Фрагмент урока «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества». Работа с притчей «корзину-то возьми…»
ФРАГМЕНТ УРОКА ПО ТЕМЕ
«РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».
"РАБОТА С ПРИТЧЕЙ «КОРЗИНУ-ТО ВОЗЬМИ…»
Цель:
- формирование семейных ценностей;
- формирование представления о значении семьи для человека.
Задачи:
- развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся;
- развивать умение аргументировать свою точку зрения.
Работа с ответами учащихся
Вопросы учителя |
Ответы учащихся |
Предположите, о чем может быть притча, которая называется «Корзину-то возьми…», если в ней есть такие главные слова: СТАРЫЙ ОТЕЦ, СЫН, КОРЗИНА |
Сын принес старому отцу корзину с фруктами/овощами. Старый отец делает корзины и дарит их сыну либо продает людям, а деньги отдает сыну |
(в зависимости от вариантов ответов) Вы близки к истине… ИЛИ на самом деле эта притча рассказывает совсем другую историю. |
|
Чтение притчи учителем со слайда Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться. Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его: – Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми! – На что она мне? – Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда… |
|
Что вы поняли из притчи? О чем она? |
Эта притча об отношении детей к старым людям, к своим состарившимся родителям. Сын не хотел ухаживать за старым отцом и решил избавиться от него. Но старый отец не ругался, ни о чем не просил, а только «предупредил» сына, что если он так поступит, то его сын поступит точно так же как и он со своим отцом. Так старик заботился о своем сыне и внуке, т. е. о своей большой семье. |
Поднимите руку те ребята, которые слышали о похожих случаях в нашей современной жизни? |
|
Почему же сын решил так поступить? почему люди так поступают со своими старыми родителями? |
Он не хотел ухаживать за больным и старым человеком, он был черствый, злой человек, не любил своего отца думал, что так его жизнь станет легче не подумал о последствиях такого поступка |
Какой нравственный закон нарушил сын? |
Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют. |
В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу? |
Когда дети маленькие за ними ухаживают родители. Без их помощи они не могут выжить, вырасти, чего-то добиться в жизни. В это время родителю часть обделяют себя в чем-то для того, чтобы их ребенок ни в чем не нуждался. Когда родители состарятся, то не могут ухаживать за собой. Поэтому приходит очередь детей ухаживать за родителями, потому что без их помощи родители теперь не смогут жить. |
О каком важном законе нравственности напоминает притча? |
Почитай отца своего и мать |
Чему учит притча? |
Всему свое время. Есть время, когда родители заботятся о своих детях, а есть время, когда дети заботятся о своих родителях. Так люди заботятся о своей семье. Если кто-то, дети или взрослые, это правило нарушит, то в семье не будет любви и уважения к старщим или младшим членам семьи и семья разрушится. А жить счастливо без семьи человек не может. |
Что бы вы сказали сыну? |
Высказывания о том, как сыну нужно извиниться перед отцом и заботится о своем отце. |
Предположите продолжение притчи… У кого продолжение имеет похожий смысл? Почему вы так считаете? У кого другой вариант развязки истории? Почему ты так считаешь? Какой вариант окончания истории считаете правильным, нравственным? |
|
Можно… сделать небольшой вывод о детских представлений о долге перед родителями. Я предполагаю, что вы будете чтить своих родителей и не бросите их в болезнях и в старости, потому что в начале нашей беседы ваши предположения (по ключевым словам) показали правильное отношение к престарелым людям. |
Акатова Ирина Анатольевна
Татьяна Бернгардт
Верещагина Наталья Викторовна
Татьяна Бернгардт