Технологическая карта урока музыки «Кто кто в теремочке живёт» (1 класс)
Конспект учебного занятия 1 класс 2 полугодие
Программа начального общего образования по музыке 1-4 кл. Авторы: В. В. Алеев, Т. Н. Кичак, Музыка 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия В. В. Алеев, Т. Н. Кичак: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [В. В. Алеев, Т. Н. Кичак]. - М.: ДРОФА, 2018.
Тема раздела: «Знакомство с нотной грамотой», тема учебного занятия: «Кто-кто в теремочке живет?»
Педагогическая идея: «Ровно семь цветов у радуги, а у музыки семь нот»
Цель: Сформировать представление у учащихся об особенностях нотной грамоты.
Задачи учебного занятия - планируемые образовательные результаты:
Личностные: Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Формирование мотивации к учебной деятельности.
Предметные: Познакомить с особенностями музыкальной грамоты и новыми понятиями.
Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Метапредметные:
Познавательные: Выдвигать предположения и подтверждающие их доказательства.
Устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи.
Регулятивные: Понимать и принимать учебную задачу, искать способы её решения.
Адекватно воспринимать оценку своих творческих возможностей.
Коммуникативные: Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.
Тип учебного занятия: открытие нового знания; вид: комплексный.
Средства обучения:
В. В. Алеев, Т. Н. Кичак, Музыка. 1класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2019.
Г. С. Ригина. Музыка: 1-4 кл.: методическое пособие/ Г. С. Ригина – М.: Учебная литература, 2006.
Г. С. Ригина. Музыка: хрестоматия музыкального материала 1 класс: пособие для учителя/ [сост. Г. С. Ригина] - М.: Учебная литература,2002.
Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка. 1 класс Фонохрестоматия музыкального материала. ОАО «Издательство «Просвещение», 2013. (1CD МР3).
Оборудование: фортепиано, баян, мультимедийный проектор, раздаточные карточки, маркерная доска, набор шумовых музыкальных инструментов (погремушка, кастаньеты, бубен, треугольник), духовая гармошка, синтезатор.
Технологическая карта урока музыки 1 класс 2 полугодие Тема: «Кто-кто в теремочке живет»
Этапы урока |
Содержание и деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент и мотивация (4 мин.) |
Организация учебной деятельности Исполнение песни: «Пора начать урок»
Добрый день, садитесь.
Мы начали урок, песней, в которой вы исполнили мелодию названием нот. Напомните, пожалуйста, название нот, которые вы пели в этой песни? Зачем нужны ноты? (чтобы уметь правильно записывать музыку и её исполнять) Так чему будет посвящён наш урок? (музыкальной азбуке или нотной грамоте) |
- начинают урок, исполняя песню, тем самым эмоционально настраиваются на урок музыки; - приветствуют учителя;
- отвечают на вопросы учителя; - слушают и анализируют ответы;
-определяют и формулируют тему урока. |
Формирование мотивации к учебной деятельности.
Понимать и принимать учебную задачу, искать способы её решения.
|
Осмысление учебной задачи. (4 мин.) |
Прослушайте песню «Нотный хоровод» композитора Веры Герчик, сл. Н.Френкель и найдите ответы на вопросы:
Какое настроение у вас после прослушивания песни? Кто был внимательным и запомнил, какие ноты озвучивались в этой песни?
Внимательно слушают песню
Кто сможет назвать эти нотки? (ответы учащихся) Вы согласны с тем: - что для того, чтобы знать ноты нужно обязательно быть взрослым? (нет) -чтобы петь по нотам нужно знать названия нот? (да) - ноты имеют округлую форму? (да) -можно ли записать ноты в тетради в клетку? (нет) - вы сможете создать карточку с заданием для 1Б класса? (отв.)
Ваши мнения разделились, значит, нам всем необходимо познакомиться с музыкальной грамотой.
|
- слушают и анализируют новые вокальные произведения;
- выдвигают аргументы, учатся размышлять и говорить развернуто;
|
Выдвигать предположения и подтверждающие их доказательства. |
Открытие нового знания. (18мин.)
Физминутка (4мин.)
|
Показ презентации (несколько слайдов)
Итак, ребята кто услышал новые музыкальные термины: назовите их: нотный стан, звукоряд, скрипичный ключ, нотная запись, названия нот. Объяснение новых музыкальных терминов
Я вам предложу сегодня путешествие в лес, но он не простой лес, а музыкальный лес. Как вам кажется, что мы с вами будем делать в музыкальном лесу? (ответы)
Чтобы нам с вами идти по лесу, нужен путеводитель. По окончанию урока он должен быть весь заполнен. Таким путеводителем будет лист, на котором изображены линии (ответы: нотный стан)
Итак, начинаем движение (да)
-кто из вас уже знает, сколько всего есть нот? (отв.) -а у нот есть свой дом? (да) -а где ноты живут (отв.) -как называются эти линии (нотный стан) -нотный стан состоит из (5 линий) -в моих вопросах спряталась нота, в каком слове какая вам слышится нота до (отв.)
ДО на черточке короткой Ниже всех сидит сироткой.
Следующую ноту вы найдете в ответе загадки, внимательно прослушайте и дайте ответ: Невысокая избушка в ней живут лиса, лягушка, мышка, заяц, серый волк - в крепкой дружбе знают толк. К ним ещё медведь просился, только он не поместился. Залезая он бы мог разломать весь (Теремок)
Жмется к ней, как кошка.
- давайте послушаем эту песню «Теремок» (отв.) -вы прослушали песню, подумайте и ответьте можно ли голоса главных героев передать звуками музыкальных инструментов -сколько героев в этой сказке, какие музыкальные инструменты подходят для них (отв.) (нужно выбрать инструменты) Сказки любят все на свете Любят взрослые и дети Сказки учат нас добру И прилежному труду -разыгрывая с музыкальными инструментами русскую народную песню, прослушиваем и разучиваем ее. Исполняют русскую народную песню «Теремок» обр. В. Агафонникова Поаплодируйте нашим артистам. А сейчас наступило время физминутки -вы услышали в этом слове ноту ми (отв.) МИ сидит на первой линии. Физминутка на основе якутского народного танца, под национальную музыку. -представьте себе, что вы красивые птицы, якутские журавли стерхи, которые грациозно ходят по болоту и танцуют.
-хорошо вы пофантазировали, молодцы! -в слове фантазия вы услышали следующую ноту (отв. фа.) ФА глядит в окошко
Внимательно рассмотрите ребусы в лесу. -вернемся к нашей сказке «Теремок». В имени одного персонажа спряталась нота_- ля(отв.) ЛЯ в окошке снова, -а вот эти персонажи тоже из русской сказки, и живут они в лесу отгадайте кто они (отв.- гуси домашние птицы), СИ на третьей линии Песни петь готово, ДО в окошке справа, Вот и вся ОКТАВА! -обратите внимание, ребята, что наш путеводитель превратился в нотный стан со звукорядом.
-найдите ноты на нотном стане. -все ли ноты вы нашли? (нет ноты соль) СОЛЬ на линию вернули -обратите внимание на листы чего не хватает на нотном стане (отв. скрипичного ключа) Расположите правильно на нотном стане, где должен находиться скрипичный ключ. Постарайтесь запомнить, на какой линейке живёт каждая нотка. |
-знакомятся с понятиями;
- учатся слушать других и добавлять в речевых высказываниях недостающую информацию;
- готовятся к исполнительской деятельности (подбирают инструменты);
- разучивают песню, исполняют хором и по группам;
- исполнение с движениями;
|
Познакомить с особенностями музыкальной грамоты и новыми понятиями.
Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.
Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.
Понимать и принимать учебную задачу, искать способы её решения.
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
|
Закрепление нового материала и самореализация. (12 мин.) |
Выдаю каждому ученику индивидуальную карточку с изображением нотоносца. Мы сейчас с вами посмотрим мультфильм про нотки, ещё раз вспомним, на какой линейке живёт каждая нотка, как зовут ноты. А ту ноту, которая вам понравилась больше всего, вы нарисуете у себя в карточке, но подписывать её не нужно. Просмотр м/ф «До, ре, ми…» Вот видите, благодаря сегодняшнему уроку про музыкальную азбуку, вам удалось создать карточку – загадку для 1б кл., а на следующем уроке я вам раздам карточки – загадки от другого класса, чтобы проверить ваши знания.
|
- смотрят м/ф; - создают дидактические карточки. |
Устанавливать ассоциативные и причинно-следственные связи.
Понимать и принимать учебную задачу, искать способы её решения. |
Итог урока. Рефлексия. (3 мин.)
|
Что нового узнали на уроке? Чему научились? (слайд из презентации) Посмотрите внимательно на свой путеводитель, это самый настоящий нотный стан с нотками. Ноты как вы уже заметили разного цвета.
Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке: итак - если вы сегодня активно работали на уроке и все запомнили, то оставьте на нотном стане ноты желтого цвета; -кто плохо усвоил материал, оставьте нотки синего цвета; -кто всё запомнил, но редко поднимал руку, вы можете оставить нотки оранжевого цвета -а теперь давайте послушаем, какая у нас вышла музыка(дети показывают ноты, учитель их исполняет на синтезаторе)
Раздаю бумажные нотки – оценки. Благодарю детей за урок и прощаюсь. |
- оценивают свою деятельность.
- благодарят за урок, прощаются
|
Адекватно воспринимать оценку своих творческих возможностей. |
Использованный ресурс:
1: http://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/681-zagadki-o-skazke-teremok.html
2: https://www.babyblog.ru/community/post/books/3057513 © BabyBlog.ru