Технологическая карта урока по математике в 5 классе на тему «Степень числа. Квадрат и куб числа»
Учитель математики: Шильникова Наталья Федоровна
Тема: «Степень числа. Квадрат и куб числа»
Цели урока:
обучающие: введение понятия степени числа, квадрата и куба числа; применение терминов степень, основание степени, показатель степени, квадрат числа, куб числа; решение простейших заданий на вычисление степеней; обучение правилам записи и чтения степеней.
- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты самоконтроля, самопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.
Тип урока: изучение нового материала. Виды деятельности: работа с текстом учебника; работа с компьютером, работа с индивидуальными картами; выполнение самооценки Методы: По источникам знаний: словесные, наглядные; По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый. ybrОборудование: Учебник: Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин и др., мультимедиа проектор, компьютеры, интерактивная доска, карточки заданий, листы самопроверки, задание самостоятельной работы в программе Excel.
Планируемые результаты:
Предметные: Выучить определение степени числа, ее основания, показателя. Научиться вычислять квадраты и кубы чисел от 0 до 10. Научиться пользоваться таблицей кубов натуральных чисел от 1 до 10
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения.
Регулятивные: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи
Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Н.Я. Виленкина.
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Организационный момент 2 минуты |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Устный счет. (Слайд 1 на интерактивной доске) |
Включаются в деловой ритм урока.
Записывают ответы в лист самопроверки |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 5 минут |
Актуализация опорных знаний и способов действий. |
1. Проверка выполнения заданий (слайд 1 на интерактивной доске) 2. Анализ предложенных примеров и полученных результатов (дать возможность для самостоятельных предположений) подвести к выводу, что пары это не равные числовые выражения. 3. Предлагает заполнить таблицу 1 для индивидуальной работы. В таблице записаны примеры по группам: 1 столбик заполнен, но в строке заголовка знак «?», а второй столбик совсем пустой. Требуется заполнить заголовки и вписать представление числового выражения другим способом, но так, чтобы это не было ответом, а было бы другое математическое действие во втором столбике записать задания другим способом. |
Проверяют ответы и ставят отметку в лист самопроверки
Сравнивают, анализирую,
Высказывают предположения
Заполняют таблицу |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Целеполагание и мотивация 5 минут |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. |
4. Задание на заполнение второго столбца приводит к проблеме: как записать произведение? - Что заметили? - Как вы предлагаете это сделать? Цель урока - Какая цель нашего урока? |
Проверяют заполнение таблицы. Делают вывод: Вторую часть таблицы заполнить не умеем.
Цель урока: мы будем находить произведение равных натуральных множителей. |
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения 10 минут |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: площади прямоугольника |
Где искать способ записи? Видели ли ученики раньше запись ответов в непривычной форме? Учитель подводит к записям м2, дм3 и т.п. Таблица 2 включается в работу Как называется тема нашего урока? Записываем в лист самопроверки тему урока. На доске оставлено место для продолжения записи темы. Чтобы закончить запись темы прочитайте, что записано на слайде 2 интерактивной доски Проблема 2 как читать? Где узнать? Предлагает дописать тему урока. Слайд 3 для интерактивной доски Предлагает сформулировать задачи урока Записывает на доске: Учиться читать степени, Учиться вычислять степени, Учиться записывать степени. |
Предлагают способы поиска информации; Предлагают варианты Предлагают варианты, заполняют таблицу
Тема урока: «Квадрат и куб числа _________». Читают запись на доске Читают учебник на стр. 98
Записывают на лист самопроверки слова «Степень числа»
Предлагают свои формулировки |
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
Физкультминутка 1 минута |
Здоровьесбережение |
Выполняют упражнения для правильной осанки |
||
5.Первичное закрепление 3 минуты |
Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
Предлагает заполнить таблицу 3 Проверяет заполнение, слушает и корректирует чтение степеней Слайд 4 для интерактивной доски |
Заполняют таблицу
Читают степени Ставят отметку в лист самопроверки |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
6. Организация первичного контроля 10 минут 1 минута |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. |
Самостоятельная работа.
Предлагает дополнительное задание Слайд 5 «Исключить лишнее» |
Самостоятельное решение работы на компьютере с автоматической фиксацией оценки работы компьютером. Самооценка. Ставят отметку в лист самопроверки Вписывают на лист самооценки, что лишнее и почему. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
7. Подведение итогов урока. 3 минуты |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся |
Что изучили сегодня на уроке? Кто желает сформулировать правило нахождения степени числа? С какими новыми понятиями мы познакомились? Оценить отдельных учащихся Решили ли поставленные задачи урока? |
Формулируют правило
Проверяют заполнение листов самоконтроля. |
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
8. Информация о домашнем задании 2 минуты |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Слайд 6 для интерактивной доски № 666, 667, 670. |
Записывают задания в дневник |
|
9. Рефлексия 3 минуты |
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. |
Предлагает выбрать рисунок, который оценивает отношение ученика к своей работе на уроке и организации хода урока учителем |
Обводят, выбранный рисунок |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
Учитель подводит итоги и заполняет лист самопроверки на весь класс, выставляет оценки в журнал. Планирует работу над ошибками.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Содержание слайдов для интерактивной доски
Слайд 1
Устный счет
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 =
2 * 2 * 2 * 2 * 2 * 2 =
7 + 7=
7 * 7=
3 + 3 + 3 + 3=
3 * 3 * 3 * 3=
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд 1(проверка)
? сумма равных слагаемых |
? |
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 7 + 7 = 3 + 3 + 3 + 3 = |
?произведение равных множителей |
? |
2 * 2 * 2 * 2 * 2 * 2 = 7 * 7 = 3 * 3 * 3 * 3 = |
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд 2
Пишут |
Говорят |
см2 |
Квадратный сантиметр |
см3 |
Кубический сантиметр |
72 |
|
23 |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд 2(проверка)
Пишут |
Говорят |
см2 |
Квадратный сантиметр |
см3 |
Кубический сантиметр |
72 |
Семь в квадрате |
23 |
Два в кубе |
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд 3
ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ: _________________________________
ЗАДАЧИ УРОКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:________________
_____________________________________________________
_________________________________________________________
ПРОЧИТАТЬ запись:
43, 232, 103, 102, 173, 34, 26, 1235
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд 4
Заполнить таблицу
Степень |
104 |
213 |
153 |
52 |
132 |
83 |
1002 |
4539 |
503 |
Основание |
|||||||||
Показатель |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд 5
Исключить лишнее:
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд 6
Домашнее задание: п. 16 читать, № 666, № 667, № 670
Рефлексия:
Подвести итоги урока: «Не говори, чему учился, а говори, что узнал». Выполнили ли задачи урока?
Оценить свою работу в листе самооценки поставить себе оценку за урок.
Отношение к уроку покажите выбором одного из рисунков, обведите его
Если вы считаете, что не поняли тему урока.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Лист самооценки _____________________
ВНИМАНИЕ: если задание выполнено без ошибки, то ставим знак +
если задание выполнено с ошибками, то ставим знак V
если задание выполнено с большим количеством ошибок, то ставим знак –
Устный счет 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 2 * 2 * 2 * 2 * 2 * 2 = 7 + 7= 7 * 7= 3 + 3 + 3 + 3= 3 * 3 * 3 * 3= |
Оценка задания |
Таблица 1а
? |
? |
Оценка задания |
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 7 + 7 = 3 + 3 + 3 + 3 = |
Таблица 2б
? |
? |
Оценка задания |
2 * 2 * 2 * 2 * 2 * 2 = 7 * 7 = 3 * 3 * 3 * 3 = |
Таблица 2
Пишут |
Говорят |
Оценка задания |
см2 |
Квадратный сантиметр |
|
см3 |
Кубический сантиметр |
|
72 |
||
23 |
ТЕМА УРОКА:____________________________________________________________
Таблица 3
Степень |
104 |
213 |
153 |
52 |
132 |
83 |
1002 |
4539 |
503 |
||
Основание |
|||||||||||
Показатель |
|||||||||||
Оценка задания |
Самостоятельная работа по образцу на компьютере (задания на возведение в куб и в квадрат)
Оценка задания |
Дополнительное задание: Исключить лишнее: Я исключу________________________
_________________________________________________________________________
Самооценка работы на уроке: сегодня на уроке математики я заработал «5»
«4»
«3»
Отношение к уроку покажите выбором одного из рисунков, обведите его:
Если вы считаете, что поняли тему урока.
Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал.
Если вы считаете, что не поняли тему урока.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Задание для самостоятельной работы «Квадрат и куб числа» в формате Excel
Квадрат и куб числа
XLS / 35.5 Кб