Технологическая карта урока литературы в 6 классе (А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»)
Информационная карта
ФИО |
Баторова Виктория Сандаковна |
Должность |
Учитель русского языка и литературы |
Предмет |
Русская литература |
Название материала |
Технологическая карта открытого урока по литературе 6 класса «Чтобы жить и светиться, надо много трудиться» (А.П.Платонов. «Неизвестный цветок») |
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. В основу данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие умения: умения произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению. На уроке широко используются проблемные методы обучения (частично-поисковый, исследовательский), приемы активизации познавательной деятельности детей, диалоговые технологии. Организована поисковая, исследовательская деятельность учащихся. Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока: 1. Стадия вызова - создание проблемной ситуации, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, последующая рефлексия выбранных способов. 2. Стадия осмысления. Здесь формируются целый блок познавательных УУД. Это: общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; логические: анализ текста, выбор оснований, логические связи и доказательство. 3. Стадия рефлексии – прием «Синквейн» общеучебные: умение строить речевое высказывание в письменной форме, контроль и оценка результата универсальные: анализ с целью выделения признаков. В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия прогнозирование темы урока целеполагание урока волевая саморегуляция при самостоятельной работе осознание качества и уровня усвоения учебного материала Методы обучения и используемые приемы послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами дифференцирующего оценивания. |
Методическая разработка урока литературы в 6-а классе
Тема урока: «Чтобы жить и светиться, надо много трудиться» (А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»)
Цель урока: познакомить учащихся с биографией писателя, с его сказкой-былью «Неизвестный цветок». Продолжить формирование умений работать с текстом; выявить проблемы, затронутые автором.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Планируемые результаты:
Личностные : воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к чтению.
Метапредметные;
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Предметные : познакомить со сказкой-былью «Неизвестный цветок», выявить проблемы, поднятые автором в тексте.
Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная (устный рассказ, практическая работа), групповая, коллективная
Оборудование:
ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Выставление оценок за урок.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Организационный момент |
Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха |
Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя |
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. |
Мотивационно-целевой (стадия вызова) |
Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Здравствуйте. Ребята, прочитайте слова «чтобы жить и трудиться, надо много трудиться». Как вы их понимаете? Какие задачи предстоит нам выполнить на этом уроке? Также мы поговорим о цветке. Цветке неизвестном. Необычном. Сказочном. Непохожем на другие цветы. |
На сегодняшнем уроке мы изучим замечательный рассказ «Неизвестный цветок» и поразмышляем над проблемами, поставленными автором. - записывают в тетрадь число, классная работа и тему урока |
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) |
Поисково-исследовательский (осмысление содержания) |
Развивать умения применять новые знания. |
Инструкция для учащихся: Сегодня вы должны будете оценивать сами свою выполненную работу. Максимальное количество баллов, которые вы должны получить - 8, и далее смотрите по критериям оценивания. В конце урока каждый, просчитав свои баллы, выставляет себе оценку за урок. 1. Вы познакомились с содержанием сказки-были, и, я думаю, что он вам понравился. Как вы думаете, хорошо ли вы знаете произведение? У каждого на парте лежит шкала оценивания (знания/незнания), напишите на нем фамилию и имя. Давайте оценим сами себя. Для этого в шкале поставьте крестик там, на каком уровне вы находитесь. Уровни такие: не знаю (0), плохо знаю (1), хорошо знаю (2). Итак, кто оценил свои знания на «хорошо», а кто – «плохо»? В конце урока мы вернемся к шкале, и вы оцените насколько продвинулись вперед. 2.А теперь вспомним развитие сюжета в произведении. Перед вами простой план текста произведения, но этапы все рассеяны, т.е. перепутаны. Ваша задача: поставить все этапы в правильном порядке. Полученный план запишите в тетрадь. Чтобы проверить, работаем в паре, обмениваемся тетрадями и проверяем друг у друга. Результат заносим в лист оценивания. Если без ошибок выполнена работа ставим «2 балла», если 1,2 ошибки - 1 балл, а если 3,4 ошибки, то ставим – «0». 3. А теперь подумаем над определением жанра произведения. Вопросы классу: Когда вы открыли произведение, то что было написано под названием «Неизвестный цветок»? Какие слова-ассоциации вызывают у вас эти слова, запишите их? Итак, что такое сказка? Что такое быль? Оцените сами свой ответ. Если ответили правильно, ставим – 2 балла, если недостаточно – 1 балл, если не смогли – 0 баллов. Как соединяет автор эти два жанра? (Реальное и фантастическое переплетается в произведении) Назовите реальное и фантастическое в произведении. 4. Итак, переходим к анализу проблем, затронутых в рассказе. Вам предлагается поработать в группе: Каждая группа имеет свое задание, оценивание проходит таким образом: после выступления работу всей группы оценивает весь класс, все члены группы получают одинаковый балл. 1 группа: найдите в тексте описание первого неизвестного цветка, найдите ключевые слова, характеризующие этот цветок. Дополнительные вопросы: - почему цветок сравнивается со звездой - опишите его запах 2 группа: найдите в тексте эпизод, где рассказывается, что было «другим» летом? Дополнительные вопросы: - как все изменилось? -какие были цветы? -почему «немного хуже»? 3 группа: найдите описание последнего цветка. Выпишите ключевые слова, характеризующие его. Дополнительный вопрос: -почему же последний цветок был самым красивым, самым лучшим? 4 группа: «художники». Нарисуйте цветок, каким его изобразил Платонов в тексте. 5 группа: Благодаря чему неизвестный цветок выжил? Можем мы сказать, что его труды не пропали даром? Почему? Таким образом: Чему у цветка может научиться человек? В чем идея этого произведения? (Что хотел сказать автор своим рассказом?) |
Оценивают сами себя Составляют последовательный план этапов рассказа Обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга Отвечают на вопросы Пишут: Сказка- волшебство, фантастика, чудо Быль – былина, было, быть Видят на слайде: Сказка – произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием фантастических сил. Быль – то, что действительно происходило, реальное событие. Повествование о Даше и детях – быль; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость
1 гр: листья большие, утомленные, одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета, он был слепой. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем. Благоухание, Тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. 2 гр: Пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. 3 гр: Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне. 5 гр:Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, упрямство, чтобы выжить. Не хватало уже сил жить и расти, но мужественный цветок продолжал бороться. |
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности), познавательные (отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, работа над формированием логических умений: анализ) регулятивные (оценивать свои достижения на уроке) Принцип деятельности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению) |
Итоги урока. Рефлексия |
Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Задание №5 Творческое задание - составление синквейна. Тема – цветок. Прочитайте несколько примеров. У кого же получился более удачно? Выводы по уроку: Что вы для себя поняли? Чему научила вас эта сказка-быль? Вернемся к шкале оценивания. А теперь на каком уровне вы находитесь? Продвинулись ли вы вперед? Можете провести линию, соединить 2 точки на линиях и увидеть свою диаграмму. Оценивание. Домашнее задание: составить синквейн, тема – Даша. |
Придумывают и записывают в тетрадь. Рассуждают, подводят итог урока. |
УУД: познавательные, регулятивные |