Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мотивация к учебной деятельности (1мин) Цель: Создание доброжелатель ной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха
| Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Я очень рада, что у вас замечательное настроение! Давайте улыбнемся друг другу, порадуемся нашей встрече. У вас на столах лежат смайлики разных цветов. Возьмите себе смайлик того цвета, какое у вас данный момент настроение и поднимите его. Чудесно ребята! Помните: «Улыбнись миру, и мир улыбнется тебе». (слайд 1)
Приветствует детей. Проверяет готовность класса к уроку. На столе лежат смайлики трех цветов (красный- прекрасное настроение, оранжевый- отличное настроение желтый- хорошее)
|
Приветствуют учителя. Занимают свои места. Ученики выбирают смайлик по желанию, рассаживаются за столы.
Настраиваются на работу.
Слушают учителя, участвуют в диалоге,
Приветствуют учителя. Занимают свои места. Ученики выбирают смайлик по желанию, рассаживаются за столы.
Демонстрируют свое настроение с помощью разноцветных смайликов
|
II. Актуализация к деятельности. Формулирование темы урока (2 мин) Цель: Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность
| Послушайте стихотворение, которое станет эпиграфом к нашему уроку. Я – часть речи интересная, Широко в миру известная: Опишу любой предмет- В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить! (Слайд 2)
-Какая часть речи может так себя охарактеризовать? -Конечно, имя прилагательное. -Ребята, как выдумаете эта часть речи важная? А почему? Подтвердите свои мысли словами из эпиграфа. - Я с вами полностью согласна. -Мы закончили изучение этой части речи. -Какой урок обычно проводится после рассмотрения большой темы? -Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? - Я открываю доску. Посмотрите, правильно ли вы сформулировали тему урока. Молодцы! Абсолютно правильно. Откройте тетрад запишите число, классная работа и тему урока. Помните, что пишем каллиграфически правильно и красиво, так как это нам очень пригодится в жизни. Не забывайте про свою осанку. |
Внимательно слушают
Дают ответы (имя прилагательное) Дети дают ответы, ( Прилагательные украшают нашу речь, делают её интересной, красивой.)
Дети поднимают руки и стараются отвечать полными ответами. Тема нашего урока «Обобщение по теме «Имя прилагательное» Садятся ровненько
Работают в тетрадях, стараясь писать буквы правильно.
|
III. Целеполагание (1 мин) Формулирование цели урока Цель: Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность
| -Ребята, чтобы начать урок, нам необходимо поставить перед собой цель. -Как вы думаете, какой будет цель нашего урока? - Правильно, ребята! Цель нашего урока повторить материал и обобщить знания по теме «Имя прилагательное». (Слайд 3) -У вас на столах лежат «карточки успеха», не забывайте после каждого задания отмечать свой результат (+всё было понятно, ?-я затруднялся, -ничего не смог сделать), чтобы я проанализировала ваши успехи. | Ставят цель. (Так как это урок повторения, то мы должны повторить материал и обобщить знания по теме «Имя прилагательное».) Смотрят на карточки успеха |
IV.Обобщение и систематизация знаний (29 мин) ЦЕЛЬ: на основе изученного сформировать у учащихся способ умственных действий применения полученных знаний.
| -Урок у нас сегодня не обычный, а урок-лабиринт. ( Слайд 4)
-А кто знает, что такое ЛАБИРИНТ? - Молодцы. -А сейчас мы послушаем Настю Бахметьеву и узнаем, как толкует значение этого слова словарь Сергея Ивановича Ожегова. А сейчас послушайте меня . РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ Древнегреческому герою Тессею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна, дочь критского царя Миноса и Пасифаи. С давних времён выражение «нить Ариадны» означает путеводная нить. Нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, которые вы получили при выполнении домашнего задания (готовились к уроку по вопросам) . - Для того, чтобы пройти ЛАБИРИНТ, нам нужно будет преодолеть препятствия, с которыми в одиночку справиться сложно, поэтому мы будем использовать разные формы работы, которые помогут не только в решении теоретических задач, но и практических упражнений. Каждая группа по мере преодоления препятствий будет оказывать помощь своим товарищам, чтобы нам быстрее выйти из лабиринта. У входа в лабиринт посмотрите на схему, которая лежит у вас на партах: таким будет наш путь в лабиринте. Будьте внимательны! Счастливого пути! Схема движения по лабиринту ( слайд 5) Препятствие 1.«Мозговой штурм» Препятствие 2. «Разрядная» Препятствие 3. «Оцени себя» «Препятствие 4. «Орфографическая разминка» Препятствие 5. «Текстовая»
| Дети дают ответы своими словами
Ответ Насти. Слово лабиринт имеет несколько значений 1.Запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом Помещений (первоначально в Древней Греции и Египте большое здание со сложно расположенными переходами). 2. переносное значение Сложное, запутанное расположение, сочетание чего-нибудь Л. улиц, Л. мыслей.
Внимательно слушают
Смотрят на схему. Готовы к работе.
|
Препятствие 1. «Мозговой штурм» (3 мин) |
-Ребята, первое препятствие «Мозговой штурм». Прежде чем двинуться в путь, давайте вспомним, что такое имя прилагательное. - Что обозначает имя прилагательное? - На какие вопросы отвечает? - Какими постоянными морфологическими признаками обладает? - Назовите непостоянные признаки имени прилагательного. - Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? (если слово стоит во множественном числе). -Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую? - Какова роль в предложении полных прилагательных? (определение). - Чем в предложении являются краткие прилагательные? (сказуемое). -Молодцы, ребята, все вспомнили. (создаёт комфортный микроклимат). Учитель просит дать полные ответы. -Не забывайте себя оценить! | У каждой группы на столах лежит сигнал своего цвета Для прохождения лабиринта класс разделился на 3 группы «Красные» (оценка 4-5)-4чел. «Синие» (оценка3-4)-6чел. «Зелёные» (дети 7 вида)-4 чел. Фронтальная Активно включаются в работу по преодолению препятствия, стараются полно и правильно дать ответ на вопрос Контроль. Учитель фронтально проверяет знания по изученному материалу
Дети дают ответы (сказуемым) В предложении краткие прилагательные являются сказуемым.
|
Препятствие 2.»Разрядная» (5мин) | -Следующее препятствие «Разрядная». Что нужно знать, чтобы его пройти? -Вспомним признаки разрядов прилагательных с помощью игры «Конструктор». -Что такое конструктор? Работа парная. У вас на партах лежит карточка, на которой записаны теоретические сведения о разрядах прилагательных. Вы должны выбрать правильные признаки. 1 ряд-«красные» находят признаки качественных прилагательных, 2 ряд – «зелёные»-относительных прилагательных, 3ряд-«синие»-притяжательныхприлагательных. . Объясняет выполнение задания, помогает контролировать оценку. -Давайте проверим, какой ответ вы выбрали.
- Хорошо. Теперь теорию закрепляем практикой. Проводим цифровой диктант. Наш код: К-1, О-2, П-3. Работаем самостоятельно. 1.Белый, 2.лисий, 3.узкий, 4.робкий, 5.чуткий, 6.золотой, 7.стальной, 8.орлиный, 9.барсучий, 10.папин, 11.смелый, 12.зимний, 13.холодный, 14.каменный,15.вчерашний,16.добрый Кто выполнил задание, поменяйтесь тетрадками с соседом и проверьте правильность выполнения. Ответы: 1,3,1,1, 1,2,2.3,3,3,1,2,1,1,2,1. Теперь сверьте с ответами на слайде 6 Не забудьте про карточки успеха. |
Дети дают ответ (нужно знать разряды прилагательных)
Дети дают ответы своими словами. Работа парная
1 ряд- Отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями ОЧЕНЬ 2ряд- Отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Обозначают материал, из которого сделан предмет: пространственные, временные признаки предмета. Не имеют краткой формы, не сочетаются с наречием очень
3 ряд- Отвечают на вопросы: ЧЕЙ? ЧЬИ? ЧЬЁ? ЧЬЯ? Имеют суффиксы –ОВ-/ -ЕВ-, -ИН-/ -ЫН-, -ИЙ-/ -Й Контроль. Каждая пара выбирает прилагательные, которые относятся к своему разряду и кто-то даёт свой ответ. Критерии оценивания для взаимопроверки: деформированный текст 8 правильных ответов – «5» 6-7 правильных ответов – «4» 4-5 правильных ответов – «3» Менее 4 правильных ответов – «2»
Сверяют свои результаты по слайду
Работают самостоятельно в тетради. Контроль. Взаимопроверка
|
Физминутка (1мин) | -Ребята, путь у нас ещё длинный, поэтому нам нужно отдохнуть и настроиться на дальнейшую работу. Согласны? Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились, Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись.
| Все дети расслабляются и отдыхают от умственной работы. |
Препятствие 3.»Оцени себя» (4мин) | -Следующее препятствие «Оцени себя» Посмотрите на слайд 7 . -Что мы видим? О чём они говорят эти суффиксы? Кто мне поможет в этом разобраться? -Правильно, так образуются степени сравнения прилагательных. -Теперь нашу теорию подтвердим практикой . -Настя работает по карточке. Остальные работают в группе. - Смотрим на слайд8 Перед вами прилагательные умный, красивый, добрый, сильный, слабый. Внимание задание! -Каждая группа должна выбрать для себя прилагательное и образовать все формы степеней сравнения Время на выполнение работы 2 минуты . -Если кто-то справился, а время осталось, можете взять ещё 1прилагательное и продолжить работу. - Время вышло. Выберите сами, кто будет оценивать свою группу. - Вы себя оценили достойно. Настя тоже выполнила задание Посмотрим на слайд 9 и послушаем её ответ Молодцы. Не забудьте себя оценить. -Не забывайте про осанку. -Следующее препятствие «Орфографическая» Что это значит? | Фронтальная работа. Дети отвечают ( суффиксы прилагательных ) и поясняют, как они образуются. Дети активно работают Контроль. Работают в группе и сами выбирают, кто будет давать ответ.
Идивидуальная карточка для Насти. Выбери строчку, где нет ошибок в употреблении форм прилагательных 1.Сильнее, самый сильнейший 2.Умнее, самый добрый 3.Самый честный, более интереснее 4.Наиболее грустнейший, самый грустный Настя выбрала ответ 2 и пояснила почему.
Контроль. Представители каждой группы зачитывают свои ответы, если есть ошибки, ребята помогают исправить. Дают ответы. Нужно найти орфограммы в словах. |
Препятствие «Орфографическая разминка» (6 мин) | Если кто-то уже приустал, проведём орфографическую разминку. -Ребята, у которых лежат КАРТОЧКИ, (Максим, Филипп) работают по карточкам, а остальные работают устно. Внимание на доску! -Перед вами группы слов. По желанию выходим к доске, вставляем букву, выделяем часть слова и объясняем выбор орфограммы, все остальные внимательно слушают и помогают своим товарищам, если они ошибутся. Понятно? Кто смелый? Слова на доске: 1.Еж…вый, лиц…вой, кумач…вый 2. Масля..ой, комари…ый, камен…ый 3. Немец…ий, рус…ий, матрос…кий 4Чёрно…белый, .железно…дорожный 5 Не(интересный), совсем не(злой) Ребята, кто закончил работу по карточкам, сдайте её мне, и включайтесь в работу вместе с нами. - Ребята, вы сегодня просто молодцы! А давайте поиграем. Работаем устно. Игра «Третий лишний» Условие игры понятно? 1.Деревянный, орлиный, стеклянный 2.Украинский, белорусский, казацкий 3.Плюшевый, моржовый, крючок 4.Небрежный, неинтересный, не добрый, а злой Не забывайте про карточки успеха. Ребята, наши глазки и ручки устали, давайте дадим им чуть-чуть отдохнуть. Закроем, откроем 3 раза. Кулачки сожмём, разожмём 3раза Остаётся последнее испытание. Чтобы поскорее выбраться из лабиринта, соберитесь. Мы отправляемся дальше.
| Индивидуальная дифференцированная работа по карточкам
Индивидуальная
Контроль. Выходят к доске, вставляют букву, выделяют часть слова, объясняют правило.
На лицах ребят радость
Условие игры детям понятно. В игре участвуют все дети Контроль . Учащиеся дают ответы и поясняют их.
|
Препятствие 5. «Текстовая» (10мин) | -Работаем индивидуально, в карточках. У каждого на столе карточка с деформированным текстом. Сначала обратим внимание на слайд 10 - Мы можем его в таком виде назвать текстом? Почему? -Что такое текст? - Посмотрите на предложения? -О чём они нам рассказывают? (об озере Байкал) _Где оно находится? (оно находится в нашей области). -Правильно ребята! -А кто-нибудь там был? Ну не огорчайтесь, ребята, у вас ещё всё впереди. -Это замечательно, что именно в России есть это уникальное озеро, с которым мы живём совсем рядышком. А теперь задание. -Вероника получает карточку и делает у доски синтаксический разбор предложения. -Все остальные работают в карточке с деформированным текстом.
Вы должны 1) убрать деформацию из текста, расставив цифры после предложений в такой последовательности, чтобы получился текст; 2)в предложениях найти материал, над которым мы работали сегодня, и выделить его графически; 3) найти в исправленном тексте прилагательные, употреблённые в переносном значении, обозначающие яркость, образность, выразительность и над ними надписать название этого слова. -Как называются такие прилагательные? (эпитеты) 4)произвести морфологический разбор слова ледяные. После выполнения разбора, откроете учебник на стр. 165 и проверите правильность его выполнения. -В конце урока тетради сдадите, и я проверю, как вы справились с этим препятствием. -Кто справился, поднимите свой сигнал. Время вышло. -Сейчас мы посмотрим, как Вероника справилась с заданием. Проверим её работу по слайду. -Ребята, вот мы и вышли из лабиринта, успешно пройдя все испытания. -Вы настоящие герои. Устали? |
Дети участвуют в диалоге, затем выполняют работу индивидуально в карточке
Индивидуальная работа Ученица у доски выполняет синтаксический разбор предложения по карточке
Самостоятельная работа
Работа по учебнику стр.165
Контроль. Самоконтроль морфологического разбора Сдают тетради в конце урока. Контроль. Учитель проверяет правильность выполнения последнего препятствия. Нет
Контроль по карточке на слайде |
Создание синквейна (3мин) | Тогда итогом нашего урока станет синквейн, который вы сейчас создадите, работая в паре. -Что такое синквейн? Правильно. -Я уточню немного:1строчка-одно сущ.(тема) 2 строчка-2 прилаг., 3строчка-3 глагола, 4-фраза, имеющая отношение к теме,5- синоним к теме стихотворения. -Начинаем творить! -Кто готов? Давайте послушаем своих товарищей. Даёт оценку работы. Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием. | Синквейн-стихотворение из пяти строк. Работа в паре Составляют синквейн.
Контроль: чтение синквейна |
Рефлексия. Д/З (3мин) Цель: Осознать учебную деятельность, дать самооценку
| Урок подходит уж к концу И требует оценки. Прошу его вас оценить, Но прилагательными только. Его вам надо оценить двумя-тремя словами И их в тетради записать, Чтоб я могла потом узнать И сделать вывод с вами: Каким он был?.. Отличным, скучным, Хорошим, может быть, плохим, Совсем не нужным, бесполезным… Иль поучительным…? Каким? Запишите в тетрадь Может кто-то хочет зачитать вслух? Мне было приятно и интересно работать на уроке. -Помогите мне оценить вашу работу. Учитель оценивает работу с помощью детей. -Я согласен -Как вы думаете, мы достигли поставленной цели? Почувствовали ли вы себя уверенней в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»? Каждый, вероятно, обратил сегодня внимание на те вопросы, которые надо дополнительно отработать, повторить. Поэтому: | Слушают
Записывают в тетрадь своё отношение к уроку , по желанию могут зачитать вслух. Дети считают, что все работали хорошо и заслужили «5»
Участвуют в диалоге |
Д/З | - Откроем дневники и выберем д/з. Предлагаю вам традиционное домашнее задание: упр. учебника на стр. . Выполнив это задание, вы смело можете рассчитывать на отметку «4» -А теперь задание для умников и умниц! На этом уровне отметка за правильность выполнения заданий «5» - Составить тест из 6 вопросов по теме: «Прилагательное» -Составить текст с использованием прилагательных на тему: «Зимние чудеса Байкала». Наш урок подошёл к концу. Покажите ещё раз своё настроение при помощи смайликов. Большое спасибо! (Слайд11) | Выбирают д/з. Записывают д/з в дневник
Уходят с урока радостные. |
Аушева Елена Васильевна
Спицына Любовь Ивановна