Технологическая карта урока математики «Величины. Объём. Литр» (1 класс)
Учитель: Панчук В. В.
УМК «Школа России»
Предмет: математика
Образовательная ступень: начальная школа
Класс: 1 класс
Базовый учебник: Математика. М. И. Моро, М. А. Бантова
Тип урока: открытие новых знаний
Технологическая карта урока
Тема |
Величины. Объём. Литр. |
Цель
|
Ученик познакомится с новой величиной – ёмкостью, прибором для измерения объёма жидких и сыпучих тел (литровой банкой). Ученик получит возможность научиться выражать результаты измерения объёма числом; сравнивать единицы измерения объёма. |
Задачи
Ожидаемые результаты/ Формируемые УУД |
Актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности. Актуализировать знания об известных величинах и способах действий с ними Учить самостоятельно определять тему и цель урока. Сформировать представление об объёме, как величине и единице измерения объёма – литре. Развивать умение применять полученные знания и умения на практике. Развивать умения работать в группах, доказывать свою или принимать точку зрения другого ученика. Развивать умение самостоятельно оценивать результат своей деятельности, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. Метапредметные Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Личностные уметь проводить самооценку на основе критерия успешности деятельности; уметь сотрудничать с учителем и сверстниками.
|
Основные понятия |
Величина, мерка, объём, литр
|
Ресурсы: - основные - дополнительные |
М. И. Моро С. И. Волкова С. В. Степанова Математика. Учебник для 1-го класса.
две кастрюли 2-х литровые одинаковые по объёму, литровая банка, стакан. Карточки со словами для групповой работы, карточки с заданиями, карточка для физкультминутки, карточки (цветовые круги) для самооценки |
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная и групповая |
Этапы урока |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
УУД |
||
I. Мотивационный (самоопределение к учебной деятельности)
|
Проверка готовности рабочего места.
Обучающие высказывают свои предположения (цвет, форма, длина, масса) |
Организует проверку готовности к уроку. Мотивирует учащихся.
Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов. |
- Здравствуйте, ребята! Урок математики. Проверьте готовность к уроку. - Какие свойства предметов вы знаете?
- Как называется свойство предметов, которые можно сравнить? (величина) |
Регулятивные УУД: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
||
II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности |
Обучающие высказывают свои предположения.
Работа в группах.
Обучающие высказывают свои предложения (Вести знаковую систему: согласны – палец вверх, не согласны – палец вниз).
Обучающие высказывают свои предположения.
|
Организует групповую работу.
Проходит между групп, прослушивает обсуждение учеников.
Организует прослушивание детей, из желающих ответить первыми спрашивает слабых учеников. Фиксирует ответы учащихся на доске. |
- Кто может ВСЁ рассказать о величине? - Кто сомневается? - Как будете работать? (В группе). - Разделитесь на группы.
- Как будем оценивать выступление товарищей?
- Кто дополнит? - Слушайте, не повторяйтесь. - Зафиксируйте то, что вы не вспомнили. - Что мы знали, что дополнили? (▪ можно сравнить (мерка) ▪ можно измерить (прибор) ▪ есть единицы измерения) - Почему это ВЕЛИЧИНА? (Величина – это свойство предметов, которое можно выразить числом, можно сравнить) |
Коммуникативные УУД: формирование монологической речи, уметь взаимодействовать в группе.
Регулятивные УУД: уметь осуществлять самоконтроль и коррекцию своей деятельности. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний Личностные УУД: уметь чётко сформулировать смысл своей деятельности на уроке
|
||
III. Постановка учебной задачи |
Определяют тему и формулируют цели урока Тема урока: Величина.
Обучающие высказывают свои предположения. |
Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Фиксирует ответы учеников в виде таблицы на доске.
Организует групповую, индивидуальную или работу в парах. |
- Сформулируйте тему урока (Величина) - Что мы умеем? (Сравнивать (мерка), измерять (прибор), знаем единицы измерения) - Что предлагаете? (Показать умения) - По какой величине? - Как будете работать? (В группах, парах, самостоятельно) |
Коммуникативные УУД: формирование монологической речи. Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные УУД: уметь взаимодействовать в группе, в парах. |
||
IV. Постановка проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания
|
Дети совещаются, предлагают варианты сравнения.
Фиксируют затруднение (Я не знаю).
(Приращение нового) Объём. Цель: попытаться сравнить величину Делают вывод, что нужна одинаковая мерка.
Отвечают на вопросы.
Ищут мерку в учебнике. |
Корректирует, направляет работу в группах.
|
- Сегодня на урок я принесла воду и различные сосуды, какое задание можно предложить, в соответствии с темой урока? (Сравнить различные по форме и объёму сосуды) - Какие способы сравнения вы знаете? («на глаз»; при помощи линейки, весов) - Подходят ли нам эти способы? (Нет) - Какое сделаете предположение? (Новая величина) - Если это новая величина, что вы предлагаете сделать? (Сравнить) - Что вы предлагаете сравнить? (Вместимость сосудов) - Может кто-то знает, как называется свойство предмета вмещать в себя что-либо? (Объём) - Значит, нам важна ВМЕСТИМОСТЬ, т. е. ОБЪЁМ сосуда. - Как мы можем сравнить объём сосудов? (При помощи одинаковой мерки) - Где можно найти ответ на вопрос: «Какую мерку используют для измерения объёма»? (В учебнике, спросить у учителя) - Так какую же мерку используют для измерения объёма? (Литр) - Как сокращённо записать эту единицу измерения? (л) |
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного. Коммуникативные УУД: уметь взаимодействовать в группе, в парах.
Личностные УУД: уметь сотрудничать с учителем и сверстниками.
Коммуникативные УУД: формирование монологической речи.
Познавательные УУД: уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник.
|
||
Физкультминутка |
Выполняют упражнения.
|
Организует физкультминут-ку |
- В некоторых ваших партах лежат карточки. Нашедший, выходит к доске и показывает карточку классу. Если на карточке напечатана единица измерения массы, то вы что будете делать? (шагать), если единиц измерения длины, то что вы предлагаете делать? … Если Я буду показывать вам карточки с единицами измерения объёмы, то какое действие вы предлагаете выполнять? (…) Будьте внимательны!
3 см, 5 кг, 2 л, 1 см, 4 кг, 6 см, 3 л, 1 кг, 5 л
|
|
||
V. Применение нового знания |
Ответ на проблемный вопрос.
Отвечают на вопрос. |
Включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
Постановка проблемного вопроса.
Подведение к выводу. |
- На листе перед вами 3адания, (Примеры, уравнение, задача) какое из них подходит к теме урока (Задача) - Решите задачу. В кастрюлю помещается 5 банок с водой, а в чайник – 9 стаканов. Чей объём больше? - Кто ответит? (Эту задачу решить нельзя, т. к. мерки разные) - Каким прибором пользуются при измерении объёма? (Литровая банка) |
Регулятивные УУД: принятие и сохранение цели и задач урока.
Коммуникативные УУД: формирование монологической речи.
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
|
||
VI. Рефлексивный этап |
Отвечают на вопросы. |
Фиксирует на доске ответы учащихся в таблице
|
- Какие задачи мы ставили на урок? Справились ли мы с ними? Узнали? (▪ как сравнить (выбрать мерку) + ▪ как измерить (мерка одинаковая) + ▪ прибор (литровая банка) + ▪ единица измерения (л) +
|
Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Коммуникативные УУД: формирование монологической речи. Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.
|
||
VII. Самооценка (цветовые круги) |
Закрашивают круг выбранным цветом. |
Организует работу по самооценке |
- Теперь сами оцените свою деятельность. - раскрасьте те, кто всё может рассказать об объёме своим друзьям
- раскрасьте те, кто знает, но не может рассказать
- раскрасьте те, кто что-то не поняли |
Регулятивные УУД: уметь осуществлять самоконтроль и коррекцию своей деятельности.
|
||
VIII. Домашнее задание |
|
Организует домашнее задание |
- Как вы думаете, с какой целью я принесла на урок кастрюли? Есть ли у вас дома эти предметы? Какое задание вы можете предложить для работы дома? (Выяснить объём самой большой и самой маленькой кастрюли у мамы на кухне) - Спасибо за урок! |
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
11