Всероссийский конкурс для учителей русского языка и литературы на лучшую разработку технологической карты урока. Технологическая карта урока литературы (с презентацией смарт-notebook) в 5 классе по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»
Урок литературы в 5 классе по рассказу В. Астафьева «Васюткино озеро»
В распоряжении учителя всегда были два инструмента: мел и доска. Современный же учитель вооружен огромным количеством технических и программных средств: компьютеры, проекторы, интерактивные доски, планшеты, системы опроса, сервисы, ресурсы сети Интернет. Все эти средства призваны сделать образовательный процесс эффективнее.
Использование интерактивной технологии обучения позволяет моделировать жизненные ситуации, использовать ролевые игры, совместно решать проблемы. В интерактивном обучении процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс по знания. Обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и информации, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволят реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.
В качестве нового и полезного средства обучения выступает так интерактивная доска. Именно она позволяет экономить учебное время; активизирует мыслительную деятельность, имеет возможность сохранять информацию, создавать анимацию, размещать информацию на нескольких страницах; позволяет учащемуся активно взаимодействовать с виртуальными объектами учебной дисциплины, управлять моделями, конструировать из них системы, проводить опыты на компьютерных моделях, решать задачи и таким образом в процессе творчества приобретать знания.
Однако нужно помнить о том, что и такое замечательное средство может превратить урок в развлечение, поэтому учителю важно понимать, на каком этапе урока и как часто он будет использовать интерактивную доску.
Тема: По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты….
Предмет |
литература |
Класс |
5 |
Тип урока |
заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро». Комбинированный |
Тема урока |
По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты…. |
Цель урока |
Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с интерактивной доской |
Основное содержание темы, термины, понятия |
Пейзаж, комментирование, анализ, “средства создания образа”, “антитеза”, “образ-символ” |
Форма урока |
Эвристическая беседа с использованием интерактивной доски, работы в группах |
Технология |
Технология развития критического мышления ТРКМЧП |
Методы обучения |
Эвристический, частично-поисковый, исследовательский |
Форма обучения |
Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Средства обучения |
Тексты произведений, интерактивная доска, проекционное оборудование, компьютер |
Оформление |
Портрет Астафьева, текст рассказа, видеофильм «Заповеддная Россия», Презентация в Smart Notebook, Васюткина карта |
Планируемый результат
личностные |
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
Бережно относится к природе, понимает, что такое твердость духа. |
Контролирует процесс и результаты своей деятельности |
Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом и дополнительной литературой. |
Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками |
Оценивание содержания рассказа В. Астафьева |
Умеет действовать по плану |
Работает с ИКТ; |
Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном |
Умение прогнозировать результат. |
Анализировать эпизод |
Развитие речи и творческих способностей учащихся |
|
Умение оценивать собственную деятельность и деятельность партнера |
Умение структурировать знания по теме. |
Умение ставить вопрос |
|
Осознанное построение речевого высказывания в устной речи |
Умение точно выражать свои мысли |
Этапы урока
1 этап «Организационный» |
||||||||
Цель |
Ситуативные задания |
Деятельность ученика |
Планируемый результат |
|||||
Создать позитивный настрой у учащихся |
Здравствуйте, проверьте готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас открыл для себя что-то новое. |
Слушают учителя |
Настроились позитивно на работу |
|||||
2 этап. Постановка цели и задач урока. ТРКМЧП Стадия «Вызов» |
||||||||
Сформировать тему и задачи урока |
Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы. •Она величественна и похожа на океан. •Она щедра и сурова. •Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы. •Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм. •Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России. ТАЙГА. Слайд 2 Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие) Вторая часть “ребуса”: •Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной. •Он беззащитный и в то же время сильный. •Он сын и одновременно хозяин. •Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый. •Он совершает ошибку и исправляет ее. Открывается слайд 3 с Васюткой Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”. Василий - властелин, хозяин Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы. - Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?” Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты. Проблемные вопросы сегодняшнего урока (на доске) •Природа – друг или враг? •Спасение Васютки – чудо или закономерность? •Какие уроки дает природа герою и читателю? Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “По Васюткиным тропам, или Уроки мудрости и доброты” Записать (Слайд 4-й) |
Проявить интерес к поставленной цели. Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. Личностные: умение сотрудничать с учителем и учащимися. Регулятивные: умение вносить дополнительную информацию. Коммуникативные: умение управлять своим поведением. |
||||||
Внимание на доску. «Как бы вы повели себя, заблудившись в лесу». (На слайде) Задание: обсудите в группах и расположите пункты памятки «Поведение в лесу» в нужном порядке. На выполнение задания 1 минута |
Обсуждение в группах, сортировка на доске |
Регулятивные: выполнять учебное действие (записать по порядку план). Познавательные: обосновывать свое мнение. Коммуникативные: формулировать коммуникативное высказывание. Уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку. |
||||||
ТРКМЧП Стадия «Осмысление» |
||||||||
Цель |
Ситуативные задания |
Деятельность ученика |
Планируемый результат |
|||||
Повторение того, что необходимо к изучению нового материала: знание текста |
-С чего начинается рассказ? (с описания озера) -Как этот пейзаж связан с историей, которая произойдёт с главным героем? (Васютка найдёт озеро, которого нет на карте) Учитель включает видеосюжет , учащиеся следят по тексту рассказа ВИДЕО Читая и слушая этот отрывок, мы чувствуем, что о Васютке, 13-летнем мальчике, автор говорит с уважением. Почему Васютка не по годам мудр? Кто был его учителем? -Почему Васютка отправился в тайгу? (Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил.) -Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова? Почему Васютка не стал спорить с матерью перед походом в тайгу? (Таков старинный порядок: идешь в лес – бери еду, бери спички). (стр. 127) |
Проявлять интерес к тексту, знать содержание текста рассказа; определять место Васютки среди взрослых; знать правила поведения в лесу; уметь анализировать эпизод |
||||||
3 этап «Освоение новых знаний» (ОНЗ) |
||||||||
Цель |
Ситуативные задания |
Деятельность ученика |
Планируемый результат |
|||||
Отработка навыков комментированного чтения, |
Познавательные: уметь объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли. |
|||||||
Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился? Но прежде чем ответить на этот вопрос, давайте мы с вами составим план того, что необходимо взять с собой в лес? Работа в группах 1 минута Внимание на доску, найдите те предметы, которые необходимо взять с собой в лес Молодцы, а теперь вернемся к нашему вопросу Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился? |
Васютка испугался, потому что он ребенок. Его охватило отчаяние, природа испугала сначала его Работают в группах |
|||||||
Как удалось Васютке выжить в тайге Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо? Четыре дня в тайге…Карта Слайд 8 |
Он вспомнил слова деда, потому что он оказал на мальчика большое влияние |
|||||||
Что он сделал в первую очередь? Стр. 133 |
Васютка разжег костер, у костра он вел себя как взрослый человек. |
|||||||
Как он приготовил себе еду? |
Когда он готовил себе еду, то оценил наставления матери о хлебе |
|||||||
В чем корил себя Васютка, когда начал ужинать? Стр.133 |
Не взял соль, мало хлеба |
|||||||
4 этап «Проверка понимания» |
||||||||
Цель |
Ситуативные задания |
Деятельность ученика |
Планируемый результат |
|||||
Формировать умения работать с активной доской, |
Какие черты характера обнаружились в мальчике? |
регулятивные: уметь оценить результат собственной деятельности; умение адекватно вести себя в учебной ситуации ( в группе). коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество учителя с учеником; уметь точно выражать свои мысли. познавательные: находить и выделять необходимую информацию; решать учебные задачи с помощью инструментов ИКТ, свободно ориентироваться в тексте |
||||||
Чтение эпизода «Тайга» стр. 136. Тайга..Тайга..до слов.. она растворялась в них |
Учащиеся читают |
|||||||
Почему тайга показалась мальчику «молчаливой, равнодушной»? Как почувствовал себя мальчик в этот момент? Работа в группах Какие подсказки дает Васютке природа, какие ловушки расставляет? |
Работают в группах |
|||||||
5 этап «Закрепление» |
||||||||
Цель |
Ситуативные задания |
Деятельность ученика |
Планируемый результат |
|||||
развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися. |
Работа в группах. Задание: сортировка продуктов – кладовая природы, забота матери. СЛАЙД Мать-природа (Макошь – славянская богиня плодородия) и Енисей-батюшка указывают Васютке выход к дому, к родителям, к тому, о чем тосковал всю жизнь сам писатель, лишившийся родителей слишком рано. Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и к Богу. Продолжаем работу в группах Интересен и богат язык произведения. Узнайте по эпитетам, о чем говорится: (лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый; (тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая; (озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской; (туман) молочный, клейкий, неподвижный; ( (звезды) далёкие, таинственные, мерцающие; (река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая. |
Работают в группах |
Познавательные: самостоятельно находить ответ на поставленный вопрос; структурировать знания по теме « В.П.Астафьев «Васюткино озеро. Природа и человек»; осознанное построение высказывания. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, работать в группе |
|||||
Поведение Васютки в лесу -Страшно ли было Васютке? Почему? (Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.) - Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? Объясните их смысл. (отца и дедушки), (Тайга наша кормилица, хлипких не любит) |
Рассказать, как пригодились ему навыки, полученные в общении со взрослыми. Смекалка, вера в себя, сноровка помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях |
|||||||
Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке. |
Мальчик постоянно размышляет, у него пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии |
|||||||
Васюткино озеро. Почему озеро назвали именем мальчика? Какие подсказки дало Васютке озеро? Слайд. Гудок, белая рыба, течение |
Васютка нашел озеро, полное рыбы и открывает его людям . |
|||||||
3 стадия ТРКМЧП «Рефлексия» |
||||||||
Цель |
Ситуативные задания |
Деятельность ученика |
Планируемый результат |
|||||
выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. |
Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях? Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких. Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна Зачитывают синквейны (2-3 уч-ся) Чему можно научиться у Васютки? Чем является природа для Васютки? Ответы учащихся. (учителем и другом) Слово учителя Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостива. Природа – зеркало души Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П.Астафьеву постепенно. Ведь его учителем была не только природа, но и великая русская литература. М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” так говорил о “зеркале” природы, в котором отражается человек: “ Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь – весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки”. Почему отражение в Енисее удивило Васютку? Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине. На слайде презентации стихотворение. Учитель читает наизусть Зарубки на сердце Уроки мужества, уроки доброты Ты в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты, Тебе откроется, пусть на изломе лета. Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье, И собственная грешная душа Почувствует истоки очищенья. Вольется в сердце неба синева, И звезд на небе тихое мерцание, И щебет птиц, и росная трава - Васюткиного озера сияние! |
Синквейн Вместе: Природа Самостоятельно: Васютка Герой - наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни. У него можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству |
Регулятивные: оценка достигнутых результатов. Личностные: нравственно-этическая ориентация |
|||||
7 этап «Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению» |
||||||||
Цель |
Задание на дом: |
Деятельность ученика |
Планируемый результат |
|||||
Объяснение домашнего задания |
Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения. Вам предлагается написать сочинение-размышление на одну из тем нашего урока: “В чем тайна Васюткина озера?”, “Зарубки на сердце”. Ответ на эти вопросы каждый даст индивидуально в форме сочинения – размышления. Помогут вам в работе тезисы Они будут прикреплены к файлу в «Дневнике.ру» |