Технологическая карта урока математики «Величины. Объём. Литр» (1 класс)

3
0
Материал опубликован 7 December 2021

Учитель: Панчук В. В.

УМК «Школа России»

Предмет: математика

Образовательная ступень: начальная школа

Класс: 1 класс

Базовый учебник: Математика. М. И. Моро, М. А. Бантова

Тип урока: открытие новых знаний

 

Технологическая карта урока

 

Тема

Величины. Объём. Литр.

Цель

 

Ученик познакомится с новой величиной – ёмкостью, прибором для измерения объёма жидких и сыпучих тел (литровой банкой).

Ученик получит возможность научиться выражать результаты измерения объёма числом; сравнивать единицы измерения объёма.

Задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты/

Формируемые УУД

Актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.

Актуализировать знания об известных величинах и способах действий с ними

Учить самостоятельно определять тему и цель урока.

Сформировать представление об объёме, как величине и единице измерения объёма – литре.

Развивать умение применять полученные знания и умения на практике.

Развивать умения работать в группах, доказывать свою или принимать точку зрения другого ученика.

Развивать умение самостоятельно оценивать результат своей деятельности, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Метапредметные

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности деятельности; уметь сотрудничать с учителем и сверстниками.

 

Основные понятия

Величина, мерка, объём, литр

 

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

М. И. Моро С. И. Волкова С. В. Степанова Математика. Учебник для 1-го класса.

 

две кастрюли 2-х литровые одинаковые по объёму, литровая банка, стакан. Карточки со словами для групповой работы, карточки с заданиями, карточка для физкультминутки, карточки (цветовые круги) для самооценки

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная и групповая

 

 

Этапы урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

I. Мотивационный

(самоопределение к учебной деятельности)

 

Проверка готовности рабочего места.

 

 

 

Обучающие высказывают свои предположения

(цвет, форма, длина, масса)

Организует проверку готовности

к уроку. Мотивирует учащихся.

 

 

Включает учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

- Здравствуйте, ребята! Урок математики. Проверьте готовность к уроку.

- Какие свойства предметов вы знаете?

 

- Как называется свойство предметов, которые можно сравнить? (величина)

Регулятивные УУД:

Планировать своё действие

в соответствии

с поставленной задачей.

 

 

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Обучающие высказывают свои предположения.

 

 

Работа в группах.

 

 

Обучающие высказывают свои предложения (Вести знаковую систему: согласны – палец вверх, не согласны – палец вниз).

 

 

 

 

 

Обучающие высказывают свои предположения.

 

 

 

Организует групповую работу.

 

 

 

Проходит между групп, прослушивает обсуждение учеников.

 

 

 

 

Организует прослушивание детей, из желающих ответить первыми спрашивает слабых учеников.

Фиксирует ответы учащихся на доске.

- Кто может ВСЁ рассказать о величине?

- Кто сомневается?

- Как будете работать? (В группе).

- Разделитесь на группы.

 

- Как будем оценивать выступление товарищей?

 

 

 

 

- Кто дополнит?

- Слушайте, не повторяйтесь.

- Зафиксируйте то, что вы не вспомнили.

- Что мы знали, что дополнили?

(▪ можно сравнить (мерка)

можно измерить (прибор)

есть единицы измерения)

- Почему это ВЕЛИЧИНА?

(Величина – это свойство предметов, которое можно выразить числом, можно сравнить)

Коммуникативные УУД: формирование монологической речи,

уметь взаимодействовать в группе.

 

Регулятивные УУД:

уметь осуществлять самоконтроль и коррекцию своей деятельности.

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний

Личностные УУД:

уметь чётко сформулировать смысл своей деятельности на уроке

 

III. Постановка учебной задачи

Определяют тему и формулируют цели урока

Тема урока: Величина.

 

 

 

Обучающие высказывают свои предположения.

Включает учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Фиксирует ответы учеников в виде таблицы на доске.

знания

умения

 

Организует групповую, индивидуальную или работу в парах.

- Сформулируйте тему урока (Величина)

- Что мы умеем? (Сравнивать (мерка), измерять (прибор), знаем единицы измерения)

- Что предлагаете? (Показать умения)

- По какой величине?

- Как будете работать? (В группах, парах, самостоятельно)

Коммуникативные УУД: формирование монологической речи.

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные УУД:

уметь взаимодействовать в группе, в парах.

IV. Постановка проекта выхода из затруднения.

Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети совещаются, предлагают варианты сравнения.

 

Фиксируют затруднение (Я не знаю).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Приращение нового)

Объём.

Цель: попытаться сравнить величину

Делают вывод, что нужна одинаковая мерка.

 

Отвечают на вопросы.

 

Ищут мерку в учебнике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корректирует, направляет работу в группах.

 

 

 

 

 

 

 

- Сегодня на урок я принесла воду и различные сосуды, какое задание можно предложить, в соответствии с темой урока? (Сравнить различные по форме и объёму сосуды)

- Какие способы сравнения вы знаете? («на глаз»; при помощи линейки, весов)

- Подходят ли нам эти способы? (Нет)

- Какое сделаете предположение? (Новая величина)

- Если это новая величина, что вы предлагаете сделать? (Сравнить)

- Что вы предлагаете сравнить? (Вместимость сосудов)

- Может кто-то знает, как называется свойство предмета вмещать в себя что-либо? (Объём)

- Значит, нам важна ВМЕСТИМОСТЬ, т. е. ОБЪЁМ сосуда.

- Как мы можем сравнить объём сосудов? (При помощи одинаковой мерки)

- Где можно найти ответ на вопрос: «Какую мерку используют для измерения объёма»? (В учебнике, спросить у учителя)

- Так какую же мерку используют для измерения объёма?

(Литр)

- Как сокращённо записать эту единицу измерения? (л)

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.

Коммуникативные УУД:

уметь взаимодействовать в группе, в парах.

 

Личностные УУД:

уметь сотрудничать с учителем и сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД: формирование монологической речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник.

 

 

Физкультминутка

Выполняют упражнения.

 

Организует физкультминут-ку

- В некоторых ваших партах лежат карточки. Нашедший, выходит к доске и показывает карточку классу. Если на карточке напечатана единица измерения массы, то вы что будете делать? (шагать), если единиц измерения длины, то что вы предлагаете делать? …

Если

Я буду показывать вам карточки с единицами измерения объёмы, то какое действие вы предлагаете выполнять? (…) Будьте внимательны!

 

3 см, 5 кг, 2 л, 1 см, 4 кг, 6 см, 3 л, 1 кг,

5 л

 

 

V. Применение нового знания

Ответ на проблемный вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

Включает учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

 

 

 

 

 

Постановка проблемного вопроса.

 

 

Подведение к выводу.

- На листе перед вами 3адания, (Примеры, уравнение, задача)

какое из них подходит к теме урока (Задача)

- Решите задачу.

В кастрюлю помещается 5 банок с водой, а в чайник – 9 стаканов. Чей объём больше?

- Кто ответит? (Эту задачу решить нельзя, т. к. мерки разные)

- Каким прибором пользуются при измерении объёма? (Литровая банка)

Регулятивные УУД:

принятие и сохранение цели и задач урока.

 

Коммуникативные УУД: формирование монологической речи.

 

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

VI. Рефлексивный этап

Отвечают на вопросы.

Фиксирует на доске ответы учащихся в таблице

 

знания

умения

 

- Какие задачи мы ставили на урок? Справились ли мы с ними?

Узнали?

(▪ как сравнить (выбрать мерку) +

как измерить (мерка одинаковая) +

прибор (литровая банка) +

единица измерения (л) +

 

 

Регулятивные УУД:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

 

Коммуникативные УУД: формирование монологической речи.

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.

 

VII. Самооценка (цветовые круги)

Закрашивают круг выбранным цветом.

Организует работу по самооценке

- Теперь сами оцените свою деятельность.

t1638878735aa.png- раскрасьте те, кто всё может рассказать об объёме своим друзьям

 

t1638878735ab.png- раскрасьте те, кто знает, но не может рассказать

 

t1638878735ac.png- раскрасьте те, кто что-то не поняли

Регулятивные УУД:

уметь осуществлять самоконтроль и коррекцию своей деятельности.

 

VIII. Домашнее задание

 

Организует домашнее задание

- Как вы думаете, с какой целью я принесла на урок кастрюли? Есть ли у вас дома эти предметы? Какое задание вы можете предложить для работы дома?

(Выяснить объём самой большой и самой маленькой кастрюли у мамы на кухне)

- Спасибо за урок!

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

 

11

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.