Технологическая карта урока математики в 1 классе «Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10»
Технологическая карта урока математики 1 класс
Тема: «Сложение и вычитание вида 10 + 7,17-7,17-10»
( «Школа России»).
Ухтинская Елена Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ «Зыковская СОШ» г.о.Саранск РМ.
Предмет: математика
Класс: 1
Тема урока: «Сложение и вычитание вида 10 + 7,17-7,17-10»
Базовый учебник: М.И. Моро, С.И. Волковой «Математика 1 класс» (часть 2)
Цель урока:
Образовательная
Формирование умения выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20, основанные на знаниях по нумерации: 10+7, 17-7, 17-10.
Развивающая
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Воспитательная
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Воспитание ответственности (Личностные УУД.)
Задачи:
Личностные задачи: создавать у детей положительный эмоциональный настрой на сотрудничество, прививать им интерес к предмету, мотивировать на успех.
Метапредметные задачи:
-познавательные УУД: обеспечить развитие у учащихся умения сравнивать, выделять нужное, анализировать;
-регулятивные УУД: способствовать развитию у детей умения контролировать себя и других, давать оценку учебной деятельности, умения принимать и решать учебную задачу;
-коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные задачи: обучать выполнять вычисления вида 10 + 7, 17 — 7. 17 — 10 с опорой на знание нумерации; читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи; решать задачи изученных видов; моделировать задачи с помощью схематических рисунков.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, тетради, учебники М.И. Моро, С.И. Волковой «Математика 1 класс» (часть 2), карточки с числами разного цвета, геометрические фигуры, сигнальные карточки, веера цифр.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этапы. Методы и приёмы |
Мин. |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
УУД |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
I. Организацион-ный момент. Мотивация к учебной деятельности. |
2 мин. |
Психологический настрой на сотрудничество. Слайд1. Прозвенел для нас звонок, - Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их. Мы за парты дружно сели 2. Привели голову в порядок.( Погла-дили, причесали себя пальчиками ) Закрыли глазки и мысленно сказали: Я внимателен, я могу, у меня всё получится! Вдохнули. Выдохнули. - Сегодня на уроке мы с вами отправимся в сказку и поможем сказочному герою. Мы будем решать примеры, задачи и откроем новые секреты науки математики. - Угадайте, в какую сказку мы попадем: “...Пустил стрелу старший брат — упала она на боярский двор, прямо против девичьего терема; пустил средний брат — полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на там крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая, пустил младший брат — попала стрела в грязное болото и подхватила её ..... (лягушка-квакушка)”. Слайд 1 (enter) Как называется сказка, героям которой мы будем помогать? (Царевна – лягушка) - Нам надо помочь Ивану-царевичу найти и расколдовать квакушку. Слайд 2. ( С Иваном – царевичем). |
Произносят хором слова. Отгадывают название сказки. |
Личностные: доброжелательность, готовность к сотрудничеству и дружбе Коммуникативные: -приветствуют и улыбаются друг другу Регулятивные: уметь высказывать своё предположение на основе прочитанных ранее сказок. |
2 |
Актуализация знаний |
7 мин. |
1.Учитель предлагает учащимся задания на развитие логического мышления (демонстрация). - Часто в сказках героям помогала не столько сила, сколько ум и смекалка. Давайте выясним, насколько вы готовы к испытаниям. 1) игра «Фокусник» (мешочек с лото). В мешочке лежат бочонки с числами от 1 до 20. Ученики достают по одному бочонку и выполняют задание: - Назови следующее и предыдущее числа; -Назови соседей числа; -Достань два бочонка и назови все числа, стоящие в числовом ряду между ними; -Назови в этом числе десятки и единицы. (enter) Слайд 3 2) Иван – царевич в поисках невесты набрёл на избушку. Кто живёт в этой избушке? Под каким номером в лесу стоит избушка на курьих ножках? Нам нужно набрать число 10 разными способами и помочь Ивану – царевичу найти свою стрелу. Баба – Яга довольна, что вы помогли справиться с заданием и подсказала Ивану – царевичу, что стрелу нужно искать на болоте. 3) решить задачу – шутку. В поисках Царевны – лягушки Иван – царевич обследовал 4 болота. На каждом болоте было по одной лягушке. Сколько лягушек встретил Иван – царевич в поисках своей невесты, которая подняла стрелу? ( 4 лягушки) (enter) Слайд 4. Минутка чистописания. На экране числа красного и зелёного цвета. Числа зелёного цвета расположите в порядке возрастания, числа красного цвета – в порядке убывания. Дети по одному выполняют у доски, остальные в тетрадях. Потом проверяем. 11,13,15,17,19 - нечетные 10,12,14,16,18 - четные -Посмотрите на числа первого ряда, как можем мы назвать их одним словом? -А как можем назвать числа второго ряда? -Увеличим наибольшее из этих чисел на единицу? -Прочитайте получившееся выражение разными способами. Посмотрите на экран. (enter) |
Дети решают (индивидуально) логическую цепочку с опорой на наглядность. Дети выполняют задания устного характера. Демонстрируют знание состава чисел 10. Располагают числа второго десятка в порядке возрастания и убывания. Дети решают логическую задачу в группах. |
Познавательные: - выдвижение гипотез, доказательство -построение речевых высказываний -Анализ, синтез, сравнение Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. |
3 |
III. Самоопределе-ние к деятельности. |
3 мин. |
- Слайд 5. На слайде записаны выражения 3+4=7, 4+3=7, 7-3=4, 7-4=3. - Разделите эти выражения на две группы. Объясните, почему вы так решили? (Сложение и вычитание). (enter) Слайд 6. - Вспомните, как называются компоненты при сложении. (Слагаемые, сумма). (enter) - Как связаны между собой все эти выражения? (Если из суммы вычесть первое слагаемое, то получится второе слагаемое). - Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? ( О связи суммы и слагаемых) |
Дети выполняют задание по инструкции учителя и пытаются самостоятельно сформулировать тему и задачи урока. Чтобы узнать одно слагаемое, надо из суммы вычесть другое слагаемое. |
Познавательные: - выдвижение гипотез, доказательство -построение речевых высказываний -Анализ, синтез, сравнение Коммуникативное УУД:. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
4 |
IV. Изучение нового. Построение проекта. |
10 мин. |
- Слайд 7. Работа с геометрическими фигурами. -Положите перед собой 1 десяток красных кружков. (Сколько кружков положили?)1 дес.=10 -К 1 десятку прибавьте 5 единиц синих кружков. -Какое число составляют 1 дес. и 5 единиц? Найдем сумму чисел 10 и 5. 10 – это 1 десяток. 1 дес. и 5 ед.получается 15, т.е. 10 + 5 = 15 -Из 15 уберём 5 единиц (5 синих кружков). Сколько останется? (10). Найдем разность чисел 15 и 5. 15 – это 1 дес. и 5 ед. Если вычтем 5, то останется десяток (или 10). 15 – 5 = 10 -Из 15 уберём 1 десяток кружков (10 красных кружков, останется (5). Найдем разность чисел 15 и 10. 15 – это 1 дес. и 5 ед. Если вычтем 10, то останется 5. 15 – 10 = 5 (enter) Слайд 8. Вывод: Если из суммы двух слагаемых вычесть первое слагаемое, то останется второе слагаемое. Если вычесть второе слагаемое, то останется первое слагаемое. А сейчас все встанем и будем глазками наблюдать за фигурами на слайдах. |
Дети выполняют практическую работу по указаниям учителя. Дети выполняют задание по инструкции учителя и делают соответствующие выводы по теме урока. |
Коммуникативные: Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Познавательные: - выдвижение гипотез, доказательство -построение речевых высказываний -Анализ, синтез, сравнение. |
5 |
V. Физминутка. Разминка для глаз. |
1мин. |
Слайды 9-12. (enter) |
||
6 |
VI. Первичное закрепление. |
5 мин. |
Слайд 13. Учебник стр. 52 № 1 устное решение примеров с комментированием цепочкой. (enter) Лягушку похитил Кощей Бессмертный, и не хочет возвращать её Ивану – царевичу, нам нужно помочь. Ивану спасти царевну. |
Дети устно решают примеры, читая их разными способами. |
Регулятивные: уметь читать математические выражения, находить результат. |
7 |
VII. Включение в систему знаний и повторение. VIII. Физкульминутка. |
7мин. 1мин. |
Слайд 14. - Кощей Бессмертный приготовил для Ивана – царевича салат из помидор. Нам нужно решить задачу в учебнике №2, тогда мы поможем герою найти свою царевну. (Ученик выходит к доске, читает задачу). Слайд №15. |
Решают задачу под руководством учителя, выбрав нужные схемы. |
(Организационные умения) уметь самостоятельно формулировать цели; составлять план решения учебной задачи вместе с учителем; работать по плану, сверять свои действия с планом и целью; делать выводы на основе обобщения знаний. Личностные: находить информацию в схемах. |
8 |
IX. Работа в группах. |
7мин. |
Слайд 16. У вас на листочках выражения без знаков действий. Ваша задача: расставить знаки сложения и вычитания, чтобы получить верное равенство. Проверка полученных выражений. Логическое задание. Слайд 17. - Мы выполнили все задания Кощея Бессмертного. И теперь осталось освободить Василису Премудрую из темницы. В какой башне Кощей заточил Василису Премудрую, если Марья-царевна не сидит в башне 18 и 16, а Елена Прекрасная не сидит в башне 16? (В башне 16). (enter) Теперь нам хором нужно сказать волшебные слова: «Лягушка, превратись в Василису Премудрую!» - Василиса Премудрая спасена, чары развеялись. Слайд 18. (enter) |
Ученики находят верный вариант решения выражения и записывают решение на листочек. Дети решают логическую задачу с опорой на наглядность. |
Познавательные: - выдвижение гипотез, доказательство Коммуникативные: Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группах.) Регулятивные: оценивать правильность выполнения заданий. |
9 |
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. |
2мин. |
Учитель предлагает детям продолжить предложения: - Сегодня на уроке я научился… - Было интересно… - Могу похвалить себя за то, что... - Больше всего мне понравилось… - Для меня было открытием… – Вы очень хорошо работали сегодня на уроке! Молодцы! –Я рада за ваши успехи сегодня на уроке! – Большое спасибо за работу! Молодцы! |
Дети договаривают фразы. Определяется настроение у детей в конце урока с помощью радуги. |
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |