Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: Виктор Юзефович Драгунский «Тайное становится явным»

0
0
Материал опубликован 24 September

Технологическая карта урока



Тема урока: Виктор Юзефович Драгунский «Тайное становится явным»

Класс: 2

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель урока: Познакомить учащихся с биографией В.Ю Драгунского и его произведением «Тайное становится явным».

Задачи урока:

Дидактические: формирование у учащихся потребности совершенствовать свою речь, делать ее правильной, точной и богатой.

Развивающие: развитие у учащихся навыков выразительного чтения, умения анализировать поступки героев.

.Воспитательные: воспитание положительного отношения к предмету.





















Характеристика этапов урока

Этап урока

Образовательная задача урока



Методы и приемы работы

Деятельность Учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации (Ф,И,П,Г)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Педметные

Метапредметные (П,Р,К) Личностные

I. Мотивационно-целевой

Мотивирование учащихся к получению знаний новой теме:

В.Ю Драгунский «Тайное становится явным»

Словесный (беседа), наглядный (презентация)

-Здравствуйте ребята, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Меня зовут …

-Ребята, вы любите путешествовать?

-Сегодня на уроке, я предлагаю Вам отправиться в увлекательное путешествие,

Под названием «Тайное становится явным».

-Вы готовы?

-Тогда, полетели!

1 станция: «Разминка»

-Посмотрите на экран, перед вами четверостишие:

Ваня сливу съесть решил,

А что сделал-утаил,

Отец об этом разузнал

Поступок Вани явным стал.

-Попробуйте прочитать это четверостишие вопросительно, жалостливо.



-Ребята, подумайте, зачем мы читали одно и тоже четверостишие разными способами и интонациями?

-Правильно. Молодцы!



-Готовы лететь дальше?

-Полетели!

-Станция: «Объясни-ка»

-У каждого из Вас лежит карточка зелёного цвета.

Достаньте карточку №1, и попробуйте письменно объяснить смысл фразы: «Тайное становится явным», а в конце урока мы проверим ваши суждения.

-Не забывайте, при письме держать листочек под наклоном, спина прямая.

-Сегодня мы будем читать произведение с таким названием. А кто же его автор?

-Хотите узнать?

-Для этого нам нужно лететь на следующую станцию. Вы готовы?

-Тогда, полетели.

Станция: «Отгадай-ка».

-На этой станции Вы будете работать в парах.

-Давайте вспомним правила работы в парах; и проговорим их.

-Достаньте из зелёного конверта карточку №2.

Задание:

Найдите неповторяющиеся буквы и сложите фамилию писателя.

Д 

Б

Р 

 А

В

 Г

Е

 У

Н 

Ж

С 

З

Е

К 

В

 И

Ж

З

Й 

Б



- В таблице буквы, посмотрите очень внимательно, зачеркните одинаковые.

-Какая фамилия у вас получилась?

- Совершенно верно.

-Давайте попробуем сформулировать тему урока.

Правильно, тема нашего урока:

«Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

-Давайте поставим цель нашего урока.



Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Ответы учащихся (Да/Нет).



Ответы учащихся.









Читают четверостишие разными способами.


Подобные упражнения развивают быстроту чтения, ведь чтение должно быть выразительным, иногда нужно прочитать жалостливо, в другой раз раздражённо или вопросительно

Ответы учащихся (Да).




Открывают конверт, достают карточку №1. Записывают смысл фразы.









Ответы учащихся («мы не знаем»).


Ответы: (Да/Нет)










Проговаривают правила работы в парах.

-Достают карточку №2.






Работают в парах, «складывают» фамилию автора.












В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным».










Формулируют цель урока.

Цель: познакомиться с биографией В.Ю Драгунского и его произведением «Тайное становится явным».

Ф




















Ф




















Ф






И











Ф









П
















П







Ф, П












Ф

Презентация, интерактивная доска, дидактический материал.

Личностные: положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные:

Р: определять тему и формулировать цель на уроке.

К: слушать учителя и одноклассников.



















Личностные: положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные:

Р: определять тему и формулировать цель на уроке.

К: слушать учителя и одноклассников.







Личностные: положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные:

Р: определять тему и формулировать цель на уроке.

К: слушать учителя и одноклассников.















Личностные: положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные:

Р: определять тему и формулировать цель на уроке.

К: слушать учителя и одноклассников.

















Личностные: положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные:

Р: определять тему и формулировать цель на уроке.

К: слушать учителя и одноклассников.

II. Проектировочный

Развивать умение обучающихся планировать свои действия для достижения цели.

Словесный (беседа), наглядный (презентация)


. Для достижения цели, нужно составить план урока.

1 Знакомство с биографией Ю. Драгунского;

2. Познакомиться с незнакомыми словами;

3. Прочитать рассказ «Тайное становится явным» и ответить на вопросы.
























Составляют план, совместно с учителем.

Ф

Презентация

Метапредметные:

Р: составлять план работы.

К: слушать учителя и одноклассников

III. Процессуальный

Реализация плана изучение корректирование учебных действий обучающихся

Словесный (беседа), наглядный (учебник)

И следующая станция, называется: «Биография».

Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Америке, где его родители получали образование. После рождения сына возвратились в Россию. Рано потеряв отца, с 16 лет начал самостоятельную жизнь: работал актером кино и театра, был цирковым клоуном. Написал несколько повестей, много юмористических рассказов. Когда у Виктора Драгунского родился сын – Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы».

Это веселые и жизнерадостные рассказы о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Примером главного героя этих рассказов был сын Драгунского – Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателяОсобенно любил Виктор Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями.

-Ребята, как Вы думаете каким человеком был В. Драгунский?



- Совершенно верно, поэтому множество своих рассказов он посвятил детям.

- Какая самая известная его книга?



-Из сборника «Денискины рассказы» в нашем учебнике на странице 161 поместили рассказ с необычным названием. Прочитайте это название.



- Как вы понимаете, слово «тайна»?

















-Как вы понимаете слово «явное»?





- Но прежде чем прочитать рассказ, давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом произведении.

-Ребята, у которых под стулом наклеена карточка, выходят к доске. И сейчас расскажут нам о незнакомых нам словах.













-А сейчас подготовим чтение трудных слов из произведения, что поможет вам более выразительно и бегло прочитать текст.

-Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным. Давайте найдем значение этого слова в толковом словаре.

















Следующее слово «клевета» – что оно обозначает?

-Прочитаем значение этого слова из толкового словаря.









-Какие слова мы называем синонимами?











-Давайте попробуем подобрать синонимы, к слову «клевета».



Последнее слово «язвительный» – что это значит?











-А мы летим на следующую станцию: «Отдохни-ка»

Потрудились — отдохнём

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать.

(Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять.

(Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

Отдохнули?

-Полетели дальше.



Станция: «Почитай-ка»

Знакомство с произведением

(первичное чтение с остановками)

Чтение учителя до слов: - «Ложись-ка спать»



- Подумайте, что может произойти дальше?



- А сейчас вы сходите в разведку. Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения.

- Вы прочитаете вторую часть рассказа, и после возвращения из разведки должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее.

- Можно пользоваться карандашом, чтобы делать пометки в тексте.

- Что Дениска сделал с кашей?

(Показ иллюстрации, на слайде)

- Чем, по-вашему, закончится рассказ?





Продолжаем чтение, цепочкой по одному абзацу до слов «Я как на него взглянул…»

-Почему Денис понял, что в Кремль он не пойдёт?

-Чтение произведения до конца.

-Ребята, как выдумаете, понял ли Денис смысл слов: «Тайное становится явным» без маминого объяснения?



-Совершенно верно.





-Ребята, первой станции вы все писали смысл, фразы «Всё тайное становится явным», давайте послушаем и проверим правильны ли были ваши суждения.

-Те, у кого суждение оказалось верным, нарисуйте карандашом весёлый смайлик, а у кого были неточности-грустный.

Готовы путешествовать дальше?



-Следующая станция: «Викторина»

Достаньте из зелёного конверта, карточку №3.

У Вас нарисована таблица, в которую вы будете вписывать варианты ответов.



Вопроса

Ответ

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.




-В конце викторины, мы проверим их правильность.

Вы готовы?

1.Как зовут главного героя?

а. Мишка

б. Дениска

в. Вовка.

2. Куда хотела мама отвести Дениску?

а. в Кремль

б. в Грановитую палату

в. в цирк.

3. Какая каша была предложена на завтрак?

а. манная

б. гречневая

в. овсяная.

4. Что сделал Дениска с кашей?

а. съел

б. выбросил в окно

в. отдал собаке.

5. Куда шел гражданин, на шляпу которого упала каша?

а. в магазин за покупками

б. в театр на спектакль

в. фотографироваться.

6. Как мама отнеслась к поступку Дениски?

а. обрадовалась

б. заплакала

в. ужасно рассердилась.

7. Какой вывод для себя из этого случая сделал Дениска?

а. Я все равно пойду в Кремль!

б. Тайное всегда становится явным.

в. Я весь вечер проведу в углу.

Ребята, обменяйтесь карточками с соседом по парте. Сейчас мы будем проверять правильность ваших ответов.

-Если ответ правильный, рядом вы ставите знак «+», если неверный знак «-».

-Проверяем.



-Поднимите руку, у кого нет ни одного минуса?

-Поднимите руку, у кого есть один минус?

-Поднимите руку, у кого .есть два и более минусов?

-Молодцы! Вы хорошо запомнили содержание текста.

Работа над пословицами

-Прочитайте пословицы. Какая из них более подходит к содержанию текста Драгунского.

Кашу свари, да еще и в рот положи.

Игра не доводит до добра.

Сначала думай, а потом делай.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.





Давайте составим цитатный план этого рассказа. Расставьте их по порядку происходящих в тексте действий.

(Работа на интерактивной доске)

«Ты должен съесть все до конца»

«А я остался с кашей наедине»

«Вы выливаете разную гадость за окно!»

«Ты это запомнил на всю жизнь?»

5. “Видеть не могу манную кашу!”











Чему может научить эта случившаяся история с манной кашей?











Внимательно слушают биографию В.Ю. Драгунского.





























Отвечают на вопросы.

(трудолюбивым, талантливым, настойчивым, упорным, весёлым, с чувством юмора.)




Предлагают варианты ответов. («Денискины рассказы»).

Читают название рассказа: «Тайное становится явным»



Предлагают варианты ответов.

Тайна –

1) то, что скрывают от других, что не всем известно;

2) нечто неразгаданное, неясное;

3) скрытая причина чего-нибудь.

Явным – известным, всем доступным, очевидным, видимым.




-Ищут карточку.


Пересказ сообщений, ранее подготовленных учениками по темам.

(«Грановитая палата»-1 ученик;

«Царь-колокол»-2 ученик;

«Царь-пушка»-3 ученик;

«Иван Грозный»-4 ученик.










Ищут в толковом словаре, значение слова «интеллигентный»

Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.


Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Синонимы-это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение.

Синонимы: ложь, враньё, выдумка.


Злобно-насмешливый, стремящийся досадить.

Подберём синонимы:

злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий.




-Выполнение физминутки.





























Ответы учащихся.















Чтение до конца первой части, по «цепочке».

Ответы учащихся.



















Ответы учащихся.



Предлагают варианты ответов, чем может закончится рассказ.

Читают рассказ.



Ответы учащихся.





-Ответы детей.

Денис всё понял сразу же, как только увидел вошедшего незнакомого мужчину в шляпе с кашей на голове.

Рисуют грустный или весёлый смайлик на карточке.









Ответы учащихся.



Достают карточку, №3.































Ответы учащихся (Да).



Отвечают на вопросы викторин; записывают результат в таблицу.





























Отвечают на вопросы викторин; записывают результат в таблицу.





























Проверяют ответы, по слайду.





-Поднимают руки











Ответы учащихся:

1.Подходит для мамы Дениски, когда она его просит съесть кашу.

2. Подходит для самого Дениски, когда он пересилил себя и подошёл к маме со словами признания







Составляют цитатный план:

1. “Видеть не могу манную кашу!”

2. “А я остался с кашей наедине”.

3.“Ты должен съесть все до конца!”

4.“Вы выливаете разную гадость за окно!”

5.“Ты это запомнил на всю жизнь?”




Случившаяся неприятная история с манной кашей, конечно, научила Дениса Кораблева сначала думать, а потом делать. Он понял, что все плохие поступки рано или поздно становятся известными.



Ф










































Ф



























Ф


































Ф, П






























































Ф



































































































П, И



























И































































Презентация, дидактический материал, интерактивная доска.















































Учебник

























Дидактический материал































Дидактический материал

























































































Учебник

































Учебник
































Проектор, интерактивная доска


Метапредметные:

Р-работать по составленному плану;

К-рассуждать, доказывать свою точку зрения

Предметные:

Отвечать на неза­планированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.




















Метапредметные:

Р-работать по составленному плану;

К-рассуждать, доказывать свою точку зрения

Предметные:

Отвечать на неза­планированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.















































Метапредметные:

Р-работать по составленному плану;

К-рассуждать, доказывать свою точку зрения

Предметные:

Отвечать на неза­планированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.



















Метапредметные:

Р-работать по составленному плану;

К-рассуждать, доказывать свою точку зрения

Предметные:

Отвечать на неза­планированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.




Метапредметные:

Р-работать по составленному плану;

К-рассуждать, доказывать свою точку зрения

Предметные:

Отвечать на неза­планированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.












Метапредметные:

Р-работать по составленному плану;

К-рассуждать, доказывать свою точку зрения

Предметные:

Отвечать на неза­планированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.





Метапредметные:

Р-работать по составленному плану;

К-рассуждать, доказывать свою точку зрения

Предметные:

Отвечать на неза­планированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.
























Метапредметные:

Р-работать по составленному плану;

К-рассуждать, доказывать свою точку зрения

Предметные:

Отвечать на неза­планированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.




















Метапредметные:

Р-работать по составленному плану;

К-рассуждать, доказывать свою точку зрения

Предметные:

Отвечать на неза­планированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.










Метапредметные:

Р-работать по составленному плану;

К-рассуждать, доказывать свою точку зрения

Предметные:

Отвечать на неза­планированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.













Метапредметные:

Р-работать по составленному плану;

К-рассуждать, доказывать свою точку зрения

Предметные:

Отвечать на неза­планированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.

























































Метапредметные:

Р-работать по составленному плану;

К-рассуждать, доказывать свою точку зрения

Предметные:

Отвечать на неза­планированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.












Метапредметные:

Р-работать по составленному плану;

К-рассуждать, доказывать свою точку зрения

Предметные:

Отвечать на неза­планированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.






Метапредметные:

Р-работать по составленному плану;

К-рассуждать, доказывать свою точку зрения

Предметные:

Отвечать на неза­планированные вопросы; оказывать помощь товарищам и принимать их помощь.


IV. Рефлексивно-оценочный

Оценивание деятельности и подведение итогов

Словесный

(беседа)

-Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?











-Достигли мы поставленной цели?

- Какой урок для себя вы извлекли из рассказа?

- Как вы считаете, достигли ли мы цели?














Я предлагаю Вам оценить свою работу на уроке.

На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…;

«Я похвалил бы себя за …»;

«Особенно мне понравилось …»;

«Сегодня мне удалось…»

-Молодцы!

-Ребята, у каждого из вас на столе лежат карточки.

-Поднимите зелёную карточку, если урок Вам понравился, и вы легко справились со всеми заданиями.

Поднимите жёлтую карточку, если урок вам понравился, но при выполнении заданий у вас возникали трудности.

Поднимите красную карточку, если урок вам не понравился и возникло много трудностей при решении задач.

- Спасибо Вам за урок, вы сегодня активно работали. Урок окончен.


Вспоминают цель урока.

-Цель: познакомиться с биографией В.Ю. Драгунского и его произведением «Тайное становится явным»





Нужно всегда говорить правду. Не совершать таких поступков, за которые было бы очень стыдно. Ну, а если поступил нечестно, нужно признаться, потому что когда -то об этом все равно узнают.




Ответы учащихся.










-Показывают карточки.

Ф

Презентация.

Метапредметные:

Р: оценивать свою деятельность.

К: слушать учителя и одноклассников.





Метапредметные:

Р: оценивать свою деятельность.

К: слушать учителя и одноклассников.


















Метапредметные:

Р: оценивать свою деятельность.

К: слушать учителя и одноклассников.











Метапредметные:

Р: оценивать свою деятельность.

К: слушать учителя и одноклассников.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации