Технологическая карта урока технологии «Мастер–класс по изготовлению открытки к новому году собственными руками в технике скрапбукинг»
УРОК технологии в 6 классе
Учитель |
Павкина Галина Геннадьевна |
||||||||||
Тема урока |
Мастер – класс по изготовлению открытки к новому году собственными руками в технике скрапбукинг. |
||||||||||
Цель урока: |
Формирование ценностного отношения к технологическим знаниям, развитие творческого мышления 6–ти классников на основе глубокого осмысления способов изготовления открыток в технике скрапбукинг. |
||||||||||
Планируемые ОР |
Ученик по окончании изучения темы урока: обосновывает ценность и значимость творческого труда в жизни человека в современном технологическом мире (ЛР); дает собственную оценку достоинств и недостатков созданного изделия (ЛР); высказывает собственное мнение (ЛР); обосновывает свою позицию (ЛР); выделяет части, относящиеся к алгоритму изготовления изделия (ПР); описывает созданное изделие в таблице с указанием инструментов и материалов для изготовления изделия (ПР); создает изделие в соответствии с выполненным эскизом(ПР); формулирует тему урока (МР); планирует предстоящую деятельность на уроке (МР); выполняет учебные задания в сотрудничестве с одноклассниками (МР). |
||||||||||
Программные требования |
|
||||||||||
Мировоззренческая идея |
Творческий подход к решению проблемной ситуации — основа развития в личности любви к прекрасному в окружающем нас мире. |
||||||||||
Программное содержание |
Конструирование и изготовление изделия в соответствии с техническим заданием на проектирование |
||||||||||
План изучения нового материала |
1.История возникновения «открытки». 2. Знакомство с технологией «скрапбукинг». 3.Изготовление открытки по выполненному ранее эскизу. 4. Оформление технологической карты изготовления изделия. |
||||||||||
Основные понятия |
Техническое задание на проектирование. Алгоритм выполнения изделия. Технологическая последовательность. |
||||||||||
Тип урока |
Мастер – класс |
||||||||||
Форма урока |
Урок — практическая работа |
||||||||||
Технология |
Проблемно — развивающего обучения |
||||||||||
Мизансцена урока |
Самостоятельное изготовление изделия из имеющихся материалов по предварительно выполненным эскизам в тетради. |
||||||||||
Оборудование урока |
Мультимедийная презентация. Варианты готовых изделий в технике скрапбукинга. |
||||||||||
Домашнее задание |
Доработать в технологическую карту изделия в соответствии с требованиями выполнения проекта. |
Технологическая карта урока технологии в 6 классе
«Мастер – класс по изготовлению открытки к новому году собственными руками в технике скрапбукинг».
Деятельность учителя |
Деятельность уч-ся |
ПОР |
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ |
||
Организационный момент (2-3 минуты) Создание проблемной ситуации Беседа (3-5 минут) Нам нужно поздравить близких и родных с праздником, например, Новым годом. -Кто знает, что такое открытое письмо? -Любите ли вы получать в подарок открытки? -Как вы думаете приятно получать в подарок открытку, выполненную собственноручно? -А мы сможем сделать неповторимую красивую открытку? -Как вы думаете, чем мы будет заниматься на уроке и как звучит тема урока? Главный вопрос урока: Как сделать открытку к Новому году в технике «скрапбукинг»? Гипотезы: Можно использовать цветной картон и бумагу. Можно применить в оформлении тесьму и кружево. Красиво будет, если в оформлении будут вырезанные снежинки из белой бумаги, похожие на кружево. Можно украсить открытку бусинами или пайетками. |
Фронтально о возникновении открытых писем или открыток Фронтально о возможностях создания открытки собственными руками 1-2 ученика 3-4 ученика |
–высказывает собственное мнение (ЛР) –формулирует тему урока (МР) –предлагает материалы для выполнения изделия (ПР) –соотносит возможность выполнения изделия с нарисованным эскизом (ПР) |
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА |
||
1. Понятие «Открытое письмо» (8 минут) Что такое открытка и насколько востребованным является это изделие? История создания открыток Открытка – это яркая, живописная картинка, призванная улучшить настроение того человека, которому она предназначена. Это могут быть настоящие произведения искусства, либо просто что-нибудь веселое и «прикольное». И не всегда важно обращать внимание на то, что изображено на этих открытках. Гораздо чаще надо обращать внимание на подтекст – именно в нем выражены те мысли, которые трудно выразить в словах. Открытка несет в себе скрытый отпечаток эпохи, рассказывает через столетия о вкусах, пристрастиях, технологиях изготовления. Когда появилась первая открытка или, как говорили раньше, открытое письмо, сказать трудно. Однако уже в конце XIX века было придумано большое количество прекрасных образцов данного жанра За столь долгий срок существования открытки, ее внешний вид, предназначение неоднократно менялись. Самая ранняя поздравительная карточка, которую хранит Британский музей в Лондоне, датирована XV веком. Она посвящена празднику св. Валентина. Ее создание приписывают герцогу Орлеанскому. Для оформления карточек использовались разнообразные и порой неожиданные материалы: сушеные цветы, кожа, резина, бархат, шелк, бисер. В 1795 году была выпущена серия рождественских открыток, исполненная по рисункам английского художника Уильяма Добсона. Первые Российские открытки В России открытые письма были введены в обращение с 1 января 1872 года. Российские открытки были разного цвета. Самые ранние — серовато-белые. На открытках того времени изображались достопримечательности Москвы. Российские открытки по качеству не уступали привезенным из-за рубежа. В создании открыток принимали участие известные художники, так что некоторые открытки можно было даже считать произведением искусства. Массовый выпуск открыток начался в 50-х годах XX века. Иллюстраторы радовали людей изображениями кремлевских башен, счастливых детей, героев сказок. Частично-поисковый метод (8-10 минут) 2. Рассмотрим различные виды открыток и способы их отделки В современное время существует целый ряд открыток. Статистика показывает, что в России производят 400 миллионов открыток в год. Поздравительные открытки по своему формату, конструкции и отделке очень разнообразны. Открытки небольшого формата, мини или как их часто называют “малявки”, имеют размер примерно 40*60 мм. Что касается больших, то они могут достигать формата А2. В производстве стали часто использовать такие дизайнерские материалы, как фольга, калька, тонированная и тисненая бумагу. Яркий и эмоциональный дизайн открытки, зачастую очень важен для рекламного успеха. Все старания могут оказаться напрасны, если дизайн не будет привлекать к себе внимание людей. Когда и где появились открытки ручной работы? Ответ на этот простой, на первый взгляд, вопрос оказывается достаточно сложным. Много сказано об истории печатных открыток и практически ничего неизвестно об открытках ручной работы. Первое упоминание об открытках датируется около 500 лет до нашей эры. В те годы открытки представляли собой листы папируса, которые расценивались египетскими и китайскими культурами, как послание благосостояния и доброжелательности. Несомненно, что эти открытки были сделаны вручную. С появлением печатных поздравительных открыток, об открытках, изготовленных вручную, надолго забыли. Открытка ручной работы – открытка, изготовленная своими руками, руками народных мастеров, с использованием декоративных элементов и натуральных материалов. Если Вы хотите произвести впечатление, открытка ручной работы поможет Вам создать необходимый образ, запомнившийся надолго. Эти открытки – произведения искусства, которые коллекционируют, хранят и передают из поколения в поколение. 3. Мастер–класс по созданию открытки к Новому году? (12–14 минут) Основной материал в скрапбукинге – бумага. Её разнообразие огромно – от плотных видов картона до тончайшей кальки. Новичку стоит приобрести плотную бумагу или картон для основы работы и несколько видов декоративной для отделки. Специализированная скрапбумага продается в наборах и по одному листу. Однако можно воспользоваться обычной бумагой или распечатывать на принтере подходящие картинки из сети. Главное помнить, что качество бумаги на первом месте. В составе выбранных листов не должно быть лигнина и кислот, иначе поделка быстро пожелтеет и утратит привлекательный вид. Элементами декора могут быть любые подручные материалы и специальные украшения, приобретенные в хобби-магазинах. Всё зависит только от фантазии и тематики вашей работы. Чаще всего можно встретить: • Бисер, камушки, пайетки. • Стразы, искусственные жемчужины и брадсы (декоративные гвоздики). • Пуговицы, пряжки. • Ленточки, тесьма и кружева. • Стикеры, чипборды. Высечки, аппликации из акрила и многое другое. Итак, у вас готово всё необходимое для первой работы в стиле скрапбукинг. С чего начать составление композиции? Первым делом нужно определить основные акценты будущей работы (не более трех), а затем продумать их расположение и украшения. Одна из самых частых ошибок начинающих – стремление перегружать композицию, используя максимум деталей. Даже самый красивый декор сделает работу безвкусной, если его слишком много. Именно умение сделать работу лаконичной и стильной – признак настоящего мастерства, к которому нужно стремиться. Новичкам нужно стараться выполнять всю работу в одном стиле – это залог успеха. Конечно, сочетания разных стилей тоже возможно, но для того, чтобы они выглядели органично и привлекательно, нужен определенный опыт. https://samrukamy.ru/podelki/skrapbuking/skrapbuking-dlya-nachinayushhih.html Можно найти довольно много рекомендаций по изготовлению открыток в технике скрапбукинг для начинающих. Часто пользуются готовыми цветами, мотивами и элементами, как на представленном фото, но это очень дорого. Лучше использовать свои внутренние резервы и собственное творчество, тогда открытка, созданная вами заиграет и будет живой. 1. Прежде чем мы начнем работать с бумагой, необходимо выполнить эскиз будущей открытки. Затем берем плотную белую бумагу под основу открытки. 2. Сгибаем бумагу пополам и откладываем в сторону.
3. Учитывая размер нашей открытки, вырезаем фоновый кусок бумаги для создания композиции 4. Для украшения фона вырезаем полосу, подходящую к цвету фона. 5. Наклеиваем полоску на фон. 6. Теперь нужно изготовить элементы декора, например, снежинка. 7. Получили красивую снежинку, которую можно использовать для украшения открытки. Из интернета было взято изображение циферблата по адресу https://yandex.ru/images/search, распечатала его, вырезала и украсила акриловой краской разного цвета (золотая и блеск снега). 9. Для декора вырезаем листики разного цвета, формы и размера, Украшаем блестящей акриловой краской и склеиваем попарно в две композиции. Берем льняную нить, навешиваем на неё бусины разного размера красного цвета. Закрепляем бусины узелками, чтобы они не слетели с нитки. Завязываем нитки в бантики. 11. Начинаем собирать фоновую композицию открытки. Приклеиваем циферблат и композиции из листьев. 12. На полученную композицию наклеиваем снежинку, подготовленную заранее. 13. Приклеиваем в композиции нити с бусами, для более крепкого прикрепления пришиваем их нитками и закрепляем с изнаночной стороны. 14. Соединяем вместе заготовку открытки и созданную композицию. Дополняем открытку надписью «С Новым годом!». 15. Теперь нужно наполнить открытку содержанием, вклеив текст поздравления внутрь открытки. Открытка готова! Можно её подарить. Практическая работа (30–35 минут) Задание 1. Самостоятельное создание открытки в соответствии с эскизом, выполненном заранее. Поэтапное выполнение в зависимости от сложности, количества элементов изделия. Задание 2. Выполнить в рабочей тетради технологическую карту изделия с указанием материалов и инструментов для изготовления открытки к Новому году. |
Просмотр слайд — шоу фронтально 1–2 слайды Слайд — шоу фронтально 3–4 слайд Слайд — шоу фронтально 6–14 слайды Результаты поиска подходящих существующих решений Обмен опытом о возможностях создания открытки собственными руками Просмотр слад–шоу 15–20 слады Ознакомление с последовательностью выполнения работы. Слайд 21 Слайд 22 Планирование собственной деятельности на уроке Слайд 23 Слайд 24 Слайд 25 Слайд26 Слайд 27–28 Слайд 29 Слайд 30 Слайд 31 Слайд 32 Слайд 33 Слайд 34 Слайд 35 Слайд 36–37 Сравниваем свой эскиз с техническим заданием на проектирование |
–обосновывает ценность и значимость эпистолярного жанра в развитии человечества (ЛР)
–идентификация себя как части истории родной страны (ЛР) –обосновывает свою позицию относительно будущей открытки (ЛР) –планирует пред-стоящую деятель-ность на уроке (МР) –высказывает собственное мнение (ЛР) –анализирует выбранные материалы для выполнения своей открытки (ПР) – соотносит выбранные материалы и эскиз на соответствие техническому заданию (ПР) –выделяет части создаваемого изделия (ПР) – создает детали будущего изделия (ПР) –описывает создан-ную конструкцию в виде таблицы (ПР) |
ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ |
||
Дискуссия (2-3 минуты) -Какую из предложенных гипотез вы подтвердили при выполнении изделия? Были раньше письма «открытые» Посылали их люди друг другу. Называем обычно «открытками» И используем почты услуги… А открытки привычные с детства, Почтальон нам в сумке приносил. Единственным ведь были средством Для поздравленья тех, кого любил… Открытки продавались повсеместно, Но были все похожи как одна… Теперь дарить такое неуместно– Неповторимость нам важна! Так как же чудо нам создать? Всем нужно руки приложить! А потрудившись – не устать, И от души подарок подарить… Вывод: При выполнении открытки мы затратили не очень много времени, тем более у каждого открытка получилась эксклюзивной и особенной. Такое и в подарок получить захочется. |
Фронтально о соответствии изделия техническому заданию |
– дает собственную оценку достоинств и недостатков созданной открытки (ЛР) |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2-3 минуты) |
||
Содержательная оценка и самооценка деятельности и достижений учащихся |
Елена Гаврииловна Гончарова
Павкина Галина Геннадьевна
Красноперова Марина Рудольфовна