Технологическая карта урока на тему: «Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током»
Технологическая карта урока по физике
Класс: 8
Тема урока: «Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током»
Цель урока: Познакомить с понятиями магнитных полей прямого тока и катушки с током, магнитные линии.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомиться с понятием магнитное поле и магнитные линии.
Личностные УУД: развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза; содействовать воспитанию у школьников бережного отношения к своему здоровью.
Коммуникативные УУД: воспитание умения работать в коллективе.
тип урока: изучение новых знаний
Технологии: проблемный диалог, работа в парах, группах, индивидуальная.
Приемы и методы: прием “Си-финк-уандэ”, «Карта понятий», «Заполни таблицу».
Форма урока: игра.
Методы контроля:
- внешний
- самоконтроль
- наблюдение
-Взаимопроверка
Оборудование: учебник, проектор, ноутбук, магниты, источник питания, проволоки, лампа, выключатель, компас.
Структура урока:
Самоопределение к деятельности.
Этап подготовки к активному усвоению знаний.
Постановка учебной задачи.
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднений).
Этап первичного осмысления и закрепления изученного.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Рефлексия.
Ход урока
Этапы урока. | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) | ||||||||
1.Организационный этап | 2-3 мин | (Слайд 1) Играет спокойная музыка - Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу с вами начать работу. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. У вас такие красивые лица и улыбки, в вас столько тепла и света, вы согреваете все, что вас окружает. Я желаю вам плодотворной работы и отличного настроения. - Сегодня работаем в группе, пожалуйста, выберите лидера группы. Запомни и соблюдай простые правила: (Слайд 2) Уважайте своего товарища. Умейте каждого выслушать. Найдите общее решение. Выберите выступающего. Лидеры групп оцениваете товарищей в оценочных листах и следите за временем выполнения заданий. - У вас на столах цветные листы, листы необходимо использовать для ваших записей. (Слайд 3) - 2021 год в России объявлен «Годом науки и технологий». (Слайд 4) Россия, в области науки, славится своими известными всему миру учеными, как Дмитрий Иванович Менделеев, Михаил Васильевич Ломоносов, Константин Эдуардович Циолковский и многие другие. - Ребята, как вы думаете, в чем заключается успех наших ученых? -Спасибо ребята. -Сегодня, я Вам предлагаю поиграть со мной в игру «Поле чудес», но правила будут изменены, вместо барабана я предлагаю коробку с заданиями. За каждое выполненное задание вы получите ключи, которые помогут вам отгадать задание на доске. - Согласны поучаствовать? - Начинаем. | Положительный эмоциональный настрой на работу Высказывают свое мнение, предположения. | Л: самоорганизация | ||||||||
2. Этап подготовки к активному усвоению знаний | 2-4 мин | - Первое задание вы найдете в зеленых конвертах. (Прием «Мозговой штурм») 1 задание: (зеленый конверт) Ответьте на вопросы: 1) Что является источниками электрического поля? (электрические заряды) 2) Что такое электрическое поле? (Особый вид материи) 3) Что такое электрический ток? (Упорядоченное движение заряженных частиц) 4) Какие действия оказывает электрический ток? (тепловое, световое, магнитное). - Задание № 2 конверта, требует внимательности и сообразительности. Вам будет показан фрагмент видео, ваша задача заполнить таблицу. (Слайд 5) (Прием Си-финк-Уандэ (посмотри-подумай-задай вопрос)) Задание 2. Посмотрите видеофрагмент и заполните таблицу (на листках) Демонстрация опыта Эрстеда: Соберем электрическую цепь, состоящую из источника тока, лампы и ключа. Около одного из проводов поместив стрелку компаса. При включении цепи лампа загорается, а магнитная стрелка отклоняется от своего первоначального положения. (Слайд 6)
- Молодцы! - Кто догадался, о чём сегодня будем говорить? (Слайд 7) Тема: «Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током» (на доске развернуть) | Устный ответ. Формирование познавательного интереса к учебному предмету. Заполняют таблицу. Зачитывают 1-3 - Появилась проблема. Формулируют тему урока | П: выявлять существенное: осознавать познавательную задачу; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы | ||||||||
3. Постановка учебной задачи | 1 -2 мин | - Что вы хотели бы узнать по этой теме? - Молодцы! Получайте первые ключи. | Формулируют цели урока | Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | ||||||||
4.Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднений) | 1 мин. 5-7 мин 5-12 мин 1 мин | План 1. Простейшие свойства магнитных материалов. 2. Связь электрических и магнитных явлений. Магнитное поле. Определяющие свойства магнитного поля. Направление и линии магнитного поля. 1. Простейшие свойства магнитных материалов. (Слайд 8) - Магнетизм, как явление известен с 5 века до нашей эры, но изучение его сущности продвигалось очень медленно. Ещё древние греки знали, что существует особый минерал – камень из Магнесии (область в древнегреческой Фессалии), способный притягивать небольшие железные предметы. Однако впервые свойства магнита были описаны лишь в 1269 году. - В желтых конвертах второе задание. Ваша задача провести эксперимент и ответить на вопросы. Необходимое для опыта оборудование находится у вас на столе. Задание 2 (желтые конверты) Выполните эксперименты и ответьте на вопросы. (Слайд 9) 1 и 3 группы вы отвечаете на вопрос: Как взаимодействуют между собой 2 магнита. Опыт 1 Два полюса магнита и их взаимодействие. 2 и 4 группа отвечают на вопрос: Как ведет себя магнит, подвешенный на нити? Опыт 2 Подвесить магнит на нити. К 3 опыту я приглашаю 2-х смельчаков, которые ответят на вопрос: Все ли вещества обладают магнитным притяжением и отталкиванием? - Группы готовы? Отвечаем. Проверяем. (Слайд 10)
(Слайд 11) - Данные свойства магнита впервые опубликовал в своей книге Вильям Гильберт «О магните», в 1600 году. - Супер. И вы получаете вторые ключи. 2. Связь электрических и магнитных явлений. Магнитное поле. Определяющие свойства магнитного поля. (Слайд 12) - Магнитные взаимодействия первоначально рассматривались как совершенно не связанные с электрическими. Хотя ещё в далёкие времена было замечено, что молния перемагничивает компасы на кораблях, намагничивает стальные предметы. - Для вас 3 задание, самое сложное и ответственное. Задача каждой группы внимательно прочитать инструкцию и по ней выполнить все условия. (Прием «Карта понятий») Задание 3 «Карта понятий». (розовый конверт) Каждой группе индивидуальное задание. (Слайд 13) Инструкция по выполнению задания: 1. Прочитайте текст. 2. Ответьте устно на вопросы: О чем идет речь? Какие затруднения у вас вызывает содержание текста? (Все ли вам понятно?) 3. Найдите основные опыты, определения, правила, свойства. 4. Используя текст и иллюстрационный материал, составьте карту понятий. (Можно использовать учебники стр. 108-111). 5. Приготовьте краткий рассказ прочитанного для презентации вашей карты. 6. На доске необходимо вывесить вашу карту и кратко рассказать содержание. Каждой группе индивидуальное задание. (Слайд 14) Группа 1. (Магнитные явления. Магнитное поле). Группа 2. (Магнитные линии) Группа 3. (Магнитное поле катушки с током. Магнитное действие катушки с током). Группа 4. (Магнитные линии катушки с током). -Можете пользоваться учебниками стр. 108-111 Физминутка на 25 минуте урока.(Слайд 15) -Группы, прошу выйти к доске и подготовить карту понятий. На доске оформляют карту понятий. Вкратце рассказывают карту. -Молодцы. Получайте 3 ключи. | Выполняют опыт и отвечают. Полученные карты вывешивают на доске и коротко рассказывают. | П: осознавать познавательную задачу; осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, П: использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач | ||||||||
5.Этап первичного осмысления и закрепления изученного. | 2-3 мин | Задачи (Слайд 16) - Ребята, посмотрите на картинки, давайте ответим на вопросы. 1. Как будут направлены магнитные линии прямого тока показанного на рисунке? (По часовой стрелке) 2. Найдите направление тока в катушке. (Сверху вниз) | Полученные карты вывешивают на доске и коротко рассказывают. | П: осознавать познавательную задачу; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; понимать информацию. | ||||||||
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 3 мин 3-4 мин | - Последнее задание, в синих конвертах есть тест. (Слайд 17) Выполни тест: 1. Магнитное поле существует вокруг любого… У) проводника с током А) предмета Г) нет верного ответа 2. Направление линий магнитного поля совпадает с направлением, которое указывает … Р) южный полюс магнитной стрелки С) северный полюс магнитной стрелки Е) все ответы верны 3. Для определения направления линий магнитного поля, созданного проводником с током, используют правило… В) правой руки Н) левой руки П) буравчика 4. Катушку с намотанным на цилиндрическую поверхность изолированным проводником, по которому течёт электрический ток, называют…. Т) проводником Е) соленоидом И) электромагнитом 5. Катушка с железным сердечником внутри называется …. Х) электромагнитом К) магнитом Д) проволокой - обменяемся листками, проверяем. (Слайд 18) ответ: слово УСПЕХ. - Ребята, вы молодцы! Получите 4 ключ. - А теперь составьте слово из ключей, что у вас получилось? Подставьте в предложение на доске. Какое высказывание получили? «Человеческий разум имеет три ключа, которые открывают все: знания, мысль, воображение». Виктор Мари Гюго Так в чем же секрет науки? Правильно ребята, в человеческом разуме, т.е. в знаниях, мыслях, воображении. -Молодцы! Я так вами горжусь. | Выполняют тест | | ||||||||
7. Рефлексия. | 5 мин | -А теперь ребята, пришло время сделать основные выводы. В начале урока, мы смотрели видео. И задались вопросом: Почему повернулась магнитная стрелка? Ребята, мы знаем ответ? (на стрелку действует магнитное поле). - Ребята, а Вы достигли тех целей, которые ставили в начале урока? (Слайд 19) Билет на выход: Я изучал сегодня… Меня заинтересовал… У меня остался вопрос… На данный момент я чувствую себя… Оценивание работы в группе. Лидеры оцените работу каждого члена группы. - за отличную работу все сегодня получают 5. (Слайд 20) Домашнее задание Параграфы 43, 44 прочитать и заполнить таблицу.
- Всем спасибо за сотрудничество, урок окончен. | Самоанализ усвоенных знаний | |
Презентация к уроку «Магнитное поле прямого тока. МагнитноеPPTX / 3.69 Мб