12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Попова Ольга Александровна1271
Учитель русского языка и литературы
Россия, Кировская обл., Луза
7

Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФГОС

Урок литературы в 6 классе по сказке-были

А.П. Платонова «Неизвестный цветок»

Тема: Жить – значит действовать!

Цели урока: совершенствовать навыки анализа текса, прививать любовь к чтению произведений А.П. Платонова, развивать универсальные учебные действия обучающихся.

Задачи урока:

1.  Дидактические: создать условия для анализа поведения и поступков главных героев, понимания содержания сказки-были А.П. Платонова и авторской позиции.

2. Воспитательные: создать условия для понимания жизненных ориентиров на основе рассказа.

3. Развивающие: работать над философским смыслом произведения.

 Общеучебные умения, формируемые на уроке: слушать учителя, внимательно читать, запоминать увиденное, прочитанное, услышанное, применять полученные знания на практике.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: комплексный.

 

Методы:

Словесные

 Наглядные

Объяснительно-иллюстративные.

Практические.

Репродуктивные.

Структура урока:

Организационный этап.

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Физ. минутка.

Закрепление изученного материала.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Информация о домашнем задании (комментирование).


 


Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный  момент, мотивация  к учебной деятельности 

(Муз. Грига «Утро») Я очень рада вас всех видеть, потому что у нас есть возможность общаться и творить.

Сегодня мы заглянем в мир мудрой платоновской сказки, а в качестве эпиграфа к уроку как нельзя лучше подходит русская народная пословица «Чтобы жить и светиться, надо много трудиться».

Вместо тетради у вас на столах рабочий лист. Я предлагаю вам самим сформулировать тему нашего урока. Вам нужно выбрать из предложенных и дописать в рабочем листе одно слово-глагол в незаконченном предложении. Ещё раз обратитесь к эпиграфу, вспомните сказку и то, что всё хорошее в жизни достигается большим трудом. А что такое труд? Это действие, созидающее, активное.

Что нам предстоит на уроке сделать? Соотнесите действие и его содержание стрелочками в рабочем листе.

Попытаемся понять…содержание сказки-были А.П. Платонова и авторскую позицию.

Для этого проанализируем…поведение и поступки главных героев.

Откроем… для себя жизненные ориентиры.

Так вот какие мы открытия сегодня сделаем! Жизненные ориентиры – это нравственные заповеди, которые заключены в произведении. Думаю, в конце урока, сможете ответить на вопрос: «Что помогает выжить в трудных условиях?»

Обучающиеся готовятся к уроку. Знакомятся с рабочими листами, в которых предстоит работать на уроке.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Актуализация знаний

Вначале мне хочется узнать, насколько внимательно вы прочитали произведение. Сделаем это так: я назову несколько утверждений, связанных со сказкой Платонова. Если они соответствуют действительности, хором отвечайте: «Да», если не соответствуют – отвечайте смело: «Нет».

-Цветок рос на пустыре, куда часто заходили коровы и козы. (Нет)

-Одно семечко приютилось в ямке меж камнем и глиной. (Да)

-Чтобы смочить пылинки, цветок всю ночь сторожил росу. (Да)

-Даша написала письмо матери и понесла его на станцию. (Да)

-Даша и раньше видела такие цветы. (Нет)

-Пионеры любовались цветком, как героем. (Да)

-Четыре дня пионеры удобряли землю на пустыре. (Да)

-Зимой Даша забыла о цветке. (Нет)

-Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок. (Да)

Отвечают на вопросы, формулируют собственное мнение.

Личностные результаты:

1. интерес к изучению литературы

Постановка учебной задачи.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Усвоение новых знаний.

- Как автор А.П. Платонов определил жанр своего произведения?

- Что в произведении сказочное, а что реальное?

- Вы сказали, что в сказке цветок показан как живое существо. Давайте перечитаем 3-4 абзацы и найдём ключевые слова в описании жизни цветка. Работаем в парах.

- К какому художественному приёму прибегает автор, чтобы вдохнуть жизнь в цветок?

- Какими чертами характера человека наделён главный герой сказки?

- Для чего трудился день и ночь цветок? Как в тексте об этом сказано? (4 абзац 2 предложение) Значит, он трудился, действовал, чтобы жить. (Показать рукой на тему урока)

- Что важнее всего на земле? (Жить)

Это будет нашим первым открытием. Запишите слово «Жить» в сердцевину цветка.

1. Лепесток. Трудиться.

(В руках горшок с комнатным цветком). Как вы считаете, легко ли жить этому цветку? (Да) А почему?

- А что должен был делать цветок в сказке, чтобы жить?

- И чего же он добился своим трудом? (Прочитайте 7 абзац)

- На что похож стал цветок?

- Какой худ. приём использует сейчас автор?

- Так и в жизни тот достигает высот, кто много-много трудится. Давайте ещё раз прочитаем эпиграф. (Читают)

Какое важное открытие мы сделали! Чтобы жить, надо много…трудиться! Запишите этот жизненный ориентир на 1 лепесток в рабочем листе.

2. Лепесток. Сострадать.

Прочитайте 5 и 6 абзацы в сказке.

- Какие чувства вы испытали, читая эти строки?

- Захотелось Вам помочь цветку? (Да)

- Что бы вы сами могли сделать для него?

- Помните, что мало только жалеть, заботиться в душе, нужно помогать, проявлять заботу реальными делами, т.е. действовать.

- Как нужно относиться, ребята, ко всем, кто страдает? (Помогать, заботиться, сострадать)


 

- Молодцы! Мы сделали ещё одно открытие. Давайте запишем на второй лепесток – сострадать.

Ответы и выводы детей.

Сказка-быль

Цветок разговаривает, думает, грустит, ведёт себя как живое существо, борется как герой, даёт жизнь сильному потомству…

Записывают их в виде кластера в рабочем листе.

Олицетворение.

В рабочем листе выберают и подчеркивают те, которые относятся к цветку.

Трудиться

Чтение вслух «по цепочке»

На звезду

Сравнение

Жалость, сочувствие, грусть…

Дети предлагают свои идеи.

Коммуникативные УУД:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике.

Коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письменная речь).

Учащиеся вступают в диалог с автором произведения через сотрудничество и кооперацию, через постановку вопросов по изучаемому произведению, через речевые умения при участии в диалоге или дискуссии..


 


 

Личностные: самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героем произведения.

Морально- этическая ориентация и нравственная оценка: формирование нравственной позиции обучающихся на основе сопереживания, формирование эстетических чувств.


 


 


 

Познавательные: сравнение, оценивание.


 


 


 


 

Коммуникативные: передача информации и отображение предметного содержания.

Физминутка.

 

Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте. Представьте, что вы семечко и ещё в земле. Семечко начало расти, у него появляется росточек сначала один, потом другой. Подул ветер. Росток превращается в красивый и сильный цветок. Он с каждым днём хорошеет. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, вы прекрасны, неповторимы, как наш герой из сказки. Садитесь, пожалуйста. Мы устали чуточку,

Коммуникативные: согласованность действий с партнерами.

Усвоение новых знаний и первичное закрепление

3. Лепесток. Быть внимательным.

- Почему сказка называется «Неизвестный цветок»?

А Даша его заметила. Другие же проходили мимо. Предлагаю восстановить текст, вставив пропущенные слова, которые как раз помогут ответить на этот вопрос, почему было нелегко заметить цветок на пустыре? (абзац 8)

К какому средству выразительности относятся вставленные вами слова?

Послушайте, как автор рисует встречу Даши с неизвестным цветком, подумайте, какие черты характера девочки проявились в этом эпизоде? (учитель читает)

-Что вы можете сказать о Даше? (внимательная, наблюдательная и чуткая)

- Да, ребята, она была чуткая, добрая, сострадательная, но очень важно, что она была внимательная. Внимательным людям открываются многие тайны. Слово это многозначное: это и внимательность-чуткость, и внимательность-наблюдательность. Здесь проявились оба эти качества. Вспомните также, куда спешила девочка до встречи с цветком? Наше третье открытие - быть внимательным.

4. Лепесток. Радоваться.

Даша не просто была внимательной, она проявила сострадание к цветку, причём – деятельное сострадание – привела с собой ребят.

Какие результаты дали усилия детей?

…То есть ребята своим трудом принесли в мир радость.

А что такое радость? Какие у вас возникают ассоциации со словом «радость».

Как здорово, что ту вас столько радости в жизни! А наш цветок только ли грустил в своей трудной жизни или всё же когда-то радовался? (радовался лучу солнца)

Он даже одному лучу радовался, хотя предстоял трудный день. Так и человек, если даже в самые трудные моменты жизни не падает духом и даже находит повод для радости, он помогает себе жить.

Вы догадались, какое следующее открытие мы запишем на лепесток?

(Радоваться)

5 Лепесток. Любить.

Кто в сказке полюбил цветок?

А другие ребята?

То есть их привязанность к цветку была неглубокой. Хотя и восхищались им как героем. Ребята, бывает так в жизни, когда не проходит человек с добрым сердцем мимо чьей-то беды, а потом уже не интересуется, как сложилась его судьба. То, что он помог хотя бы однажды, это тоже хорошо, но какое счастье для попавшего в беду, когда кто-то идёт с ним до конца, берёт на себя ответственность за его судьбу. Такое качество человека называется любовью к ближнему – это высшая нравственная заповедь. Да, любить можно и нужно маму, папу, друзей, родину, близкого человека – без любви нет жизни, но если твоя душа распахнута ко всему миру, с удивлением и любовью смотрит на мир – это великий дар. Причём высшая форма любви – деятельная любовь, стремление приносить радость, помогать.

Кто ещё из героев прочитанных вами произведений, обладал таким даром – любить? Кто выделялся среди других своей непохожестью в отношении к миру, искренностью и умению любить? (Ассоль и Грэй)

Ребята, это важное качество для жизни? (Да). Причём - самое важное.

Итак, на последнем лепестке мы запишем ещё одно открытие нашего урока – жить – значит любить.


 

Его никто не знал, не замечал до Даши.

Эпитеты

Даша спешила на станцию, чтобы отправить письмо маме, потому что мама тоже скучала по дочке.

Пустырь зацвёл, неизвестный цветок дал множество деток, которые с радостью смотрели на мир и радовали всех вокруг.

Записывают ассоциации в рабочем листе.

Девочка Даша.

Забыли о нём, «ходили путешествовать в другие поля и леса».

Чтение, составление высказывания о героях и их поступках, оформление своих мыслей

Закрепление изученного материала

Какие жизненные ориентиры открыли мы для себя в сказке Платонова?

Что значит ЖИТЬ?

То есть жить – значит действовать!


 

Трудиться, сострадать, быть внимательным, радоваться, любить.

Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

Ребята, теперь вы сможете ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока:

Что помогает выжить в трудных условиях?

Запишите это на обратной стороне вашего цветка.

Я сегодня для себя тоже сделала открытие. Вы умеете трудиться, думать, радоваться, быть внимательными. Спасибо вам за помощь. Мне было приятно общаться с вами.


 

Личностные результаты:

1. интерес к изучению литературы

2. осознание ценности литературы

РегулятивныеУУД.

1.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Я предлагаю вам выполнить творческое задание на выбор.

1. Напишите рассказ о таком человеке, девизом которого являются слова «Жить – значит действовать».

2. Напишите письмо маме от имени Даши после встречи с неизвестным цветком.

3. Напишите о самом важном для вас открытии после прочтения сказки А. Платонова «Неизвестный цветок».

   


Рабочий лист
DOCX / 138.11 Кб

(Презентация)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Светлана Лушникова (Кузнецова), 10.08.17 в 18:28 1Ответить Пожаловаться
Интересно построен урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.