Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Степень числа с натуральным показателем»
Технологическая карта урока в 5 классе «Степень числа с натуральным показателем».
Учитель математики высшей категории МБОУ СОШ №18 г.Брянска Завадская Елена Владимировна ( 2016 год)
Тема |
Степень числа с натуральным показателем. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель темы |
Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации – понятие степени числа Цели по содержанию: обучающие: формировать умение возводить в степень натуральное число, пользоваться таблицами степеней. развивающие: развивать умения работать с текстом (внимательно читать, выделять главное), анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать внимание и память, познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки и самопроверки; воспитательные: воспитание культуры математической речи, умения высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основное содержание темы, термины и понятия |
Основание, показатель степени, степень, квадрат числа, куб числа. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемый результат |
Изучить понятие степени; Научиться: читать и записывать степень; называть компоненты степени; заменять произведение степенью; представлять степень в виде произведения; объяснять, что называется квадратом и кубом числа; читать таблицу квадратов и кубов чисел: вычислять значения квадрата (куба) числа. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные УУД |
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познавательные УУД |
формулирование проблемы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) владение общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений; выполнение задания на основе использования свойств арифметических действий |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Регулятивные УУД |
принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коммуникативные УУД |
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий и действий своего партнера. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация пространства |
Учебный кабинет |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
История ,ИКТ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Формы работы |
Работа фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсы: - основные - дополнительные |
Учебник «Математика 5 класс» (авторы: С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин). Карточки, путевые листы, интернет. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап урока |
Управление. Деятельность учителя. |
Учебная деятельность учащихся. Формирование метапредметных универсальных учебных действий. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1Организационный этап Мотивация изучения темы урока
Целеполагание
2 Актуализация опорных знаний. 3 Введение определения новому понятию. |
-Ребята, тема нашего урока « Степень числа с натуральным показателем». С чего мы обычно начинаем изучение новой темы? Учитель на доске записывает предполагаемые вопросы, которые будут рассматриваться на уроке. Получается план действий. -Итак. Ребята, у каждого есть путевой лист для сегодняшнего урока. Предлагаю решить задачу №1. Подсчитайте количество учебников, которые нужно закупить для пяти классов по 20 человек в каждом. Реши задачу двумя способами. -Верно, ребята. А какой способ подсчёта вам кажется более удобным? -Каково значение чисел 20 и 5 в произведении? А сколько учебников понадобится для 100 классов? -Замените сумму произведением а) 40+40+40+40= б) 30+30+30= в) х +х +х +....+х = n – раз - Молодцы. А теперь я приглашаю 4 человека. - Скажите, натуральные числа это какие числа? -В одну шеренгу становись! По порядку номеров рассчитайсь! 1-2-3-4 ( у детей в руках карточки с порядковыми номерами) -Ответьте на вопросы: Какой номер следует за №1? Какой номер предшествует №3? Какой номер предыдущий для №1? А для №4? А последующий для №3, а для №4? -Молодцы! Скажите, какие знания, полученные раньше мы сейчас с вами вспомнили и актуализировали? Верно. Предлагаю рассмотреть и решить задачу №2. Задача №2. В одной строительной фирме рабочим предложили оригинальный способ оплаты труда: 1-ый час работы стоит 3 рубля, а каждый последующий в 3 раза больше предыдущего. Сколько денег потеряет рабочий ,который уйдёт с работы на 1 час раньше при 8-часовом рабочем дне?
- Ребята , в первой задаче мы использовали краткую запись при решении задачи. Мы сумму одинаковых слагаемых заменяли произведением. У вас не возникло желание записать решение второй задачи короче? Это было бы здорово, правда? А в чём сходство этих задач и различие? Верно. И пока мы не знаем как записать короче произведение одинаковых множителей. а*а*а*а…..*а= ? ------------------ n- раз Вчера я дала задание одному ученику найти в интернете исторические сведения о степени числа с натуральным показателем .Послушаем, что он нашёл? Хорошо. Давайте посмотрим какое определение даёт автор нашего учебника Никольский на стр. 38. Ребята, прочитайте это определение ещё раз и выделите ключевые слова в этом определении. Для тех, кто не сможет сам выполнить задание можно воспользоваться «ВОСТРЕБОВАННОЙ ПОМОЩЬЮ» ( конверт с подсказкой) . Верно. Вы выделили -произведение -n -одинаковых множителей Это и есть существенные признаки по которым можно распознать степень числа. - А скажите. Принципиально ли чтобы основанием было именно а? Можно обозначить другой буквой или цифрой? -Т.е. это не существенные признаки!- А почему n больше 1? |
Отвечают, что намечаем план действий. Отвечают на вопросы. Называют предположительные вопросы , которые будут рассматриваться . Под руководством учителя ставят цели урока. Пример звёздочки обдумывания: « Степень числа с натуральным показателем»: - Выясним, что из прошлых знаний пригодится. - Дадим определение - Познакомимся с какими-нибудь правилами - Будем решать упражнения -Проверочная работа в конце урока -Где пригодятся новые знания? Участвуют в беседе. Читают определение в учебнике. |
. Учащиеся высказывают свое мнение. 1 способ: 20+20+20+20+20=100 2 способ: 20*5=100 В путевых листах вписывают решение Выполняют задания учителя. Отвечают на вопросы поднятием карточек. Отвечают: -Сумма одинаковых слагаемых заменяется умножением. -Повторили понятия « предыдущий», « последующий». -Повторили определение натурального числа. Ученики заполняют таблицу. Один у доски. Ученик подсчитывает оплату за 8-й час рациональным способом, соединяя множители в пары. Сходство, что в обеих задачах встречаются одинаковые числа и с ними производят действия. Только в 1-ой задаче сумму заменяют произведением, а во 2-ой задаче множители тоже одинаковые, но если 3*8, то нужный результат не получится. Ученик рассказывает, что ввёл в поисковую строку « Степень числа» и выскочило очень много ответов. Уточнил запрос « История степени» Ответы сузились. В одной статье нашёл ответ о том, что Рене Декарт (1637 г) в его «Геометрии» вводит современное обозначение степени. а^п=а*а*а….*а ---------------- п-раз а- основание степени п-показатель степени Работают с определением в путевых листах. Определение: Степенью числа а с натуральным показателем n (n >1) называют произведение n множителей , каждый из которых равен а. |
Выражают свои мысли в устной форме. Устно отвечают на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы. Принимают участие в беседе. Записывают в путевой лист имя учёного. Отвечают, что это не существенные признаки. Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 Этап усвоения |
Распознай, можно ли заменить степенью с натуральным показателем? 5* (5+5) 6*6+6*6*6 6*7*6*8*3*6 7*7*7*7*7 x*Y*y*x*x c*c*c*c*c Учитель предлагает прочитать выражения, показывая карточки на которых записаны степени чисел и букв. Просит назвать основание и показатель степени. - Молодцы. А теперь предлагаю немного поиграть в киностудию . Представьте такой сценарий, что нужно изобразить замену одинаковых множителей степенью числа. С каждого ряда выбирается режиссёр, который назначает актёров, распределяет роли и ставит сценку. Задания : а^3 6^2 х^4
Молодцы, ребята. Давайте друг другу поаплодируем. Вы все хорошо справились с заданием! |
Отвечают на вопросы |
Учащиеся выполняют задания, проверяют правильность ответов. Контролируют верность своих ответов и ответов товарищей. 1 группа: а^3=а*а*а- нужно 8 человек для постановки. Рисуют карточки и строятся изображая выражение второй группе нужно 5 человек для обозначения каждого знака. Работают в группе. Нужно 10 человек. Изображают выражение. |
Осуществляют контроль действий с помощью сигнальных карточек (Голубая – согласен. Розовая – нет. Желтая – затрудняюсь. Есть сомнения.) Оценивают одноклассников. Участвуют в беседе Получают бумагу, фломастеры. Готовятся к сценке Участвуют в постановке. Представляют исполнителей ролей ( основание степени, показатель степени, знаки)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
.5 Этап закрепления |
Вернёмся к таблице из задачи №2. Замените произведение степенью. -А вы хотите побыть в роли учителя? Найдите ошибку в задании, которое выполнил Ваня Ветров. « Найти ошибку» 5^2= 25 6^2 =12 х^4=х*х*х*х 2^3=8 10^1=10
|
Анализируют условия данной задачи, комментируют исходные и конечные данные. |
Дети заменяют сложение умножением и находят значения выражений. Записывают примеры и ответы. (один у доски, все в путевых листах) Ребята рассматривают примеры в путевом листе. Находят ошибки. |
Адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности. Учатся внимательно слушать товарища, с уважением принимать его точку зрения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 Подведение итогов ( Рефлексия )
. |
Вернёмся к звёздочке обдумывания. Подведём итог того , что сделано на уроке. Ребята, а теперь давайте подсчитаем свои баллы за урок. Мои успехи на уроке Задание « Распознай….» 1-2-3-4-5-6 баллов Участие в сценке 1балл Активное участие в ходе урока 1 балл « Найти ошибку» 1-2-3-4-5 Ключ для выставления оценки: 11-13б.-«5» 8-10б.-«4» 5-7б.-«3»
Оценка |
. ( Отмечает «+», те пункты, которые выполнили. Подсчитывают баллы. |
Подводят итог. Что узнали. Выставляют себе отметку за урок. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На этапе Рефлексии задаются вопросы и ведётся обсуждение и подведение итогов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Что нового узнали на уроке? Что запомнили? Что вызвало затруднения? Оцените свою деятельность на уроке, достиг ли он поставленной цели. (Используя сигнальные карточки) Что помешало, что помогало?
|
Учатся адекватно оценивать свои возможности в достижении цели, уровень реализации поставленных задач. Учащихся учатся оценивать планируемые результаты |
Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке.
|
Адекватно используют языковые средства для отображения своих мыслей и чувств, мотивов действий. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Домашнее задание: №153,154(устно), 156,157,171( исследовать) Составить карточку для индивидуальной работы по теме урока. Подготовить сообщение по теме. Учитель выставляет оценки. Благодарит за помощь в проведении урока и заканчивает урок высказыванием М.В. Ломоносова. М. В. Ломоносов « Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени ,и он увидит, что без них далеко не уедешь» |
Ребята записывают домашнее задание. |
Интересуются источниками для написания сообщений (библиотека. Интернет, помощь родителей). |