12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Корытникова1945
Учитель начальных классов
Россия, Иркутская обл., Усолье-Сибирское
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
5

Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме «Вычитание многозначных чисел с заниманием единицы через несколько разрядов»

Тема

Вычитание многозначных чисел с заниманием единицы через несколько разрядов.

Цели

Ознакомить учащихся с вычитанием многозначных чисел с заниманием единицы через несколько разрядов. Закрепить умения решать задачи, в которых используют приёмы письменного сложения и вычитания.

Задачи урока:

1. Познакомить с приемом письменного вычитания, когда отсутст­вуют значимые цифры в разрядах уменьшаемого.

2. Развивать вычислительные навыки и умение решать задачи.

3. Воспитывать умение оценивать свой труд.

Планируемые результаты:

- личностные: проявляют этические чувства, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- предметные: познакомятся с приёмом вычитания многозначных чисел с заниманием единицы через несколько разрядов;

- метапредметные: коммуникативные – умеют формировать коммуникативно- речевые действия; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учатся слушать и принимать речь других; адекватно оценивают результаты своей деятельности.

 

Этапы урока (занятия)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный этап.

- Прочитайте слова русского фельдмаршала

А.В. Суворов «Математика - гимнастика ума»

- Как вы их понимаете?

- Согласны ли вы с этими словами?

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Посмотрите записи на доске

- Что можете о них сказать? (мы видим такие примеры, где необходимо занимать разряды)

- Какое выражение лишнее? (Второе выражение лишнее?)

- Почему? (потому что это выражение на сложение, а все остальные на вычитание).

Найдем сумму второго выражения.

-Что общего заметили у остальных выражений? (в уменьшаемом отсутствуют единицы некоторых разрядов.)

-чем отличаются? (каждое число больше другого, кол-вом знаков- 3-х, 4-х, 5 – значное).

Слушают учителя


 


 


 


 


 

Отвечают на вопрос.

Записывают в тетрадь дату, определяют тему и цели урока.

Коммуникативные:

уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме.

Предметные: Уметь читать математические записи чисел.

3. Актуализация знаний

- Вычислите, запишите ответ на доске, прокомментируйте.

1 дес.- 1 ( Чтобы из 1 дес. вычесть единицу, заменим 1 дес. десятью единицами и вычтем 1 из 10, получится 9.)

1 сот. - 1 дес.(из 1 сот. вычесть 1 дес., заменим 1 сот. 10 дес. и вычтем 1 дес. из 10, останется 9 дес., или 90)

1 тыс. - 1 сот. (из 1 тыс. вычитаем 1 сотню, заменим 1 тыс. 10 сотнями и вычтем 1 сотню из 10, останется 9 сотен или 900.)

№ 300 “Заполни пропуски”.

в 1 тысяче 10 (сотен); в 1 миллионе 10 (сотен) тысяч;

в 1 сотне 10 (десятков); в 1 сотне тысяч 10 (десятков) тысяч;

в 1 десятке 10 (единиц) в 1 десятке тысяч 10 (единиц тысяч);

Выполняют задание

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Физминутка

4.Первичное усвоение новых знаний.

1) 600- 26

Из нуля не можем вычесть 6 единиц. Занимаем 1 десяток, т.к. единиц в разряде десятков нет, занимаем 1 сотню.

- Сколько в сотне десятков? Если возьмём 1 десяток из 10, то сколько останется десятков? (9). Поставим точку. Заменим 1 десяток единицами. Сколько в 1 десятке единиц? (10 единиц.) Вычитаем. 10-6=4.пишем под единицами.

Осталось 9 десятков. 9-2=7.пишем под десятками.

Мы заняли 1 сотню, значит 5 пишем под сотнями. Ответ:574.

2) 1000-124 рассмотрим более сложный случай вычитания- вычитания из 4-х значных. Из 1000 надо вычесть 124.

Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

Вычитаем единицы. Из нуля вычесть 4 нельзя, поэтому занимаем 1 десяток, однако, единицы в разряде десятков отсутствуют, сотни так же отсутствуют, поэтому занимаем 1 единицу тысяч.

1единица тысяч –это 10 сотен, теперь мы можем занять 1 сотню (поставили точку), 1 сотня-это 10 десятков, и теперь мы можем занять 1 десяток (поставили точку). 1 десяток-это 10 единиц. 10-4=6. Пишем под единицами.

Вычитаем десятки, 1 десяток заняли, поэтому осталось 9 десятков. 9-2=7.

Вычитаем сотни, мы добавили 10 сотен, но 1 сотню заняли, поэтому осталось 9 сотен. 9-1=8 пишу под сотнями.

В разряде единиц тысяч у нас ничего не осталось

Читаем ответ.

3) Рассмотрим еще один случай вычитания. 30007-648.

Единицы пишу под единицами и т.д. вычитаем единицы. Из 7 вычесть 8 нельзя, поэтому занимаем один десяток, но единицы в разряде десятков отсутствуют, поэтому занимаем сотню. Отсутствуют сотни и отсутствуют единицы тысяч, занимаем 1 десяток тысяч. 1 десяток тысяч- это 10 единиц тысяч. Можем занять 1 единицу тысяч (ставим точку). Осталось 2 единицы тысяч. 1 единица тысяч -это 10 сотен. Можем занять из сотен (ставим точку), 1 сотня- это 10 десятков, теперь занимаем 1 десяток (ставим точку). 1 десяток-это 10 единиц, да еще7 всего стало 17 единиц. 17-8=9.пишу под единицами.

Вычитаем десятки. 9-4=5 десятков. записываем под десятками.

Вычитаем сотни, 1 заняли. Поэтому осталось 9 сотен. 9-6=3 сотни. Записываем под сотнями.

Вычитаем единицы тысяч. пишем под единицами тысяч. Осталось 9 единиц тысяч, т.к. единицы тысяч в вычитаемом отсутствует, пишу 9 под единицами тысяч.

Вычитаем десятки тысяч, десятков тысяч осталось 2. Пишем под десятками тысяч. Читаем ответ 29359.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Коммуникативные:

уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию.

Регулятивные: уметь высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии.

5. Первичное закрепление

1) Работа с учебником

№ 267

2) Для чего мы складываем и вычитаем многозначные числа?

Производим вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях

Предлагаю рассмотреть одну из таких ситуации и найти выход из нее.

Семья Ивановых взяла в банке кредит на сумму 100000 рублей. Из этой суммы они потратили на приобретение мебели 46782 рубля, на покупку телевизора 32150 рублей. Хватит ли им оставшихся денег на покупку холодильника, если его цена 35000 рублей?

- Как будем действовать, помогая семье Ивановых?

- Предложите план работы.

- Так могут ли они приобрести холодильник?

Ученики выполняют с комментированием у доски


 

Составим схему

По схеме составим план решения

Запишем решение в тетрадь

Дадим ответ на поставленный вопрос

Устно выстраивают план решения задачи

Самостоятельно записывают решение

Предметные: Уметь записывать натуральные числа, читать запись числа.

Познавательные: 

уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки

6. Повторение.

Работа по учебнику

(с. 61).

Решение задачи

№ 270

- О чем говорится в задаче? (О том, что в январе и феврале выпускалась бумага, и что изготовляли из них общие и школьные тетради)

- Что нам известно? (Известно сколько тонн бумаги выпустили в январе и сколько изготовили общих тетрадей)

Какой можно поставить вопрос к задаче? (сколько тонн бумаги ушло на изготовление школьных тетрадей)

-А можем сразу узнать, сколько тонн бумаги ушло на изготовление шк-х тетрадей? (не можем)

- Что нам надо для этого сделать? (узнать сколько тетрадей было изготов-но в феврале)

- Что надо узнать след. действием? (сколько всего тетрадей было изготовлено)

- Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? (Да)

- Что для этого надо сделать? (от кол-ва изготовленных тетрадей всего вычесть кол-во общих тетрадей)

Всего: январь-4850

февраль-? На 365т меньше

общие – 6335.

Школьные -?

1)4850-365=585 (т)- бумаги, изгот. в феврале.

2)4850-4585=9435(т)- бумаги, изгтов. всего.

3)9435-6335=3100(т)-школьн тетради.

Ответ: 3100 т бумаги пошло на изготовление школьн-х тетрадей.

Отвечают на вопросы учителя. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Выполняют устные вычисления.

Записывают выражения и вычисляют их значения.

Вычисляют значения буквенных выражений.

Личностные: формирование позитивной самооценки, учатся принимать причины успеха (неуспеха).

Коммуникативные:

планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.

Регулятивные: 

умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Итог урока. Рефлексия

По какой теме работали сегодня на уроке?

Что сегодня повторили?

Что нового для себя открыли?

Чему учились на уроке?

Предлагаю каждому из вас выразить свое отношение к уроку заполнив карточку-лесенку

Называют тему урока

Повторили как действовать при вычитании многозначных чисел с заниманием единицы через несколько разрядов

Открыли как помогать себе, обозначая разбивание разряда

Учились ставить цель работы, планировать свою работу, работать по плану, оценивать результат своей работы

Заполняют карточку, сдают учителю

Регулятивные:

оценивание собственной деятельности на уроке.

8. Домашнее задание

№ 273

Учащиеся записывают в дневники задание

 
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.