Технологическая карта урока математики в 5 классе на тему «Степень числа»
Технологическая карта изучения темы «Степень числа» Предмет: Математика Класс: 5 Учитель: Столярова Снежанна Анатольевна МАОУ СОШ №24 г. Челябинска Урок – систематизации и обобщения знаний Тема урока: «Степень числа» Цель урока: применение и отработка умений выполнять возведение числа в степень, применять правило возведения числа в степень. Планируемые результаты: предметные: умение возводить число в степень. личностные: умение работать в группах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения метапредметные: умение обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию обучающихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности Задачи: Образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение навыков умножения и деления натуральных чисел, создание условий для систематизации знаний. Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. Развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности обучающихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, их способности рассуждать. |
|||||||||||
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД (универсальные учебные действия) |
|||||||
1. Организа- ционный этап. |
Психологи-ческая установка на урок. |
Рефлексия начала урока. -А ну проверь, скорей, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать На уроке только «5»! Учитель организует учащихся для работы на уроке; проверяет готовность класса; вопросы по домашнему заданию. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на урок Отвечают на вопросы. |
Личностные: – самоопределение; – эмоционально-положительный настрой на урок. Коммуникативные: – планирование ученического сотрудничества с учителем и сверстниками. |
|||||||
2. Этап включения учащихся в активную деятельность. |
Включение учащихся в учебную деятельность. |
Послушайте притчу. В IX веке стало известна задача об изобретении шахматной игры. В награду за свое изобретение автор потребовал от индийского царя пшеницу. Ее должно быть столько, чтобы на первую клетку доски можно положить одно зерно, на вторую – два, на третью - четыре, т.е. чтобы число зерен все время удваивалось. Сначала индийский царь обрадовался, что дешево отделался, и лишь потом выяснил, что такого количества пшеницы нельзя собрать со всех полей Земли в течение десятков лет. А чтобы его получить, то надо засеять пшеницей площадь всей Земли, считая моря, океаны, горы, пустыни, Арктику с Антарктидой и получать средний урожай. 1+21+22+23+24+…+263=18.446.744.073.709.551.615 Как вы думаете, какое математическое действие нужно выполнить, чтобы получить такое большое число? (возведение в степень) Совершенно верно. А как вы думаете какова тема нашего сегодняшнего урока? Какую цель мы поставим на этом уроке? Молодцы ребята! Желаю всем вам успеха! А для того, чтобы нам быть успешными, давайте отправимся в полет, и вспомним правило возведения в степень. |
Слушают учителя. Постановка учебной задачи детьми. Формулируют и записывают тему, дату.. |
Познавательные: – умение действовать по алгоритму. Коммуникативные: – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: – развитие произвольного внимания. |
|||||||
3. Актуали-зация опорных знаний, умений и навыков. |
Мотивация к учебной деятельности. |
«Полет» Итак , давайте вспомним правило возведения в степень , при помощи примеров. Устно: =4, , , =27,=64, =169, 1++1=50, Как только получен верный ответ от учащегося он присаживается и начинает выполнять задание с карточками Задание для тех, кто устно ответил Заполнить таблицу квадратов и составить из букв зашифрованное слово
Давайте проверим, какое слово у вас получилось? |
Слушают и работают с учителем. |
Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества. Познавательные: – умение устанавливать аналогии; – умение действовать по алгоритму. Логические: – анализ объектов с целью выделения признаков; – актуализация мыслительных операций, необходимых для решения задач урока. |
|||||||
4.Закрепление нового материала. |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Коллективное взаимо-обучение. |
2. «Конструктор». -Ребята, кто прыгает с парашютом? (Парашютисты) -А какой воздушный транспорт помогает парашютистам подняться до нужной высоты? (Самолет или вертолет) Ребята ,а сейчас нам с вами на некоторое время необходимо стать инженерами-конструкторами ,для того чтобы сконструировать самолет для наших парашютистов. Для этого, вам необходимо верно расставить порядок действий в выражении, и зная порядок действий мы сконструируем самолет, который и доставит наших парашютистов на следующий пункт. На доске записан пример, и развешаны детали самолета, верная расстановка действий позволит собрать самолет. Работу могут выполнять самостоятельно. Первые 7 человек, кто справился раньше выходят к доске и расставляют по одному действию, параллельно прикрепляют друг к другу детали самолета. = + 81 : (3 3)=25. – Проанализируйте, каков порядок действий в нашем выражении? (Сначала находим значение степени в скобке, затем значение произведения, значение разности, значение степени результата, получившегося в скобках, значение степени числа 3, значение частного, значение суммы.) – Почему вы сначала находили значение степени? (По определению степень числа – это произведение одинаковых множителей, а нахождение произведения является первым действием.) 3 «Эксперементатор» А теперь давайте проведем эксперимент. Для этого вам необходимо правильно сесть. Итак -приложите правую руку к левой части груди, как бьется ваше сердце? -Ровно ,не учащенно. Давайте решим пример и узнаем, сколько ударов в минуту делает сердце ребенка 11и лет, если в этот момент он не испытывает нагрузки Итак, сердце ребенка совершает 85 ударов в минуту с учетом того, что он не испытывает нагрузку . Это связано с тем, что у детей более быстро и интенсивно проходит обмен веществ. А теперь давайте встанем- ВЫХОД НА ФИЗ -МИНУТКУ
|
Отвечают на вопросы учителя, выполняют план построения действий, диктуют порядок действий при решении выражения и собирают макет самолета. |
Регулятивные: – целеполагание. Личностные: – самоопределение-мотивация учения. Познавательные: – умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: – умение слушать и понимать речь других; – умение устанавливать аналогии; – умение классифицировать и систематизировать. Учебно — информационные: – умение искать дополнительную информацию в учебнике. |
|||||||
5. физ-минутка . |
Психологи-ческая и физическая разгрузка. |
Раз- согнуться , разогнуться Два-согнуться, потянуться, Три-в ладоши три хлопка,головою три кивка, На четыре- руки шире, Пять- шесть мальчики приседают 5 раз,девочки приседают 4 раза. Семь – восемь –лень отбросим! |
Выполняют упражнения физкультминутки. |
Коммуникативные: – умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: – контроль, оценка. Познавательные: – умение ориентироваться в своей системе знаний; – умение структурировать знания, логическое выдвижение. |
|||||||
6. Практиче-ская работа. |
Навыки практической деятельности. |
Ребята, наш эксперимент продолжается: положите снова правую руку на левую часть груди , ощущаете, как колотится сердце?
Теперь нам нужно узнать, решив пример , сколько ударов в минуту делает сердце, если человек испытал нагрузку. А теперь давайте узнаем на сколько раз отличается количество ударов сердца в минуту до совершения нагрузки, от количества ударов сердца после совершения нагрузки. Каким действием мы определим разницу ударов сердца? (Вычитанием) Что из чего будем вычитать? (из количества ударов сердца совершаемых при нагрузке вычитаем количество ударов сердца , совершаемых до нагрузки) 91-85=6 – разность в ударах. Какие вы молодцы! |
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. |
Регулятивные: – формирование умений, навыков и компетентностей в практической деятельности. Личностные: – обеспечение успешного усвоения знаний. Познавательные: – умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя шаблон. |
|||||||
4.«Исследователь» (Работа в парах) А сейчас мы будем исследователями, перед вами лежат тестовые задания, вам необходимо решит предложенные задания, вы можете поработать в парах 1УРОВЕНЬ а)1), б)3), в)3), г)3) 2УРОВЕНЬ а)64, б)8, в)32, г)27, д)64 3УРОВЕНЬ а)21=441,б)38=1296,в)75=5625,г)23=529 по ходу идет проверка, затем все вместе проверяют результаты. |
Личностные: – укрепление здоровья. Регулятивные: – формирование чувства ритма, пластики и эстетических чувств. |
||||||||||
7. резерв на оставшееся время |
Определение границ собственного знания или «незнания». |
Если остается время дополнительная задача. Задача. Во дворе заливали каток с помощью двух шлангов. Через первый шланг поступало 1595 литров воды, а через второй шланг поступало количество воды равное четвертой степени числа 5. Сколько литров воды израсходовали на заливку катка? [625л-II шланг; 2220 л] |
Регулятивные: – умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; – умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
||||||||
9. Рефлексия. |
Самооценка результатов своей деятельности. |
Слайд 9. – Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики.
|
Обучающиеся осуществляют рефлексию. Крепят смайлики в тот столбик, как себя оценили. |
Коммуникативные: –оценивание учебного сотрудничества. Личностные: – проведение самооценки работы на уроке. |
|||||||
10. Этап ин-формации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. |
Задание домашней работы. |
–домашнее задание: индивидуальное по карточкам (3уровня сложности) |
Записывают домашнее задание в дневниках. |
Личностные: – проведение самооценки работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности. |
|||||||
11. Подведение итогов урока. |
Подведение итогов урока. |
– Молодцы, ребята! Со всеми заданиями вы справились. Наш урок подошел к концу. Спасибо за урок! |
Оценивают процесс и результаты деятельности. |
Познавательные: – самостоятельное выделение познавательной цели. Регулятивные: – оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование |