I. Мотивационно-целевой | Мотивирование учащихся к получению знаний новой теме: В.Ю Драгунский «Тайное становится явным» | Словесный (беседа), наглядный (презентация) | -Здравствуйте ребята, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Меня зовут … -Ребята, вы любите путешествовать? -Сегодня на уроке, я предлагаю Вам отправиться в увлекательное путешествие, Под названием «Тайное становится явным». -Вы готовы? -Тогда, полетели! 1 станция: «Разминка» -Посмотрите на экран, перед вами четверостишие: Ваня сливу съесть решил, А что сделал-утаил, Отец об этом разузнал Поступок Вани явным стал. -Попробуйте прочитать это четверостишие вопросительно, жалостливо.
-Ребята, подумайте, зачем мы читали одно и тоже четверостишие разными способами и интонациями? -Правильно. Молодцы!
-Готовы лететь дальше? -Полетели! -Станция: «Объясни-ка» -У каждого из Вас лежит карточка зелёного цвета. Достаньте карточку №1, и попробуйте письменно объяснить смысл фразы: «Тайное становится явным», а в конце урока мы проверим ваши суждения. -Не забывайте, при письме держать листочек под наклоном, спина прямая. -Сегодня мы будем читать произведение с таким названием. А кто же его автор? -Хотите узнать? -Для этого нам нужно лететь на следующую станцию. Вы готовы? -Тогда, полетели. Станция: «Отгадай-ка». -На этой станции Вы будете работать в парах. -Давайте вспомним правила работы в парах; и проговорим их. -Достаньте из зелёного конверта карточку №2. Задание: Найдите неповторяющиеся буквы и сложите фамилию писателя. Д | Б | Р | А | В | Г | Е | У | Н | Ж | С | З | Е | К | В | И | Ж | З | Й | Б |
- В таблице буквы, посмотрите очень внимательно, зачеркните одинаковые. -Какая фамилия у вас получилась? - Совершенно верно. -Давайте попробуем сформулировать тему урока. Правильно, тема нашего урока: «Ю. Драгунский «Тайное становится явным» -Давайте поставим цель нашего урока.
| Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Ответы учащихся (Да/Нет).
Ответы учащихся.
Читают четверостишие разными способами.
Подобные упражнения развивают быстроту чтения, ведь чтение должно быть выразительным, иногда нужно прочитать жалостливо, в другой раз раздражённо или вопросительно Ответы учащихся (Да).
Открывают конверт, достают карточку №1. Записывают смысл фразы.
Ответы учащихся («мы не знаем»).
Ответы: (Да/Нет)
Проговаривают правила работы в парах. -Достают карточку №2.
Работают в парах, «складывают» фамилию автора.
В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным».
Формулируют цель урока. Цель: познакомиться с биографией В.Ю Драгунского и его произведением «Тайное становится явным». | Ф
Ф
Ф
И
Ф
П
П
Ф, П
Ф | Презентация, интерактивная доска, дидактический материал. | Личностные: положительное отношение к процессу познания. Метапредметные: Р: определять тему и формулировать цель на уроке. К: слушать учителя и одноклассников.
Личностные: положительное отношение к процессу познания. Метапредметные: Р: определять тему и формулировать цель на уроке. К: слушать учителя и одноклассников.
Личностные: положительное отношение к процессу познания. Метапредметные: Р: определять тему и формулировать цель на уроке. К: слушать учителя и одноклассников.
Личностные: положительное отношение к процессу познания. Метапредметные: Р: определять тему и формулировать цель на уроке. К: слушать учителя и одноклассников.
Личностные: положительное отношение к процессу познания. Метапредметные: Р: определять тему и формулировать цель на уроке. К: слушать учителя и одноклассников. |
III. Процессуальный | Реализация плана изучение корректирование учебных действий обучающихся | Словесный (беседа), наглядный (учебник) | И следующая станция, называется: «Биография». Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов. Когда у Виктора Драгунского родился сын – Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы». Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя. Особенно любил Виктор Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями. -Ребята, как Вы думаете каким человеком был В. Драгунский?
- Совершенно верно, поэтому множество своих рассказов он посвятил детям. - Какая самая известная его книга?
-Из сборника «Денискины рассказы» в нашем учебнике на странице 161 поместили рассказ с необычным названием. Прочитайте это название.
- Как вы понимаете, слово «тайна»?
-Как вы понимаете слово «явное»?
- Но прежде чем прочитать рассказ, давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом произведении. -Ребята, у которых под стулом наклеена карточка, выходят к доске. И сейчас расскажут нам о незнакомых нам словах.
-А сейчас подготовим чтение трудных слов из произведения, что поможет вам более выразительно и бегло прочитать текст. -Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным. Давайте найдем значение этого слова в толковом словаре.
Следующее слово «клевета» – что оно обозначает? -Прочитаем значение этого слова из толкового словаря.
-Какие слова мы называем синонимами?
-Давайте попробуем подобрать синонимы, к слову «клевета».
Последнее слово «язвительный» – что это значит?
-А мы летим на следующую станцию: «Отдохни-ка» Потрудились — отдохнём Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.) Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.) Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.) Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.) Три наклона, прямо встать. (Приседания.) Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.) Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.) Всем улыбки подарили. Отдохнули? -Полетели дальше.
Станция: «Почитай-ка» Знакомство с произведением (первичное чтение с остановками) Чтение учителя до слов: - «Ложись-ка спать»
- Подумайте, что может произойти дальше?
- А сейчас вы сходите в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. - Вы прочитаете вторую часть рассказа, и после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее. - Можно пользоваться карандашом, чтобы делать пометки в тексте. - Что Дениска сделал с кашей? (Показ иллюстрации, на слайде) - Чем, по-вашему, закончится рассказ?
Продолжаем чтение, цепочкой по одному абзацу до слов «Я как на него взглянул…» -Почему Денис понял, что в Кремль он не пойдёт? -Чтение произведения до конца. -Ребята, как выдумаете, понял ли Денис смысл слов: «Тайное становится явным» без маминого объяснения?
-Совершенно верно.
-Ребята, первой станции вы все писали смысл, фразы «Всё тайное становится явным», давайте послушаем и проверим правильны ли были ваши суждения. -Те, у кого суждение оказалось верным, нарисуйте карандашом весёлый смайлик, а у кого были неточности-грустный. Готовы путешествовать дальше?
-Следующая станция: «Викторина» Достаньте из зелёного конверта, карточку №3. У Вас нарисована таблица, в которую вы будете вписывать варианты ответов.
|
| № Вопроса | Ответ | 1. |
| 2. |
| 3. |
| 4. |
| 5. |
| 6. |
| 7. |
|
-В конце викторины, мы проверим их правильность. Вы готовы? 1.Как зовут главного героя? а. Мишка б. Дениска в. Вовка. 2. Куда хотела мама отвести Дениску? а. в Кремль б. в Грановитую палату в. в цирк. 3. Какая каша была предложена на завтрак? а. манная б. гречневая в. овсяная. 4. Что сделал Дениска с кашей? а. съел б. выбросил в окно в. отдал собаке. 5. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша? а. в магазин за покупками б. в театр на спектакль в. фотографироваться. 6. Как мама отнеслась к поступку Дениски? а. обрадовалась б. заплакала в. ужасно рассердилась. 7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска? а. Я все равно пойду в Кремль! б. Тайное всегда становится явным. в. Я весь вечер проведу в углу. Ребята, обменяйтесь карточками с соседом по парте. Сейчас мы будем проверять правильность ваших ответов. -Если ответ правильный, рядом вы ставите знак «+», если неверный знак «-». -Проверяем.
-Поднимите руку, у кого нет ни одного минуса? -Поднимите руку, у кого есть один минус? -Поднимите руку, у кого .есть два и более минусов? -Молодцы! Вы хорошо запомнили содержание текста. Работа над пословицами -Прочитайте пословицы. Какая из них более подходит к содержанию текста Драгунского. Кашу свари, да еще и в рот положи. Игра не доводит до добра. Сначала думай, а потом делай. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Давайте составим цитатный план этого рассказа. Расставьте их по порядку происходящих в тексте действий. (Работа на интерактивной доске) «Ты должен съесть все до конца» «А я остался с кашей наедине» «Вы выливаете разную гадость за окно!» «Ты это запомнил на всю жизнь?» 5. “Видеть не могу манную кашу!”
Чему может научить эта случившаяся история с манной кашей?
|
Внимательно слушают биографию В.Ю. Драгунского.
Отвечают на вопросы. (трудолюбивым, талантливым, настойчивым, упорным, весёлым, с чувством юмора.)
Предлагают варианты ответов. («Денискины рассказы»). Читают название рассказа: «Тайное становится явным»
Предлагают варианты ответов. Тайна – 1) то, что скрывают от других, что не всем известно; 2) нечто неразгаданное, неясное; 3) скрытая причина чего-нибудь. Явным – известным, всем доступным, очевидным, видимым.
-Ищут карточку.
Пересказ сообщений, ранее подготовленных учениками по темам. («Грановитая палата»-1 ученик; «Царь-колокол»-2 ученик; «Царь-пушка»-3 ученик; «Иван Грозный»-4 ученик.
Ищут в толковом словаре, значение слова «интеллигентный» Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.
Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Синонимы-это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение. Синонимы: ложь, враньё, выдумка.
Злобно-насмешливый, стремящийся досадить. Подберём синонимы: злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий.
-Выполнение физминутки.
Ответы учащихся.
Чтение до конца первой части, по «цепочке». Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Предлагают варианты ответов, чем может закончится рассказ. Читают рассказ.
Ответы учащихся.
-Ответы детей. Денис всё понял сразу же, как только увидел вошедшего незнакомого мужчину в шляпе с кашей на голове. Рисуют грустный или весёлый смайлик на карточке.
Ответы учащихся.
Достают карточку, №3.
Ответы учащихся (Да).
Отвечают на вопросы викторин; записывают результат в таблицу.
Отвечают на вопросы викторин; записывают результат в таблицу.
Проверяют ответы, по слайду.
-Поднимают руки
Ответы учащихся: 1.Подходит для мамы Дениски, когда она его просит съесть кашу. 2. Подходит для самого Дениски, когда он пересилил себя и подошёл к маме со словами признания
Составляют цитатный план: 1. “Видеть не могу манную кашу!” 2. “А я остался с кашей наедине”. 3.“Ты должен съесть все до конца!” 4.“Вы выливаете разную гадость за окно!” 5.“Ты это запомнил на всю жизнь?”
Случившаяся неприятная история с манной кашей, конечно, научила Дениса Кораблева сначала думать, а потом делать. Он понял, что все плохие поступки рано или поздно становятся известными.
| Ф
Ф
Ф
Ф, П
Ф
П, И
И
| Презентация, дидактический материал, интерактивная доска.
Учебник
Дидактический материал
Дидактический материал
Учебник
Учебник
Проектор, интерактивная доска |
Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Предметные: Отвечать на незапланированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.
Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Предметные: Отвечать на незапланированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.
Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Предметные: Отвечать на незапланированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.
Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Предметные: Отвечать на незапланированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.
Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Предметные: Отвечать на незапланированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.
Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Предметные: Отвечать на незапланированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.
Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Предметные: Отвечать на незапланированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.
Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Предметные: Отвечать на незапланированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.
Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Предметные: Отвечать на незапланированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.
Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Предметные: Отвечать на незапланированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.
Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Предметные: Отвечать на незапланированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.
Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Предметные: Отвечать на незапланированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.
Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Предметные: Отвечать на незапланированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.
Метапредметные: Р-работать по составленному плану; К-рассуждать, доказывать свою точку зрения Предметные: Отвечать на незапланированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.
|