12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Светлана Владимировна2223
Работаю в школе учителем начальных классов. Имею первую квалификационную категорию.
Россия, Приморский край, Артём
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Технологическая карта урока литературное чтение

Тема урока : В. Осеева «Плохо»

Цели: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведения; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты

Предметные: умение выразительно читать стихотворения наизусть перед классом, умение находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы; делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план рассказа.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на поступки людей по отношению к животным; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к «братьям нашим меньшим».

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам, устанавливать причинно-следственную связь между поступками героев, понимать символы, знаки.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками в совместной деятельности, участвовать в диалоге, вырабатывая общую позицию по теме обсуждения.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.

Образовательные ресурсы: таблицы для чтения; энциклопедия о животных; изображения животных.

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

1. Конкурс рисунков о собаках.

2. Выразительное чтение стихотворений.

Отгадайте загадку:

Знают взрослые и дети,

Кто самый верный друг на свете.

(Собака.)

Объясните, вы как догадались?

II. Постановка цели урока.

Прочтите слова в каждом столбике:

большой маленький

лохматый пушистый

зубастый усатый

страшный беззащитный

Как вы думаете, кого можно описать с помощью слов из первого столбика? (Собаку.)

С помощью слов из второго столбика? (Котёнка.)

Сегодня мы прочитаем рассказ о беззащитном котёнке и свирепой собаке.

III. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

Прочтите чистоговорки.

Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

Оч-оч-оч – наступила ночь.

Су-су-су – было холодно в лесу.

Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.

2. Отработка навыка чтения.

Читайте быстро, четко. Не ошибайтесь!

роза трава телефон

дым слон соловей

конь дрозд раковина

перо копьё ромашка

дыня сокол корзина

пояс рог русалка

коза топор тарелка

рама пенал дорожка

Читайте слова, которые начинаются на букву «Р»; на букву «Д»; на букву «К».

Читайте слова – названия животных, названия растений.

3. Чтение рассказа В. Осеевой «Плохо».

Прочтите название рассказа.

Кто его автор?

Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чём это произведение?

Приходилось ли вам когда-либо защищать животных?

Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

я-рост-но – яростно

при-па-да-я – припадая

на пе-ред-ни-е – на передние

при-жав-шись – прижавшись

взъе-ро-шен-ный – взъерошенный

рас-кры-вал – раскрывал

не-по-да-лё-ку – неподалёку

по-спеш-но – поспешно

у-ди-ви-лись – удивились

Прочтите рассказ цепочкой по предложению.

4. Анализ произведения.

О ком вы прочитали?

На кого лаяла собака?

Как вел себя котёнок?

Где стояли ребята?

Как они себя вели?

Кто спас котёнка от собаки?

Чему удивились мальчики?

Чем можно объяснить поведение ребят: нерешительностью, испугом, равнодушием, любопытством, плохим воспитанием?

Как отнеслась к их поступку женщина?

Как бы вы поступили на месте этих мальчиков?

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. Подскоки на правой ноге.

И на этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. Подскоки на левой ноге.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. Бег на месте.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. Прыжки на месте на обеих ногах.

Стоп! Немного отдохнём

И домой пешком пойдём. Ходьба на месте.

IV. Закрепление нового материала.

1. Выразительное чтение рассказа «Плохо».

С какой интонацией надо прочитать слова автора?

Как автор относится к котёнку?

Как надо прочитать слова женщины?

С какой интонацией звучат слова мальчиков?

Прочтите рассказ выразительно по ролям.

2. Подготовка к пересказу.

На сколько частей можно разделить текст?

Прочтите первую часть. Озаглавьте её.

Кто пришел на помощь?

Прочтите вторую часть. Как её озаглавить?

Прочтите третью часть. Озаглавьте её.

Запись плана на доске:

1. Собака и котёнок.

2. Спасение котёнка.

3. Вам не стыдно?

Используя план, перескажите рассказ В. Осеевой «Плохо».

3. Игры Деда Буквоеда.

Игра «Девять котов».

Этот «кот» из фланели сшит. (Кофта.)

Этот «кот» на Луну спешит. (Космонавт.)

Этот «кот» из подземных мест. (Крот.)

Этот «кот» хворостинки ест. (Костёр.)

Этот «кот» в рукаве живёт. (Локоть.)

Этот «кот» на руках идёт. (Акробат.)

Этот «кот» вызывает смех. (Щекотка.)

Этот «кот» восхищает всех. (Красота.)

Этот «кот» проглотил письмо:

На боку – слова, на плече – клеймо. (Конверт.)

V. Итог урока. Рефлексия.

С какими произведениями мы познакомились на уроке?

Чему нас учит рассказ В. Осеевой «Плохо»?

Какой совет вы дадите мальчикам?

-Кто собой доволен?


 

Дополнительный материал

Валентина Александровна Осеева (1902–1962) работала педагогом в детских колониях для беспризорников. Заслуги В. А. Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за свою повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи». В. А. Осеева пишет о детях, о человеческих качествах, о плохих и хороших поступках.

В. Осеева умела мастерски разговаривать с детьми. Этому способствовало то, что, работая воспитателем, хорошо изучила психологию детей разного возраста. Само начало её литературной деятельности связано с тем, что она сочиняла для детей устные рассказы, придумывала сценки, писала пьесы и киносценарии.

В конце 30-х – начале 40-х гг. рассказы писательницы печатались в журналах «Затейник», «Мурзилка», «Дружные ребята». Неоднократно переиздавался и переиздаётся до сих пор ее сборник «Волшебное слово». Рассказ, давший название этому сборнику, был написан в 1944 г. Этот рассказ чем-то напоминает народную сказку социально-бытового плана. Павлику, обиженному на брата и на взрослых, встретился «маленький старичок с длинной седой бородой» и научил его «волшебному слову», которое помогает выполнять все желания мальчика. Но важно то, что слово-то всем хорошо знакомо, что старичок не прибегает к помощи чудесной силы или к чудесным превращениям. Важно другое: мальчик легко принял игру в волшебство, в сказку. Проверяя действие этого слова, он каждый раз с радостью говорит себе: «Волшебник! Волшебник!».

Литература

1. Диск Поурочные планы 1 класс, издательство "Учитель"

www.uchitel-izd.ru

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»

Комментарии (2)

Касимова Людмила Михайловна, 31.05.17 в 11:14 0 Ответить Пожаловаться
Светлана Владимировна, а у вас не требуют прописывать в технологической карте УУД к каждому этапу урока? У нас с этим очень строго. Особенно в началке.
Светлана Владимировна, 01.06.17 в 09:20 0 Ответить Пожаловаться
Нет, Людмила Михайловна, пока не требуют...
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.