Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Технологическая карта урока литературы
1. Общие сведения
Класс: 5
Предмет: Литература
Тема урока: «А.С. Пушкин. Образы русской природы в произведениях поэта. „Зимнее утро“, „Зимний вечер“»
Тип урока: Комбинированный с элементами групповой работы
Продолжительность: 45 минут
2. Цели урока
Образовательные:
Познакомить учащихся с пейзажной лирикой А.С. Пушкина
Научить анализировать художественные средства в стихотворениях
Сформировать представление о своеобразии изображения природы в творчестве поэта
Развивающие:
Развить навыки выразительного чтения
Сформировать умение анализировать поэтический текст
Развить образное мышление
Воспитательные:
Воспитать любовь к родной природе
Сформировать эстетический вкус
Развить эмоциональную отзывчивость
3. Планируемые результаты
Предметные:
Знать содержание стихотворений «Зимнее утро» и «Зимний вечер»
Уметь находить художественные средства выразительности
Владеть навыками анализа поэтического текста
Метапредметные:
Регулятивные: умение планировать деятельность
Познавательные: умение анализировать информацию
Коммуникативные: умение вести диалог
Личностные:
Формирование ценностного отношения к природе
Развитие эстетического восприятия
Формирование экологической культуры
4. Оборудование и материалы
Технические средства:
Интерактивная доска
Компьютер
Проектор
Интерактивные задания на платформе
Дидактические материалы:
Презентация
Тексты стихотворений
Карточки с заданиями
Портрет А.С. Пушкина
Рабочие листы для групп
5. Ход урока
1. Организационный момент (2 мин)
Приветствие
Проверка готовности к уроку
Постановка целей урока
2. Актуализация знаний (5 мин)
Беседа о ранее изученных произведениях Пушкина
Повторение понятия «пейзажная лирика»
Интерактивный опрос через платформу
3. Изучение нового материала (15 мин)
Выразительное чтение стихотворений
Анализ художественных средств
Работа с презентацией
4. Групповая работа (15 мин)
Деление на группы по 4-5 человек
Задания для групп:
Группа 1: поиск и анализ эпитетов в стихотворениях
Группа 2: выявление и характеристика метафор
Группа 3: поиск олицетворений и их роль
Группа 4: анализ сравнений
Интерактивные задания:
Сопоставление текстов через онлайн-таблицу
Создание ментальной карты образов
Работа с интерактивным кроссвордом по теме
5. Практическая работа (8 мин)
Презентация результатов групповой работы
Обсуждение находок
Взаимопроверка
6. Рефлексия (3 мин)
Подведение итогов
Оценка деятельности учащихся
Домашнее задание
6. Критерии оценивания
Оценка «5»: глубокое понимание текста, умение анализировать, выразительное чтение, активное участие в групповой работе
Оценка «4»: хорошее понимание текста, незначительные ошибки в анализе, участие в группе
Оценка «3»: частичное понимание текста, затруднения при анализе, пассивное участие
Оценка «2»: непонимание текста, неумение анализировать, отсутствие участия
7. Домашнее задание
Выучить наизусть одно из стихотворений
Подготовить анализ художественных средств
Написать сочинение-миниатюру «Зимний пейзаж по Пушкину»
Создать цифровой коллаж на тему одного из стихотворений (по желанию)