Технологическая карта урока литературы по теме «Урок дружбы (по басне И.А. Крылова «Собака, Человек, Кошка и Сокол»)
Технологическая карта урока литературы по теме «Урок дружбы (по басне И.А. Крылова «Собака, Человек, Кошка и Сокол»)
Цель деятельности учителя: познакомить с басней И.А. Крылова, формировать умения осознанно воспринимать басни как смысловое и художественное целое.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: знать содержание басни, уметь выразительно читать, владеть навыками частичного анализа басни.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, использовать навыки анализа на межпредметном уровне.
Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей; выявление в басне заложенных вневременных ценностей и их принятие; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.
Технология: проблемное обучение
Приёмы смыслового чтения: чтение вслух, диалог с текстом, постановка вопроса-предположения, обращение к личному опыту.
Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, проблемная ситуация.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая
Основные понятия: аллегория, мораль.
Ресурсы: аудиозапись басни (электронное приложение) и песни «Дружба крепкая», Интернет-ресурсы, текстовой источник.
Организационная структура урока.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые умения (ууд) |
1. | Мотивация к учебной деятельности. Прослушивание песни «Дружба крепкая…» | Вступительное слово. -Доброе утро, ребята. Нравится песня? О чем речь идет в песне? А что значит дружить по-настоящему? Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку. Отвечают на поставленный вопрос. | Устные ответы. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. | Актуализация знаний. | Перед вами, ребята, непрочитанная басня И.А.Крылова. Как она называется, прочитайте. Что в названии кажется странным?(почему действующие лица записаны с заглавной буквы (они не герои, а персонажи и наделены чертами данного персонажа), нарушена последовательность персонажей, ударение в слове сокОл (в 18веке такое ударение было закреплено).Загадка? попытаемся найти ответ. Можем ли по названию определить, о чем пойдет речь на уроке? | Формулируют тему урока: урок дружбы (по басне И. Крылова «Собака, Человек, Кошка и Сокол». Записывают в тетрадь. | Устные ответы. | Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа; познавательные: целью выделения признаков. |
3. | Формирование новых знаний. Работа с текстом. | Чтение 1 отрывка -что дали друг другу персонажи басни? -что такое клятва? -как вы думаете, что будет дальше? Чтение 2отрывка -Угадали? -перечитайте, как вели себя в минуту опасности Сокол, Кошка и Собака? Кто повел себя достойно? А Кошка, Сокол? А как же повел себя Человек? Чтение 3 отрывка -кто, по-вашему, больше всех виноват в гибели Собаки? Ожидали ли вы такого поведения Человека? Чтение 4 отрывка. Итак, почему в заглавии басни на 1 место поставлена именно собака? -что заключено в последних строках басни? -сколько моралей в басне? Как вы их понимаете? | Слушают, отвечают на вопросы учителя, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений; регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
4. | Закрепление, выводы | Всегда ли в баснях в персонажах подразумеваются животные?(нет, люди) Какие люди? Вообще или с конкретным характером? Совершенно верно! Переведем поведение персонажей басни на людей. -Не было ли у вас таких «друзей», как Кошка, Сокол, Собака? -а не было ли подобных случаев в вашей жизни? - А как бы вы повели себя в трудной ситуации? Нарушили бы клятву верности или нет? Для настоящей дружбы необходимы определенные качества характера. Выберите те слова – качества. -выручать -сплетничать -поддерживать -завидовать -говорить правду -обзывать -доверять -командовать -делиться -жадничать -уважать -уметь радоваться чужим успехам | Ответы на вопросы. | Словесная форма. Постановка проблемного вопроса. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. | Динамическая пауза | Встаньте, повернитесь влево, повернитесь вправо, улыбнитесь друг другу, возьмитесь за руки, пожмите друг другу руку. Садитесь. Верьте в дружбу, дети. | | Здоровьесберегающая технология | |
6. | Подведение итогов | Давайте прочитаем еще раз басню по 2 строки друг за другом. Читаем выразительно, соблюдаем интонацию. Чему учит басня? Кто из героев оказался верным принципам чести? Создание проблемной ситуации. Ответ на вопрос: Возможно ли, что, читая басни, человек на примере животных научится видеть свои недостатки и исправлять их? | Выразительное чтение, делают выводы и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы Обсуждение результата работы с произведением. Словесная форма. Постановка проблемного вопроса. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
7. | Творческая работа | Мы хорошо говорили, рассуждали, а теперь письменно продолжите предложения: Дружба – это…. Настоящий друг….. Я для друга…. Прочитайте свои предложения. Мне приятно слушать такие предложения. | Письменная работа | Приём познавательной активности через творческое задание | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
8. | Рефлексия и самооценка | А какой каждый из вас друг? Возьмите смайлики на столе и определите: на какой ступени Я нахожусь в качестве друга. Прикрепите смайлик на доску. Собака Человек Кошка Сокол Большинство ребят ….. Молодцы! Я уверена, что вы настоящие друзья. Я желаю вам, ребята, чтобы в вашей жизни рядом были только настоящие, верные друзья и чтобы вы сами были людьми Чести и доброго имени. Всем за урок ставлю 5. | Осуществляют самооценку собственной учебной | Обсуждение результата работы с произведением. Беседа. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; рефлексия; |
9. | Д/З (на выбор) | Объясняет домашнее задание. 1.Письменный ответ на вопрос: «Легко ли быть другом?» 2.Нарисовать рисунок к басне, тот момент, который запомнился | Слушают и записывают в дневник. | | Познавательные: умение делать выбор и обосновывать его. |