Технологическая карта урока. Обобщение изученного по теме "Имя прилагательное".

0
2
Материал опубликован 16 March

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык.  Класс: 6

Учитель: Бородина Е. И., МБОУ Коробицынская СОШ.

Тема урока: Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Форма урока: урок - лабиринт.

Цель: обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном, изученные в 5-6 классах, научить отличать её от других частей речи, совершенствовать навыки правописания прилагательных и употребления их в речи;

Задачи урока

Предметные:

- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Имя прилагательное», - обобщить материал как систему знаний, научить отличать прилагательное от других частей речи.

-воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

- развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы;

Метапредметные.

1.ПознавательныеУУД:

-осознанно находить решение в сложившейся ситуации, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-выделять существенные характеристики объектов, уметь строить высказывание, формулировать проблему.

-владеть приёмами отбора и систематизации материала;

-анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать;

-преобразовывать информацию; структурировать знания; формулировать познавательные цели.

2.РегулятивныеУУД:

осуществлять целеполагание, итоговый и пошаговый контроль; вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия; выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня оценивания, оценка результатов работы.

3.КоммуникативныеУУД:

развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

сохранять и развивать умение работать в паре, в группе,

уметь слушать и слышать; аргументированно высказывать свою точку зрения.


4.Личностные УУД:

положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

формирование адекватной самооценки;

привитие интереса к познавательной деятельности.

Формы работы на уроке: групповая, фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Методы: словесные, наглядные, практические ,проблемный вопрос, интерактивные методы

Приёмы: фронтальный опрос, работа в группах, парах, дифференцированные задания, цифровой диктант, синквейн, конструктор, игра

Технологии: обучение в сотрудничестве, ИКТ

. При подготовке и проведении урока использовались следующие педагогические технологии: ИКТ, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Дидактическое средства: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. русский язык 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М.Просвещение 2019год, презентация : Обобщение по теме» Имя прилагательное», карточки-задания для работы, карточки успеха





















Ход урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация к учебной деятельности (1мин)

 Цель: Создание доброжелатель ной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха


Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Я очень рада, что у вас замечательное настроение! Давайте улыбнемся друг другу, порадуемся нашей встрече. У вас на столах лежат смайлики разных цветов. Возьмите себе смайлик того цвета, какое у вас данный момент настроение и поднимите его. Чудесно ребята! Помните: «Улыбнись миру, и мир улыбнется тебе». (слайд 1)



Приветствует детей. Проверяет готовность класса к уроку.

На столе лежат смайлики трех цветов (красный- прекрасное настроение, оранжевый- отличное настроение желтый- хорошее)




Приветствуют учителя. Занимают свои места.

Ученики выбирают смайлик по желанию, рассаживаются за столы.



Настраиваются на работу.


Слушают учителя, участвуют в диалоге,



Приветствуют учителя. Занимают свои места.

Ученики выбирают смайлик по желанию, рассаживаются за столы.


Демонстрируют свое настроение с помощью разноцветных смайликов


II. Актуализация к деятельности. Формулирование темы урока (2 мин)

Цель: Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность


Послушайте стихотворение, которое станет эпиграфом к нашему уроку.

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет-

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить! (Слайд 2)


-Какая часть речи может так себя охарактеризовать?

-Конечно, имя прилагательное.

-Ребята, как выдумаете эта часть речи важная? А почему? Подтвердите свои мысли словами из эпиграфа.

- Я с вами полностью согласна.

-Мы закончили изучение этой части речи.

-Какой урок обычно проводится после рассмотрения большой темы?

-Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

- Я открываю доску. Посмотрите, правильно ли вы сформулировали тему урока. Молодцы! Абсолютно правильно.

Откройте тетрад запишите число, классная работа и тему урока. Помните, что пишем каллиграфически правильно и красиво, так как это нам очень пригодится в жизни. Не забывайте про свою осанку.


Внимательно слушают










Дают ответы (имя прилагательное)

Дети дают ответы,

( Прилагательные украшают нашу речь, делают её интересной, красивой.)




Дети поднимают руки и стараются отвечать полными ответами. Тема нашего урока «Обобщение по теме «Имя прилагательное»

Садятся ровненько



Работают в тетрадях, стараясь писать буквы правильно.




III. Целеполагание (1 мин)

Формулирование цели урока

Цель: Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность


-Ребята, чтобы начать урок, нам необходимо поставить перед собой цель.

-Как вы думаете, какой будет цель нашего урока?

- Правильно, ребята! Цель нашего урока повторить материал и обобщить знания по теме «Имя прилагательное».

(Слайд 3)

-У вас на столах лежат «карточки успеха», не забывайте после каждого задания отмечать свой результат (+всё было понятно, ?-я затруднялся, -ничего не смог сделать), чтобы я проанализировала ваши успехи.

Ставят цель.

(Так как это урок повторения, то мы должны повторить материал и обобщить знания по теме «Имя прилагательное».)

Смотрят на карточки успеха

IV.Обобщение и систематизация знаний (29 мин)

ЦЕЛЬ: на основе изученного сформировать у учащихся способ умственных действий применения полученных знаний. 


-Урок у нас сегодня не обычный, а урок-лабиринт. ( Слайд 4)


-А кто знает, что такое ЛАБИРИНТ?

- Молодцы.

-А сейчас мы послушаем Настю Бахметьеву и узнаем, как толкует значение этого слова словарь Сергея Ивановича Ожегова.

А сейчас послушайте меня .

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ

Древнегреческому герою Тессею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала

Ариадна, дочь критского царя Миноса и Пасифаи.
С давних времён выражение «нить Ариадны» означает путеводная нить. Нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, которые вы получили при выполнении домашнего задания (готовились к уроку по вопросам) .

- Для того, чтобы пройти ЛАБИРИНТ, нам нужно будет преодолеть препятствия, с которыми в одиночку справиться сложно, поэтому мы будем использовать разные формы работы, которые помогут не только в решении теоретических задач, но и практических упражнений. Каждая группа по мере преодоления препятствий будет оказывать помощь своим товарищам, чтобы нам быстрее выйти из лабиринта.

У входа в лабиринт 

посмотрите на схему, которая лежит у вас на партах: таким будет наш путь в лабиринте. Будьте внимательны!

Счастливого пути!

Схема движения по лабиринту ( слайд 5)

Препятствие 1.«Мозговой штурм»

Препятствие 2. «Разрядная»

Препятствие 3. «Оцени себя»

«Препятствие 4. «Орфографическая разминка»

Препятствие 5. «Текстовая»


Дети дают ответы своими словами


Ответ Насти.

Слово лабиринт имеет несколько значений

1.Запутанная сеть дорожек, ходов, сообщающихся друг с другом

Помещений (первоначально в Древней Греции и Египте большое здание со сложно расположенными переходами).

2. переносное значение Сложное, запутанное расположение, сочетание чего-нибудь Л. улиц, Л. мыслей.




Внимательно слушают

















Смотрят на схему. Готовы к работе.















Препятствие 1. «Мозговой штурм» (3 мин)


-Ребята, первое препятствие «Мозговой штурм».

Прежде чем двинуться в путь, давайте вспомним, что такое имя прилагательное.

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- Какими постоянными морфологическими признаками обладает?

- Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.

- Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? (если слово стоит во множественном числе).

-Как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую?

- Какова роль в предложении полных прилагательных? (определение).

- Чем в предложении являются краткие прилагательные? (сказуемое).

-Молодцы, ребята, все вспомнили. (создаёт комфортный микроклимат). Учитель просит дать полные ответы.

-Не забывайте себя оценить!

У каждой группы на столах лежит сигнал своего цвета

Для прохождения лабиринта класс разделился на 3 группы «Красные» (оценка 4-5)-4чел. «Синие» (оценка3-4)-6чел. «Зелёные» (дети 7 вида)-4 чел.

Фронтальная

Активно включаются в работу по преодолению препятствия, стараются полно и правильно дать ответ на вопрос

Контроль. Учитель фронтально проверяет знания по изученному материалу



Дети дают ответы (сказуемым)

В предложении краткие прилагательные являются сказуемым.


Препятствие 2.»Разрядная» (5мин)

-Следующее препятствие «Разрядная». Что нужно знать, чтобы его пройти?

-Вспомним признаки разрядов прилагательных с помощью игры «Конструктор».

-Что такое конструктор?
Работа парная. У вас на партах лежит карточка, на которой записаны теоретические сведения о разрядах прилагательных. Вы должны выбрать правильные признаки.

1 ряд-«красные» находят  признаки качественных прилагательных,

2 ряд – «зелёные»-относительных прилагательных,

3ряд-«синие»-притяжательныхприлагательных. .
 Объясняет выполнение задания, помогает контролировать оценку.

-Давайте проверим, какой ответ вы выбрали.












- Хорошо. Теперь теорию закрепляем практикой.

Проводим цифровой диктант. Наш код: К-1, О-2, П-3.

Работаем самостоятельно.
1.Белый, 2.лисий, 3.узкий, 4.робкий, 5.чуткий, 6.золотой, 7.стальной, 8.орлиный, 9.барсучий, 10.папин, 11.смелый, 12.зимний, 13.холодный, 14.каменный,15.вчерашний,16.добрый
Кто выполнил задание, поменяйтесь тетрадками с соседом и проверьте правильность выполнения.

Ответы: 1,3,1,1, 1,2,2.3,3,3,1,2,1,1,2,1.

Теперь сверьте с ответами на слайде 6

Не забудьте про карточки успеха.


Дети дают ответ (нужно знать разряды прилагательных)



Дети дают ответы своими словами.

Работа парная



1 ряд- Отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?      
   Образуют степени сравнения и краткую форму. Могут сочетаться с наречиями ОЧЕНЬ

2ряд- Отвечают на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?        

Обозначают материал, из которого сделан предмет: пространственные, временные признаки предмета. 

Не имеют краткой формы, не сочетаются с наречием очень


3 ряд- Отвечают на вопросы:       ЧЕЙ? ЧЬИ? ЧЬЁ? ЧЬЯ?

Имеют суффиксы –ОВ-/ -ЕВ-, -ИН-/ -ЫН-, -ИЙ-/ -Й

Контроль. Каждая пара выбирает прилагательные, которые относятся к своему разряду и кто-то даёт свой ответ.

Критерии оценивания для взаимопроверки: деформированный текст

8 правильных ответов – «5»

6-7 правильных ответов – «4»

4-5 правильных ответов – «3»

Менее 4 правильных ответов – «2»


Сверяют свои результаты по слайду


Работают самостоятельно в тетради.

Контроль. Взаимопроверка


Физминутка (1мин)

-Ребята, путь у нас ещё длинный, поэтому нам нужно отдохнуть и настроиться на дальнейшую работу. Согласны?

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились,

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.


Все дети расслабляются и отдыхают от умственной работы.

Препятствие 3.»Оцени себя» (4мин)

-Следующее препятствие «Оцени себя» Посмотрите на слайд 7 .

-Что мы видим? О чём они говорят эти суффиксы? Кто мне поможет в этом разобраться?

-Правильно, так образуются степени сравнения прилагательных.

-Теперь нашу теорию подтвердим практикой .

-Настя работает по карточке. Остальные работают в группе.

- Смотрим на слайд8 Перед вами прилагательные умный, красивый, добрый, сильный, слабый. Внимание задание!

-Каждая группа должна выбрать для себя прилагательное и образовать все формы степеней сравнения Время на выполнение работы 2 минуты .

-Если кто-то справился, а время осталось, можете взять ещё 1прилагательное и продолжить работу.

- Время вышло. Выберите сами, кто будет оценивать свою группу.

- Вы себя оценили достойно. Настя тоже выполнила задание Посмотрим на слайд 9 и послушаем её ответ

Молодцы. Не забудьте себя оценить.

-Не забывайте про осанку.

-Следующее препятствие «Орфографическая» Что это значит?

Фронтальная работа. Дети отвечают ( суффиксы прилагательных ) и поясняют, как они образуются.

Дети активно работают

Контроль. Работают в группе и сами выбирают, кто будет давать ответ.


Идивидуальная

карточка для Насти.

Выбери строчку, где нет ошибок в употреблении форм прилагательных

1.Сильнее, самый сильнейший

2.Умнее, самый добрый

3.Самый честный, более интереснее

4.Наиболее грустнейший, самый грустный

Настя выбрала ответ 2 и пояснила почему.


Контроль. Представители каждой группы зачитывают свои ответы, если есть ошибки, ребята помогают исправить.

Дают ответы. Нужно найти орфограммы в словах.

Препятствие «Орфографическая разминка» (6 мин)

Если кто-то уже приустал, проведём орфографическую разминку.

-Ребята, у которых лежат КАРТОЧКИ, (Максим, Филипп) работают по карточкам, а остальные работают устно.

Внимание на доску!

-Перед вами группы слов. По желанию выходим к доске, вставляем букву, выделяем часть слова и объясняем выбор орфограммы, все остальные внимательно слушают и помогают своим товарищам, если они ошибутся. Понятно? Кто смелый?

Слова на доске:

1.Еж…вый,   лиц…вой, кумач…вый

2. Масля..ой, комари…ый, камен…ый

3.  Немец…ий, рус…ий, матрос…кий

4Чёрно…белый, .железно…дорожный

5 Не(интересный), совсем не(злой)

Ребята, кто закончил работу по карточкам, сдайте её мне, и включайтесь в работу вместе с нами.

- Ребята, вы сегодня просто молодцы! А давайте поиграем. Работаем устно.

Игра «Третий лишний» Условие игры понятно?

1.Деревянный, орлиный, стеклянный

2.Украинский, белорусский, казацкий

3.Плюшевый, моржовый, крючок

4.Небрежный, неинтересный, не добрый, а злой

Не забывайте про карточки успеха.

Ребята, наши глазки и ручки устали, давайте дадим им чуть-чуть отдохнуть. Закроем, откроем 3 раза.

Кулачки сожмём, разожмём 3раза

Остаётся последнее испытание. Чтобы поскорее выбраться из лабиринта, соберитесь. Мы отправляемся дальше.


Индивидуальная дифференцированная работа

по карточкам




Индивидуальная








Контроль. Выходят к доске, вставляют букву, выделяют часть слова, объясняют правило.





На лицах ребят радость






Условие игры детям понятно. В игре участвуют все дети

Контроль . Учащиеся дают ответы и поясняют их.




Препятствие 5. «Текстовая» (10мин)

-Работаем индивидуально, в карточках. У каждого на столе карточка с деформированным текстом. Сначала обратим внимание на слайд 10

- Мы можем его в таком виде назвать текстом? Почему?

-Что такое текст?

- Посмотрите на предложения?

-О чём они нам рассказывают? (об озере Байкал)

_Где оно находится? (оно находится в нашей области).

-Правильно ребята!

-А кто-нибудь там был? Ну не огорчайтесь, ребята, у вас ещё всё впереди.

-Это замечательно, что именно в России есть это уникальное озеро, с которым мы живём совсем рядышком.

А теперь задание.

-Вероника получает карточку и делает у доски синтаксический разбор предложения.

-Все остальные работают в карточке с деформированным текстом.


Вы должны 1) убрать деформацию из текста, расставив цифры после предложений в такой последовательности, чтобы получился текст;

2)в предложениях найти материал, над которым мы работали сегодня, и выделить его графически;

3) найти в исправленном тексте прилагательные, употреблённые в переносном значении, обозначающие яркость, образность, выразительность и над ними надписать название этого слова.

-Как называются такие прилагательные? (эпитеты)

4)произвести морфологический разбор слова ледяные. После выполнения разбора, откроете учебник на стр. 165 и проверите правильность его выполнения.

-В конце урока тетради сдадите, и я проверю, как вы справились с этим препятствием.

-Кто справился, поднимите свой сигнал. Время вышло.

-Сейчас мы посмотрим, как Вероника справилась с заданием. Проверим её работу по слайду.

-Ребята, вот мы и вышли из лабиринта, успешно пройдя все испытания.

-Вы настоящие герои. Устали?



Дети участвуют в диалоге, затем выполняют работу индивидуально в карточке







Индивидуальная работа

Ученица у доски выполняет синтаксический разбор предложения по карточке





Самостоятельная работа




Работа по учебнику стр.165


Контроль. Самоконтроль морфологического разбора

Сдают тетради в конце урока.

Контроль. Учитель проверяет правильность выполнения последнего препятствия.

Нет




Контроль по карточке на слайде

Создание синквейна (3мин)

Тогда итогом нашего урока станет синквейн, который вы сейчас создадите, работая в паре.

-Что такое синквейн? Правильно.

-Я уточню немного:1строчка-одно сущ.(тема) 2 строчка-2 прилаг., 3строчка-3 глагола, 4-фраза, имеющая отношение к теме,5- синоним к теме стихотворения.

-Начинаем творить!

-Кто готов? Давайте послушаем своих товарищей. Даёт оценку работы. Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием.

Синквейн-стихотворение из пяти строк.

Работа в паре

Составляют синквейн.




Контроль: чтение синквейна

Рефлексия.

Д/З (3мин)

Цель: Осознать учебную деятельность, дать самооценку


Урок подходит уж к концу

И требует оценки.

Прошу его вас оценить,

Но прилагательными только.

Его вам надо оценить двумя-тремя словами

И их в тетради записать,

Чтоб я могла потом узнать

И сделать вывод с вами:

Каким он был?..

Отличным, скучным,

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем не нужным, бесполезным…

Иль поучительным…? Каким?

Запишите в тетрадь

Может кто-то хочет зачитать вслух? Мне было приятно и интересно работать на уроке.

-Помогите мне оценить вашу работу. Учитель оценивает работу с помощью детей.

-Я согласен

-Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?

Почувствовали ли вы себя уверенней в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»?

Каждый, вероятно, обратил сегодня внимание на те вопросы, которые надо дополнительно отработать, повторить.

Поэтому:

Слушают














Записывают в тетрадь своё отношение

к уроку ,

по желанию могут зачитать вслух.

Дети считают, что все работали хорошо и заслужили «5»



Участвуют в диалоге

Д/З

- Откроем дневники и выберем д/з.

Предлагаю вам традиционное домашнее задание: упр. учебника на стр. . Выполнив это задание, вы смело можете рассчитывать на отметку «4»

-А теперь задание для умников и умниц! На этом уровне отметка за правильность выполнения заданий «5»

- Составить тест из 6 вопросов по теме: «Прилагательное»

-Составить текст с использованием прилагательных на тему: «Зимние чудеса Байкала».

Наш урок подошёл к концу. Покажите ещё раз своё настроение при помощи смайликов. Большое спасибо! (Слайд11)

Выбирают д/з.

Записывают д/з в дневник





Уходят с урока радостные.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Есть ссылки на слайды, а где презентация?

1
16 March

Присоединяюсь к комментарию! К сожалению, Елена Васильевна, материалов без заявленных приложений становится все больше, методическую ценность публикации снижая.

1
17 March

Похожие публикации