Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме «Мировой океан и его части»

4
0
Материал опубликован 18 January 2021

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Егорьевская средняя общеобразовательная школа»

 

Технологическая карта урока географии в 5 классе (ФГОС) по теме:

«Мировой океан и его части»

 

Составитель:

учитель географии

высшей квалификационной категории

Семерьянова Татьяна Викторовна

 

с. Новоегорьевское

2021

 

Технологическая карта урока географии

 

Автор

 

Учитель географии Семерьянова Т.В.

Предмет

География

Класс

5 класс

Тип урока

Урок новых знаний

Технология построения урока

Системно-деятельностный подход

Тема

Мировой океан и его части

Цель

Создать условия, позволяющие учащимся сформировать представление о Мировом океане и его частях

Задачи

Образовательная (формирование познавательных УУД): в процессе самостоятельной работы с разными источниками информации выяснить особенности Мирового океана, его составных частей.

Развивающая (формирование регулятивных УУД): развивать умение выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; рефлексировать способы действий, контролировать процесс и результат своей деятельности на разных этапах работы, осуществлять коррекцию.

Воспитательные (коммуникативные и личностные): организовать сотрудничество при работе в парах, выстроить продуктивное взаимодействие детей друг с другом, учить детей выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами на каждом этапе работы; побуждать их к осознанной деятельности с ориентацией на положительный результат в соответствии с поставленными целями.

Основные термины, понятия

Мировой океан, море, залив, пролив, течение

 


 

Планируемые результаты

Предметные умения

Метапредметные умения

Личностные

Объяснять географические особенности природы океанов;

 

сравнивать географические объекты (моря, заливы), процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию.

 

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение;

 

Формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий:

 

умение пользоваться электронными образовательными ресурсами;

умение редактировать электронные таблицы;

умение искать и анализировать информацию в сети Интернет.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

 

готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

 

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.

 


 


 

 

Организация пространства

Формы работы

Оборудование и ресурсы:

Фронтальная

Работа в парах

Работа в группах

Индивидуальная

 

 

 

 

Учебник, атлас

Физическая карта мира

Толковый словарь С. И. Ожегова

Энциклопедический словарь географических терминов под ред. С.В. Калесника

Задание для группы 1 Приложение 1

Задание для группы 2 Приложение 2

Задание для группы 3 Приложение 3

Задание для группы 4 Приложение 4

Задание для группы 5 Приложение 5

Маршрутный лист для каждого ученика Приложение 6

Компьютер

Проектор

Ноутбуки для учеников с доступом в сеть Интернет

Презентация для учеников «Части Мирового океана»

Презентация «Мировой океан и его части»

Весы

Пачка соли

Ситуативные цветные карточки

 

Ход урока

Компоненты учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Организационный этап (1 мин)

 

Цель: настроить учащихся на учебную работу

Доброе утро! Проверьте готовность к уроку, все ли необходимые учебные принадлежности находятся на вашем рабочем месте? Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся, подарим, друг другу хорошее настроение и позитивный настрой на работу. Присаживайтесь на свои места.

Учащиеся проверили готовность к уроку. Настроились на работу.

 

Мотивация (4 мин)

 

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности.

Уважаемые ребята! У Вас на столах находятся ситуативные цветные карточки, обратите внимание на цвет вашей карточки. Для дальнейшей работы объединитесь в группы по цвету.

Каждой группе дано описание явлений или фактов. Прочитайте, обсудите в группе и попробуйте определить о каком географическом объекте идет речь?

Знаешь ли ты, что он - огромная снежинка, величайшая снежинка на свете? Вечно в движении, тысячи красок и форм, и никогда не повторяется.

Рэй Брэдбери

Одна капля дождя, упавшая в море, становится составной частью того непреодолимого, что подтачивает скалы, и поглощает королевские флоты.

Вальтер Скотт

Цивилизация заканчивается на его на берегу. Дальше человек просто становится частью пищевой цепочки, совсем не обязательно оказываясь наверху.

Хантер Томпсон

Он велик, однако даже самое крохотное суденышко может его пересечь - дай только срок.

Тур Хейердал

Взгляните-ка на него, разве это не живое существо? Порою гневное, порою нежное! Ночью он спал, как и мы, и вот просыпается в добром расположении духа после покойного сна!

Жюль Верн

Внимание ребята. Переходим к представлению полученных результатов.

Давайте определим тему сегодняшнего урока.

Объединение в группы по цвету карточки.

Обсуждение в группах ситуаций, выдвижение гипотез.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока: «Мировой океан и его части» и фиксируют ее на маршрутном листе.

 

Целеполагание (2 мин)

 

Цель: обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий.

Ребята, что вам известно о Мировом океане?

Что вы не знаете?

Сформулируйте цель урока, зафиксируйте в тетради в виде схемы.

Отвечают на вопросы. Формулируют цель, фиксируют ее на маршрутном листе..

 

Планирование (4 мин)

 

Цель: обеспечение мотивации для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Чтобы достичь цели, на какие вопросы нам нужно ответить?

Составьте план изучения темы.

Предполагаемый вариант плана:

Что такое Мировой океан и каковы его размеры.

Почему вода в океане соленая.

Что заставляет воды Мирового океана двигаться.

Сколько океанов на Земле и чем они отличаются друг от друга.

Части Мирового океана.

Какой план поможет достигнуть цели?

Учащиеся в группах обсуждают и предлагают варианты плана.

Спикеры групп озвучивают планы.

Во время ответов учащихся учитель фиксирует предложенный учащимися план.

Используется технология «мозгового штурма», оставляя актуальные на взгляд учащихся пункты плана.

Реализация плана (21 мин)

 

Цель: формулирование задач деятельности и на их основе выбор модели и средств их реализации, умения ее применять при решении задачи, вызвавшей затруднение, и аналогичных ей вопросов.

Ребята, что мы будем узнавать сначала, согласно нашему плану?

Как вы думаете, что такое Мировой океан?

Давайте узнаем в словарях значение слова «океан» и сравним.

Толковый словарь С. И. Ожегова: «Весь водный покров Земли, окружающий материки и острова».

Энциклопедический словарь географических терминов под ред. С.В.Калесника: «Океан – водное пространство земного шара вне суши».

Сколько океанов на Земле?

Назовите и покажите на карте полушарий океаны.

Решение задачи.

Чему равна площадь Мирового океана, если известно, что площадь Земного шара 510 млн.км², а площадь суши-149 млн.км².

Можем дать определение термину «Мировой океан»?

Что такое Мировой океан?

Для дальнейшей работы каждая из групп будет работать со своим заданием.

Какая группа будет узнавать почему вода в океане соленая? и т.д

1 группа – исследователи: почему вода в океане соленая.

2 группа – энциклопедисты: что заставляет воды Мирового океана двигаться.

3 группа – сколько океанов на Земле и чем они отличаются друг от друга.

4 группа – Интересные факты об океанах. Быть ли Южному океану?

5 группа – части Мирового океана

Инструкция работы:

Прочитайте задание.

 

Изучите текста учебника, дополнительной литературы, карты атласа, используйте собственные знания, поработайте с терминами.

 

Подготовьте доклад для одного выступающего, в котором отражено общее мнение по решаемому вопросу.

 

Каждый учащийся группы может придумать свой вопрос другой группе или предположить вопросы других групп к себе.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимание ребята! Переходим к представлению полученных результатов. Просьба к выступающим: говорите громко и четко, так как во время отчетов каждый заполняет маршрутный лист нужной информацией. Если у вас возникнут вопросы к выступающему, задайте их.

Отвечают на вопросы. Узнают в словарях значение слова «океан». Показывают океаны на карте полушарий. Высчитывают размер Мирового океана. Дают определение Мирового океана и фиксируют его на маршрутном листе. Сравнивают составленное определение с определением в учебнике. Делают вывод.

 

 

 

 

 

 


Выбирают задания для группы.


 


 


 


 


 


 

Слушают объяснение учителя о работе в группе.


 


 


 


 


Задания группам.

1.На основе текстовой информации учащиеся определяют, почему Мировой океан соленый.

2.На основе текста параграфа выясняют, что такое «течения». Определяют, на какие группы они делятся. Заполняют схему «Классификация течений Мирового океана».

3.Анализируя карты атласа, текст параграфа, ресурсы сети Интернет редактируют таблицу (исправляют ошибки) «Отличительные черты океанов Земли».

4.Анализируя карты атласа, фиксируют по 2 интересных факта о каждом океане Земли. Приводят доводы в пользу выделения Южного океана и против такого выделения.

5.Определяют понятия МОРЕ, ЗАЛИВ, ПРОЛИВ. Выявляют их отличительные черты.

На основе карт атласа, учебника приводят примеры частей Мирового океана, заполняя таблицу «Части Мирового океана»

Учащиеся выполняют задания по группам, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе.

На доске выведены пошаговые инструкции по организации работы группы.


 


 

Группы представляют результаты работы, заполняют листы нужной информацией, задают вопросы выступающим от групп.

 

Физминутка (2 мин)

Электронная физминутка.

Учащиеся выполняют движения за героем ФМ.

 

Контроль (5 мин)

 

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового знания, выявление причин ошибок и их исправление.

Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?

Мы нашли ответы на поставленные вопросы?

Проверим. Узнали, что такое Мировой океан? и т.д.

Давайте проверим, насколько хорошо каждый из вас усвоил новую тему.

Проставьте в столбик номера вопросов от 1 до 8.

 

Выполните тест.

 

Прежде, чем приступить к работе, определите каждый для себя:

Мне надо любым способом написать правильный ответ.

ИЛИ

Мне надо самому понять, в какой степени Я усвоил материал.

Готовы?

 

Отвечают на вопросы учителя по пунктам плана. Выполняют самостоятельную работу.


 


 


 


 


 


 


 

 

Критерии оценивания:

«5» - 8 б.

«4» - 6-7 б.

«3» - 4-5 б.

Выполняют взаимопроверку по критериям учителя, которые выведены на слайд.

 

Оценка (1 мин)

 

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности

Успешно ли ты справился с заданием?

Насколько вы удовлетворены своей работой?

Отметить смайликом на полях.

 

Рефлексия (3 мин)

 

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Ребята, оцените жестами свою деятельность на уроке: большой палец вверх - «все удалось», большой палец вниз - «не все удалось», ОК – «остались вопросы».


 

 

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 

Домашнее задание (2 мин)

 

Цель этапа: создать условия для выбора учащимися задания с учётом индивидуальных возможностей.

Домашнее задание предлагаю вам выбрать самим:

§ 19, ответить на вопросы.

 

- составить смысловую карту по изученной теме.

2. § 19, ответить на вопросы.

.

- составить кроссворд «Мировой океан и его части».

3. § 19, ответить на вопросы.

 

подготовить устное сообщение «Цветные моря Мирового океана».

Учащиеся осуществляют выбор домашнего задания.

 

 

Приложение 1

Задание для 1 группы

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Выполните задания.

Почему вода в океане соленая: предположения и факты.

Вы знакомы с одним из самых сильных качеств океана: его соленостью. Океаны, как правило, содержат больше солей, чем большинство морей на планете. В среднем концентрация соли в океане колеблется около 35 граммов на 1 литр воды. Но если соленостью океана никого не удивишь, то вот вопрос о том, почему именно он такой солёный, многих может поставить в тупик. Давайте же разберемся, почему морская вода в океане такая пересоленная?

 

Если бы вы удалили всю соль из океанов и распределили ее по всей поверхности Земли, то она образовала бы слой толщиной около 150 метров. Это больше, чем высота двух Спасских башен на Красной площади в Москве, установленных друг на друга. Но как такое количество соли попало в Мировой океан?  

 

Над этим вопросом задумывались еще в древности. До наших дней дошли многочисленные легенды. Например, немцы считают, что на морском дне стоит соляная мельница, у венгров же более романтичная теория – морская соль это слезы девушки, плачущей на дне из-за несчастной любви.

 

Казалось бы, что проще – обратиться за разъяснениями к ученым. Однако даже среди них нет однозначного ответа на этот вопрос. Кто-то считает виновником соли древние вулканы, кто-то, наоборот, что соль приносят в океаны реки и моря.

 

Основоположники первой теории предполагают, что давным-давно, когда земля только зарождалась и появлялась первая земная кора, проявляли свою активность многочисленные вулканы. Они извергались и приносили кислотные дожди. Проливаясь на океан, который в свою очередь тоже состоял преимущественно из кислот, разные кислоты вступали в реакцию. В результате огромный океан стал безопасным для всего живого, но соль так и не смогла из него никуда уйти.

 

Приверженцы второй группы теории утверждают, что соли есть в любой жидкости на поверхности земли, даже в пресной воде, только в небольших объемах. И, вымывая соль из почвы, реки, впадая в океаны, оставляют ее там. А, поскольку соль слишком тяжелая, то она не испаряется вместе с водой, а остается внутри океана. Эта теория, предложенная Э. Галлея в 1715 г., и стала отправной точкой для научного объяснения. В ее основу лег тот факт, что вода в большинстве озер соленая, в то время как сами озера не впадают ни в какой океан.

 

В действительности, элементами соленой воды являются натрий и хлор. Натрий вымывался с океанского дна на этапах его зарождения, а хлор высвобождался из недр земли во время извержения вулкана.

 

Сколько граммов соли в среднем содержится в 1 литре океанической воды?

Используя весы, покажите, сколько граммов соли в среднем содержится в 1 литре океанической воды.

Как в древности объясняли причину солености океана?

В чем причины солености океана, по мнению ученых?

Приложение 2

Задание для 2 группы

Прочитайте текст, первый раздел параграфа 19. Выполните задания.

Течения Мирового океана

Океанические (и морские) течения – перемещение водной массы, провоцируемое воздействием различных факторов. Средняя скорость потоков составляет 10 м/с, глубина распространения – до 300 м.

Причинами океанических течений являются следующие факторы:

осевое вращение планеты;

движение воздушных масс (на глубинные потоки ветер не влияет);

гравитационная сила, связывающая планету со спутником;

рельефные формы морского дна;

контуры континентов;

температурные и солевые показатели воды.

 

Океанические течения, в результате которых водные массы перемещаются от экватора к высоким широтам (естественно, вода таких течений теплее вод окружающего океана) называются теплыми, а в обратном направлении – холодными.

 

Самое холодное мощное течение – Западных Ветров, движущееся вокруг Антарктиды. Фактор его формирования – постоянные ветры, направленные на восток, захватывающие значительные территории от умеренного пояса до берегов покрытого льдами континента. Ширина потока достигает 2,5 тысяч км, глубина – 1 км. Ежесекундно смещается около 200 млн. тонн воды. Высокая скорость и большая глубина обусловлены отсутствием преград на пути водной массы.

 

Самое теплое сильное течение – Гольфстрим, начинающееся в Мексиканском заливе, несущее теплую воду из тропиков в холодные широты Атлантики. Существованием Гольфстрима обусловлен мягкий умеренный климат Европы. Ежесекундно поток несет почти 80 млн. тонн воды.

 

Что такое океаническое течение?

Почему течения называют реками в Мировом океане?

Назовите причины образования течений в Мировом океане.

Составьте схему «Течения Мирового океана».

Как перемещаются океанические течения в Мировом океане? Расскажите на примере самого теплого и холодного течений Мирового океана.


 

Приложение 3

Задание для 3 группы

Анализируя кары атласа, текст параграфа, ресурсы сети Интернет отредактируйте таблицу «Отличительные черты океанов Земли».

Отличительные черты океанов Земли.

Параметры

Океаны

Тихий океан

Атлантический океан

Индийский океан

Северный Ледовитый океан

Площадь, тыс. км²

178 620

91 200

75 840

14 750

Максимальная глубина, м

11 000

8 440

7 729

5 527

Омываемые материки

Азия

Северная Америка

Южная Америка

Австралия

Северная Америка

Южная Америка

Европа

Африка

Евразия

Австралия

Евразия

Северная Америка

Антарктида

Ответьте на вопросы.

Какой океан самый большой по площади?

Какой океан самый глубокий?

Какой океан омывает наименьшее количество материков?

Какой океан самый мелкий?

Какой океан самый вытянутый?

Какой океан почти целиком расположен в Южном полушарии?


Приложение 4

Задание для 4 группы

Подпишите названия океанов. На основе анализа карт атласа определите не менее двух отличительных черт каждого из четырех океанов Земли.

                     __________________                            ___________________

 

t1610956361ac.pngt1610956361ad.png__________________                               _________________

 

t1610956361ae.pngt1610956361af.png

 

t1610956361ag.png

Приведите доводы в пользу выделения Южного океана и против такого выделения.

 

Приложение 5

Задание для 5 группы

Используя презентацию «Части Мирового океана», текст параграфа 19, выполните задания.

Составьте определения понятий.

Море –________________________________________________________________________


 

Залив –_______________________________________________________________________


 

Пролив – ______________________________________________________________________

Подпишите рисунки.

t1610956361ah.jpg

Чем море отличается от залива?

На основе карт атласа приведите примеры, заполните таблицу «Части Мирового океана»

Части Мирового океана

Море

 

Пролив

 

Бискайский

 

 

 

 

 

 

 

Покажите географические объекты на физической карте полушарий.

Приложение 6

Маршрутный лист

 

Ф.И. ученика_________________________________________________________________

 

Тема________________________________________________________________________

 

Цель________________________________________________________________________


 

1.Мировой океан - ___________________________________________________________.

2.Дополните утверждение.

В среднем концентрация соли в океане колеблется около ____ граммов на 1 литр морской воды. 

3.Заполните пропуски.

Течение - это ______________________________________. 

Течения есть ___________ и ___________.

4.Установите соответствие между названием океана и его основной чертой.

НАЗВАНИЕ ОКЕАНА

ОСНОВНАЯ ЧЕРТА ОКЕАНА

1.Тихий

2.Индийский

3.Атлантический

4.Северный Ледовитый

А. самый мелкий

         Б.самый вытянутый

В. почти целиком расположен в Южном полушарии

         Г.самый большой по площади

1

2

3

4

 

 

 

 

5.Заполните таблицу «Сходства и отличия частей Мирового океана»

Части Мирового океана

Сходства

Отличия

Море

 

 

Залив

 

Пролив

 

Тест по теме «Мировой океан и его части»

  1.     Площадь, занимаемая Мировым океаном, составляет

А.    350 млн. км2

Б.    361 млн. км2

В.    378 млн. км2

  2. В пределах какого из океанов Земли расположена Марианская впадина?

А.    Тихий

Б.    Атлантический

В.    Северный Ледовитый

Г. Индийский

3.      Самым маленьким по площади океаном является

А.    Северный Ледовитый

Б.    Атлантический

В.    Тихий

Г. Индийский  

4.      Из приведенного списка выберите свойство вод Мирового океана.

А.    Солёность

Б.    Давление

В.    Растворимость

5. Узкое водное пространство, соединяющее части Мирового океана.

А.    Море

Б.    Залив

В.    Пролив

6.      Течения по температуре бывают

А. Холодные

Б. Прохладные

В. Теплые

Г. Ледяные

7.      Частями мирового океана являются

А. Река

Б. Море

В. Залив

Г. Озеро

Д. Пруд

Е. Пролив

8. Расставьте океаны в порядке увеличения их площади.

А.    Атлантический

Б.    Северный Ледовитый

В.    Индийский

Г.     Тихий

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.