Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Сравнение дробей»
Всероссийский интернет-конкурс для учителей математики
«Технологическая карта урока»
Исполнитель: Латушкина Ирина Васильевна,
учитель математики и физики
МБОУ«Бабушкинская СШ»
Пояснительная записка
Предмет: математика
Класс: 5
Автор УМК Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Н.Я. Виленкин и др.
Тема урока: Сравнение дробей
Тип урока: изучение нового материала
Вид занятия: урок-Мастерская с использованием мультимедийной презентации
Раздаточный материал: заготовленные листы для работы на уроке
Методы обучения:
проблемно – поисковый метод;
исследовательский метод;
практико-ориентированный метод;
Цель урока: создание условий для формирования способности учащихся к новому способу действия, для расширения понятийной базы, формирования умения различать равные и неравные дроби, для применения полученных знаний при выполнении сравнения дробей.
Задачи урока:
- научиться сравнивать обыкновенные дроби
- формировать умение применять алгоритм сравнения обыкновенных дробей при решении примеров
- способствовать развитию умения сопоставлять факты, анализировать, сравнивать и делать выводы
- развивать исследовательские навыки
- помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений
- создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности
.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Организационный |
Приветствую учащихся, настраиваю на работу в команде (паре, группе) - Здравствуйте! Ребята, я надеюсь, что вы пришли на урок математики в хорошем настроении, будете помогать мне, а я вам, будем работать одной дружной командой, и у нас всё обязательно получится! |
Настраиваются на работу |
Р: самоопределяются и настраиваются на урок К: концентрируют внимание, планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
Актуализация знаний |
Организую индивидуальное и фронтальное повторение определения правильной и неправильной дроби; умений: читать, записывать и изображать обыкновенные дроби на координатном луче
- Какую тему мы изучаем на уроках математики? -Какие дроби вы знаете?
-Какие приобрели умения, навыки при изучении дробей? -Предлагаю вам проверить свои знания по этим вопросам. Упражнение на внимание (индуктор): -В течение 1 минуты постарайтесь запомнить все дроби, которые я вам покажу: (Слайд 2) ½; 1/3; ¼; 2/3; 3/2; ¾; 4/3; 5/4; 5/6; 1/12; 11/12; 12/12; 17/12 Назовите все дроби по памяти!
-Предположите, какой будет следующий вопрос? |
Повторяют определение правильной и неправильной дроби, демонстрируют умения: читать, записывать и изображать обыкновенные дроби на координатном луче Обыкновенные дроби. -Правильные и неправильные дроби. Умеем: читать, записывать, изображать на координатном луче. (Слайд 1)
1 человек на доске записывает по памяти все дроби из предложенного ряда Учащиеся придумывают свои вопросы и задания с данными дробям, например: (Слайд 3) 1.Назовите числители дробей, знаменатели дробей. 2.Назовите правильные дроби, неправильные дроби. 3.Что показывает числитель дроби, знаменатель дроби? 4. Что означает дробь 2/3; 4/3; 12/12? Далее следуют ответы обучающихся на поставленные вопросы, т.е. идёт повторение изученного ранее материала |
П: повторяют определение правильной и неправильной дроби, демонстрируют умения: читать, записывать и изображать обыкновенные дроби на координатном луче Анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания Р: закрепляют умения при работе с обыкновенными дробями, корректирую свои знания, исправляют ошибки К: концентрируют внимание Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения |
Создание проблемной ситуации |
Организую обсуждение «Можно ли сравнить ….? Что для вас значит сравнить?» Подвожу к понятию сравнения дробей - Ребята, могли бы вы назвать из записанных дробей самую маленькую, самую большую; расставить дроби в порядке возрастания? |
Построение логической цепи рассуждений и выдвижение гипотез и их обоснование Дети предполагают, и не зная этого материала, допускают ошибки (через ошибку к новым знаниям!) |
П: выстраивают логическую цепь рассуждений и выдвигают гипотезы и их обосновывают Составляют план достижения цели и определяют средства К: отвечают на задаваемые вопросы в процессе обсуждения, сотрудничают в поиске и выборе информации Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение Р: участвуют в диалоге, при возникновении ситуации затруднения регулируют ход мысли |
Формулирование темы и цели урока |
Вывожу класс на формулировку темы и целей урока. Ученики предлагают, учитель повторяет и четко проговаривает тему и цель урока Сомневаетесь? Значит, вам не всё ещё известно о дробях. Сформулируйте возникшую проблему. - Тогда формулируем тему урока: (Слайд 4)
-Поставьте каждый для себя цель урока. Целеполагание: |
-Как сравнивают дроби? «Сравнение дробей» записывают тему урока в выданных листах-заготовках Учащиеся сообщают, какие цели они для себя выбирают. (Слайд 5) |
П: сравнивают дроби, анализируют, обобщают, доказывают и делают выводы Р: выдвигают версии, определяют проблему,определяют цель,выбирают средства достижения цели К: понимают позицию другого, корректируют своё мнение Л: вырабатывают уважительное и доброжелательное отношение к непохожим на себя |
Открытие нового знания |
-Вернёмся к вопросу: как сравнить дроби; как расставить их в порядке возрастания? Что для этого необходимо сделать? -Отметим дроби на координатном луче. Кто желает выполнить задание на доске?
-Где на координатном луче находится большая из дробей, меньшая из дробей?
- Ребята, не всегда при сравнении дробей оказывается возможным выполнить построение на луче, значит, следует искать другие способы сравнения. Давайте попробуем самостоятельно сформулировать правила сравнения дробей. Для этого выполним ряд заданий и сделаем выводы по полученным результатам. Определитесь самостоятельно с формой работы (индивидуально, в паре, в группе). Самоконструкция, социоконструкция, социализация и афиширование: 1 задание: с помощью координатного луча сравните две дроби с одинаковыми знаменателями. Например, (Слайд 6) 1). 1/12 и 11/12 2). 3). Сделаем вывод: из двух дробей с одинаковыми……………….меньше та, у которой………………………………; и больше та, у которой…………………………………(Слайд 7) 2 задание: сравните две дроби с одинаковыми числителями. Например, (Слайд 8) 1). 5/6 и 5/4 2). 3). Сделаем вывод: из двух дробей с одинаковыми ……………………меньше та, у которой……………………………….;и больше та, у которой………………………………....(Слайд 9) 3 задание: сравните правильную дробь с единицей и неправильную дробь с единицей. (Слайд 10) 1). 3). 2). 4). Сделаем вывод: (Слайд 11) правильная дробь всегда………………..единицы. Неправильная дробь…………………или………………….единице. 4 задание: сравните две дроби, одна из которых правильная, а другая - неправильная. (Слайд 12) 1). 2). 3). Сделаем вывод: (Слайд 13) правильная дробь всегда…………………неправильной. Разрыв и информационный запрос: Идёт сверка полученных правил с текстом учебника. Итак, какие правила сравнения обыкновенных дробей мы сформулировали? 1.Из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, у которой числитель меньше; и больше та, у которой числитель больше. 2.Из двух дробей с одинаковыми числителями меньше та, у которой знаменатель больше; и больше та, у которой знаменатель меньше. 3.Правильная дробь всегда меньше единицы. Неправильная дробь больше или равна единице. 4.Правильная дробь всегда меньше неправильной. |
-Отметить дроби на координатном луче. Один ученик выполняет задание на доске, остальные в выданных для урока листах-заготовках Учащиеся выполняют задание и вспоминают, что большая из дробей расположена на луче правее остальных. Ученики выполняют предложенные задания, сами выбирая дроби для сравнения из отмеченных на координатном луче
Ученики вписывают вместо пропусков нужные слова в листах-заготовках
Обучающиеся повторяют все четыре правила сравнения дробей: (Слайд 14) |
П: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат, сверяют выведенные правила с текстом учебника Р: работают по плану, сверяясь с целью. Вступают в диалог во время парной работы В ситуации затруднения регулируют свою деятельность К: излагают своё мнение, понимают позицию другого, корректируют своё мнение, организуют работу в паре, группе и учатся сотрудничать с учителем во время работы Л: аргументируют, оценивают свои и чужие ответы, вырабатывают уважительно-доброжелательное отношение к «непохожим» на себя |
Первичное применение нового знания |
Минитест: проверьте себя, насколько хорошо вы поняли материал; выполните следующее задание самостоятельно (самоконструкция, социализация, афиширование). (Слайд 15) Сравни: 85/97 и 17/97 100/106 и 100/108 11/8 и 1 4/5 и 1 9/4 и 17/18 21/ 91 и 3/2 2. Приведите свои примеры на правила сравнения дробей: 3. Обсудите в паре (группе) (социализация, афиширование): (Слайды 16 и 17) 1). Как сравнить две обыкновенные дроби, изображённые на числовом луче? 2). Является ли правильной дробь, расположенная на числовом луче между числами 20 и 21? 3). Дробь а/в неправильная. Дробь х/у больше, чем а/в. Что можно сказать о дроби х/у? 4). Дробь а/в правильная. Дробь х/у меньше, чем а/в. Что можно сказать о дроби х/у? 5). Даны дроби: а/в и х/у; а/в =1 х/у < а/в. Какая это дробь х/у – правильная или неправильная? 6).Чему может быть равен х, если х/7 < 1; 6/х> 1; х/у = 1? |
Учатся применять определения в процессе самостоятельного решения или при работе в паре (группе)
Мнения групп выслушиваются и обсуждаются. |
П: анализируют, делают выводы, рассуждают; устанавливают причинно-следственные связи, сравнивают величины. Самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения и прогнозируют результат. Выстраивают в процессе решения задач логическую цепь рассуждений К: излагают своё мнение, аргументируют, управляют поведением партнера, учитывают мнение в паре и координируют свои действия контроль и коррекция, оценка действий партнера Л: аргументируют, оценивают свои и чужие ответы, вырабатывают уважительно-доброжелательное отношение к «непохожим» на себя Р: контролируют работу свою и партнера, оценивают и вносят коррективы в деятельности Контролируют правильность выполнения заданий, осознают качество и уровень усвоения |
Рефлексия |
Рефлексия. (Слайд 18)Организую обсуждение: Какова была тема урока? Какую задачу ставили? Каким способом решали поставленную задачу? 1). Что узнали нового на уроке? (Слайд 19) 2). Какие испытывали трудности в работе? 3). Что удалось, что понравилось? 4). Удалось ли достичь цели урока? 5). Можно ли изучить математику, наблюдая, как это делает сосед? А теперь, ребята, заполните анкету (см. приложение) Всем спасибо за урок. |
Заполняют анкету. |
К: излагают своё мнение Планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений П: проводят рефлексию способов и условий своих действий Р: проводят самооценку |
Домашнее задание |
Обсуждение домашнего задания: а) № 951, 965, 966, читать пункт учебника и записи в рабочем листе урока б) придумать свой вопрос, задание классу (учителю) по теме урока |
Записывают в дневник домашнее задание |
Приложение
АНКЕТА
В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов |
|
1. Науроке я работал |
активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я |
доволен / недоволен |
3.Урок для меня показался |
коротким / длинным |
4. За урок я |
не устал / устал |
5. Материал урока мне был |
понятен / непонятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
6.Домашнее задание мне кажется |
легким / трудным интересным / неинтересным |