Технологическая карта урока математики по теме «Сравнение многозначных чисел» (4 класс)
Технологическая карта урока математики
Предмет: математика
Класс: 4
Учебник (УМК): учебник М.И.Моро «Математика», 4 класс, УМК «Школа России».
Тема урока: Сравнение многозначных чисел.
Цель урока: научить сравнивать многозначные числа.
Тип урока: урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков.
Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал для групп, мультимедийное оборудование (ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска).
Данный урок является: пятым уроком в разделе «Числа, которые больше 1000».
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
Учащиеся достаточно активны, подвижны. Знают правила поведения на уроке. Дети активно работают на уроках, умеют работать в парах, группах. На уроках достаточно легко переключаются с одного вида деятельности на другой, темп работы-средний. Дети на уроках чаще выбирают задания базового уровня. Учащиеся стараются быть внимательными по отношению друг к другу, пытаются поддержать и приободрить, когда это необходимо. На момент проведения урока учащихся владеют следующими УУД:
Регулятивные УУД:
– определять цель деятельности на уроке при помощи учителя;
– работать по предложенному учителем или совместно составленному плану;
– соотносить полученные результаты с эталоном, вносить коррективы в свои действия, осуществлять самооценку, оценивать одноклассников.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике;
– осуществлять поиск и выделение необходимой информации под руководством учителя;
– выполнять учебные действия в разных формах;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
– участвовать в коллективном обсуждении проблем;
– отвечать на поставленные вопросы;
– работать в паре и группах с одноклассниками.
Личностные результаты: осуществлять рефлексию на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные результаты:
– правильно называть изученные разряды и классы многозначных чисел,
– правильно читать многозначные числа,
– сравнивать однозначные и двузначные числа.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения | |||
Предметные УУД | Выбирать способ сравнения многозначных чисел; Сравнивать поразрядно многозначные числа; Располагать числа в порядке возрастания. | | |||
Метапредметные | Познавательные УУД | Формулировать познавательную цель; Анализировать многозначные числа и сравнивать их по разрядам; Ориентироваться в своей системе знаний; Открывать и структурировать знания с помощью учителя; Предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. | | ||
Регулятивные УУД | Определять общую цель урока; Контролировать свою деятельность (находить и исправлять ошибки); Оценивать готовое решение учебной задачи в оценочном листе. | | |||
Коммуникативные УУД | Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; Устанавливать рабочие отношения со сверстниками, обеспечивать бесконфликтную совместную работу в паре; Осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы. | | |||
Личностные УУД | Проявлять учебную и коммуникативную активность, осознавая неполноту своих знаний; Организовать собственную деятельность для решения поставленных задач. | |
Технологическая карта урока математики.
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приёмы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность ученика | Формируемые УУД и предметные действия |
1. Мотивационно-целевой этап | Организационный момент. 1. Проверить готовность учащихся к уроку. 2. Активизировать внимание | Беседа | Фронтальная. | Приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку. | 1.Поприветствовать учителя. Проверить готовность к уроку. | 1.Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Регулятивные УУД: саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь учителя. |
2.Ориентировочный этап 6 мин | Актуализация знаний. Выявить уровень имеющихся знаний у учащихся. | Беседа по уточнению знаний. | Фронтальная. | Проводит устный счет | 1.Выполнить задания устного счета и оценить свой результат. Оценить свою работу цветными индикаторами. | 1.Выполняют решение примеров устно, пользуясь математическими карточками. Оценивают себя. | Предметные УУД: правильно называть разрядные слагаемые; называть числа следующие и предыдущие при счете. Регулятивные УУД: осуществлять контроль результатов ранее полученных знаний. Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Личностные УУД: самооценка на основе критериев учебной успешности. Познавательные УУД: классифицировать разряды, анализировать многозначные числа: раскладывать на разрядные слагаемые. |
| Определение границ знания и незнания. | Анализ | Фронтальная | Демонстрирует на доске числа, предлагает назвать их, разделить на группы и сравнить. | -Назовите числа, разделите их на группы и сравните. | Называют, делят на группы (однозначные, двузначные, трехзначные) и сравнивают числа. | Предметные УУД: правильно называть числа, сравнивать их, аргументировать свой ответ. Познавательные УУД: анализировать числа. Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, сотрудничать с учителем. |
3.Постановка учебной задачи 2 мин | Организовать формулирование проблемы и постановку цели урока учащимися. | Создание проблемной ситуации | Фронтальная | 1.Подводит учащихся к проблеме. 2.Организует работу по формулировке цели и задач урока. | -В каких случаях сравнения чисел возникли затруднения в аргументировании своего ответа? - Сформулируйте цель урока. - Что должны сделать, чтобы добиться цели? -Давайте построим план работы. (какие знания нам нужны) | Отвечают на вопрос учителя. Формулируют проблему. Формулируют цель урока: научиться сравнивать многозначные числа и аргументировать свой ответ. Составляют план работы: 1) называть числа 2) называть разряды числа 3) сравнивать числа по разрядам 4) Научиться аргументировать свой ответ. | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности и сохранять ее до конца учебных действий; планировать свои действия при изучении нового материала. Коммуникативные УУД: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникшей проблемы; оформлять свои мысли в устной форме. Личностные УУД: осознать неполноту знаний, проявлять интерес к новым знаниям. |
4.Поисково-иссле-дова-тельский этап. 10 мин | Организовать осмысленное восприятие новой информации. | Исследование Беседа | Фронтальная | 1.Организует работу по изучению нового материала: предлагает проанализировать первый случай сравнения чисел. Подводит детей к формулированию вывода по первому случаю сравнения чисел. 2. Организует работу по изучению нового материала: предлагает проанализировать второй случай сравнения чисел. Подводит детей к формулированию вывода по новой теме. 3. Организует работу в учебнике: чтение правил сравнения многозначных чисел. | -Посчитаем количество разрядов в числах: 435742 и 43574 -Запишем числа в таблицу, начиная с высшего (бОльшего) разряда -Какое число меньше? Почему? -Посчитаем количество разрядов в числах: 435 657 и 436 644 -Запишем числа в таблицу, начиная с высшего (бОльшего) разряда -Сколько сотен тысяч в первом числе, во втором? -Сколько десятков тысяч в первом числе, во втором? -Сколько единиц тысяч в первом числе, во втором? -Дальше сравнивать разряды есть необходимость? -Как сравнить многозначные числа? -Прочитайте текст, который вам предлагает Знайка-математик на стр. 27 | Дети анализируют два числа по количеству разрядов, заполняют таблицу разрядов и отвечают на вопросы учителя. Дети формулируют вывод: меньше то число, в котором меньше цифр (разрядов) Дети анализируют два числа по классам и разрядам, заполняют таблицу разрядов и отвечают на вопросы учителя. Дети формулируют вывод: нужно сравнивать числа поразрядно, начиная с самого бОльшего разряда, и продолжать сравнивать до нахождения неравных значений разрядов. Читают в учебнике на стр.27 выводы по новой теме. | Предметные УУД: правильно называть количество разрядов в многозначных числах; называть разряды чисел. Познавательные УУД: анализировать многозначные числа, использую таблицу классов и разрядов многозначных чисел, сравнивать их разряды. Коммуникативные УУД: вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные УУД: организовать собственную деятельность для решения поставленных задач. |
Физминутка 2 мин | Снять физическое и интеллектуальное напряжение. | Игра. Спортивные упражнения. | Фронтальная | Предлагает провести физминутку. | Мы дружно трудились, Немного устали. Быстро все сразу за партами встали. | Выполняют упражнения. | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь учителя, выполнять требования учителя. |
5.Практический этап. 18 мин | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний | Упражнение в чтении чисел и сравнении их. | Самостоятельная работа Фронтальная Индивидуальная работа Фронтальная работа Работа в группах Фронтальная работа | Организует работу в тетради. Организует индивидуальную работу учащихся по сравнению чисел. Некоторые учащиеся работают у доски. Организует проверку и оценивание результатов выполненной работы. Организует устную работу по учебнику №118 стр.27 Организует письменную работу по учебнику №119 на стр.27. Предлагает одному ученику выполнить задание на откидной доске. Организует работу по учебнику №120 стр.27. Предлагает прочитать задание. Работает по уточнению лексического значения слова «конвейер» - платформа в цехе завода по сборке тракторов. Предлагает ответить на уточняющие вопросы по заданию. Организует работу по карточкам в группах. Организует проверку результатов каждой группы и организует взаимное оценивание. Организует работу по решению примеров на порядок действий №121 стр.27. Организует проверку и оценивание. | -Запишите число, классная работа. -Самостоятельно выполните №117 на стр.27 и объясните какими способами сравнивали числа. -Проверьте и оцените результат своей работы. -Объясните, как меняется значение цифры 5 в записи чисел. -Прочитайте задание и выполните его в тетради. -Проверьте свой результат и оцените себя. -Прочитайте задание в учебнике. -Что такое конвейер? -Чем являются заводские номера тракторов? -В каком порядке расположите заводские номера тракторов - многозначные числа? -Проверьте свой результат и оцените себя. -Разделитесь на группы по 4 человека и выполните задание. -Давайте вспомним правила работы в группе. -Посмотрим и проверим результаты каждой группы. -Оцените результат группы. -Прочитайте задание. -Вспомните и назовите порядок действий в примерах. -Выполните задание по вариантам: 1 вар.-первая строка, 2 вар.-2строка. | Делают запись в тетради. Выполняют задание учителя и обсуждают способ сравнения многозначных чисел. Проверяют и оценивают результат выполненной работы. Читают числа и объясняют значение цифры 5 в записи чисел. Выполняют задание в тетради, проверяют и оценивают свой результат. Читают задание. Дают свои предположения. Предполагают, что номера тракторов – это многозначные числа. Отвечают на вопрос учителя. Проверяют результат своей работы и оценивают себя. Делятся на группы. Называют правила работы в группе: 1.Понять задание и подумать о решении самостоятельно. 2.Выслушать мнение каждого. 3.Найти общее решение. 4.Выбрать выступающего. Выполняют задание. Выступает член группы и презентует результат работы. Оценивают каждую группу. Читают задание и называют порядок действий. Решают примеры на порядок действий. Проверяют результат и оценивают себя в оценочном листе. | Предметные УУД: сравнивать многозначные числа; называть разряды многозначных чисел; записывать многозначные числа в порядке их возрастания; решать примеры, используя порядок действий. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные УУД: оценивать результаты своей работы, вносить коррективы после его завершения; оценивать уровень своих достижений для дальнейших учебных действий. Личностные УУД: осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание, аргументировать свой ответ; уметь договариваться и находить общее решение, работая в группе. |
5.Рефлексивно-оценочный этап. 2 мин | 1.Осмысление процесса и результата деятельности. | Создание атмосферы эмоционального комфорта. | Фронтальная. | 1.Организует поиск ответов на рефлексивные вопросы. 2.Организует самооценку учащихся. 3.Обсуждает домашнее задание и предлагает его записать. | 1.Ответить на рефлексивные вопросы: -Какая цель стояла перед нами в начале урока? -Достигли цели урока? -Как достигли цель урока? -Назовите способы сравнения многозначных чисел. 2.Оценить себя. 3.Записать домашнее задание: Стр.27 №123,124 (устно) | 1.Делают выводы о результатах совместной работы на уроке. Отвечают на вопросы учителя. 2.Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. 3.Записывают домашнее задание. | Познавательные УУД: осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные УУД: отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании. Личностные УУД: осознание значимости полученных знаний и необходимости их применения. |