Технологическая карта урока математики на тему «Письменный прием деления на трехзначное число»
Урок математики в 4 «А» классе (УМК «»Школа России) | |
Тема | Письменный прием деления вида 738 разделить на 248. |
Педагогическая цель | Формирование у учащихся умения делить многозначные , числа на трехзначные письменным способом. формирование у учащихся умения делить многозначные числа на трехзначные письменным способом. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые | Составить алгоритм письменного деления на трёхзначное число, когда в записи частного две цифры. Выполнять письменное деление многозначного числа на трехзначное, используя алгоритм письменного деления; |
Личностные | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность |
Универсальные | регулятивные: формулируют учебную задачу урока; контролируют в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, при необходимости вносят корректировки; оценивают собственную деятельность и деятельность партнеров; способны к мобилизации волевых усилий; познавательные: формулируют познавательную цель, создают алгоритм деятельности; анализируют объекты с целью выделения существенных признаков, сравнивают их, строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи; коммуникативные: правильно выражают свои мысли в речи; уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя; аргументируют свою точку зрения, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов. |
Методы и формы работы | Индивидуальная, фронтальная. Практический, наглядный, словесный, частично-поисковый. |
Основные понятия | Компоненты деления, трехзначное число, алгоритм. |
Образовательные | Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, наглядный материал |
Технологическая карта урока
Этапы урока | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент Цель: организация класса, эмоциональный настрой на работу, мотивация работы обучающихся на уроке. | 1. Приветствие 2.Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала | - Здравствуйте, ребята! Математика пришла! Занимай свои места. Математика сложна, но скажу с почтением: Математика нужна, всем без исключения! -Каждый посмотрит на своё рабочее место и проверит, всё ли лежит у него на парте. У вас на столах должны лежать учебники, тетради, дневники, пенал. | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Организует рабочее место. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место к уроку. |
III.Актуализация знаний Цель: актуализировать знания учащихся, повторить изученный материал | 1. Устный счет 2. Перевод единиц измерения 3. Повторение таблицы умножения 4. Решение геометрической задачи | - Откройте тетради и запишите число, классная работа -Начнем наш урок с устного счета. Для того, чтобы выполнить первое задание, вспомним, сколько сантиметров в 1 дециметре? (10 см), сколько дециметров в 1 метре? (10 дм), сколько секунд в 1 минуте? (60 с.), сколько минут в 1 часе? (60 минут). И так, преступим: Заполните пропуски: 80 см = 8 дм 90 дм = 9 м 360 сек= 6 мин 120 мин = 2ч Что мы сейчас с вами делали? (переводили крупные единицы измерения в мелкие). Верно, а теперь повторим таблицу умножения. 12*8, 9*8, 4*7,3*8,5*6,4*6, 2*9. И так ребята, что мы сейчас с вами повторили? (случаи табличного умножения). Молодцы ребята, а теперь решим геометрическую задачу. Найдите площадь квадрата, стороны которого равны 8 см. (64 см2). Что мы знаем о квадрате? (все стороны равны). Молодцы ребята. | Проверяет степень знаний и способов действий учащихся, устанавливает пробелы в их усвоении. Сочетает контроль и самоконтроль. Определяет типичные недостатки в знаниях | Выполняют данные учителем задания. Отвечают на вопросы. Делают выводы. |
III. Постановка темы и определение целей урока Цель: сформировать у обучающихся мотивацию к деятельности по освоению нового материала. | 1. Создание проблемной ситуации | На прошлом уроке мы с вами закрепляли алгоритм деления. Какой алгоритм делания мы с вами закрепляли? (деления на двухзначное число). Сейчас проверим, как вы запомнили, посмотрите на доску, подумайте, на какие две группы можно поделить примеры? (примеры деления на двухзначное число и трехзначное число). 66378:39=1702 4891:73=67 738/246=3 У доски решают, а вы в своих тетрадях. И так ребята, были ли у вас затруднения при решении 3 примера? Верно ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (познакомимся с алгоритмом деления на трехзначное число). - Какую цель поставим перед собой? (научиться делить на трехзначные числа) - Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с письменным приемом деления на трехзначное число.) | Подводит к теме урока. Мотивирует к деятельности | Выполняют предложенные задания, называют тему урока. |
V. Работа по теме урока Цель: совершенствовать навыки составления и решения задач; Развивать внимание и логическое мышление. | 1. Чтение правила 2. решение примеров №279 на с. 72 | И прежде чем мы станем решать примеры, ознакомимся с алгоритмом деления. - Откройте свои учебники на стр.72. Прочитайте текст рядом с красной чертой. И так ребята, скажите, какое будет наше первое действие? (определяем количество цифр в частном). Для этого? (выделяем первое неполное частное). Что делаем дальше?(делим 7 на 2 и получаем 3, прикидываем). Если подходит, то записываем в частное и делим дальше. Скажите ребята, а сильно ли отличается алгоритм деления двухзначного числа и трехзначного числа? (нет, алгоритм тот же самый, только вместе деления на двузначное число, мы выполняем деление на трехзначное). - а сейчас узнаем, как вы запомнили правило. - Сейчас мы с вами выполним задание под номером 279. - Кто хочет выйти к доске и попробовать решить эти примеры. (3 примера решают у доски, 4 самостоятельно)
1) 954:318= 3 876:219= 4 2940:735= 4 2544:424 = 6 2) 875:354= 2,5 912:219=4,2 3964:526= 7,5 2051:642=3,2 Повторим алгоритм деления на трехзначное число еще раз. | Предлагает выполнить задания. Формулирует вопросы по заданиям. | Читают условия задач, определяют, что требуется выполнить в заданиях, оформляют записи в тетрадях. |
Физкультминутка Цель: устранить утомляемость детей | Раз — подняться, потянуться, Два — нагнуть, разогнуться, Три — в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. | Способствует предотвращению утомляемости | Обучающиеся повторяют движения за учителем. | |
VI. Закрепление изученного материала. Цель: Закрепить знания, полученные на уроке | 1. Решение задачи № 280 на с.72 2.Самостоятельное решение примеров | - Прочитайте задачу под номером 282. Прочтет условия. Какой вопрос задачи мы с вами поставим? (сколько всего материалов израсходовали для приготовления бетона). И так, сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет). Что нам нужно узнать? (сколько тон песка израсходовали). 120х2=240т-песка. Что мы узнаем дальше? (сколько израсходовали щебенки). 120х4=480т –щебёнки. Что узнаем дальше? (сколько материалов было всего). 120+240+480=840т-всего привезли. И дальше? (ответим на вопрос задачи). 840:3=280т-израсходовали Ответ продиктует. А сейчас вы самостоятельно решите примеры: 30156/7, 13806/531, 8026*4. | Обобщает знания, закрепляет знания, полученные на уроке. | Слушают учителя, выполняют самостоятельную работу. |
V. Подведение итогов. Рефлексия. Цель: самооценка едятельности | 1.Обобщающая беседа 2.Д/з | - С каким вычислительным приемом вы познакомились сегодня на уроке? - Чем деление на трехзначное число отличается от деления на двузначное число? - Можно ли использовать старый алгоритм для выполнения вычислений? - Какие виды задач мы решали? - На этом наш урок окончен. До свидания! Дома вам будет нужно выполнить примеры №283, и составить задачу по чертежу в № 282. | Формулирует вопросы по изученной теме урока, с целью обобщить полученные знания детей. | Обобщают полученные знания на уроке, подводят итоги. |