Технологическая карта урока математики 1 класса «Слагаемые. Сумма»
Тема |
СЛАГАЕМЫЕ. СУММА |
Учитель |
Борзова С.С. |
Педагогическая цель |
создать условия для ознакомления с названием чисел при сложении; закрепления умений прибавлять и вычитать число 2; проведения подготовительной работы к изучению темы «Задача»; развития мышления; привития аккуратности. |
Тип урока |
Комбинированный. |
Планируемые результаты образования |
Предметные: уметь прибавлять и вычитать число 2; знать название чисел при сложении. |
Личностные:организовывают исследовательское пространство. |
|
Метапредметные: Регулятивные:уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида. Коммуникативные:уметь осуществлять взаимопроверку и работу в парах. Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. |
|
Формы и методы обучения |
Фронтальный, практический, групповой. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Слагаемые. Сумма. |
Образовательные ресурсы |
Интерактивный комплекс, диск «Математика», учебник «Математика» |
Технологическая карта урока математики 1 класс
Сценарий урока
Этап урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма контроля |
|
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||
1.Организационный момент. Психологический настрой. |
Эмоциональный настрой на урок. Проверка готовности оборудования и класса к уроку. |
Приветствие учащихся. Учитель спросит – надо встать. Когда он сесть позволит – сядь. Ответить хочешь – не шуми, А лучше руку подними. Проверка готовности к уроку. |
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных принадлежностей. |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
Фронтальный. Наблюдение учителя. |
2. Актуализация опорных знаний. |
Игра «Составь поезд». Задачи-шутки Игра «Веселый мяч» |
– Расположите все вагончики в порядке возрастания результатов. Решите задачи: • Стоя на одной ноге, гусь весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (2 кг.) • Я шел, пятачок нашел. С другом пойдем - сколько найдем? (Нельзя ответить.) • Вова за 1 ч поймал 5 рыбок. Сколько рыбок он поймает за 2 ч? (Нельзя ответить.) • Шли 2 друга в школу. Навстречу им шли еще 2 друга. Сколько друзей шло в школу? (2.) Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. • К 4 прибавь 2.(6.) • 6 плюс 1. (7.) • Какое число на 2 меньше, чем 8? (6.) • Уменьши 10 на 1. (Р.) • 8 минус 1 (7.) • Из 4 вычти 2. (2) • Какое число больше 5 на 2? (7.) • Увеличь 7 на 2. (9.) |
По цепочке у доски выставляют вагончики в порядке возрастания результатов. Решают задачи устно. Отвечает тот, кто поймал мяч. |
Закрепление умений прибавлять и вычитать число 2. Учатся самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану. |
Фронтальный. Устные ответы |
3. Постановка цели урока. |
Принятие целей учебно- познавательной деятельности. |
Ай да белка-мастерица! Вяжет детям рукавицы. Извязала три клубка, Два еще лежат пока. У кого ответ готов: Сколько у нее клубков? (5.) — Как вы узнали? (3 + 2 = 5.) — Как можно эту запись прочитать по-разному? — Можно ли по-другому прочитать запись? На этот вопрос вы сможете ответить в конце урока. – Сегодня на уроке мы подробно рассмотрим ту группу, где выполняется действие «сложение». |
Слушают задачу в стихах, находят ответ. Объясняют ,как нашли решение. Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопрос: К 3 прибавить 2 — получится 5, 3 увеличить на 2 — получится 5, 3 еще 2 —будет 5. |
Учатся принимать и выполнять учебную задачу. |
Фронтальный. Наблюдение учителя. |
4. Усвоение знаний и способов действий. |
Объяснение новых понятий. Работа по учебнику. Стр.86 № 1 |
Числа, которые складываются, называются слагаемыми, а результат сложения называется суммой. После этого учитель вывешивает на доскутаблицу: Название чисел при сложении
Учитель тренирует учеников в чтении примеров с использованием терминов «слагаемое», «сумма». Например: первое слагаемое – 4, второе слагаемое – 2, сумма равна 6. Сумма чисел 5 и 2 равна 7. Учителем проводится отработка с учащимися использования терминов «первое слагаемое», «второе слагаемое», «сумма чисел». В этом же задании ученикам встретятся разности. Учитель задает учащимся вопрос: – Можно ли примеры на вычитание читать, используя слова «слагаемое», «сумма»? (Нет.) |
Учащиеся запоминают названия компонентов и результатов действия сложения. |
Формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную: знать название чисел при сложении. |
Фронтальный. Наблюдение учителя. |
5. Физкульт-минутка. |
Интерактивнаяфизминутка «Буратино» |
- Предлагает отдохнуть, принять активное участие в физминутке. |
Выполняют предложенные движения. Ориентируясь на здоровый образ жизни, активно участвуют в физминутке. |
Осуществлять профилактику утомления. |
Коллективный. Наблюдение учителя. |
6. Закрепление знаний и способов действий. |
Формирование навыков счёта. Работа по учебнику №2 (с. 86) Пропедевтика темы «Задача». №3-4 (с. 87) № 6 (с.87) Работа в тетради с печатной основой. с. 29 |
Учитель предлагает выполнить примеры, обращает внимание детей на то, чтобы они при комментировании читали выражения по-разному. Учитель предлагает хорошо читающему ученику прочитать задачу. – О чем прочитанный рассказ? Что в рассказе известно? – Что нужно узнать? – Какое арифметическое действие следует выполнить, чтобы ответить на поставленный вопрос? -Почему так считаете? Аналогично разбирается задача. Учитель предлагает выполнить задание на закрепление умения прибавлять и вычитать число 2. — Откройте тетрадь. Прочитайте первое задание. — Что такое слагаемые? (Числа, которые складываем.) — Какие равенства подчеркнули? Прочитайте их с ответом. — Прочитайте следующее задание. Выполните его. — Какое равенство составили к первому рисунку? (5 + 7 = 6.) — Какое равенство составили ко второму рисунку? (7— 1 = 6.) — Составьте рассказы по рисункам. |
Ученики выполняют с комментированием. Например: «Первое слагаемое – один, второе слагаемое – один, значение суммы – два. Сумма чисел два и один равна трём. Два увеличить на два получится четыре. К трём прибавить один получится четыре» и т. д. Один из учащихся читает задачу. Учащиеся отвечают на вопросы: -Известно, что у Васи было 6 книг и ему подарили ещё 2 книги. -Сколько книг стало у Васи. -Сложение. -Потому что книг у Васи стало больше. Далее ученики записывают с комментированием решение задачи: 6 + 2 = 8 (кн.). Учащиеся объясняют, кто из сказочных героев ошибся. (Ошибся заяц, так как он должен был выполнить действие «сложение», при сложении число увеличивается, то есть заяц должен был сделать два шага вперёд, а не назад.) Учащиеся выполняют задания под руководством учителя, отвечая на поставленные вопросы. Остальные задания учащиеся выполняют самостоятельно. Самооценка с помощью «Светофора». |
Формируются умения прибавлять и вычитать число 2; знать название чисел при сложении. Умение стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. Необходимые умения к изучению темы «Задача» (анализ, синтез, мышление) Умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида. |
Наблюдение учителя, работы в тетради. Самоконтроль |
8. Рефлексивно-оценочный. |
Обобщение и оценка. |
- А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали. - Что нового узнали на уроке? Как называются числа, которые складываются? -Как называется результат, полученный при сложении? Оцените себя с помощью «Светофора» |
Учащиеся отвечают на вопросы. Выбирают сигнальную карточку, которая соответствует оценке работы на уроке. |
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Давать эмоциональную оценку деятельности на уроке. |
Наблюдение учителя Самоконтроль и самооценка |