостоятельной работе не выполнил задания, а потом разобрался и исправил ошибки? (похлопали в ладоши) -Кто в работе выполнил все задания без ошибок? (похлопали в ладоши) -Кто без ошибок выбрал всех земноводных? (похлопали в ладоши) -Вот, это шквал аплодисментов! -Молодцы! -А как вы считаете, надо ли нам потренироваться в определении животных разных групп и узнать о них что-то очень интересное? | Дети отвечают на вопросы, анализируют урок. |
Домашнее задание | |
Д/З (Функциональная грамотность) Дети, я предлагаю дома написать письмо в научный клуб «Мы и окружающий мир», который объединяет детей нашей страны в коллектив защитников природы. Так как этот года объявлен годом «Сохраним окружающую среду», тема для письма такова: «Мы в ответе за тех, кого приручили» | |