Технологическая карта урока литературы по теме «Урок дружбы (по басне И.А. Крылова «Собака, Человек, Кошка и Сокол»)

5
0
Материал опубликован 8 January 2020

Технологическая карта урока литературы по теме «Урок дружбы (по басне И.А. Крылова «Собака, Человек, Кошка и Сокол»)

Цель деятельности учителя: познакомить с басней И.А. Крылова, формировать умения осознанно воспринимать басни как смысловое и художественное целое.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: знать содержание басни, уметь выразительно читать, владеть навыками частичного анализа басни.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, использовать навыки анализа на межпредметном уровне.

Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей; выявление в басне заложенных вневременных ценностей и их принятие; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.

Технология: проблемное обучение

Приёмы смыслового чтения: чтение вслух, диалог с текстом, постановка вопроса-предположения, обращение к личному опыту.

Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, проблемная ситуация.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая

Основные понятия: аллегория, мораль.

Ресурсы: аудиозапись басни (электронное приложение) и песни «Дружба крепкая», Интернет-ресурсы, текстовой источник.


Организационная структура урока.


п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые умения (ууд)

1.

Мотивация к учебной деятельности. Прослушивание песни «Дружба крепкая…»

Вступительное слово.

-Доброе утро, ребята. Нравится песня? О чем речь идет в песне? А что значит дружить по-настоящему? Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?


Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку.

Отвечают на поставленный вопрос.

Устные ответы.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний.


Перед вами, ребята, непрочитанная басня И.А.Крылова. Как она называется, прочитайте.

Что в названии кажется странным?(почему действующие лица записаны с заглавной буквы (они не герои, а персонажи и наделены чертами данного персонажа), нарушена последовательность персонажей, ударение в слове сокОл (в 18веке такое ударение было закреплено).Загадка? попытаемся найти ответ.

Можем ли по названию определить, о чем пойдет речь на уроке?

Формулируют тему урока: урок дружбы (по басне И. Крылова

«Собака, Человек, Кошка и Сокол».

Записывают в тетрадь.

Устные ответы.



Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа;

познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

3.

Формирование новых знаний. Работа с текстом.

Чтение 1 отрывка

-что дали друг другу персонажи басни?

-что такое клятва?

-как вы думаете, что будет дальше?

Чтение 2отрывка

-Угадали?

-перечитайте, как вели себя в минуту опасности Сокол, Кошка и Собака?

Кто повел себя достойно?

А Кошка, Сокол?

А как же повел себя Человек?

Чтение 3 отрывка

-кто, по-вашему, больше всех виноват в гибели Собаки?

Ожидали ли вы такого поведения Человека?

Чтение 4 отрывка.

Итак, почему в заглавии басни на 1 место поставлена именно собака?

-что заключено в последних строках басни?

-сколько моралей в басне? Как вы их понимаете?

Слушают, отвечают на вопросы учителя, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений;

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;

коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

4.

Закрепление, выводы

Всегда ли в баснях в персонажах подразумеваются животные?(нет, люди)

Какие люди? Вообще или с конкретным характером? Совершенно верно!

Переведем поведение персонажей басни на людей.

-Не было ли у вас таких «друзей», как Кошка, Сокол, Собака?

-а не было ли подобных случаев в вашей жизни?

- А как бы вы повели себя в трудной ситуации? Нарушили бы клятву верности или нет?

Для настоящей дружбы необходимы определенные качества характера. Выберите те слова – качества.

-выручать

-сплетничать

-поддерживать

-завидовать

-говорить правду

-обзывать

-доверять

-командовать

-делиться

-жадничать

-уважать

-уметь радоваться чужим успехам

Ответы на вопросы.

Словесная форма.

Постановка проблемного вопроса.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.

Динамическая пауза

Встаньте, повернитесь влево, повернитесь вправо, улыбнитесь друг другу, возьмитесь за руки, пожмите друг другу руку. Садитесь. Верьте в дружбу, дети.


Здоровьесберегающая технология


6.

Подведение итогов




Давайте прочитаем еще раз басню по 2 строки друг за другом. Читаем выразительно, соблюдаем интонацию.

Чему учит басня? Кто из героев оказался верным принципам чести?

Создание проблемной ситуации. Ответ на вопрос:

Возможно ли, что, читая басни, человек на примере животных научится видеть свои недостатки и исправлять их?

Выразительное чтение, делают выводы и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы Обсуждение результата работы с произведением.

Словесная форма.

Постановка проблемного вопроса.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

7.

Творческая работа

Мы хорошо говорили, рассуждали, а теперь письменно продолжите предложения:

Дружба – это….

Настоящий друг…..

Я для друга….

Прочитайте свои предложения. Мне приятно слушать такие предложения.

Письменная работа

Приём познавательной активности через творческое задание

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

8.

Рефлексия и самооценка

А какой каждый из вас друг? Возьмите смайлики на столе и определите: на какой ступени Я нахожусь в качестве друга. Прикрепите смайлик на доску.

Собака

Человек

Кошка

Сокол

Большинство ребят …..

Молодцы! Я уверена, что вы настоящие друзья. Я желаю вам, ребята, чтобы в вашей жизни рядом были только настоящие, верные друзья и чтобы вы сами были людьми Чести и доброго имени. Всем за урок ставлю 5.

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

Обсуждение результата работы с произведением.

Беседа.


Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные:

рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

9.

Д/З (на выбор)

Объясняет домашнее задание.

1.Письменный ответ на вопрос: «Легко ли быть другом?»

2.Нарисовать рисунок к басне, тот момент, который запомнился

Слушают и записывают в дневник.



Познавательные:

умение делать выбор и обосновывать его.





















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.